|
|||
Комментарии. к Десяти правилам. Сахадж Марг. ПредисловиеСтр 1 из 12Следующая ⇒
Шри Рам Чандра
Комментарии к Десяти правилам Сахадж Марг Предисловие Мир пребывает в муках нового рождения. Возникает новая модель культуры. Научные методы подготовили почву для переориентации человеческих устремлений и целей. Несмотря на то что люди теперь размышляют о лучших условиях существования для всех и вынуждены задумываться о жизни как о целом, а не только как о данной для себя и немногих, все же средства и методы, принятые для достижения этой цели или реализации состояния благоденствия, неудовлетворительны. Человек действует наобум, с рациональностью, поручившейся за его рост. Тем не менее это факт, что человек находится в поиске счастья. Это счастье и покой ума кажутся тесно связанными. Человек должен осознавать, что он принадлежит великому миру не только человечества, но также и другим видам и разновидностям жизни не только на этой нашей Земле, но также и в других мирах. Наука открывает границы нашего знания в весьма многочисленных направлениях. Мы почти начали входить в более широкий мир. Но наши умы все еще не способны мыслить в таком масштабе, и в действительности мы не в состоянии приспособиться к этому беспощадному миру и перспективам, которые он предлагает. Человек чувствует себя более великим существом в действительности или, по крайней мере, способным к осознанию себя в этом мире и к осуществлению требований своего тела, жизни и ума. Его старания в этом направлении никогда не прерывались, и работа крайней степени сосредоточения уходила на его борьбу за рост, за жизнь и за реализацию счастья, выражаемого в желаниях его тела. Верно, что некоторые могучие умы признавали все эти поиски счастья в этом мире, приспособления мира к своим нуждам и к своему счастью бесполезными, а ненадежность достижения очень хорошо известна. Действительно верно и то, что они пришли к выводу, что в мимолетности достигнутого счастья не может быть настоящего счастья. Они также придерживались мнения, что само определение иллюзии — это точная мимолетность всего счастья. Поиск вечного и неизменного счастья — настоящий поиск, и влечет за собой отказ от поиска преходящего счастья или успеха. Однако человек совершенно не готов для отказа и преходящего счастья, которое, согласно его представлению находится у него в руках, ради неизменного счастья, которое далеко. Лучше прямое немедленное рабство, если оно приятно, чем свобода вечного, которая принуждает отказаться от немедленного рабства. К тому же такой отказ от ограниченности или индивидуальности невозможен, потому что обещает достижение Бесконечного. Несомненно, люди искали другое решение, чтобы осуществить желание. Им хотелось воплотить вечное в преходящем, бесконечное в ограниченном, беспредельное в предельном, дух в недрах материи и так далее, потому что двойственность требует от человеческой сущности присутствия в обоих мирах. Появилось несколько философий, которые стремятся отдать должное требованиям человеческих влечений или желаний здесь и там. То, что эти философии направляются такими влечениями или желаниями, является фактом, который вскрывает психологические корни их мышления. Такое мышление не освободилось от целенаправленного порыва и также верно, хотя надо признать, что реальность не способна быть целью, если не отброшены все требования счастья, независимо от того, является ли оно преходящим или вечным. Реальность требует познания ради себя самой без ограничений и узости желания ради каких-либо целей, таких, как счастье, или удовольствие, или сила. Ее необходимо познать, как она есть, в себе и для себя; это закон самого реального бытия и реальности. Человек чувствует, что его реальность имеет первостепенное значение и реализация этой реальности является основным побуждением его существа; а счастье, удовольствие, сила и так далее — это просто средства, которые принимаются во внимание и от которых отказываются в ходе продвижения к своей собственной реальности-осознанию. Методы, посредством которых эта реальность-осознание должна быть достигнута, — очень древние и имеют разную судьбу как раз из-за двойственности человеческих устремлений. Это происходит только тогда, когда человек стремится осознать себя, реализуя саму реальность, а не тогда, когда обращается к миру, чтобы реализовать себя или себя в нем. В действительности было несколько философий, которые представили или создали эти системы, и они стали неспособны показать путь к реальности-осознанию. Не было освобождения, достигнутого с их помощью. Возвращение к необходимости личного переживания Конечного становится крайне необходимым, и большинство людей, потеряв интерес к философии, и логистике, и к так называемой рациональности, обращается к методу, посредством которого они могли бы получить опыт или интуицию и осознание сущности бытия или существования. Есть, конечно, и такие, которые не думают, что опыт может решить какие-либо проблемы, и полагают, что одной веры в методы или средства философии будет достаточно, а личный опыт — это просто соблазн или мираж. С такими мыслителями мы, конечно, не согласны, и человек никогда не соглашался. Верно на самом деле то, что этот личный опыт должен быть наивысшим, а не просто продуктом галлюцинации чьих-то желаний и построений — умственными проекциями, так сказать, а не реальностью. Галлюцинация — это проекция некоего набора иллюзий вместо того, что она, как сказано, заменяет, а именно: переживание Природы. Эволюция человека к более высокому сознанию или к реальности действительно является нашим старанием, и эта эволюция не может быть больше достигнута путем следования старым образцам, пригодным для низших видов и форм жизни, включая человека. Рост космического сознания, или интуиция, которая может постичь все в одном взмахе сознания лучше, чем по частям, или то, что будет объединять в единое целое все знание и постигать эту неделимую реальность является божественным даром, и нельзя ожидать, что его можно обрести благодаря обычным средствам простого устремления. Наука предполагает, что это происходит естественным эволюционным путем благодаря бесконечной способности человека приспосабливать окружающую среду к своим нуждам, а также благодаря пробуждению внутри себя сил и способностей, скрытых в некотором смысле (как он уже это сделал), таких, как рациональность, ум, инстинкт, воля, сознание самого себя и творческое воображение, совместная деятельность и социальное единство. Тем не менее восхождение жизни отмечено перерывами, и человек хочет знать, происходят ли эти перерывы или скачки благодаря врожденной силе, или порыву, или восходящей силе, которая склонилась к ней, что бы потянуть ее вверх. Религиозный опыт в человеке открывает эту склонность космического сознания, или божественного и трансцендентального благоволения сознания по отношению к нему. Таким образом в человеке это соединение божественного и человеческого сделало возможным на первое время эволюцию. Но прыжок к Конечному сознанию, или Бытию, — это долгий путь. А естественная эволюция человека откроет, что в его жизни сфера действия силы, гораздо более огромной и превосходящей его самого, берет его за руку. Это начало духовности. "Я" сталкивается со своим собственным глубочайшим побуждением, чтобы быть этим побуждением направленным к Конечной реальности, без которой его собственное будущее невозможно и несостоятельно. Это призыв к познанию себя, к осуществлению, к совершенствованию, к окончательному счастью и блаженству и прежде всего к чувству и осуществлению своей реальности, которая кажется ускользающей по своей собственной первоначальной природе. Провидцы Индии давно понимали эту необходимость в помощи Высшего и Первичного Духа для подъема человека к более высоким уровням сознания и осознания, таким, как сверхсознание и абсолютное сознание или опыт. Сверхразум принадлежит к районам уровня, который гораздо выше человеческого разума и сверхразума. Есть уровни бытия такие, как пинда, анда или брахманда, парабрахманда и Наивысший трансцендентальный, который Шри Рам Чан-драджи из Шахджаханпура назвал центральным районом и Центром. Действительно, мы можем обнаружить параллели между ними и мирами, описанными, как бхух, бхувах, свар, махах, джанах, тапах и сатьям. Сознание на каждом уровне является более высоким, соответствуя стадии своего бытия, и проходит через видоизменения, или скручивания, и ограничения, когда оно опускается ниже, и таким образом, как говорилось, образует несколько центров, или грантхисов, или чакр, которые распределяют силу сознания, согласно законам центров, которые появляются в то время и тогда, когда формируется центр. Йога самореализации к тому же требует приближения к наивысшему состоянию, находящемуся вне границ всех уровней сознания и бытия. Встает вопрос: возможно ли это? Не является ли это постепенным процессом восхождения, который дает возможность человеку переходить с уровня человека на уровень сверхчеловека, обладающего сверхразумом и так далее до тех пор, пока не будет достигнут наивысший уровень, — таков второй вопрос. Много следует сказать в поддержку теории постепенной эволюции. Возможность немедленного достижения Высшего уровня также открывается человеческой душе, которая стала осознавать крайнюю необходимость этого достижения и существования. Это то, что Шри Рам Чандраджи гарантирует как возможное, и с помощью йоги направляемый тем, кто достиг этой Конечной Центральной Реальности, это, безусловно, легко. Эволюция индивидуума ускоряется даже во время пребывания в человеческом теле, которое очищено этим высшим сознанием или силой и преобразовано в каждой клетке. Сила Наивысшего может спускаться таким образом в человеческое сердце и начинать очищать и вести его к наивысшему состоянию. Человеческая структура сама по себе устроена так, что воспринимает передачи высшей энергии или божественной шакти в отдельных центрах, соответствующих космическим центрам и сверхкосмическим районам. Человеческое тело, у которого очищены таким образом нервная, кровеносная и другие системы, может наслаждаться или испытывать умиротворенность, силу и превосходство даже в этом теле. Необходимость и ход развития действительно подготовили адепта на этом пути Раджа Йоги. Шри Рам Чандраджи в этой книге, названной "Комментарии к Десяти правилам Сахадж Март", разъясняет состояния, необходимые для реализации Конечного. Они являются правилами, которым человек должен следовать безоговорочно. Они — не просто распоряжения, произвольно данные, но понятно объясненные для того, чтобы показать их разумность в отношении цели, которую надо достичь. Им, конечно, легко следовать, когда есть серьезность в достижении цели, или Конечного. Простая формула молитвы дает нам нашу цель в этом поиске — она есть Бог, который является Всеобщим Мастером и единственной личностью, которая может вести нас к месту назначения. Наши желания мешают нам достичь места назначения и являются прапти-виродхис — врагами нашего достижения. Сдача Богу, который является всемогущей силой — это существенная необходимость, так как Бог есть как средство, так и цель. Мастер, который ведет нас к Наивысшему, есть тот, кто настолько погружен в Конечное, что Он является как бы Богом, снизошедшим к душе, которая ищет, стремится и борется, чтобы помочь. Древние методы практики прекрасно объяснены, показывая разумность богослужения и медитации в сандхьяс или соединениях дня — утром, в полдень и вечером. Ангас йога также четко разъяснена, а естественный метод духовной адаптации и установки на цель изложен простым и откровенным образом. Очищение системы посредством тонкого процесса передачи Мастера — это достижение, которому нельзя найти аналога в духовной истории нового времени. Жить в Боге, для Бога и Богом — это бремя пути Сахадж Марг, и это естественно ведет к реализации человеком реальности в Боге, для Бога. Поэтому человек также становится гармоничным во всем без каких-либо различий. Высшие миры открываются тому, кто становится единым с Богом, живя в Нем и для Него одного. Духовность не похожа на религию, имеющую лишь форму богослужения или технику ритуалов; она является жизнью в осознании Бога и в Его сущности. Шри Рам Чандраджи указывает, как индивидуальная душа, следуя Правилам Сахадж Марг, может даже с первого соприкосновения прийти к познанию мира, которое превосходит всякое понимание, и затем вырастет в этом мире до наивысшего возможного для человека. Освобождение, или мокша, — это что-то такое, что естественным образом следует из этой практики. Совершенство также может быть открыто тому, кто Божественно направлен. В изложении есть немного метафизики или физики, что не очень важно для обсуждения, так как это станет ясным, как только человек приступит к абхьясе. Несомненно, что здесь должно быть полное преобразование природы человека и он должен быть взят под руководство космической и сверхкосмической Природы так, чтобы его достижение можно было воспринимать как все большую и большую реальность (cam), По мере того как человек приближается к Центру, или Конечному, он растет в своей реальности, и все то, что происходило до этого, представляется все более и более нереальным. Тем не менее цель абхьяси — обретение этой увеличивающейся реальности, которая возникает по мере того, как человек начинает приближаться к Центру. Открытия Шри Рам Чандраджи в этой области замечательны по своему динамическому, практическому характеру. Бог находится не далеко и не на расстоянии, но очень близко и наготове (сиддхопая), и человеку остается только повернуться к Нему, чтобы почувствовать Его присутствие и Его силу преобразования. Мы обязаны этим Шри Рам Чандраджи из Фатехгарха, сделавшему этот опыт возможным для всех, и Шри Рам Чандраджи из Шахджаханпура за распространение этой доктрины избавления и преобразования, демонстрируя ее практически всем, кто бы ни направлялся к нему. Эта книга в известном смысле предназначена для продвинутого практиканта, но она является очень озаряющей книгой, которую надо читать после изучения книг Мастера "Реальность на Рассвете" и "Действенность Раджа Йоги".
К.С. Варадачари, магистр гуманитарных наук, доктор философии Тирупати, Андхра Прадеш
|
|||
|