Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как же личное самосознание совмещается с нашим исконным коллективизмом, с «соборностью»?



– Как же личное самосознание совмещается с нашим исконным коллективизмом, с «соборностью»?

– Я уже отмечал, что русская философия изначально придавала решающее значение человеческой личности. «В устройстве русской общественности личность есть первое основание» – подчеркивал Иван Киреевский, и эту идею на протяжении XIX в. развивала целая плеяда русских мыслителей. В частности, Н. Г. Дебольский обосновал единственно верное, на мой взгляд, понимание национального самосознания как составной части полноценного личного самосознания. И смешно слышать сегодня, что в русской мысли всегда «господствовала апология коллективизма», который иногда для пущей важности называют «соборностью».

Строго говоря, термин «соборность» имеет ясный смысл только в сфере церковной жизни, о чем неоднократно говорил А. С. Хомяков. А чего стоит наша политизированная «соборность», показывают хотя бы бесконечные раздоры политических организаций, каждая из которых украшает этим словом свои программы и уставы. И раздоры будут продолжаться, пока мы не усвоим: «Все коллективности, общество, государство – все это имеет смысл только как среда развития и жизни личности …и если мы ослабляем ее силу и способность творчества – мы губим все коллективности». Это слова Л. А. Тихомирова, который после долгих и драматических исканий пришел к идеям русских философов-персоналистов XIX в. Увы, наши современные патриоты, за самыми редкими исключениями, хотя частенько и называют Льва Тихомирова в числе своих «кумиров», в упор не желают видеть credo его политической философии: «Личность в политике есть первая реальность».

Что касается апологии коллективизма, то именно она пришла к нам с Запада, который всегда философски тяготел к какому-то «универсальному началу», от которого личность якобы производна, будь то «мировой дух» Гегеля, «человечество как Великое Существо» Огюста Конта, «коллективное бессознательное» Карла Юнга и т.д. и т.п. Даже западные «персоналисты», типа Э.Мунье, утверждают: «познать личность можно только как другую личность». Напротив, русская философия в том ее направлении, которое явно доминировало в XIX в., была метафизикой самосознания, настоящим исполнением завета: «Познай самого себя»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.