Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Николай ИЛЬИН: «Расцвет русской литературы неотделим от взлета национальной философии».



Николай ИЛЬИН: «Расцвет русской литературы неотделим от взлета национальной философии».

Николай Петрович Ильин – доктор физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета. Еще в конце 70-х годов XX века в ленинградском «самиздате» стали регулярно появляться его статьи и переводы, связанные с историей отечественной и западноевропейской философии. Сегодня он печатается в различных сборниках и периодических изданиях, читает курсы лекций по истории русской философии и по философии культуры в государственном университете культуры и искусств. Недавно в городе на Неве вышла в свет книга Николая Ильина «Трагедия русской философии». О переплетениях художественной литературы и метафизики в русской культуре с петербургским философом беседует Вячеслав Румянцев.

 

– Русская классическая литература отличалась философской насыщенностью. И ее творцы были мыслителями в не меньшей степени, чем прозаиками и поэтами. Может быть, России и не нужны философы как таковые, достаточно писателей?

– Ваш вопрос звучит почти риторически. Действительно, долгие годы нам внушалось прямо или исподволь: русская культура XIX в., которая получила мировое признание (Поль Валери говорил о ней как о третьем культурном чуде после классической Греции и эпохи Возрождения), была якобы лишена национальной философии как особой области творчества. Мол, Достоевский и Толстой – вот наши «главные философы» в XIX веке. Однако чем основательней я изучал философию, тем ясней понимал условность, даже несерьезность подобных заявлений. Философские труды любого «формата» имеют свое строение, существенно отличное от строения художественных произведений, свои законы развития «философских сюжетов», если угодно, свою характерную словесность.

Порою все это отражается в одном предложении. «Красота есть единственная потребность духа, которую может удовлетворить только материя» – в этих словах Н. Я. Данилевского я нахожу то философское проникновение в природу красоты, которое не могут заменить захватывающие рассуждения героев Ф.М. Достоевского. У нас же подобная «замена», искажающая подлинную картину русской культуры, обедняющая ее палитру, возведена чуть ли не в норму. Утверждать, что в русской культуре XIX века философия сводилась к «философическим мотивам» в художественной литературе, – значит, по сути дела, провозглашать «нищету» русской философии в эпоху расцвета национальной культуры. Но эта «нищета» – миф. Стоит отнестись к делу серьезно, и мы находим в нашем прошлом философию, которая занимала вполне достойное (и притом свое собственное) место в пространстве великой культурной эпохи, имела для этой эпохи исключительно важное духовное значение.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.