Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фаина Громзина. ДИНАСТИЯ . ШЕЛЬТИНГА. Санкт-Петербург. Введение. . В начале славных дел.



                     

                       Фаина Громзина

 

 

    

             ДИНАСТИЯ           

        ШЕЛЬТИНГА

                     

                              Санкт-Петербург

                                            2015

                                     Введение. 

Вот уже четвёртый год я учусь в Морском классе школы № 84 Петроградского района Санкт-Петербурга. На занятиях мы не только постигаем морскую науку и проходим военную подготовку, но и получаем большие знания по истории Российского Флота. Одна из тем меня особенно заинтересовала. Ведь на протяжении 300-летней истории Флота на нём служили несколько поколений моряков, целые династии.

Особенно меня заинтересовала одна фамилия. Её представители более 250-ти лет служили России на всех морях и океанах, а сама она редко упоминается историками. Это Шельтинга, такая вот простая голландская фамилия.И я начала искать историю её представителей. Ознакомившись со многими источниками, я узнала много нового и попробовала написать про династию русских моряков Шельтенга.

                       В начале славных дел.

Своё начало династия российских морских офицеров Шельтинга ведет от строительства Петром I Балтийского флота. Великий Петр, понимая, что для строящегося им флота у него не хватает опытных морских офицеров, поручил вице-адмиралу Крюйсу, отъезжавшему в Голландию в 1703 году, поискать таких и предложить службу в русском флоте.

Из Послужного списка. «Адмирал Крюйс Корнелий Иванович. Датчанин. Родился в 1657 году в городе Ставангер (Норвегия). С юных лет плавал на торговых судах, 20 лет служил в голландском флоте, командовал кораблями. В 1698 года был принят в Голландии на российскую службу из капитанов, пожалован вице-адмиралом. Принимал участие в найме для флота многих иностранных специалистов, с которыми прибыл в Россию. Составил первые правила морской службы по датскому и голландскому уставам. В 1703 году в Голландии заведовал наймом иностранцев для флота и распределением по кораблям, портам и школам посланных с ним для обучения морскому делу и адмиралтейскому мастерству русских. С 1704 года – командующий Балтийским флотом. Руководил обороной Котлина и Петербурга. В 1721 году по случаю мира со Швецией произведен в адмиралы. Умер 3 июня 1727 года».

Крюйс исполнил поручение царя и в 1704 году привез в Россию 20 морских офицеров, которые своей полезной службой оправдали его выбор. В числе них находился и капитан голландского флота Вейбрандт Шельтинг.

О первоначальной службе Шельтинга известно немного. В «Общем Морском списке» значится, что в 1706-1707 г.г. он состоял под командой шаутбенахта (контр-адмирала) Боциса, командует значительными отрядами галерного флота.

Из Послужного списка. «Контр-адмирал Боцис Иван Федосеевич. Родился в Далмации. С 1702 года – на венецианской службе. В 1703 году по прибытии в Россию был пожалован чином галерного шаутбенахта. В 1706 году начальствовал галерной эскадрой при обороне Котлина. С 1707 по 1712 год начальствовал галерными эскадрами в Финском заливе, внес свои предложения по реорганизации галерного флота. В 1713 начальствовал авангардом галерного флота Ф. Апраксина при бомбардировке Гельсингфорса (Хельсинки). Скончался 9 мая 1714 года».

При обороне Котлина в 1706 году Шельтинг командует кораблем в эскадре Крюйса.

В 1709-1710 г.г. Шельтинг командует кораблем «Нарва» у Котлина, конвоирует транспорты к Выборгу.

Справка. «Нарва» - 28-пушечный парусный фрегат. Спущен на воду летом 1704 года. Размеры корабля: длина 27.5 м, ширина 7.3 м, средняя осадка 2,7 м. Экипаж 120 человек. Вооружение: на закрытом деке, баке и юте корабль нес двадцать восемь пушек: 8-, 6- и 3-фунтовые». 

Осенью 1710 года послан был в Воронеж, в состав Донской флотилии.

Из указа Петра Великого. «Божьей милостью, Мы, Петр Первый, Царь и Повелитель Всероссийский и прочая, и прочая. Объявляем им патентом всем, кому надлежит его выдавать, что Мы повелели Вейбранту Шельтингу быть на службе в нашем флоте в старых капитанах с 1703 года. И должен он этот чин сохранять в чести и достоинстве, чтобы служить Государству нашему. Петр. Лета Господня 1710 года декабря в 30 день в Петербурге»

В 1711 году Шельтинг получает следующий указ царя

Из указа Петра Великого. «..Будучи в Таврове над всеми кораблями управлять за первого командира и иметь попечение, как надлежит доброму и искусному офицеру, усматривая к лучшему Царского Величества интересу, обще с капитанами Эдвартом и фон Гентом, и о чем надлежит доносить ему адмиралу кавалеру и губернатору азовскому графу Федору Матвеевичу Апраксину. И по получении сего указа чинить тебе о всем против вышеописанного..»

Шельтинг управляет в Таврове делами Адмиралтейства, командует 62-пушечным кораблем «Скорпион», готовым к плаванию в Азовском море. После заключения мира с Турцией, в августе 1711 года, все морские офицеры возвратились в Петербург. Шельтинг опять направляется под командование Боциса, командует отрядом бригантин и зиму проводит в Выборге.

В 1712 году эскадра Боциса выступила в шхеры. Капитан Шельтинг со своим отрядом участвует в бою и взятии шести небольших военных судов. Петр, получив известие об этом, был доволен и 12 октября производит Шельтинга в капитан-командоры.

В 1713 году Вейбрант Шельтинг командует кораблем «Выборг» в эскадре Крюйса. Корабль был спущен на воду в июле 1710 года и назван в честь взятия Выборга. Тогда же, опробуя парусник, Петр совершил на нем плавание из Кронштадта до Красной Горки и высказался «зело хвалебно» о высоких маневренных и мореходных качествах «Выборга»

7 июля 1713 года «Выборг» в составе флота выходит в поход к берегам Финляндии. При высадке русского десанта у Гельсингфорса орудия корабля обстреливают укрепления неприятеля.

Справка. «Выборг» - 50-пушечный парусный линейный корабль. Вооружение: 18-фунтовые пушки на нижнем деке, 8-фунтовые – на верхнем деке и 4-фунтовые на фордеке и баке».

12 июля у о. Гогланд эскадра Крюйса обнаруживает три шведских линейных корабля. Началось преследование. Вскоре русские корабли настигли противника и на флагманском корабле «Рига» адмирал Крюйс поднимает сигнал «Вступить в бой». Но неожиданно три корабля, в том числе и «Выборг» наскочили на мель. Остальные корабли прекратили преследование и стали оказывать помощь пострадавшим. В результате два корабля сняли с мели, а «Выборг», получивший сильные повреждения, сожгли, сняв артиллерию и припасы.

За прекращение погони и упущение противника Крюйса и капитанов кораблей предали суду. Самого адмирала приговорили к смертной казни, но царь Петр помиловал его, заменив казнь ссылкой в Казань. Остальные были оштрафованы, но продолжали службу.

Из официальных документов. «Капитан-командор Шельтинг, хотя и заслуживает тяжкое наказание, но, поскольку, он не получил ордера, то написать его в младшие капитаны».

Вскоре он был прощен, и ему вернули прежний чин.

По окончании компании 1713 года Шельтинг исполнял должность командующего флагмана на о. Котлин.

В компании 1714 года он командует кораблем «Св. Екатерина». Согласно указу Петра Великого он занимает позицию.

Из указа Петра Великого.  «Буде не установится ветер или добрый авантаж увидишь, то с Божьей помощью вступать в бой и абордировать по своему рассуждению, а наипаче, чтобы их удержать пока прочие корабли поспеют, также не далее гнать неприятеля, как сей берег в виду будет, разве великий авантаж увидишь и ветер будет такой, что от Гангута без лавиров неприятелю сикурез дать будет нельзя».

Гангутское сражение явилось первой крупной победой русского флота на море и заставило говорить о России, как о сильном морском государстве.

Рукою историка. «Морские силы русских на Балтийском море состояли из галерного и парусного флотов. Шведские корабли попытались заблокировать в Финском заливе русский гребной флот, готовившийся к проведению десантной операции на финском побережье. Воспользовавшись штилем, сделавшим громадные шведские суда беспомощными, галеры русского флота прорвали блокаду.

На следующий день, 9 августа 1714 года, у западного берега Гангутского полуострова (финское название – Ханко) русские галеры обнаружили и окружили шведскую эскадру, отрезав её от главных сил. Разгорелся ожесточенный бой. Командующий гребным флотом Ф. Апраксин отмечал: « Воистину нельзя описать мужества российских войск…» Было захвачено 10 шведских кораблей. Враг потерял убитыми 361 человек, ранеными – 350. В плен было взято 237 человек. Потери русских составили 124 человека убитыми и 342 – ранеными»  

Осенью этого же года Шельтинг находился на Котлине и царь Петр, приезжая на остров, «был на кораблях и у командора Шельтинга на погребе».

В 1715 году командор командует «Св. Екатериной» и плавает с флотом в Финском заливе под командованием вице-адмирала Петра Михайлова (Петра I). А осенью был послан в Амстердам для наблюдения за скорейшим отправлением закупленных кораблей и найма на русскую службу иностранных морских офицеров.

Из писем Шельтинга видно, что принял он «в службу нашу 200 человек обер - и унтер-офицеров, как ровно и мастеровых», которых отправил из Голландии в Лондон на новые корабли. Исполнение разных поручений задержало его в Амстердаме дольше, чем хотел Петр и царь шлет ему указ: «Ехать Вам как наискорее в Копенгаген, а там иметь команду над эскадрою Нашей, и во всем поступать по совету посла князя Долгорукого, понеже он имеет полный указ».

Надо полагать, что царь имел особое расположение к Шельтингу, когда вызывал его для командования русским флотом, собравшимся в Копенгагене, ибо в то время там находился капитан-командор Сиверс. Его Петр считал также искусным морским офицером.

Из Послужного списка. «Адмирал Сиверс Петр Иванович. Датчанин. В 1704 году принят на русскую службу в Амстердаме вице-адмиралом К. Крюйсом с чином капитана. В 1705-1708 году командовал различными судами в эскадрах К. Крюйса и Ф. Апраксина, оборонявших подступы к Котлину. В 1715 году состоял командующим флагманом на Котлине, произведен в чин капитан-командора. В 1716 году, начальствуя эскадрой, перешел в Копенгаген. В 1719 году произведен в чин шаутбенахта. В 1721 году назначен членом Адмиралтейств-коллегии, произведен в вице-адмиралы. В 1725 году награжден орденом Св. Александра Невского. В 1727 году произведен в адмиралы синего флага, назначен президентом Адмиралтейств-коллегии. С 1732 года – в отставке. Умер в 1740 году».  

Российский флот в столице Дании состоял из 72 вымпелов. С этим флотом Шельтинг некоторое время крейсирует у о. Борнхольм и в конце августа возвращается в Копенгаген. Сюда же прибыл и царь Петр.

На совете, состоявшемся на корабле Шельтинга, присутствовали также английский и датский адмиралы. Англия просьбами и угрозами думала принудить Россию вывести войска из Германии. Но Петр остался тверд и старался только не сориться с Данией. Царь повелел транспортным судам идти в Мекленбург, а флоту под командованием Шельтинга – в Ревель, куда он и прибыл в конце октября. Шельтинг был уже опасно болен.

Из писем Ф. Апраксина Петру I. «Шельтинг от паралича не вовсе оздоровел, и подал письмо, что он нынешнее зимнее время, как в приготовлении кораблей, так и в работах, команды нести не может, и чтобы ему дать до теплого времени покой».

Петр I производит Шельтинга в чин шаутбенахта (контр-адмирала).

Вскоре здоровье адмирала пошло на поправку, ибо по рапорту Апраксина от 30 мая 1717 года видно, что он приказал отправить из Ревеля в крейсерство две эскадры. Первой командует Шельтинг, второй – капитан-командор Сиверс.

Из писем Ф. Апраксина Петру I. «В десятый день возвратился к Ревелю с крейсерства шаутбенахт Шельтинг и рапортовал, что в море неприятельских кораблей не видел, и во время бытности своей терпел немалый шторм, отчего повредило немало стеньгов».

В мае 1718 года шаутбенахт перешел из Ревеля в Кронштадт с эскадрой, и ему опять стало плохо. В июле Гордон пишет Апраксину, что Шельтинг «лежит без памяти». 9 июля шаутбенахт Вейбранд Шельтинг умер.

Из журнала Петра Великого. «Июль. В 9-й день пополуночи в 11 часу Государь и все флагманы и министры прибыли на «Мальбург». В 12 часу повезли шаутбенахта Шельтинга на берег, и за ним поехал Государь и флагманы и министры, и палили из пушек и сняв флаги с полштока на корме»

Похоронили контр-адмирала на Котлине. К чести его надо сказать, что, прослужив 15 лет в российском флоте, исполнял он все возлагаемые на него поручения с ревностью и усердием.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.