Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Водитель первых пароходов



                   Водитель первых пароходов

Сын генерал-лейтенанта Шельтинга, Владимир, родился 7 октября 1821 года, в Архангельске. Воспитывался юноша дома, изучал науки и 8 декабря 1837 года, минуя Морской корпус, поступил юнкером в Балтийский флот, в 19-й флотский экипаж.

26 марта 1839 года, во время службы на фрегате «Аврора», Владимир Шельтинга сдает экзамены на первый офицерский чин и производится в мичманы.

Справка.«Аврора» - фрегат, спущен на воду в 1835 году. Водоизмещение 1840 т, длина 49 м, ширина 13 м, осадка 4 м. Вооружение: 34 24-фунтовых пушек, 24 24-фунтовые карронады. Экипаж: 300 человек. Исключен из состава флота в 1864 году.

На этом же фрегате он с 1838 по 1843 год ходил в крейсерство по Балтийскому морю в отряде генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича. Генерал-адмиралу было тогда 11 лет. Корабли отряда неоднократно крейсировали у берегов Дании и Голландии.

2 марта 1844 года Шельтинга производится в чин лейтенанта и переводится в Архангельск на новопостроенный корабль «Ингерманланд». Это был третий корабль российского флота под этим именем. На нем Шельтинга, под командой генерал-адмирала, перешел из Архангельска в Кронштадт. И это было первое заграничное плавание юного генерал-адмирала.

Рукою историка. «Шестнадцатилетним юношей он шел на «Ингерманланде» из Архангельска в Кронштадт. То был экзамен, экзамен морем, и он его выдержал. Впервые узнал, что такое Баренцево море и чем оно отличается от Балтики. Впервые испытал на себе жестокий шторм в Северной Атлантике. Ф. П. Литке (наставник Константина Николаевича – Б. В.) был доволен. Теперь он мог смело докладывать государю – моряк состоялся».

А Владимир Шельтинга за усердие в службе был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.

На «Ингерманланде» в 1845-1846 г. г. Шельтинга совершает переход из Кронштадта в Средиземное море и обратно.

В это время начинается эпоха перехода флота от парусного к паровому, роль крейсеров выполняют колесные пароходы. Появляются пароходо-фрегаты.

В 1847 году Владимир Романович Шельтинга выходит в плавание по портам Финского залива на пароходе «Усердный», а 3 апреля 1847 года назначается командиром парохода «Быстрый». На этом пароходе он ходит между Ревелем и Свеаборгом, как под парусом, так и с машиной.

18 апреля 1853 года Шельтинга производится в чин капитан-лейтенанта.

В этот же год начинается Крымская война между Россией и Англией, Францией, Турцией и Сардинией. Причиной войны явилось столкновение экономических и политических интересов этих стран на Ближнем Востоке. Отсюда другое название войны – Восточная война.

Во время войны Владимир Романович на «Быстром» занимается буксировкой транспортов и других судов из Кронштадта в шхеры, Свеаборг и обратно. Всю войну пароход состоял во 2-й бригаде шхерной флотилии, которой командовал вице-адмирал И. П. Епанчин.

Из Послужного списка. Адмирал Епанчин Иван Петрович. Родился в 1788 году. В 1805 году окончил Морской корпус. Служил в Архангельске, Кронштадте. Командуя фрегатом «Проворный»», участвовал в Наваринском сражении. в 1828-1831 году, командуя кораблем «Александр Невский», крейсировал в Архипелаге, участвовал в блокаде Дарданелл. В 1838 году произведен в чин контр-адмирала с назначением командиром 2-й бригады 1-й флотской дивизии. В 1846 году назначен командующим 3-й флотской дивизией. С 1848 года – вице-адмирал. В 1854 году, имея флаг на пароходе «Ладога», командовал шхерной гребной флотилией во время пребывания англо-французского флота на Балтике. В 1856 году производится в чин полного адмирала и назначен председателем Морского генерал-аудиториата. Награжден всеми российскими и многими иностранными орденами высшей степени».

Итогом Крымской войны, проигранной Россией, стал Парижский мирный договор 1856 года. России было запрещено иметь военные корабли на Черном море, которое объявлялось открытым для торговых судов всех наций.

В 1856 году при Морском министерстве был создан Комитет для развития торгового флота, содействовавший организации русских пароходных компаний. В том же году было создано Русское Общество пароходства и торговли (РОПиТ). Во главе общества стояло правление, включавшее пять директоров. Возглавляли общество известные адмиралы: Аркас, Чихачев и другие. Многие ответственные посты занимали отставные морские офицеры. Капитанами большинства пароходов становились офицеры, перешедшие в РОПиТ из Морского ведомства и имевшие хорошую практику судовождения. В случае войны пароходы могли стать военными кораблями.

Из Высочайшего указа. «На основании Высочайшего указа, данного Адмиралтейств-коллегии в 9-й день апреля 1802 года и циркуляра Инспекторского департамента от 10 сентября 1857 года № 174 с зачислением по Флоту, на половинном по чину жаловании и с оставлением при них денщиков уволен для службы на коммерческих пароходах из 25-го флотского экипажа капитан-лейтенант Шельтинга 21 июня 1858 года в «Пароходное Общество по р. Днепру и его притокам».  

Владимир Романович к этому времени был женат на вдове генерал-лейтенанта Гессен. Семья переезжает в Одессу.

Целых двенадцать лет проходил Шельтинга на коммерческих пароходах. Оставаясь офицером, зачисленным по флоту, он 1 января 1862 года производится в чин капитана 2 ранга, а 1 января 1865 года – в чин капитана 1 ранга.

6 июля 1874 года он зачисляется на действительную службу с назначением в 8-й флотский экипаж. За выслугу 35 лет в офицерских чинах награждается орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. А 21 апреля 1875 года производится в чин генерал-майора с увольнением от службы. Умер в 1884 году и был похоронен на Волковом лютеранском кладбище, рядом с женой.

Старшего сына, Романа (1847-1909), Владимир Романович отдал на воспитание в Ришельевский лицей Одессы, а младшего, Владимира, определил в Морской корпус.

Сын Романа Владимировича, Роман Романович (1897-1979), окончил военное училище в Одессе. В чине поручика служил в 3-м Дроздовском стрелковом полку Вооруженных Сил Юга России. В 1920 году он был ранен в обе ноги, долго лечился. После Крымской эвакуации лечился в Греции, потом переехал в Болгарию, а оттуда во Францию, в Лион. Прожив в Лионе несколько лет, он с женой и детьми вернулся в Болгарию, к родителям жены. В 1932 году принял сан священника. В 1955 году переехал в СССР в город Ростов.

Его дочь, Елизавета (в замужестве Бонаворян), родилась в Лионе (Франция). В 1955 году вместе с родителями и со своей семьёй переехала город Ростов-на-Дону, где проживает и сейчас.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.