Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Источник публикации 3 страница



- создание ценностей организации на основе ее миссии, видения и стратегий;

- поддержку инициатив, связанных с обучением, и подтверждение высшим руководством своей лидирующей роли;

- развитие связей, стимулирование возможностей взаимодействия, интерактивности и обмена знаниями как внутри, так и вне организации;

- поддержание в должном состоянии систем обучения и совместного использования знаний;

- стимулирование, моральное и материальное поощрение повышения квалификации персонала за счет обучения и совместного использования знаний;

- высокую оценку творческого подхода, поддержку многообразия мнений различных работников организации.

Оперативный доступ к таким знаниям и их использование могут повысить способность организации управлять своим устойчивым успехом и поддерживать его на должном уровне.

 

Приложение A

(справочное)

 

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ

 

A.1. Введение

Самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном.

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий.

Организации следует использовать самооценку для выявления возможностей для совершенствования и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха. Результаты самооценки показывают сильные и слабые стороны, уровень зрелости организации и, в случае повторного проведения, достижения организации за определенный период времени. Результаты самооценки организации могут представлять собой ценную информацию для анализов со стороны руководства. Помимо этого самооценка может стать средством обучения, способным дать более правильное представление об организации и стимулировать вовлечение заинтересованных сторон.

Методика самооценки, приведенная в настоящем приложении, основана на указаниях, содержащихся в настоящем стандарте, и включает отдельные таблицы самооценки для ключевых элементов и деталей. Таблицы самооценки могут использоваться в представленном виде или могут быть адаптированы к требованиям организации.

Примечание. В отличие от самооценки аудиты используются для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Выводы аудитов используются для оценки результативности системы менеджмента качества и для выявления возможностей для совершенствования.

 

A.2. Модель зрелости

Зрелая организация функционирует результативно и эффективно и добивается устойчивого успеха. Это во многом зависит от руководителей организации, которые:

- понимают и удовлетворяют потребности и ожидания заинтересованных сторон;

- ведут мониторинг изменений в среде организации;

- выявляют возможные области, требующие улучшения и инноваций;

- определяют и развертывают стратегию и политику;

- устанавливают и структурируют цели;

- осуществляют менеджмент процессов и ресурсов;

- демонстрируют доверие к своим работникам, что ведет к росту мотивации, приверженности и вовлеченности;

- устанавливают взаимовыгодные отношения с поставщиками и другими партнерами.

В методике самооценки используются пять уровней зрелости, которые могут быть расширены для включения дополнительных уровней или так или иначе адаптированы к требованиям организации в случае необходимости. На рисунке A.1 приведен общий пример того, как критерии эффективности деятельности могут быть увязаны с уровнями зрелости в табличном формате. Организации следует анализировать свою деятельность относительно установленных критериев, выявлять текущие уровни зрелости и определять свои сильные и слабые стороны. Критерии, приведенные для более высоких уровней, в состоянии помочь организации в понимании проблем, требующих рассмотрения, и в определении улучшений, необходимых для достижения более высоких уровней зрелости. Таблицы A.1 - A.7 служат примерами заполнения таблиц на основе настоящего стандарта.

 


Уровень зрелости на пути к достижению устойчивого успеха

Ключевой элемент Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Уровень 4 Уровень 5
Элемент 1 Критерии 1 Базовый уровень       Критерии 1 Передовой опыт
Элемент 2 Критерии 2 Базовый уровень       Критерии 2 Передовой опыт
Элемент 3 Критерии 3 Базовый уровень       Критерии 3 Передовой опыт

 

Рисунок A.1. Базовая модель элементов и критериев

самооценки, соотносимых с уровнями зрелости

 

Таблица A.1

 

Самооценка ключевых элементов. Соотношение между

ключевыми элементами и уровнями зрелости

 

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Ключевой элемент │                                Уровень зрелости                                │

│            ├─────────────────┬──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤

│            │   I   │   II   │  III  │  IV   │   V   │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ На что     │ На продукцию, │ На потребителей │ На работников │ На сбалансиро- │ На сбалансиро- │

│ориентирован │акционеров  │и законодательные/│организации │ванный подход │ванный подход │

│менеджмент? │и некоторых │нормативные  │и некоторые │к потребностям │к новым     │

│            │потребителей │требования с │дополнительные │определенных │заинтересованным │

│ (Руководство) │при ситуативном │некоторой долей │заинтересованные │заинтересованных │сторонам.   │

│            │реагировании │структурированного│стороны.    │сторон.     │ Главной целью │

│            │на изменения, │реагирования │ Определены │ Постоянное │является    │

│            │проблемы и  │на проблемы  │и реализуются │совершенствование│достижение  │

│            │возможности │и возможности │процессы    │находится в │наивысшей   │

│            │            │             │реагирования │центре внимания │эффективности │

│            │            │             │на проблемы │организации │для своего класса│

│            │            │             │и возможности │            │            │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Каков подход │ Подход пассивный│ Подход пассивный │ Подход активный,│ Подход активный,│ Подход активный,│

│руководства? │и построен  │и основан    │и право принятия │характеризуемый │направленный │

│            │по командному │на решениях  │решений передано │активным участием│на обучение │

│ (Руководство) │принципу    │руководителей │трудовым    │работников  │и наделение │

│            │            │разного уровня │коллективам │организации в │полномочиями │

│            │            │             │            │принятии решений │работников  │

│            │            │             │            │            │всех уровней │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как принимаются │ Решения основаны│ Решения основаны │ Решения основаны│ Решения основаны│ Решения основаны│

│решения?    │на неофициальных │на потребностях │на стратегии │на развертывании │на потребности │

│            │данных,     │и ожиданиях  │и увязаны с │стратегии, исходя│в гибкости, │

│ (Стратегия │полученных с │потребителей │потребностями │из          │маневренности │

│и политика) │рынка и из других│             │и ожиданиями │производственной │и стабильности │

│            │источников  │             │заинтересованных │необходимости и │деятельности │

│            │            │             │сторон      │с учетом рабочих │            │

│            │            │             │            │процессов   │            │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как определяются│ Менеджмент │ Менеджмент  │ Менеджмент │ Менеджмент │ Менеджмент │

│ресурсы,    │ресурсов    │ресурсов     │ресурсов    │ресурсов    │и использование │

│необходимые │осуществляется │осуществляется │осуществляется │осуществляется │ресурсов    │

│для достижения │несистематически │результативно │эффективно  │эффективно и │спланированы, │

│результатов? │            │             │            │с учетом дефицита│эффективно  │

│            │            │                │            │ресурсов    │структурированы │

│ (Ресурсы)  │            │             │            │            │и отвечают  │

│            │            │             │            │            │требованиям │

│            │            │             │            │            │заинтересованных │

│            │            │             │            │            │сторон      │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как организована│ Несистемный │ Деятельность │ Деятельность │ Существует │ Существует │

│деятельность? │подход к      │организована по │организована в │система     │система     │

│            │организации │функциональному │рамках основанной│менеджмента │менеджмента │

│ (Процессы) │деятельности при │принципу при │на процессном │качества, которая│качества, которая│

│            │наличии только │наличии базовой │подходе системы │является    │способствует │

│            │некоторых   │системы качества │менеджмента │результативной │инновационному │

│            │основных рабочих │             │качества, которая│и эффективной, │подходу и   │

│            │процедур или │             │результативна │способствует │бенчмаркингу │

│            │инструкций  │             │и эффективна │прочным связям │и направлена │

│            │            │             │и обеспечивает │между процессами │на удовлетворение│

│            │            │             │необходимую │и обеспечивает │потребностей и │

│            │            │             │гибкость    │маневренность │ожиданий новых │

│            │            │             │            │и совершенст- │и существующих │

│            │            │             │            │вование.    │заинтересованных │

│            │            │             │            │ Процессы   │сторон      │

│            │            │             │            │направлены на │            │

│            │            │             │            │удовлетворение │            │

│            │            │             │            │потребностей │            │

│            │            │             │            │конкретных  │            │

│            │            │             │            │заинтересованных │            │

│            │            │             │            │сторон      │            │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как достигаются │ Достижение │ Достигаются │ Достигаются │ Имеют место │ Достигнутые │

│результаты? │результатов носит│некоторые    │прогнозируемые │последовательные,│результаты выше │

│            │случайный   │прогнозируемые │результаты, │позитивные, │средних     │

│ (Мониторинг │характер.   │результаты.  │особенно    │прогнозируемые │показателей │

│и измерение) │ Корректирующие │ Корректирующие │касающиеся  │результаты  │по отрасли и │

│            │действия не │и предупреждающие │конкретных  │с устойчивыми │поддерживаются │

│            │систематизированы│действия     │заинтересованных │тенденциями  │на данном уровне │

│            │            │систематизированы │сторон.     │            │в течение   │

│            │            │             │ Последовательный│            │длительного │

│            │            │             │подход к    │            │времени.    │

│            │            │             │использованию │            │ Улучшения  │

│            │            │             │мониторинга, │            │и инновации │

│            │            │             │измерений   │            │осуществляются │

│            │            │             │и улучшений │            │на всех уровнях │

│            │            │             │            │            │организации │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как        │ Используются │ Осуществляется │ Осуществляется │ Ключевые   │ Ключевые   │

│осуществляется │финансовые  │мониторинг   │мониторинг  │показатели  │показатели  │

│мониторинг  │показатели, │удовлетворенности │удовлетворенности│деятельности │деятельности │

│результатов? │показатели  │потребителей, │работников  │увязаны со  │включены в  │

│            │рентабельности │ключевых процессов│организации и   │стратегией  │мониторинг всех │

│ (Мониторинг │и производи- │жизненного цикла │заинтересованных │организации │процессов в │

│и измерение) │тельности труда │и эффективности │сторон      │и используются │реальном масштабе│

│            │            │деятельности │            │для мониторинга │времени, и  │

│            │            │поставщиков  │            │            │показатели  │

│            │            │             │            │            │деятельности │

│            │            │             │            │            │оперативно  │

│            │            │             │            │            │доводятся до │

│            │            │             │            │            │сведения всех │

│            │            │             │            │            │заинтересованных │

│            │            │             │            │            │сторон      │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как определяется│ Приоритетность │ Приоритетность │ Приоритетность │ Приоритетность │ Приоритетность │

│приоритетность │мер по улучшению │мер по улучшению │мер по улучшению │мер по улучшению │мер по улучшению │

│мер по улучшению?│зависит от  │зависит от   │зависит от  │зависит от  │зависит     │

│            │ошибок, претензий│удовлетворенности │потребностей │тенденций   │от сведений, │

│ (Улучшения, │или финансовых │потребителей или │и ожиданий  │и сведений,     │полученных  │

│инновации   │результатов │корректирующих │некоторых   │полученных от │от новых    │

│и обучение) │            │и предупреждающих │заинтересованных │заинтересованных │заинтересованных │

│            │            │действий     │сторон, а также │сторон, а также │сторон      │

│            │            │             │поставщиков │анализа     │            │

│            │            │             │и работников │социальных, │            │

│            │            │             │организации │экологических │            │

│            │            │             │            │и экономических │            │

│            │            │             │            │изменений   │            │

├─────────────────┼─────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ Как организован │ Обучение носит │ Работники   │ В рамках   │ В организации │ Процессы   │

│процесс обучения?│случайный   │организации  │организации │существует  │обучения,   │

│            │характер на │систематически │осуществляется │культура обучения│разработанные │

│ (Улучшения, │уровне отдельных │учатся на успехах │систематизирован-│и совместного │организацией, │

│инновации   │работников  │и неудачах   │ный процесс │использования │используются │

│и обучение) │            │организации  │совместного │знаний, которая │совместно с │

│            │            │             │обучения    │подлежит     │соответствующими │

│            │            │             │            │постоянному │заинтересованными│

│            │            │             │            │совершенствованию│сторонами и │

│            │            │             │            │            │способствуют │

│            │            │             │            │            │творческому и │

│            │            │             │            │            │инновационному │

│            │            │             │            │            │подходу     │

├─────────────────┴─────────────────┴──────────────────┴─────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.