|
|||
Последний контр-адмирал. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Последний контр-адмирал. Юрий Владимирович Шельтинга родился 1 августа 1891 года во Владивостоке. В 1907 году поступает воспитанником в Морской корпус. 5 октября 1912 года производится по экзамену в чин мичмана, зачисляется в 1-й Балтийский флотский экипаж с назначением на эсминец «Страшный» из 6-го дивизиона 1-й Минной дивизии. Зимой, когда флот стоит в ледяном плену, молодой мичман откомандировывается для обучения новобранцев, а весной возвращается на корабль, к обязанностям ротного командира. На «Страшном» Юрий Владимирович встретил войну, но уже в должности штурманского офицера. Эсминец участвует в минных постановках, сопровождении крейсеров и линкоров во время морских операций. 7 июля 1915 года, за храбрость, проявленную в боях против германских эсминцев, мичман Шельтинга 3-й награжден орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами бантом. Рукою очевидца. « 13 июля. Сегодня трем моим офицерам: минному офицеру лейтенанту Шольцу, штурманскому офицеру (он же артиллерийский офицер и ревизор) лейтенанту Шельтинга и мичману Хвощинскому вручили ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом и команде восемь Георгиевских медалей». 24 сентября 1915 года «за отличия в делах против неприятеля» ему пожалован орден Св. Анны 4-й степени «За храбрость». 10 апреля 1916 года он производится в чин лейтенанта досрочно, а 26 мая того же года награждается орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом – «за самоотвержение, мужество и усиленные труды в обстановке военного времени». 10 декабря 1916 года лейтенант зачисляется слушателем во Временные штурманские офицерские классы. В начале марта 1917 года он закончил обучение и зачисляется в штурманские офицеры 2-го разряда. Там, в Гельсингфорсе, Шельтинга встретил Февральскую революцию. 30 мая Шельтинга 3-й направлен на эсминец «Константин» из 3-го дивизиона 1-й Минной дивизии. Справка. «Константин» - эскадренный миноносец. Спущен на воду в 1916 году. Водоизмещение 1260 т, длина 98 м, ширина 9 м, осадка 3 м. Скорость 35 узлов. Вооружение: четыре 102-мм и одно 76,2-мм орудия, два пулемета, три трехтрубных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин. Экипаж: 150 человек. На этом корабле Юрий Владимирович участвует в обороне Моонзундской позиции осенью 1917 года. Рукой историка. «Продолжался морской бой и за Кассарский плёс. Немецкий флот упорно стремился прорваться сюда через пролив Соэлозунд. Под прикрытием крейсера «Эмден» и значительного числа миноносцев в проливе усиленно работали немецкие тральщики. Для противодействия им были посланы три группы наших эсминцев (по два в группе) – «Новик» и «Гром», «Изяслав» и «Самсон», «Забияка» и «Победитель» и, кроме того, «Константин». Русские корабли действовали решительно. В бой вступили «Константин», «Изяслав» и «Самсон». Вражеский крейсер снялся с якоря и пошел к запасному выходу из Соэлозунда. На третий день сражения, 1 октября 1917 года в Моонзундском архипелаге разыгрался ожесточенный бой небольшой группы русских эсминцев с эскадрой немецких кораблей, пытавшихся прорваться на Кассарский плёс. В 9 часов утра миноносцы встали на якорь в расстоянии 70 кабельтовых от Памерорта. Около полудня туда же подошел и эсминец «Константин». Около 14 часов 30 минут к Соэлозунду подошел немецкий линейный корабль «Кайзер». Командир «Грома» отдал приказ комендорам встать к орудиям. Эсминец быстро снялся с якоря, и в этот момент «Кайзер» дал первый залп из орудий главного калибра. «Гром» дал полный ход. Уходя из под обстрела противника, дивизион наших миноносцев повернул к Соэлозунду. «Константин» подошел к «Грому» и «Храброму» и прикрыл их своей дымовой завесой. «Кайзер», прекратив огонь, перешел за мыс Памерорт. Тогда командующий соединением немецких миноносцев решил прорваться на Кассарский плес и очистить его от русских кораблей. Разгадав планы противника, «Победитель», «Забияка» и «Константин» с дистанции 70 кабельтовых начали артиллерийский обстрел вражеских миноносцев. Противник, сближаясь с нашими кораблями, вел по ним ответный сосредоточенный огонь. Завязался ожесточенный бой. За время боя «Победитель» выпустил 400 снарядов, «Константин» - 120, «Забияка» - 80». После октябрьского переворота матросы выбрали его командиром эсминца «Константин». В апреле 1918 года «Константин» под командованием Шельтинга совершил «Ледовый переход» из Гельсингфорса в Петроград. Корабль встал у стенки Невского завода. Бывший лейтенант Российского Императорского флота признает Советскую власть и добровольно вступает в Красный флот. Его назначают командиром эсминца «Капитан Изыльметьев», который ржавел у стеки Ижорского завода. В то время все корабли флота требовали капитального ремонта. Не было запчастей, материалов, опытных специалистов. С большим трудом Шельтинга набрал половину команды и приступил к ремонту корабля. Он трудился по 16-18 часов в сутки, пытаясь ввести эсминец в строй к лету 1921 года. 28 февраля начался Кронштадтский мятеж, а 1 марта Юрия Владимировича арестовали. В особом отделе флота ему предъявили обвинение в сговоре с офицерами, возглавившими мятеж. До этого в Политотдел флота поступило несколько докладных о неблагонадежности командира эсминца. Вот одна из них:
«Комиссару штаба Командующего Балтийским флотом. 30 октября 1920 года. Доклад о командире эсминца «Капитан Изыльмеьев». Командир эсминца Шельтинга имеет очень близкие отношения с бывшим боцманом корабля Тамм, который в настоящее время определился при эстонском консульстве в комиссию по оптации эстонцев. Тамм, будучи на корабле, довольно часто посещал кают-компанию, и, кроме того, его часто видели на палубе в беседе с командиром Шельтинга, которому Тамм рассказывал о хорошей жизни офицеров в Эстонии. Начальник 2-го Морособотдела». Знали ли особисты, что вряд ли, что Тамм в конце 1917 – начале 1918 года служил в Архангельске, в контрразведке флотилии Северного Ледовитого океана. И мог много рассказать Юрию Владимировичу о службе старшего брата, Бориса. На допросах Шельтинга категорически отрицал свою причастность к мятежу. У сотрудников ЧК не было никаких доказательств на него. Продержав в тюрьме три месяца, его впустили. Возвратившись в Петроград, Юрий Владимирович нашел отца тяжело больным. Поселился в его комнате и был с ним до самой смерти. Одновременно трудился на эсминце. Но в ноябре 1921 года его снова арестовали. Следователь обвинил Шельтинга в работе контрреволюционной организации с целью свержения Советской власти. С группой бывших офицеров его перевели в Вологодскую тюрьму. Там он пробыл три месяца, готовясь к самому худшему. Его освободили приказом РВС Республики и направили в распоряжение начальника Морских Сил Балтийского моря М. Викторова. 6 июня 1922 года Юрия Шельтинга назначили начальником 2-го дивизиона бригады эсминцев Балтийского моря. Три года он успешно командует дивизионом, а потом поступает в Военно-Морскую академию им. К. Ворошилова. В апреле 1926 года приказом РВС Шельтинга назначается командиром отдельного дивизиона эсминцев Морских Сил Черного моря. Во время службы на Черном море он совершает походы в качестве командира отряда советских кораблей в Константинополь, Неаполь, Мессину. В состав отряда входили крейсер «Червона Украина», эсминцы «Незаможник», «Фрунзе» и «Дзержинский». Особое внимание Шельтинга уделял боевой подготовке. Часто проводились артиллерийские и торпедные стрельбы, учения по борьбе за живучесть. Рукою очевидца. «Вспомнили и о командире отдельного дивизиона Шельтинге. Происходил он из старого рода моряков, кажется голландцев, давно обрусевших. Невысокого роста, Шельтинге, имел тонкий голос, часто срывавшийся, а иногда и переходивший в визг. Однажды вечером Шельтинга, по своему обыкновению надев белый китель, собрался съехать на Графскую пристань. Поднявшись на верхнюю палубу – котел в тот день работал на угле, - он вдруг заметил, как ослепительно белый китель на нём покрывается черными мелкими частицами отработанного угля. Комдив разгневался и, подняв кверху указательный палец, отдал распоряжение: « Перейти на нефть!» С тех пор этот знак стал нарицательным. Когда кто-нибудь старался уточнить фамилию Шельтинги, то поднимал кверху указательный палец». 1 января 1931 года Шельтинга снова арестовывают. Начальник особого отдела ОГПУ обвинил его во вредительстве, якобы по заданию турецкой разведки, подрыве боевой подготовки и участии в антисоветских организациях. Сначала Юрий Владимирович содержался под стражей в севастопольском доме предварительного содержания, потом был переведен в тюрьму Севастополя. Целый год он писал письма в Главное Политуправление РККА и начальнику Морских Сил Орлову, в которых просил восстановить его в кадрах ВМФ, так как он ни в чем не виноват. В мае 1932 года ему объявили, что постановлением Коллегии ОГПУ следствие против него прекращено, и он освобождается из-под стражи. После освобождения Шельтинга направляют работать преподавателем в ВМУ им. М. Фрунзе. Но там он пробыл недолго. Приказом РВС его назначают командиром дивизиона эсминцев Морских Сил Балтийского моря. Через полтора года, в январе 1934 года, следует новое назначение – следовать в Мурманск. Там шла организация Северного флота. Весь 1934 год Юрий Владимирович приводил эсминцы и сторожевые корабли в надлежащее техническое и боевое состояние. Главные машины, котлы и трубопроводы были разобраны. О нормальной боевой подготовке экипажей не могло быть и речи. Только летом 1935 года удалось вывести корабли в Белое море для отработки артиллерийских и торпедных стрельб. Шельтинга настойчиво учил моряков боевому использованию корабельного оружия, передавая свой опыт офицера. Такая упорная работа дала положительные результаты. На учениях летом 1936 года все эсминцы и сторожевики выполнили поставленные задачи. Командующий Северной флотилией К. Душенов объявил Шельтинга благодарность. Советское правительство присвоило ему звание капитана 1-го ранга. В сентябре 1937 года его переводят в Ленинград, преподавать в ВМУ им. М. Фрунзе навигацию. Вот выписка из училищной аттестации на Шельтинга: «Преподает навигацию только один год, большой глубины теоретических знаний не имеет, желательна работа над собой. Дисциплинирован, настойчив, обладает организаторскими способностями. Много плавал, командовал кораблями и соединениями, имеет большой практический опыт. Здоровье удовлетворительное. Вынослив и крепок. К делу преподавания относится добросовестно и аккуратно, надо полагать выработается неплохой преподаватель. Должности соответствует. 3. 12. 1938 г. Начальник цикла кораблевождения Инженер-флагман 3 ранга (подпись)» Когда началась Великая Отечественная война, училище было эвакуировано в Астрахань. Вместе с курсантами уехал и Шельтинга. Но 4 июля 1942 года его назначают начальником 1-го отдела (инспекция боевой подготовки) Управления боевой подготовки ВМФ СССР, а через полгода – заместителем начальника Управления. Летом 1943 года адмирал Н. Кузнецов направляет Юрия Владимировича на Север, в Полярное – инспектировать боевую подготовку Северного флота. Правительство присвоило ему звание контр-адмирала. Наблюдая за работой комендоров, минеров и сигнальщиков не в базе, а с мостика корабля, в походе, Шельтинга смог убедится, что перед ним грамотные специалисты, способные решать любые поставленные задачи. Так он и написал в своем докладе на имя наркома ВМФ. После войны Юрий Владимирович вновь был направлен на Северный флот. В сентябре 1945 года его назначают командиром отряд учебных кораблей. Кораблей для создания отряда так и не выделили, несмотря на все усилия Шельтинга. В октябре 1948 года его отзывают в Москву и назначают старшим инспектором по военно-морской подготовке в Управлении военно-морских учебных заведений. Советское правительство наградило Юрия Владимировича Шельтинга орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Ветеран трех флотов, контр-адмирал Шельтинга умер в 1962 году. Детей у него не было. И на этом династия офицеров флота Шельтинга закончилась.
Источники и литература. Амон Г. А. Морские памятные даты. М., 1987. Броневский В. Записки морского офицера. Ч. 3. СПб., 1818. Веселаго Ф. Ф. Очерки истории Морского кадетского корпуса. СПб., 1852. Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. СПб., 1939. Граф Г. К. Моряки. (1897-1905). СПб.,1997. Граф Г. К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами. 1906-1914. СПб., 2006. Граф Г. К. На «Новике». (1914-1918). СПб., 1998. Елагин. История русского флота. Материалы о истории русского флота. Золотарев В. А., Козлов И. А. Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье. М., 1988. Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели-исследователи морей и океанов. М., 1954. Порт-Артур. Воспоминание участников. Нью-Йорк., 1955. Список лейтенантам и мичманам. СПб., 1904. Список лицам, состоящим в Морском ведомстве и Флота адмиралам и штаб-офицерам. Чинам, зачисленным по Флоту. СПб., 1904. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. СПб., 1914. Тимирёв С. Н. Воспоминания морского офицера. СПб., 1998.
Другие источники. Материалы архивов (фонды государственных учреждений и личные); РГА ВМФ (Российский государственный архив Военно-морского флота СПб).
|
|||
|