|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник публикации 8 страница- самооценка ключевых элементов; - подробная самооценка элементов на основе настоящего стандарта; - самооценка детализированных элементов на основе настоящего стандарта с добавлением дополнительных или новых критериев или уровней; b) в определении ответственного за самооценку и сроков ее проведения; c) в определении порядка проведения самооценки - либо группой (межфункциональной или другой соответствующей группой), либо отдельными исполнителями. Процессу самооценки может способствовать назначение координатора; d) в определении уровня зрелости по каждому отдельному процессу организации. Это осуществляется путем сопоставления текущего положения дел в организации с примерами, перечисленными в таблицах, и путем определения элементов, уже применяемых организацией, начиная с уровня 1 и переходя к более высоким уровням зрелости. Текущий уровень зрелости считается наивысшим достигнутым уровнем зрелости без каких-либо предшествующих расхождений; e) в обобщении результатов в отчете. Это позволяет фиксировать результаты, достигнутые за определенный период времени, и облегчает обмен информацией как в рамках организации, так и за ее пределами. Использование в таком отчете графических изображений помогает передаче результатов (пример на рисунке A.2); f) в оценке текущей эффективности процессов организации и выявлении участков, требующих совершенствования и (или) нововведений. Такие возможности должны быть выявлены в рамках процесса, и в результате оценки должен быть разработан план действий.
Рисунок A.2. Иллюстрация результатов самооценки
Организация может характеризоваться разными уровнями зрелости по каждому из элементов. Анализ расхождений может помочь высшему руководству в планировании и определении первоочередных мер по улучшению и (или) инновационных инициатив, необходимых для перевода отдельных элементов на более высокий уровень. A.6. Результаты самооценки и планирование улучшений и инноваций По результатам проведения самооценки должен быть составлен план улучшений и (или) инноваций, который будет использован в качестве исходной информации при проведении планирования и анализа со стороны высшего руководства на основе элементов настоящего стандарта. Информация, полученная в результате самооценки, может также использоваться: - для стимулирования сравнительного анализа и обмена знаниями в рамках организации (сравнения могут проводиться между процессами организации и, при необходимости, между подразделениями); - для бенчмаркинга с другими организациями; - для мониторинга прогресса, достигнутого организацией за определенный период времени, путем проведения периодических самооценок; - для выявления участков, требующих совершенствования, и установления приоритетных направлений. На данном этапе организации следует распределить ответственность за выбранные действия, оценить и выделить требуемые ресурсы и определить ожидаемые выгоды и любые связанные с ними риски.
Приложение B (справочное)
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
B.1. Введение В настоящем приложении содержится описание восьми принципов менеджмента качества, лежащих в основе международных стандартов на системы менеджмента качества ИСО серии 9000. Эти принципы могут использоваться высшим руководством в качестве руководящих указаний по повышению эффективности деятельности организации. Данные принципы заимствованы из коллективного опыта и знаний международных экспертов, участвующих в деятельности ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества", который несет ответственность за разработку и ведение стандартов ИСО серии 9000. В настоящем приложении дано стандартизированное описание данных принципов. Помимо этого в нем приведены примеры преимуществ, получаемых от их использования, и мер, которые, как правило, принимают руководители в связи с использованием данных принципов для совершенствования деятельности организации. B.2. Принцип 1: Ориентация на потребителя Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. a) Основные преимущества: - рост доходов и увеличение доли рынка за счет гибкого и быстрого реагирования на возможности рынка; - более высокая результативность использования ресурсов организации для более полного удовлетворения потребностей потребителей; - повышение лояльности потребителей, ведущее к повторным сделкам. b) Применение принципа ориентации на потребителя ведет, как правило, к: - изучению и пониманию потребностей и ожиданий потребителей; - обеспечению связи целей в области качества организации с потребностями и ожиданиями потребителей; - доведению потребностей и ожиданий потребителей до всех работников организации; - измерению удовлетворенности потребителей и принятию мер исходя из полученных результатов; - систематическому менеджменту отношений с потребителями; - обеспечению сбалансированного подхода к удовлетворению потребностей потребителей и других заинтересованных сторон (таких как владельцы, работники, поставщики, финансирующие организации, местное сообщество и общество в целом). B.3. Принцип 2: Лидерство руководителей Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. a) Основные преимущества: - работники будут понимать цели и задачи организации и иметь стимулы к их выполнению; - деятельность оценивается, согласовывается и осуществляется на общей основе; - обеспечение обмена информацией между различными уровнями организации. b) Применение принципа лидерства руководителей ведет, как правило, к: - принятию во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, работников, поставщиков, финансирующие организации, местные сообщества и общество в целом; - формированию четкого видения будущего организации; - постановке смелых целей и задач; - созданию и поддержанию общих ценностей, беспристрастности и определению этики поведения на всех уровнях организации; - созданию атмосферы доверия и работы без страха; - обеспечению работников необходимыми ресурсами, подготовкой и свободой действия в рамках ответственности; - воодушевлению, поощрению и признанию вклада работников. B.4. Принцип 3: Вовлечение работников Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. a) Основные преимущества: - мотивированные, преданные и вовлеченные кадры организации; - инновационный и творческий подход к достижению целей организации; - ответственность работников за свою деятельность; - готовность работников участвовать и вносить свой вклад в непрерывное совершенствование. b) Применение принципа вовлечения работников ведет, как правило, к: - пониманию работниками важности своего вклада и роли в организации; - выявлению работниками факторов, мешающих их деятельности; - принятию работниками на себя ответственности за решение проблем; - оцениванию работниками своей деятельности в сравнении с личными целями и задачами; - активному поиску работниками возможностей для повышения своей компетентности, знаний и опыта; - свободной передаче работниками своих знаний и своего опыта; - открытому обсуждению работниками проблем и вопросов. B.5. Принцип 4: Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. a) Основные преимущества: - снижение затрат и сокращение продолжительности производственных циклов за счет результативного использования ресурсов; - более точные, непротиворечивые и прогнозируемые результаты; - сфокусированное внимание на возможностях улучшения и расстановка их по приоритетам. b) Применение принципа процессного подхода ведет, как правило, к: - систематическому определению действий, необходимых для получения желаемого результата; - установлению четкой ответственности за менеджмент основных видов деятельности; - анализу и измерению возможностей основных видов деятельности; - определению взаимодействий основных видов деятельности в рамках подразделений организации и между ними; - ориентации на такие факторы, как ресурсы, методы и материалы, способствующие улучшению основных видов деятельности организации; - оцениванию рисков, последствий и влияний деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны. B.6. Принцип 5: Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности достижения организацией поставленных целей. a) Основные преимущества: - интеграция и увязка процессов, которые в наибольшей степени способствуют достижению желаемых результатов; - способность акцентировать усилия на ключевых процессах; - обеспечение уверенности заинтересованных сторон в согласованности, результативности и эффективности деятельности организации. b) Применение принципа системного подхода к менеджменту ведет, как правило, к: - структурированию системы для достижения целей организации наиболее результативным и эффективным образом; - пониманию взаимозависимости процессов в системе взаимозависимостей между процессами системы; - структурированным подходам, ведущим к гармонизации и интеграции процессов; - обеспечению лучшего понимания роли и ответственности функций и обязанностей, необходимых для достижения общих целей и, следовательно, для снижения межфункциональных барьеров; - пониманию возможностей организации и определению необходимых ресурсов до начала осуществления действий; - установлению целей и определению порядка выполнения конкретных действий в рамках системы; - постоянному улучшению системы путем измерения и оценивания. B.7. Принцип 6: Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. a) Основные преимущества: - повышение эффективности за счет совершенствования возможностей организации; - увязка мер по совершенствованию на всех уровнях со стратегическими задачами организации; - гибкость быстрого реагирования на благоприятные возможности. b) Применение принципа постоянного улучшения ведет, как правило, к: - развертыванию по всей организации согласованного подхода к постоянному улучшению ее деятельности; - обучению работников средствам и методам постоянного улучшения; - превращению постоянного улучшения продукции, процессов и систем в задачу каждого работника организации; - разработке целей для того, чтобы направлять и отслеживать улучшения; - признанию и поощрению за улучшения. B.8. Принцип 7: Принятие решений, основанных на фактах Результативные решения основываются на анализе данных и информации. a) Основные преимущества: - решения, обеспеченные информацией; - повышение способности подтвердить результативность прошлых решений путем ссылки на фактические зарегистрированные данные; - возросшая способность к анализу, высказыванию сомнений и изменению мнений и решений. b) Применение принципа принятия решений, основанного на фактах, ведет, как правило, к: - обеспечению уверенности в достоверности и точности данных и информации; - доступности данных тем, кто в них нуждается; - анализу данных и информации с использованием апробированных методов; - принятию решений и действий на основе фактического анализа, сбалансированного с учетом опыта и интуиции. B.9. Принцип 8: Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность. a) Основные преимущества: - повышение способности создавать ценность для обеих сторон; - гибкость и быстрота совместного реагирования на изменения рынка или потребности и ожидания потребителей; - оптимизация затрат расходов и ресурсов. b) Применение принципа взаимовыгодных отношений с поставщиками ведет, как правило, к: - установлению отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных достижений и долгосрочных планов; - объединению знаний, опыта и ресурсов с партнерами; - определению и выбору основных поставщиков; - четкому и открытому обмену информацией; - обмену информацией и планами на будущее; - ведению совместно разработанной и улучшенной деятельности; - воодушевлению, поощрению и признанию поставщиков за улучшения и достижения.
Приложение C (справочное)
СООТВЕТСТВИЕ ИСО 9004:2009 И ИСО 9001:2008
Таблица C.1 показывает степень соответствия ИСО 9001:2008 и ИСО 9004:2009 и то, насколько оба стандарта дополняют друг друга.
Таблица C.1
Соответствие ИСО 9004:2009 и ИСО 9001:2008
Стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться организациями для внутренних целей, для проведения сертификации или для заключения контрактов, и акцентирует внимание на результативности системы менеджмента качества в свете выполнения требований потребителей. Стандарт ИСО 9004 дает методические указания организациям, высшее руководство которых хочет пойти дальше требований стандарта ИСО 9001, изучать потребности и ожидания всех заинтересованных сторон и возможность их удовлетворения посредством систематического и постоянного повышения эффективности деятельности организации.
Приложение D (обязательное)
СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ССЫЛОЧНОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ISO 9001:2008. Quality management systems - Requirements [2] ISO 10001. Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for codes of conduct for organizations [3] ISO 10002. Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for complaints handling in organizations [4] ISO 10003. Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for dispute resolution external to organizations [5] ISO/TS 10004. Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for monitoring and measuring <1> -------------------------------- <1> На стадии разработки.
[6] ISO 10005. Quality management systems - Guidelines for quality plans [7] ISO 10006. Quality management systems - Guidelines for quality management in projects [8] ISO 10007. Quality management systems - Guidelines for configuration management [9] ISO 10012. Measurement management systems - Requirements for measurement processes and measuring equipment [10] ISO/TR 10013. Guidelines for quality management system documentation [11] ISO 10014. Quality management - Guidelines for realizing financial and economic benefits [12] ISO 10015. Quality management - Guidelines for training [13] ISO/TR 10017. Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000 [14] ISO 10019. Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services [15] ISO 14001. Environmental management systems - Requirements with guidance for use [16] ISO 14040. Environmental management - Life cycle assessment - Principles and framework [17] ISO 14044. Environmental management - Life cycle assessment - Requirements and guidelines [18] ISO/TR 14047. Environmental management - Life cycle impact assessment - Examples of application of ISO 14042 <2> [19] ISO/TS 14048. Environmental management - Life cycle assessment - Data documentation format [20] ISO/TR 14049. Environmental management - Life cycle assessment - Examples of application of ISO 14041 to goal and scope definition and inventory analysis <2> -------------------------------- <2> Стандарты ИСО 14041:1998 и ИСО 14042:2000 заменены стандартами ИСО 14040:2006 и ИСО 14044:2006.
[21] ISO/TR 14062. Environmental management - Integrating environmental aspects into product design and development [22] ISO 19011. Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing [23] ISO 26000. Guidance on social responsibility <1> [24] ISO/IEC 27000. Information technology - Security techniques - Information security management systems - Overview and vocabulary [25] ISO/IEC 27001. Information technology - Security techniques - Information security management systems - Requirements [26] ISO 31000. Risk management - Principles and guidelines [27] ISO/IEC 90003. Software engineering - Guidelines for the application of ISO 9001:2000 to computer software [28] IEC 60300-1. Dependability management - Part 1: Dependability management systems [29] IEC 61160. Design review [30] OHSAS 18001. Occupational health and safety management systems - Requirements [31] OHSAS 18002. Occupational health and safety management systems - Guidelines for the implementation of OHSAS 18001 [32] Quality management principles <3>, ISO, 2001 [33] ISO 9000 - Selection and use <3>, ISO, 2008 -------------------------------- <3> Доступна на сайте http://www.iso.org или http://www.iso.org/tc176/sc2.
[34] Guidance on the Concept and Use of the Process Approach for management systems <4>, ISO, 2008 -------------------------------- <4> Доступна на сайте: http://www.iso.org/tc176/sc2.
[35] ISO 9001 for Small Businesses - What to do; Advice from ISO/TC 176 <5>, ISO, 2002 -------------------------------- <5> Подлежит доработке для приведения в соответствие с ИСО 9001:2008.
[36] The integrated use of management system standards, ISO, 2008 [37] ISO Management Systems <6> -------------------------------- <6> Журнал выходит раз в два месяца, дает всесторонний обзор международных событий, связанных со стандартами ИСО на системы менеджмента, включая их внедрение различными организациями по всему миру. Доступен в центральном секретариате ИСО (sales@iso.org).
[38] Reference web sites: http://www.iso.org http: //www.tc176.org http://www.iso.org/tc176/sc2 http://www.iso.org/tc176/ISO9001AuditingPracticesGroup.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|