Как преподавать Библию 1 страница
Как преподавать Библию
Питер Ракман
Вступление.
Это первый (и, без сомнения, последний) раз, когда я решил написать о моем основном «призвании» в жизни - о моей профессии. До сих пор и этого избегал, довольствуясь тем, что писал об этой КНИГЕ, о ее друзьях и недоброжелателях. Я весьма в этом преуспел (около 90 книг и буклетов), и все это в некоторой степени, возможно, скрывает от читателя мое истинное призвание. Многие полагают, что мое призвание состоит в написании резких статей и книг, в которых я нападаю на братьев во Христе, «называю все своими именами» и «ставлю на свое место» тех, кто «не согласен со мной». Именно это впечатление складывается у слабого верующего, если все его занятия состоят в чтении «Бюллетня библейских верующих» и серии «Комментарии для библейского верующего». Профессора из Библейского баптистского колледжа, Университета Боба Джоунса, Университета Либерти, Христианской школы г. Пенсаколы и других подобных прибежищ Александрийского культа думают, что я посвятил всю свою жизнь «доставать» их с помощью печатного слова. Они так думают потому, что, не обладая мужеством (и толстой шкурой), реагируют на критику точно так же, как реагирует неспасенный гомосексуалист на проповедь о Рим.1 или Быт. 20. Они не могут вынести критику ВООБЩЕ, пусть даже этой критике посвящены одинокие странички (именно Боб Джонс III, в припадке самолюбия и ребячества назвал свой институт, эту свою золотую жилу, «Божиим заведением», хотя и знал отлично, что на земле такого никогда не существовало. Глупая болтовня Бобби была нацелена на то, чтобы вы поняли, что все те, кто препятствует его доходам, являются «нечестивыми»). Но не все люди так глупы, чтобы верить этому. На самом деле, все это не так. Я не поставил целью своей жизни наставлять глупых непослушных детишек. Те статьи, которые я пишу для Бюллетня забирают у меня не более четырех часов в месяц. На написание девяти десятков книг ушло в среднем семь часов в неделю за 25 лет. Было такое, что я работал 24 часа в неделю, но частенько я и за месяц не писал ни строчки. В те дни я, к примеру, рисовал. Писать книги - это не просто хобби или увлечение, как рисование, которому я посвящаю свое свободное время. Если бы мне пришлось подсчитать то время, которое было занято моим служением, то вышло бы что-то вроде 233600 часов. Часто я ложился после полуночи и вставал до восхода солнца, но в среднем получалось примерно 16 часов в день. Если убрать в среднем 10 часов в день на принятие пищи, игру с детишками, проповедование, посещения, поездки, сон, охоту, рыбалку и спорт, то у меня бы вышло, что на «писанину» уходило бы 88100 часов, если бы это было моим «призванием». Но это не мое призвание. Мое призвание - учить Библии. Эти 88100 часов (шесть в день) были посвящены преимущественно обучению Библии. В этом времени один час еженедельно отведен выступлениям на радио, один час каждое воскресенье для воскресной школы и 12-14 часов в неделю с сентября по май в классной комнате, плюс 5 часов 2 раза в месяц (10 часов) на библейских конференциях. Это время составит более 21 тысячи часов. В него не входит время на проповеди в воскресенье на утреннем и вечернем служениях, на служения в тюрьме, проповедование на улице, распространение трактатов и свидетельство, и кроме того, время на подготовку к проповедям. Это просто то время, которое состоит из времени проведенного в аудитории, в церкви за кафедрой или перед микрофоном. На подготовку очерков, проповедей и уроков по двадцати девяти различным предметам можно отнести еще 21000 часов. Кроме того, уходит время и на то, чтобы напечатать вручную более 30 тысяч перекрестных ссылок и замечаний для библейских уроков, которые я провожу в аудиториях (это занимает примерно 10000 часов за сорок лет с 1950 по 1990 год). Четыре из опубликованных мною книг - это курсы лекций, прочитанных мною (две книги по истории церкви, книга «Библейская школа» и еще одна - это «Учебник по науке и философии» (недавно я окончил работу над пятой книгой: «Поместная церковь»). Это еще 3000 часов. Можно сказать, что если считать все то время, которое я провел в аудитории и за кафедрой как время, посвященное исключительно преподаванию Библии, то с 1950 по 1990 год это заняло более 55000 часов, если учитывать и изучение и подготовку к лекциям и проповедям и время, которое уходит на дорогу. Это 1374 часа в год, и в среднем 3,5 часа в день, и так 365 дней ежегодно, 40 лет подряд. Таким образом, считая, что я обычно тратил 10 часов в день на «прочие дела» (еда, спорт, посещения, сон, работа, семья, рыбалка и т.д.), получается, что в среднем у меня уходило 3,5 часа в день на то, чтобы учить этой Книге. Когда же я писал? Я писал в перерывах между упомянутыми выше занятиями, наряду с рисованием (которое занимает около 15000 часов). За эти 40 лет 20 часов в месяц в среднем я тратил на поездки (на машине или самолете, не считая ежедневных поездок на машине) - это еще 9000 часов. Другие книги (исключая школьные учебники), вероятно, в среднем за 40 лет заняли 40 минут в день или 9000 часов за весь период. Я провел за всей этой работой больше времени, чем за столом и во сне. Почти столько же времени я провел за игрой в хоккей (по крайней мере с 1980 года). Итак, на преподавание Библии у меня ушло в 5 раз больше времени, чем на написание книг и статей для бюллетня. Мое призвание - это преподавать Библию. До сих пор я о нем не говорил ничего. Я основал Библейский институт Пенсаколы, чтобы можно было бы учить Библии молодых мужчин и женщин. Есть вещи, которых я не умею делать, но я по крайней мере знаю как учить Библии. Итак, в этой книге я вкратце передам то, что я считаю необходимым для того, кто был призван преподавать Библию. Вы можете ее изучить, и если вы решите, что я знаю недостаточно или вообще ничего не знаю об этом виде деятельности, я буду считать, что у вас есть учитель, который знает об этом больше, и уже более 25 лет это занятие занимает все мое время («Пасторы и учителя», Еф. 4:11). Эта книга о том, как согласно Ракману, учить людей этой книге.
Урок первый ВЕРИТЬ КНИГЕ Я очень редко сую нос в чужие дела и говорю людям, как они должны делать то или это. Я всегда очень строго следил за тем, чтобы не делать этого, и я никогда не исправлял редактора «Меча Господня» и не указывал ему «Как публиковать христианскую периодику». Ни в одной из девяти десятков написанных мною работ вы не найдете ни слова о том, как я учу Джека Хайлса, как всести воскресную школу или Боба Джоунса III, как управлять университетом. Никто не видел строк, в которых я учу доктора де Гаама как вести христианские радиопрограммы, и вам надо будет долго искать, чтобы найти ту книгу, в которой я указываю Лестеру Ролоффу, как руководить молодежью или Оралу Робертсу как зарабатывать деньги. На самом деле я строго держу себя в рамках в отношении того, как людям делать свое дело. Я знаю меру. Некоторые из моих противников, однако, воображают себя самыми лучшими учителями, они собираются учить меня Библии. Когда будете смеяться, не вывихните челюсть. Моя «сфера деятельности» - это учить БИБЛИИ, это именно то, чем я занимаюсь уже более 40 лет, и при этом не ссылаюсь на никем не виденные, никем нечитанные потерянные «оригиналы», даже если они и были. Я говорю об этой Книге: единственной Книге. Учить Библии - это мое дело. Может быть, я единственный живой человек на американском континенте, который изучал 25 различных предметов учебного плана одновременно, плюс изучение трех предметов в положении аспиранта. Это 29 наборов конспектов, различные учебники для всех занятий и уроков, кроме библейских уроков, различные материалы для всех уроков, кроме библейских. Я не говорю, что все это было напрасно, я говорю, что фактически две трети этого было неплодотворным. Эти последователи александрийского культа, все эти ослиные уши, читали мне лекции о том, «что говорит Библия». Я прочел Библию 116 раз по-английски, я изучал ее на немецком, испанском, еврейском и греческом, я перевел весь Новый Завет от Матфея до 2 Петра с греческого. «Учить Ракмана тому, как изучать и преподавать Библию» так же нелепо, как обучать Рокфеллера заполнять налоговую декларацию. Различие между мной и профессорами Библейского Баптистского колледжа и Университета Боба Джоунса состоит в том, что все эти выскочки не знают, о чем можно говорить, а о чем нет. Я же знаю это. Я мог бы научить вас расставлять силки или играть в хоккей, говорить с трибуны и рисовать, но то, чему я учу, ограничено этой КНИГОЙ. Я не могу обучать механике, столярному делу, сантехнике, не могу научить вас строить дома, ремонтировать электрические приборы, писать музыку, играть в баскетбол, охотиться на оленей, ремонтировать легковые автомобили, торговать и мало ли еще чему. Я получил 3 ученые степени, и все они (бакалавр искусств, магистр искусств, доктор философии - это ученые степени преподавателя, а когда мне было сорок лет, я мог сказать о себе, что половину моей жизни (22 года) я провел на школьной скамье. Я знаю то, чего не знают другие преподаватели Библии. Я изучал технику самообороны без оружия, технику рукопашного боя, музыкальную теорию, учился выступать на радио, я обучался спасать жизни и оказывать первую помощь, а также тактике малых военных действий. Другие тоже изучали все это, но в отношении преподавания Библии в институте у меня нет конкурентов. Чтобы справиться с половиной той нагрузки, которая лежит на моих плечах в Библейском институте Пенсаколы, понадобилось бы 3 и 4 профессора из Университета Боба Джонса или Библейского Баптистского колледжа. Нравится мне это или нет, мне есть что сказать о преподавании. Враги Святой Библии (в вышеупомянутых университетах и в «Мече Господнем») могут с этим и не согласится, они в своем испорченном воображении могут дурачить самих себя и своих друзей мыслями о том, что мои речи бессмысленны, хотя кто же, прослушав их речи, назовет их самих разумными? Никто из них не написал и пяти десятков книг, даже четырех десятков. Книги Райса ни для кого не означали больше, чем пособия для учителя. Он никогда не читал ни один курс лекций ни в одном библейском институте в мире, равно как не делали этого его последователи, как и последователи Боба Джоунса младшего. Лекции Боба Джонса младшего по какографии и итацизму в Синайском манускрипте звучат не лучше, чем рассуждения ребенка о философии, а его дискуссии о критической работе Пикеринга по сравнению с Мецгером столь несуразны, что нельзя передать словами. Если бы профессора Библейского Баптистского колледжа собрали бы все то, что они совместно знают о пути Второго пришествия, то эта информация уместилась бы на обороте почтовой марки, если они не прочтут об этом в одной из книг Ракмана. Я не хочу сказать, что знаю все на свете, напротив, я говорю, что я многого не понимаю вообще. Но эта КНИГА? Позволь мне сказать тебе, приятель, что никто не сможет научить меня чему-либо о Библии, если не верит ей; тогда вы сможете показать мне «парочку мест». А тем временем, я сам покажу вам кое-что. Правило номер один (1Ин. 5:47; 1Фес. 2:13; Ин. 8:47). Вы не можете учить тому что Библия есть то, чем она есть, если сами не верите в это. Вы не можете убедить других, что это есть «правда, только правда и ничего, кроме правды», если вы САМИ в это не верите. Если учителя не верят Библии, то школа может выпускать только разрушителей-критиков. Именно это и происходит и в случае с Библейским Баптистским колледжем, Университетом Боба Джонса, Уитоном, Муди, Фуллера и другими, и так было с того самого момента, как они впервые открыли университетские двери. Самая главная ошибка всех современных христианских преподавателей и толкователей состоит в том, что они не верят в то, во что должны верить, чтобы воспитать библейских верующих. Все эти учителя перестали верить, еще будучи студентами. Если кто-либо из них был достаточно глуп, чтобы верить тому, чему его учат те кто не верят этой КНИГЕ, то он становится связующим звеном сотрудничества, которое разрушает библейское христианство Америки с 1901 года. Современный фундаменталист называет «библейскими» пол-дюжины книг, тогда как сам он не верит в эту Книгу, как в Библию. В современном мире «учитель Библии» означает, что он: 1. Маньяк-манускриптолог, т.е. считает, что оригиналы-манускрипты содержат в себе нечто магическое, роковое, которым не обладает ни один другой лист бумаги. 2. Поклоняется людям, т.е. он принимает слова или мнения подобных себе людей, «ученых», как и он сам, как авторитет, который выше авторитета Библии. 3. Агностик, считающий все относительным, т.е. считает, что все переводы и переиздания являются относительными, и что среди них нет ни одного, которое было бы абсолютной истиной, и его никто не знает наверняка даже того, что именно «говорит Библия». 4. Прагматический анархист: т.е. он «использует» перевод, который «подходит ему», при этом руководствуясь только своим собственным мнением при выборе того или иного перевода, который он использует в данный момент. 5. Деструктивный критик (Хадсон, Хатсон, Химерс, Самнер и другие): бездельник, который только скулит о тех словах или стихах из Библии, которые ему не нравятся и с которыми он не согласен и которые, по его мнению, были переведены неправильно (Уэст, Зодиатес, Робертсон и т.д.). Сегодня нет таких учителей Библии, которые могли бы воспитывать библейских верующих, сами будучи неверующими людьми, которые не считают эту Книгу Библией. Неверие производит неверующих. Сомнение порождает сомневающихся. Эгоизм порождает глупцов. Безумие считать себя библейскими верующими только потому, что вы храните верность горстке потерянных листков бумаги, которых никто никогда не видел, кроме того это просто трусость. Притворяться библейским верующим потому, что вы ловко указываете на ошибки в Святой Библии, пользуясь какой-то копией, скопированной с греческих манускриптов, которые в свою очередь кто-то скопировал, это означает, что вы хотите выдать себя за того, кем вы на самом деле не являетесь; это называется лицемерием. Величайшими лицемерами североамериканского континента (не считая членов Ассоциации защиты гражданских свобод и служителей Ватикана) являются «учителя Библии» в Бастионах Относительности и Крепостях Безбожия. Они учат тому, что ранее узнали от подобных себе учителей. Из того, чему они учат, все то, что является истинным, может быть найдено в Авторизованной Версии (любое издание), а все то, что ложно, может быть обнаружено в любой из сотни версий или в одном из четырех «эклектических греческих текстов». Любой лицемер может выдавать себя «библейским учителем», занимаясь чтением некоторых книг и выдавая информацию, почерпнутую им из текста АV (любое издание), как толкование, сделанное Уэсли, Уайтфилдом, Сандей, Джонсом, Финеем, Муди, Норрисом, Пембером, Скоуфилдом, Ларкиным и Буллингером, критикуя при этом текст АV, выдавая кроме всего этого ссылку на греческий текст, на любое другое издание или изменяя какое-нибудь слово из текста АV. Вся истина, о которой говорят они, есть в одной Книге - Авторизованной Версии (любое издание). Вы должны быть уверены в том, что все, что нужно вашим студентам можно найти в Книге, о которой вы призваны проповедовать. Если вы не основываетесь на этом фундаменте, вы будете производить напыщенных, вздорных, эгоистичных, абсолютно безнадежных ОСЛОВ. Вы можете выходить за рамки Книги, чтобы ее объяснять или применять практически, но истина - в Книге. Первая основа процесса библейского обучения двадцатого века - это верить в то, что то, чему вы учите - истина, а то, чему вы обучаете своих студентов, неизбежно приведет к суду для вас и для них или у Судилища Христова или пред Великим белым престолом. Если вы судите об этой Книге, и о том, что в ней написано, то ВЫ - наивысший судья. Вы выше этой Книги, и именно это вы преподнесете каждому из сидящих перед вами молодых людей. Вы будете, вольно или невольно, занимать место Святого Духа в Троице, в результате чего все сидящие в этой комнате будут следовать за человеком, а не за Богом Всемогущим. Вот почему профессора всех этих университетов твердят о «ракманитах», «последователях человека». Они все следуют за человеком, угождают человеку, поклоняются человеку (это слово я использую вполне свободно). Подобным эгоистом нет места в аудитории даже в качестве студентов, тем более за учительским столом в качестве студентов, тем более за учительским столом в качестве учителя, который должен воспитывать библейских верующих. В следующей главе мы обсудим второй принцип, которому должны подчиняться все те, кто учит людей Библии, чтобы быть настоящим учителем, а не дешевым оппортунистом, желающим занять место Святого Духа. Второй принцип имеет отношение к используемому подсобному материалу и его выбору (словари, переводы, версии, лексикон, комментарии и т.п.).
Урок номер два ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В этом втором разделе нашей книги «Как преподавать Библию» мы рассмотрим вопрос об использовании справочного, вспомагательного материала. Первое правило, как мы говорили, состоит в том, чтобы верить этой книге. Настоящий учитель Библии никогда не использует Библию как средство достижения чего-либо. Он обучает людей Библии, потому что верит в нее. Более того, он никогда не использует Библию, потому что он «предпочитает» именно ее. Если он не верит, то ему нечего делать в качестве учителя. Он может быть учителем греческого, еврейского, учителем «текстуального критицизма», «высшего и низшего критицизма», «библейской систематической теологии», «надежности переводов» или «истинности манускриптов», но это не делает его учителем Библии. Библия - это Книга, и человек, который учит Библии людей, а сам при этом не верит в эту Книгу, а использует ее как источник доходов и пожертвований, является просто дешевым оппортунистом и лживым лицемером. Дав такое четкое и точное определение, мы можем сказать, что сегодня 90% всех «учителей Библии» не кто иные, как лживые кровопийцы. Говоря о том, «Как учить Библии», я основываюсь на своем личном опыте двадцати двух лет формального образования, на основе двадцатилетнего опыта преподавания двадцати девяти различных предметов (теология, философия, истинность манускриптов, история церкви, баптистская миссия, Библейская география и археология, еврейский, греческий, ПЛЮС «Библия»); я добился трех ученых степеней, написал более девяти десятков книг. Вне аудитории я учил рукопашному бою, игре на музыкальных инструментах, учил, как писать, рисовать, как ловить рыбу на удочку, на спиннинг, как забрасывать сеть, как играть в теннис и в хоккей. Если они думают, что могут учить людей Библии, которой они не верят, лучше, чем учу я, то я готов платить им 500$ в час, если они достигнут хотя бы половины тех духовных результатов, каких за это же время добиваюсь я. Правило №2: используйте любой доступный вам материал, чтобы учить людей этой Книге. Не используйте Книгу, а используйте материал, чтобы учить Книге. Любой материал можно использовать, включая книги иллюстраций, альманахи, автобиографии, описания сражений, личные свидетельства, греческую и еврейскую грамматики, словари, учебники истории, другие версии Библии, пособия, комментарии и даже книги, написанные неспасенными критиками и противниками Библии. Все это часто содержит полезную информацию, которую вы можете использовать для того, чтобы учить Библии, которую вы не должны использовать. Вы должны быть в подчинении той Книге, которой вы учите других, ибо это живое слово Бога живого, это наивысший авторитет на этой земле. Никогда не преподавайте Библию так, как делает это нынешний глава «Библейского отделения»: бесконечная серия слов и их комбинаций в различных вариантах, потому что ему надо чем-то компенсировать полное отсутствие мыслей. Пятидесятиминутный перечень «вариантов слова», «наиболее точных значений» и «наиболее буквальных вариантов перевода» имеет один результат: превращение студентов в глупых, напыщенных болтливых неверующих. Девяносто лет такого обучения и сформировало современное американское «христианство». Именно консерваторы, евангелисты и фундаменталисты создали эту отрицающую Бога путаницу. В соответствии тому, что сказано в Иер. 23:28-29, католики, коммунисты и либералы не могли выполнить что-либо сами. Конечно, никто в Университете Боба Джонса или Библейском Баптистском колледже ничего не знают об этом тексте, да и вообще не верят Писанию, а поэтому и не увидят связи между всем этим. Если вы полностью посвятили себя тому, чтобы устанавливать свой авторитет с помощью слова Божия как орудия достижения этой цели, то вы никогда не увидите тех стихов, которые обращены против ваших грехов (см. 2Кор. 2:17; 1 Тим. 6:10; Иер. 23:16,22; Рим. 1:18, 25 и т.д.). Все «Библейские отделения» ничем не отличаются от александрийского культа. Их поведение соответствует принципу Дарвина о выживании сильнейшего. Они заботятся о себе за счет Бога. «Вы можете позаимствовать мозги, но не характер» (Боб Джонс Старший). Используйте книги по археологии, чтобы подтвердить историческую обоснованность текста AV. Там, где есть расхождения (к примеру, все они расходятся с текстом AV в отношении пути Исхода), вы просто исправляйте тех ученых с помощью этой книги и перерисуйте их карты, предполагая, что они ошиблись, потому что ГЛУПЫ. Чем более образованы они и «благочестивы», тем более они, скорее всего, глупы. Используйте весь материал, который соответствует AV. Если какой-нибудь «ученый» покажет вам фотографию маленького прохода под аркой в Иерусалимской стене и скажет вам, что это те самые «игольные уши» (Матф. 19:24), просто отметьте для себя сказанный им комментарий. Чем больше колокольня, тем больше места для летучих мышей. Для человека «невозможно» сделать то, о чем Христос говорил в отношении верблюда; если было бы возможно для верблюда пройти через любые ворота, то человек бы мог спасти себя сам. Исправьте этого осла. Если он обучался в пяти христианских семинариях и университетах, то это говорит лишь о том, что он необычайно КРУПНЫЙ осел. Используйте его материал, но не верьте ему ни на минутку. Используйте еврейскую и греческую грамматику, чтобы усилить слова Авторизованной версии и, кроме этого, используйте их для текста AV. Например, используйте еврейское обозначение слова «Каин» (...), чтобы указать в Библии места, где говориться о копьях и о железе. Слово «Каин» по-еврейски означает «железное копье». Вы не изменяете и не корректируете английский текст, а учите английскому тексту. Именно это вы и должны делать в качестве учителя Библии. Если слово «левиафан» означает «изгибающийся», «закрученный» и «чудовище морское», то покажите связь между Ис. 27:1-2 и Откр. 12:1-8 в английской Библии. Не исправляйте английский текст в соответствии с еврейским. Укажите, что упоминаемое фарисеями (Матф. 19) «разводное письмо» означает в «греческом тексте» «отступническая Библия» (...). (Мы используем этот термин так, как преподают это эти еретики). Не трогайте слова «разводное письмо» («writing of divorcement») в английском тексте. Так должно быть. Так хотел Бог. Вы поняли? Профессора из Луисвильской теологической семинарии, Новоорлеанской Баптистской семинарии, Университета Боба Джонса (и пяти сотен подобных учреждений) так и не поняли этого. Они начинали учиться слепыми, учились вслепую и оканчивали учебу слепыми, после чего стали слепыми поводырями слепых, которых ведут «сами знаете куда». Основатели университетов и президенты защищают их, потому что боятся осмеяния со стороны интеллектуального мира. Я использую 26 английских переводов, немецкую версию (Лютера), испанскую версию (Valera), латинскую версию (Veza), три греческих (Хорта, Нестла и Рецептус Библейского общества Троицы), которые ссылаются на 2 других (Аланда и Мецгера и Берри), еврейское издание Ветхого Завета Киттеля и одно издание Еврейского издательства, кроме того я использую «Международную стандартную библейскую энциклопедию», Греческий Новый Завет Уэста, греческую грамматику Робертсона и еще около двух сотен книг Грегори, Баркита, Бриггса, Даргана, Кеньона, Бергона, Филера, Хиллса, Скривнера, Миллера, Скаффа, Латуретта, Фрума, Прайса и других. Я использую книги, написанные неспасенными либералами, в число этих книг входят и греческие тексты, опубликованные самыми ярыми про-католическими отступниками Европы и Америки. Я не верю ни одной из них. Я верю той Книге, учить которой - мое призвание. Иногда даже словосочетания «Живой Библии» помогут вам истолковывать текст Авторизованной версии. Я без колебаний использую книги, от которых поднимутся дыбом волосы всех этих «хороших, благочестивых, набожных, святых, священных, избранных» людей вроде Хатсона, Комбса, Дженнингса, Бобби Джонса III и Самнера. Эти хитрые, лживые, лукавые оппортунисты и не подумают о том, чтобы портить свою репутацию «общением» с «евангелистами» и «модернистами», а сами издеваются над вами и вашей книгой (и говорят о ней ложь) не стесняясь и не останавливаясь ни перед чем. Используйте все, что вам нужно, чтобы пояснять и истолковывать текст Авторизованной версии. Не надо изменять слова, добавлять или изымать из текста, как сделала ваша праматерь Ева. Проповедуйте это слово. Учите ему Если вам надо говорить о том фоне, на котором были написаны послания Павла, вы быстро найдете материал у десяти неспасенных историков и у пяти отступников-фундаменталистов. «Используйте» их. Они полезны. Но не учите тому, чему учат они - учите этой Книге. Используйте то, что Кайнбер говорит о миссионерских путешествиях Павла. То, в чем он противоречит Книге (как, например, в отношении Деян. 16 и Деян. 27), просто выбрасывайте. Исправляйте его с помощью Библии. Бог так делал и будет делать, да и вы можете, если будете использовать для этого Божьи стандарты. Изучите «Гармонию евангелий» Робертсона и используйте все, что можно. Там, где он отрицает текст AV, отбрасывайте все то, что он говорит. Для него никогда не было авторитета выше, чем его собственное мнение о работах тех людей, для кого наивысшим авторитетом было также их личное мнение о чьем-то личном мнении. Отбрасывайте гуманистических релятивистов, особенно если они укрываются за «полными, внушенными словесно оригиналами». Заявления о различных фундаменталиях не могут служить оправданиями трусости. Изучайте комментарии; если они не искажают текст AV, используйте их, для этого они и предназначены. Ни у кого из известнейших комментаторов нет авторитета выше их собственного мнения о мнениях тех критиков, которые имеют мнения. Если они отрицают текст Авторизованной версии, нападают на текст AV, убирают из него слова и добавляют к нему, то вы должны просто отбросить то, что они говорят в помойное ведро. Это относится к Джемиссону, Фоссету, Брауну, комментариям NKJV, Даммлоу, ко всем книгам Джона Райса, Хатсона, Кастера, Элликота, Райла, Зодиатеса, Филлипса, Адама Кларка, ко всем «Комментариям проповедника» и «Греческо-Еврейскому пособию по Библии», а также ко всем тем писателям, которые цитируются во всех этих сочинениях. «Бог верен, а всякий человек лжив». «Всякий человек» - это всякий, кто изменяет и исправляет слова этой Книги. В отношении греческой грамматики: используйте богатый словарный запас и постоянно обращайте внимание ваших студентов на то, что греческие слова могут быть переведены различными способами, поэтому все разговоры маститых ученых о «строгой точности» лишены основания. Покажите им, к примеру дюжину слов в Новом Завете, помещенные туда Святым Духом, которые никогда в греческом языке не употреблялись в этом значении до тех пор, пока они не показались с таким значением в Новом Завете. Покажите им, что даже Тейер не был «строго точным» в отношении слова «единородный» (monogene), которое, очевидно, является составным словом; он одобряет отрицание божественности Иисуса Христа в RSV в Иоан. 3:16, которое они «сотворили», отказавшись перевести вторую часть слова «единородный» (gene). Укажите им на лицемерие и лживость переводчиков NASV, которые постоянно твердят о «единообразном» переводе, в то время как сами они переводили такие слова как «ouranos» и «skandalidzo» пятью различными способами каждое. Покажите вашим студентам, как можно изменить всякий стих в NIV, NASV, ASV и RSV, заменив в их искаженном тексте «динамические эквиваленты» на «формальное соответствие» (или «формальное соответствие» на «динамические эквиваленты») так, что этот текст будет соответствовать тексту AV. Вот так эти не знающие Бога критики (именно так!) и пытаются уничтожить ту Книгу, о которой они должны проповедовать. Вот и все, что я хотел сказать о вспомогательном материале. Мы переходим к обсуждению урока номер три, и вы теперь понимаете, почему ни один учитель Слова Божия в этом столетии не написал книги о том, как учить людей Библии, в которой бы хотя бы упоминалось о том, что мы рассказали в первых двух уроках. Это и объясняет царящий «голод на земле» голод пищи духовной - слышание Слова Божия (Амос 8:11). Третье основное правило учителя Библии таково: всегда молиться и просить мудрости и понимания при подготовке к урокам, и никогда не доверять вашей собственной мудрости и пониманию, которой в этом случае недостаточно. Осознайте, что перед Святой Библией вы порочны, невежественны и небрежны. Осознайте, что эта Книга - Святая, а у вас - по прежнему порочная природа Адама, которая сопротивляется, отвергает и возражает некоторым истинам, которые вам выскажет Бог (Быт. 3:1-4). Попросите, чтобы Святой Дух стал учителем ваших студентов и открыл глаза их и уши для Высшего Откровения, осветил их умы и сердца для понимания Божьего учения в соответствии с заложенным Богом смыслом этой Книги. Именно Святой Дух является толкователем, а не вы или кто-либо из ученых (в особенности «добрые и благочестивые»), которые в этой роли выступают хуже всего, ибо сама их профессия лживая; стремитесь же, чтобы они не застали вас врасплох.
Урок номер три МОЛИТВА О МУДРОСТИ Мы говорим о тех фундаментальных, основных вопросах, без которых не может обойтись ни один настоящий учитель Библии, и эта основа - это не означает быть «верным историческим фундаменталиям веры», как заявляют некоторые образованные недоумки, «директора Библейских отделений» в каких-нибудь институтах-убежищах александрийского культа, в которых Библию исправляют и используют в своих целях. Наше первое необходимое условие говорит о том, что если человек учит других Библии, а сам не верит в то, что Библия есть Слово Божие, то его нельзя назвать учителем Библии. Если вся его работа состоит в том, чтобы обмануть библейских верующих и заставить их думать, что он верит тому, во что верят они (как поступают Кертис Хатсон и Боб Джонс III), то он является обычным бизнесменом, чье «призвание» не преподавать Библию, а зарабатывать деньги. Второе требование состоит в том, что весь вспомогательный и справочный материал нужно использовать осмотрительно, используя только то, что поможет студенту лучше понять значение английского текста Библии, который он изучает. Все то (из любых источников), что противоречит этому тексту, искажает его, все то, где текст передан неточно («исправлен», добавлены или удалены слова и т.п.) надо просто отбрасывать как мусор. Все переводы, греческие тексты, комментарии, проповеди, грамматики и словари учитель должен использовать до тех пор, пока в них нет расхождений с текстом Святой Библии (Авторизованная версия). Это относится ко всем авторам, ко всем проповедникам, ко всем ученым, ко всем учителям, ко всем комментаторам, всем школам и всем церквям. Правило третье. Никогда не полагайтесь только на вашу собственную мудрость и понимание при получении знаний из Библии. Молитесь всякий раз перед тем, как начинать каждый урок, и просите о том, чтобы в этот час Святой Дух был вашим Наставником, Учителем и Вдохновителем мудрости и понимания, как называл Его и Даниил (Дан. 5:11-12). Вы лишь орудие, которое Бог намерен использовать, но Книга Его - не инструмент и не орудие. Он гончар, а вы Его «глина». Всегда стремитесь получить от Бога мудрости при понимании «проблемных текстов», «вариантов чтения» и кажущихся противоречий. Полностью игнорируйте мнения тех «ученых», которому для того, чтобы «объяснить» ту или иную проблему приходится искажать Слово Божие. К примеру, если какой-то глупец вроде Хатсона говорит что «Baptidzo» не переведено как «погружать», а сам находится в хороших отношениях (и заискивает перед ними) с междуденоминационной школой, которая никогда не учила «баптистским» отличительным характеристикам (Университет Боба Джоунса), то просто дайте этому типу хороший пинок пониже спины. К примеру, если какой-то невероятно круглый идиот из Библейского баптистского колледжа говорит, что «pascha» должно быть переведено не иначе как словом «проходить мимо», потому что «это единственно возможный перевод» (Деян. 12:4), то вы просто заткните ему чем-нибудь рот. Такие недоросли не могут считаться разумными. Никогда не считайте стандартом убеждения Ракмана или учение Ракмана. Библия - вот ваш стандарт. Никогда не используйте греческий текст Нестла в качестве мерила истины, потому что истина - это Библия. Никогда не используйте общепринятый текст (Textus Receptus) чтобы установить тот или иной факт - это надо делать с Библией. Те, кто все-таки используют для этих целей Textus Receptus (Труман Доллар, Хатсон, Надсон, Уэйт, Хендерсон, Гаунс, Комбс, Афман, Прайс и др.) просто возводят на песке еще одно здание подобное ASV, NASV и NIV, которое исчезнет без следа. Поступайте следующим образом: 1. Молитесь при чтении текста, если вы видите, что недопонимаете его. 2. Добивайтесь понимания и проверяйте перекрестные ссылки и соответствия для каждого слова в текте AV. 3. Если вам все же не удается охватить значение данного фрагмента, прочтите десяток комментариев и посмотрите, что говорит об этом фрагменте каждый из комментаторов. 4. Проверьте несколько десятков английских переводов, чтобы посмотреть, как они представляют этот фрагмент. 5. Теперь (и не ранее) посмотрите в трех различных греческих (или еврейских) текстах и посмотрите значение соответствующего греческого или еврейского слова. 6. А сейчас молитесь Богу опять и снова просите Его, чтобы Он пролил свет и указал вам правильный выбор слова, которое наилучшим образом объяснит английский текст AV. 7. Если вам все же по-прежнему непонятно, признайтесь своим студентам, что вы не вполне уверены и не совсем точно понимаете, что это означает, и что пока вы можете только ПРЕДПОЛАГАТЬ. Только так можно учить людей Библии. Это единственный честный способ. Те, кто учит иначе, просто самонадеянные тщеславные ослы-фундаменталисты, у которых уши больше, чем мозги (2 Тим. 4:2-5). Со временем Бог покажет вам все то, что вам необходимо знать о КАЖДОМ стихе, о котором вы хотите знать. Если вам не надо знать его, то вы просто круглый идиот (это слово я выбирал осторожно и осмотрительно, только оно подходит для вас), если считаете, что уже знаете его только потому что семь лет изучали греческий язык и пять лет - еврейский. Лингвисты - это едва ли не самые глупые люди на этой земле. Я встречал самогонщиков из Северной Каролины, у которых образование состояло из пяти классов, но, тем не менее, мозгов у них было больше, больше здравого смысла и мудрости. Я наглядно покажу, как это делается. Химерс, Хадсон, Хоббс, Хортон, Хиндсон и Хатсон не представляют даже примерно ничего этого, более того, они об этом и не заботятся, потому что их мотивы и их цели не такие, как у нас. Наша ЦЕЛЬ - возвеличить Божью Святую Библию как наивысший авторитет для верующего во всех вопросах веры и поведения. Наши побуждения - почитать Слово Божие и угождать Богу, они же стремятся опорочить авторитет этой Книги и угождать людям. Поэтому они и не хотят знать, как нужно учить людей Библии. Вот примеры того, как нужно поступать. 1. В Быт. 24:22 вы встречаете слово «серьга». В ASV и RSV вместо этого указано слово «кольцо в носу». Точно так же, как и эти отступники, говорят в Библейском баптистском колледже (текст Массоретский, переведенный в NKJV), «Живая Библия» и «Новая английская Библия» называют слово «носовое украшение», точно так же, как и Делиух и Кейл. Авторизованная версия говорит «серьга». Вопрос: вы были призваны учить людей БИБЛИИ. Вы собираетесь учить Библии или тому, что сотворили люди, не верящие в эту Книгу и искажающие Слово Божие? Подумайте над этим. Решается вопрос о драгоценных человеческих душах; возможно, речь идет о 4.000.000, считая ваших предшественников, которые столкнулись с этой же проблемой и сделали выбор в пользу сатаны. <
|