Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комментарии. к Десяти правилам. Сахадж Марг. Предисловие



 

Шри Рам Чандра

 

Комментарии

к Десяти правилам

Сахадж Марг

Предисловие

Мир пребывает в муках нового рождения. Возника­ет новая модель культуры. Научные методы подготовили почву для переориентации человеческих устремлений и це­лей. Несмотря на то что люди теперь размышляют о луч­ших условиях существования для всех и вынуждены заду­мываться о жизни как о целом, а не только как о данной для себя и немногих, все же средства и методы, принятые для достижения этой цели или реализации состояния бла­годенствия, неудовлетворительны. Человек действует на­обум, с рациональностью, поручившейся за его рост. Тем не менее это факт, что человек находится в поиске счастья. Это счастье и покой ума кажутся тесно связанными. Че­ловек должен осознавать, что он принадлежит великому миру не только человечества, но также и другим видам и разновидностям жизни не только на этой нашей Земле, но также и в других мирах. Наука открывает границы на­шего знания в весьма многочисленных направлениях. Мы почти начали входить в более широкий мир. Но наши умы все еще не способны мыслить в таком масштабе, и в дей­ствительности мы не в состоянии приспособиться к этому беспощадному миру и перспективам, которые он предла­гает.

Человек чувствует себя более великим существом в действительности или, по крайней мере, способным к осоз­нанию себя в этом мире и к осуществлению требований своего тела, жизни и ума. Его старания в этом направле­нии никогда не прерывались, и работа крайней степени сосредоточения уходила на его борьбу за рост, за жизнь и за реализацию счастья, выражаемого в желаниях его тела. Верно, что некоторые могучие умы признавали все эти по­иски счастья в этом мире, приспособления мира к своим нуждам и к своему счастью бесполезными, а ненадежность достижения очень хорошо известна. Действительно верно и то, что они пришли к выводу, что в мимолетности достигнутого счастья не может быть настоящего счастья. Они также придерживались мнения, что само определение иллюзии — это точная мимолетность всего счастья. Поиск вечного и неизменного счастья — настоящий поиск, и влечет за собой отказ от поиска преходящего счастья или успеха. Однако человек совершенно не готов для отказа и преходящего счастья, которое, согласно его представлению находится у него в руках, ради неизменного счастья, которое далеко. Лучше прямое немедленное рабство, если оно приятно, чем свобода вечного, которая принуждает отказаться от немедленного рабства. К тому же такой отказ от ограниченности или индивидуальности невозможен, пото­му что обещает достижение Бесконечного.

Несомненно, люди искали другое решение, чтобы осу­ществить желание. Им хотелось воплотить вечное в прехо­дящем, бесконечное в ограниченном, беспредельное в пре­дельном, дух в недрах материи и так далее, потому что двойственность требует от человеческой сущности присут­ствия в обоих мирах. Появилось несколько философий, ко­торые стремятся отдать должное требованиям человеческих влечений или желаний здесь и там. То, что эти философии направляются такими влечениями или желаниями, являет­ся фактом, который вскрывает психологические корни их мышления. Такое мышление не освободилось от целенап­равленного порыва и также верно, хотя надо признать, что реальность не способна быть целью, если не отброшены все требования счастья, независимо от того, является ли оно преходящим или вечным. Реальность требует позна­ния ради себя самой без ограничений и узости желания ради каких-либо целей, таких, как счастье, или удоволь­ствие, или сила. Ее необходимо познать, как она есть, в себе и для себя; это закон самого реального бытия и реаль­ности. Человек чувствует, что его реальность имеет перво­степенное значение и реализация этой реальности является основным побуждением его существа; а счастье, удоволь­ствие, сила и так далее — это просто средства, которые принимаются во внимание и от которых отказываются в ходе продвижения к своей собственной реальности-осознанию.

Методы, посредством которых эта реальность-осоз­нание должна быть достигнута, — очень древние и имеют разную судьбу как раз из-за двойственности человеческих устремлений. Это происходит только тогда, когда человек стремится осознать себя, реализуя саму реальность, а не тогда, когда обращается к миру, чтобы реализовать себя или себя в нем. В действительности было несколько фило­софий, которые представили или создали эти системы, и они стали неспособны показать путь к реальности-осозна­нию. Не было освобождения, достигнутого с их помощью.

Возвращение к необходимости личного переживания Конечного становится крайне необходимым, и большин­ство людей, потеряв интерес к философии, и логистике, и к так называемой рациональности, обращается к методу, посредством которого они могли бы получить опыт или интуицию и осознание сущности бытия или существова­ния. Есть, конечно, и такие, которые не думают, что опыт может решить какие-либо проблемы, и полагают, что од­ной веры в методы или средства философии будет доста­точно, а личный опыт — это просто соблазн или мираж. С такими мыслителями мы, конечно, не согласны, и человек никогда не соглашался. Верно на самом деле то, что этот личный опыт должен быть наивысшим, а не просто про­дуктом галлюцинации чьих-то желаний и построений — умственными проекциями, так сказать, а не реальностью. Галлюцинация — это проекция некоего набора иллюзий вместо того, что она, как сказано, заменяет, а именно: пе­реживание Природы.

Эволюция человека к более высокому сознанию или к реальности действительно является нашим старанием, и эта эволюция не может быть больше достигнута путем сле­дования старым образцам, пригодным для низших видов и форм жизни, включая человека. Рост космического созна­ния, или интуиция, которая может постичь все в одном взмахе сознания лучше, чем по частям, или то, что будет объединять в единое целое все знание и постигать эту не­делимую реальность является божественным даром, и нельзя ожидать, что его можно обрести благодаря обычным сред­ствам простого устремления. Наука предполагает, что это происходит естественным эволюционным путем благодаря бесконечной способности человека приспосабливать окру­жающую среду к своим нуждам, а также благодаря пробуж­дению внутри себя сил и способностей, скрытых в некото­ром смысле (как он уже это сделал), таких, как рациональ­ность, ум, инстинкт, воля, сознание самого себя и твор­ческое воображение, совместная деятельность и социаль­ное единство. Тем не менее восхождение жизни отмечено перерывами, и человек хочет знать, происходят ли эти пе­рерывы или скачки благодаря врожденной силе, или поры­ву, или восходящей силе, которая склонилась к ней, что бы потянуть ее вверх. Религиозный опыт в человеке от­крывает эту склонность космического сознания, или бо­жественного и трансцендентального благоволения созна­ния по отношению к нему. Таким образом в человеке это соединение божественного и человеческого сделало возмож­ным на первое время эволюцию. Но прыжок к Конечному сознанию, или Бытию, — это долгий путь. А естественная эволюция человека откроет, что в его жизни сфера дей­ствия силы, гораздо более огромной и превосходящей его самого, берет его за руку. Это начало духовности. "Я" стал­кивается со своим собственным глубочайшим побуждени­ем, чтобы быть этим побуждением направленным к Ко­нечной реальности, без которой его собственное будущее невозможно и несостоятельно.

Это призыв к познанию себя, к осуществлению, к совершенствованию, к окончательному счастью и блажен­ству и прежде всего к чувству и осуществлению своей ре­альности, которая кажется ускользающей по своей собствен­ной первоначальной природе.

Провидцы Индии давно понимали эту необходимость в помощи Высшего и Первичного Духа для подъема чело­века к более высоким уровням сознания и осознания, таким, как сверхсознание и абсолютное сознание или опыт. Сверхразум принадлежит к районам уровня, который го­раздо выше человеческого разума и сверхразума. Есть уровни бытия такие, как пинда, анда или брахманда, парабрахманда и Наивысший трансцендентальный, который Шри Рам Чан-драджи из Шахджаханпура назвал центральным районом и Центром. Действительно, мы можем обнаружить паралле­ли между ними и мирами, описанными, как бхух, бхувах, свар, махах, джанах, тапах и сатьям. Сознание на каждом уровне является более высоким, соответствуя стадии свое­го бытия, и проходит через видоизменения, или скручива­ния, и ограничения, когда оно опускается ниже, и таким образом, как говорилось, образует несколько центров, или грантхисов, или чакр, которые распределяют силу созна­ния, согласно законам центров, которые появляются в то время и тогда, когда формируется центр.

Йога самореализации к тому же требует приближения к наивысшему состоянию, находящемуся вне границ всех уровней сознания и бытия. Встает вопрос: возможно ли это? Не является ли это постепенным процессом восхожде­ния, который дает возможность человеку переходить с уров­ня человека на уровень сверхчеловека, обладающего сверх­разумом и так далее до тех пор, пока не будет достигнут наивысший уровень, — таков второй вопрос. Много следу­ет сказать в поддержку теории постепенной эволюции. Воз­можность немедленного достижения Высшего уровня так­же открывается человеческой душе, которая стала осозна­вать крайнюю необходимость этого достижения и сущест­вования. Это то, что Шри Рам Чандраджи гарантирует как возможное, и с помощью йоги направляемый тем, кто дос­тиг этой Конечной Центральной Реальности, это, безус­ловно, легко. Эволюция индивидуума ускоряется даже во время пребывания в человеческом теле, которое очищено этим высшим сознанием или силой и преобразовано в ка­ждой клетке.

Сила Наивысшего может спускаться таким образом в человеческое сердце и начинать очищать и вести его к наивысшему состоянию. Человеческая структура сама по себе устроена так, что воспринимает передачи высшей энергии или божественной шакти в отдельных центрах, соответ­ствующих космическим центрам и сверхкосмическим рай­онам. Человеческое тело, у которого очищены таким об­разом нервная, кровеносная и другие системы, может на­слаждаться или испытывать умиротворенность, силу и пре­восходство даже в этом теле. Необходимость и ход разви­тия действительно подготовили адепта на этом пути Рад­жа Йоги.

Шри Рам Чандраджи в этой книге, названной "Ком­ментарии к Десяти правилам Сахадж Март", разъясняет состояния, необходимые для реализации Конечного. Они являются правилами, которым человек должен следовать безоговорочно. Они — не просто распоряжения, произвольно данные, но понятно объясненные для того, чтобы показать их разумность в отношении цели, которую надо достичь. Им, конечно, легко следовать, когда есть серьезность в достижении цели, или Конечного.

Простая формула молитвы дает нам нашу цель в этом поиске — она есть Бог, который является Всеобщим Мас­тером и единственной личностью, которая может вести нас к месту назначения. Наши желания мешают нам достичь места назначения и являются прапти-виродхис — врагами нашего достижения. Сдача Богу, который является всемо­гущей силой — это существенная необходимость, так как Бог есть как средство, так и цель. Мастер, который ведет нас к Наивысшему, есть тот, кто настолько погружен в Конечное, что Он является как бы Богом, снизошедшим к душе, которая ищет, стремится и борется, чтобы помочь.

Древние методы практики прекрасно объяснены, по­казывая разумность богослужения и медитации в сандхьяс или соединениях дня — утром, в полдень и вечером. Ангас йога также четко разъяснена, а естественный метод духов­ной адаптации и установки на цель изложен простым и откровенным образом. Очищение системы посредством тон­кого процесса передачи Мастера — это достижение, которому нельзя найти аналога в духовной истории нового вре­мени. Жить в Боге, для Бога и Богом — это бремя пути Сахадж Марг, и это естественно ведет к реализации чело­веком реальности в Боге, для Бога. Поэтому человек также становится гармоничным во всем без каких-либо разли­чий. Высшие миры открываются тому, кто становится еди­ным с Богом, живя в Нем и для Него одного. Духовность не похожа на религию, имеющую лишь форму богослуже­ния или технику ритуалов; она является жизнью в осозна­нии Бога и в Его сущности.

Шри Рам Чандраджи указывает, как индивидуальная душа, следуя Правилам Сахадж Марг, может даже с перво­го соприкосновения прийти к познанию мира, которое пре­восходит всякое понимание, и затем вырастет в этом мире до наивысшего возможного для человека. Освобождение, или мокша, — это что-то такое, что естественным образом следует из этой практики. Совершенство также может быть открыто тому, кто Божественно направлен.

В изложении есть немного метафизики или физики, что не очень важно для обсуждения, так как это станет ясным, как только человек приступит к абхьясе.

Несомненно, что здесь должно быть полное преоб­разование природы человека и он должен быть взят под руководство космической и сверхкосмической Природы так, чтобы его достижение можно было воспринимать как все большую и большую реальность (cam), По мере того как человек приближается к Центру, или Конечному, он рас­тет в своей реальности, и все то, что происходило до этого, представляется все более и более нереальным. Тем не ме­нее цель абхьяси — обретение этой увеличивающейся ре­альности, которая возникает по мере того, как человек на­чинает приближаться к Центру.

Открытия Шри Рам Чандраджи в этой области заме­чательны по своему динамическому, практическому харак­теру. Бог находится не далеко и не на расстоянии, но очень близко и наготове (сиддхопая), и человеку остается только повернуться к Нему, чтобы почувствовать Его присутствие и Его силу преобразования. Мы обязаны этим Шри Рам Чандраджи из Фатехгарха, сделавшему этот опыт возмож­ным для всех, и Шри Рам Чандраджи из Шахджаханпура за распространение этой доктрины избавления и преобра­зования, демонстрируя ее практически всем, кто бы ни на­правлялся к нему.

Эта книга в известном смысле предназначена для про­двинутого практиканта, но она является очень озаряющей книгой, которую надо читать после изучения книг Масте­ра "Реальность на Рассвете" и "Действенность Раджа Йоги".

 

К.С. Варадачари,

магистр гуманитарных наук,

доктор философии

Тирупати, Андхра Прадеш

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.