|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание лабораторной установки3.1. Описание лабораторной установки Лабораторная установка состоит из генератора (источника) постоянного напряжения, цифровых приборов – амперметра и вольтметра – и блока, на котором размещены резисторы R1xи R2x, сопротивления которых неизвестны. Схемы для последовательного или параллельного соединения резисторов R1xи R2x следует собирать самостоятельно при помощи соединительных проводников. При сборке схем следует помнить о том, что вольтметр включается параллельно нагрузке, а амперметр – последовательно с нагрузкой. Внутреннее сопротивление генератора (источника) постоянного напряжения (блок ГН) следует выключить (кнопка RBH отжата). 3.2. Задание Собрать электрическую схему постоянного тока с резистором R1x, а за-тем – с резистором R2x. Измерить значения тока и напряжения в каждой схеме. По закону Ома для однородного участка цепи вычислить величину неиз-вестного сопротивления резистора по формуле: , (3.1) где U – напряжение на концах резистора R; I – сила тока, текущего через резистор R. Собрать электрические схемы с последовательным, а затем – с параллель-ным соединением резисторов R1xи R2x. Измерить значения тока и напряжения в каждой схеме. По формуле (3.1) рассчитать сопротивление участков цепи с последовательным и с параллельным соединением двух резисторов R1xи R2x. 3.3. Порядок выполнения работы 1) Собрать электрическую схему (рис. 3.1) с резистором R1x.
Рис. 3.1. Схема лабораторной установки при включении резистора R1x 2) С помощью генератора (источника) установить некоторые значения ЭДС, чтобы напряжение на концах резистора R1x было не менее 5 В (для повы-шения точности измерений). Измерить силу тока I, текущего через резистор R1x. 3) Увеличивая напряжение U на резисторе R1x через (1÷2) В, провести не менее пяти опытов. Для каждого опыта измерять силу тока и напряжение. Результаты измерений записать в табл. 3.1. 4) В схеме (см. рис. 3.1) вместо резистора R1x подсоединить резистор R2x. Провести аналогичные действия для резистора R2x, согласно п. 2 и 3. Результаты измерений записать в табл. 3.2.
Таблица 3.1 Результаты измерений для резистора R1x
Таблица 3.2 Результаты измерений для резистора R2x
5) Собрать электрическую схему (рис. 3.2) с сопротивлениями R1xи R2x, соединенными последовательно.
Рис. 3.2. Схема лабораторной установки при последовательном соединении резисторов R1x и R2x 6) Повторить операции, описанные в п. 2 и 3, для резистора R1x. Резуль-таты измерений записать в табл. 3.3. 7) Собрать электрическую схему (рис. 3.3) с сопротивлениями R1x и R2x, соединенными параллельно.
Рис. 3.3. Схема лабораторной установки при параллельном соединении резисторов R1x и R2x. 8) Повторить операции, описанные в п. 2 и 3, для резистора R1x. Результаты измерений записать в табл. 3.4.
Таблица 3.3 Результаты измерений при последовательном соединении резисторов R1x и R2x
Таблица 3.4 Результаты измерений при параллельном соединении резисторов R1x и R2x
9) Провести оценочный (приблизительный) расчет сопротивлений R1x, R2x и их общих сопротивлений при последовательном и параллельном соединении по формуле (3.1). Результаты измерений и расчетов подписать у преподавателя. 10) Провести математическую обработку результатов измерений для резисторов R1x, R2x, Rпосл и Rпар. При этом следует учесть, что в данной работе такую обработку необходимо выполнять по правилам обработки результатов косвенных измерений, если условия эксперимента невоспроизводимы ([1], подразд. 3.2). 11) Записать окончательные результаты (с учетом правил округлений). 12) Вычислить общее сопротивление резисторов по формулам: Rпосл. = <R1x> + <R2x>; (3.2) (3.3) Сравнить результаты расчетов с экспериментальными измерениями <Rпосл> и <Rпар> соответственно. 13) Сделать выводы по результатам работы.
Лабораторная работа 4 ИЗМЕРЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЗЕМЛИ
Цель работы: изучить метод измерения слабых магнитных полей. П р и б о р ы и п р и н а д л е ж н о с т и: экспериментальная установка, компас, линейка.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|