Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От Гогланда до Афона.



                      От Гогланда до Афона.                                                                                                                                  

Семейную традицию службы на флоте продолжил племянники контр-адмирала, Роман и Густав Шельтинг. Старший, Роман Петрович, 2 августа 1772 году поступает кадетом в Морской корпус.

Корпус находился тогда в Кронштадте. После сильного пожара 1771 года, его перевели на Котлин. Однако преподаватели отказывались ездить ежедневно из Петербурга в Кронштадт, да и сам директор руководил корпусом из столицы. Военно-учебным заведением от имени Голенищева-Кутузова управлял капитан 1 ранга Н. Федоров.

Рукою очевидца. «Человек грубый, необразованный, не имевший понятия ни о важности, ни о способах воспитания детей… Глядя на него, капитаны (ротные командиры) держались того же правила, содержание кадет было самое бедное, и многие были оборваны и босы; учителя все кой-какие, бедняки и частью пьяницы, к которым кадеты не могли питать иного чувства, кроме презрения; в ученьи не было никакой методы, старались долить одну математику по Эвклиду, а о словесности и других изящных науках вообще не помышляли. Способ исправления состоял в истинном тиранстве. Капитаны, казалось, хвастались друг перед другом, кто из них бесчеловечнее и безжалостней сечет кадет… Была ещё одна особенность в нашем корпусе, это – господство гардемарин и особенно старших в каморах над кадетами; первые употребляли последних в услугу как сущих своих дворовых людей».  

Всё это не могло не сказаться на подготовке кадет и гардемарин, их общей культуре и нравственности. Процесс разрушения того, что когда-то было создано в Морском кадетском корпусе, шел довольно быстро. Должности преподавателей и командиров стали занимать офицеры Кронштадтского гарнизона, по тем или иным причинам списанные с кораблей на берег; положение усугублялось еще и плохим материально-бытовыми условиями.

Из Морского кадетского корпуса стали выпускаться гардемарины с таким низким общеобразовательным уровнем и минимумом профессиональных знаний и навыков, что это стало бросаться в глаза командирам кораблей, на которые они попадали служить.

Пройдя такое обучение, Роман Шельтинг 6 июня 1776 года производится в гардемарины. В этом чине он совершает ряд учебных плаваний по Балтийскому морю, а в 1779 году на фрегате «Наталия» отправляется из Кронштадта к берегам Англии. Но корабль терпит крушение у берегов голландского острова Шкелинг, а экипаж на купеческом судне попадает в Лондон. И только в 1780 году моряки возвращаются в Кронштадт.

В ноябре 1777 года в Морской корпус поступает Густав Шельтинг, а в 1780 году, будучи гардемарином, он поступает на корабль «Св. Давид Солунский» в эскадре контр-адмирала Пилибина. На пути в Лиссабон, по причине больных, корабль от мыса Лизард возвращается в Плимут и, перезимовав в Копенгагене, прибывает в Кронштадт.

Во время учебного плавания Густав заслужил похвальный отзыв от своих командиров и в мае 1782 года, выдержав офицерский экзамен, производится в чин мичмана.

В этом же году в Кронштадт возвращается Роман, произведенный в чин мичмана годом раньше и ходивший на корабле «Европа» в Ливорно в эскадре контр-адмирала Сухотина. Плавание, продолжавшееся год, познакомило молодого офицера с новыми странами. Многодневные переходы, требовавшие большой выносливости, расторопности, хладнокровия принесли большую пользу и на практике расширили теоретические познания.

Из Послужного списка. «Вице-адмирал Сухотин Яков Филиппович. Родился в 1725 году. Из тульских дворян. В 1743 году поступил учеником в Морскую академию, в 1745 году произведен в гардемарины. В 1745-1751 годах участвует в компаниях на Балтике. В 1758 году произведен в чин лейтенанта. В 1766-1767 годах находился при Московской адмиралтейской конторе советником. В 1768 году в чине капитана 2 ранга командует фрегатом «Св. Феодор» в Балтийском море. В 1772 году, уже в чине капитана 1 ранга, командовал эскадрой на Азовском море, ведет боевые действия на Черном море. В 1774 году за болезнью переведен в Петербург, произведен в чин капитана бригадирского ранга. Назначен шефом первого солдатского батальона; командовал кораблем «Пантелеймон» у Красной Горки в эскадре контр-адмирала В. Чичагова. В 1779 году произведен в капитаны генерал-майорского ранга и в контр-адмиралы; командирован в Донскую флотилию. В 1781 году отправился с эскадрой из Кронштадта в Средиземное море, возвратился в 1782 году. В 1783 году определен присутствовать в комиссариатской экспедиции Адмиралтейств-коллегии, командовал практической эскадрой в Балтийском море. Произведен в вице-адмиралы и назначен Главным командиром Черноморского флота. В 1785 году переведен в Балтийский флот. 22 мая 1790 года командовал авангардом эскадры С. Грейга в Красногорском сражении; во время которого ему оторвало ногу ядром. В июне 1790 года умер от раны».     

В последующие годы Роман совершает два перехода из Архангельска в Кронштадт на корабле «Владимир» и на транспорте «Соловки».

14 апреля 1785 года братья одновременно производятся в чин лейтенанта. Густав назначается командиром транспортного судна «Буйвол», плавает между Кронштадтом и Ревелем, а Роман в 1787 году назначается в кругосветную экспедицию капитана Муловского. Решено было на судах «Колмогор», «Соловки», «Сокол» и «Турухтан» отправить в Восточный океан, к нашим американским владениям, экспедицию и снабдить её с избытком не только всем необходимым для такого дальнего плавания, но и придать ей научные силы и средства, достаточные для всестороннего научного исследования русских владений в Америке. Инструкцию по научной части составлял известный академик Паллас, состоявший при Адмиралтейств-коллегии в звании «гисториографа».

Неожиданная война со Швецией и смерть Муловского в Эландском сражении стали причиной приостановки отправления экспедиции, а последующие события заставили надолго забыть о ней.

Война началась в июле 1788 года и застала Россию врасплох: на финляндской границе почти не было войск, а морская деятельность была направлена на спешное приготовление Архипелагской эскадры адмирала Грейга. В эскадру Грейга, с началом войны, на корабль «Мечеслав» переходит Роман Шельтинг, а Густав на «Буйволе» переходит из Ревеля в Кронштадт и поступает на корабль «Родислав». На палубах этих кораблей братья участвуют 6 июля 1788 года в Гогландском сражении.

Рукою историка. «Русский авангард и центр решительно вступили в бой, тогда как арьергард отстал, а 3 корабля вообще выпали из линии. В то же время флагман Грейга «Ростислав» шел под всеми парусами впереди линии; он сигналами требовал от арьергарда встать на свое место. После первых выстрелов «Ростислав» оказался на дистанции картечного выстрела от шведского генерал-адмиральского корабля. Грейг старался сокрушить противника картечью.

После 18 часов на передовых шведских кораблях было заметно замешательство. «Густав» на буксире скрылся за боевую линию, вышли из линии несколько кораблей, прочие также спустились под ветер, смыкая строй. Отступление противника вызвало восторженные крики и наступательный дух даже на отставших кораблях».

Не выдержав огня русских кораблей, шведский флот ушел в Свеаборг, где и был блокирован. Победа русского флота сорвала планы противника по завоеванию господства на Балтийском море и захвату Петербурга.

В октябре умирает адмирал Грейг и принявший командование контр-адмирал Козлянинов уводит флот в Ревель на зимовку. Три корабля, в том числе и «Мечеслав», отправляются в Копенгаген, где находится эскадра вице-адмирала Фондезина. Лейтенант Роман Шельтинг в 1789 году был откомандирован из Копенгагена «для некоторой надобности» в город Глюкштадт, оттуда на катере «Северный орел» ходил к норвежскому городу Мандалю. И потом опять вернулся в Копенгаген.

Командующий Балтийским флотом адмирал Чичагов, соединивший Кронштадтскую и Ревельскую эскадры, 2 июля 1789 года вывел корабли в море. Целью этого похода было соединение его с эскадрой Козлянинова, находившейся у Копенгагена. Допустив соединение эскадр, шведы, сознавая всю опасность нового усиления русского флота, заняли позицию у острова Эланд на пути русской эскадры к Копенгагену.14 июля состоялось Эландское сражение.

Рукою историка. «Оба флота в линиях баталии медленно двигались на расстоянии 3 миль, не решаясь начать бой. Шведы понимали значение результата этого боя и потому старались угадать намерения Чичагова. Последний не предпринимал ничего.

Наконец, по сигналу своего генерал-адмирала, шведские корабли стали сближаться и открыли огонь, но на такой дистанции, что снаряды не долетали. Русские корабли даже не стреляли. Около 6 часов шведы решили проявить себя более решительно. Их авангард, сблизившись на среднюю дистанцию, открыл беглый огонь, перешедший в жестокую канонаду. Эта частичная схватка продолжалась около часа, после чего стихающий ветер заставил шведский флот уйти из-под выстрелов наших судов. Два его судна во время боя были выведены из линии на буксире»

Шведский флот опять бежал и укрылся в Корлскроне. В сражении погиб командир «Мечеслава» Муловский, готовивший первое русское кругосветное путешествие, совершенное впоследствии Крузенштерном. Русский флот после сражения вернулся в Ревель.

Посланный в шхеры отряд под начальством капитана Тревенина имел в Барезунде «удачное дело с неприятелем», а при возвращении отряда в Ревель, у о. Нарген, сел на мель и разбился «Родислав», на котором находился сам Тревенин. Находившийся на вахте лейтенант Густав Шельтинг был оправдан.                           

В 1790 году он участвует в Красногорском и Выборгском сражениях на корабле «Всеслав». А Роман Петрович, командуя люггером «Великий князь», перешел из Копенгагена в Ревель и 6 июля 1790 года производится в чин капитан-лейтенанта. В дальнейшем он продолжает командовать люггером, а потом катером «Меркурий» в Финском заливе.

3 августа 1790 года в Верелэ был заключен мир со Швецией.

После войны Густав Петрович Шельтинг командует катером «Счастливый» у Красной Горки и 1 января 1792 года производится в чин капитан-лейтенанта. Командуя брандвахтенным судном «Анна-Маргарита», совершает рейсы по Финскому заливу.

В августе 1797 года он командует отрядом канонерских лодок в эскадре контр-адмирала Мосолова на Роченсальмском рейде, а 14 декабря 1800 года определен в Архангельский порт для наблюдения за заготовкой леса. Доставка леса от местных пристаней к портам входила в обязанности морского министерства.

20 декабря 1801 года вице-адмирал Шишков наложил резолюцию на записке президента Адмиралтейств-коллегии Голенищева-Кутузова со списком служащих при портах штаб - и обер-офицеров, просящих увольнения от службы: «Шельтинга Высочайше повелено от службы уволить с награждением чином с пенсией и мундиром».

А Роман Петрович Шельтинг на корабле «Максим Исповедник» в 1797 году участвовал в Высочайшем смотре флота Павлом I. Император остался доволен флотом и щедро наградил офицеров и команды кораблей. В следующем году Шельтинг командует фрегатом «Симеон» на Ревельском рейде, а потом назначается командиром 44-пушечного фрегата «Феодосий Тотемский», строящегося в Архангельске.

«По Высочайшему повелению назначено было новопостроенным у города Архангельска трем кораблям и двум фрегатам под предводительством вице-адмирала Баратынского идти к берегам Англии и соединиться с флотом вице-адмирала Макарова».

5 сентября 1799 года эскадра из пяти вымпелов двинулась в путь. 10 сентября прошли Святой Нос, вышли в океан и «стали вести меркаторское счисление».

«При великом волнении моря и холодном воздухе небо часто помрачалось ниспославшими снег и град тучами». Отстали, но вскоре догнали эскадру фрегаты. 28 сентября, после полудня, при умеренном ветре проводились пушечные и ружейные экзекуции для обучения экипажей.

Корабли получили ряд повреждений, на «Феодосии» был сломан бушприт и грот-марса-рей. 1 октября фрегат отстал от эскадры и дальнейший путь к шотландским берегам продолжал один. 16 числа встретился английский фрегат «Амазон». Его командир прислал лейтенанта спросить, не имеют ли русские моряки, в чем надобность. Шельтинг просил прислать лоцмана и грот-марса-рей, что и было прислано.

4 ноября с корабля увидели Ярмут и, продолжая путь к северу, через пять дней вошли в Блекстекс, где встретили корабли вице-адмирала Макарова. Через пять  дней прибыла эскадра вице-адмирала Баратынского.

До следующего лета объединенная эскадра ремонтировалась, вооружалась, пополняла запасы провизии, воды, дров. Проводились пушечные и ружейные учения. 5 июля 1800 года командиры кораблей подали рапорта вице-адмиралу Макарову, что «суда их от Адмиралтейства во всем исправлены и к предприятию похода состоят в готовности».

Из Послужного списка. «Адмирал Макаров Михаил Кондратьевич. В 1761 году поступил кадетом в Морской корпус. В 1766 году был произведен в чин мичмана. Участвовал в экспедиции адмирала Г. Спиридова в Средиземное море. Участвовал в Чесменском сражении. в 1788 году в чине капитана 1 ранга, командуя кораблем «Всеслав», участвовал в Гогландском сражении; награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1790 году командовал отрядом судов при обороне Архангельска. В 1793 году произведен в чин контр-адмирала. Награжден орденом Св. Анны 1-й степени. В 1797 году произведен в чин вице-адмирала. Вместе с британской эскадрой крейсировал в Северном море, высадил десант на голландский берег и помог англичанам овладеть голландским флотом. Награжден орденами Св. Иоанна Иерусалимского и Св. Александра Невского. В 1801 году произведен в адмиралы синего флага. В 1802 году назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1807 году командует «всеми морскими командами» в Петербурге. Умер 19 августа 1813 года».

14 июля эскадра прибыла на Портсмутский рейд. «Феодосий» назначили конвоировать идущие в Ярмут за больными госпитальные транспорты и «по забрании там больных следовать в Россию». С эскадрой фрегат и транспорты соединились в Копенгагене 5 августа, а 2 сентября флот прибыл на Ревельский рейд. 27 сентября 1800 года корабли вошли в гавань Кронштадта.

12 марта 1801 года Роман Петрович Шельтинг производится в чин капитана 2 ранга и назначается командиром корабля «Изяслав».

А уже 9 января 1803 года он производится в чин капитана 1 ранга, за 18 морских компаний награждается орденом Св. Георгия 4-й степени и назначается командиром корабля «Св. Петр» на Ревельском рейде. В 1805 году Шельтинг назначается командиром 62-пушечного корабля «Скорый». Построенный в Петербурге, корабль перешел в Кронштадт и стал вооружаться, запасаться провизией и водой.

В 1806 году Россия вела военные действия с Францией в районе Ионических островов, где действовала эскадра под началом вице-адмирала Сенявина. Он получил рескрипт из Петербурга, где было сказано, что «воля Его Императорского Величества есть на всемерное продолжение военных действий». Флот, имея базу в Корфу, крейсировал в Адриатическом море, блокируя побережье и перехватывая французские суда.

«Августа 11 дня 1806 года по Высочайшему Его Императорского Величества Повелению назначены в дальний вояж суда под командою г. капитан-командора и кавалера Игнатьева, стоящие на Кронштадтском рейде». В состав этой эскадры вошел и «Скорый» под командованием Шельтинга.

Во второй половине декабря 1806 года эскадра из Кронштадта, в составе пяти кораблей и четырех мелких судов, прибыла в Корфу. Помощь была своевременной, так как на военно-политическом горизонте Европы уже назревали новые события. Сенявин вскоре получил из Петербурга предписание выступить с эскадрой в Эгейское море ввиду неизбежной войны с Турцией. Свой флаг адмирал поднял на «Твердом».

В феврале 1807 года эскадра подошла к острову Тенедос и, после двухнедельной осады, захватила его. После этого Сенявин назначал посменно по два корабля для блокады Дарданелл. Одновременно, два других корабля посылались для крейсерства против торговых кораблей противника. Участвовал в этих операциях и «Скорый». Но главной задачей адмирал считал уничтожение султанского флота.

Оставив для защиты Тенедоса фрегат и три мелких судна, Сенявин с десятью кораблями отправился отыскивать неприятеля и 19 июня 1807 года встретил его у острова Лемнос. Находясь с наветренной стороны, адмирал сразу поднял сигнал сближаться с неприятелем. По команде каждые флагманский корабль турок был атакован двумя русскими кораблями. Сам Сенявин на «Твердом», со «Скорым», атаковал передовой неприятельский корабль.

Рукою историка. «Командир «Скорого», которому адмирал приказал держаться так близко к нему, чтобы можно было голосом передавать приказания, исполняя в точности это распоряжение, привел свой корабль вплотную к «Твердому», также действуя по лежавшему в дрейфе передовому турецкому кораблю.

Русские корабли, как на учениях, мастерски маневрировали, соблюдая дистанцию, поражали врага меткой стрельбой.

«Скорый», продолжая вплотную сражаться с первыми тремя неприятельскими кораблями, вместе с ними увалился под ветер и, не будучи поддержан другими, оказался окруженным тремя турецкими кораблями и фрегатом. Картечью и ружейным огнем «Скорый» заставил их отступить и, приведя круче, увеличил дистанцию».

К полудню турецкие флагманы были сбиты, остальные суда, сильно поврежденные, потеряли строй. Турки дрогнули и, пользуясь попутным ветром, стали отступать. С наступлением темноты эскадры потеряли друг друга. Так закончилось Афонское сражение. Турецкий флот был разбит, но и наши корабли были повреждены. Особенно «Рафаил», «Твердый» и «Скорый».

     Рапорт Шельтинга. « Его превосходительству Господину вице-адмиралу и кавалеру Дмитрию Николаевичу Сенявину Главнокомандующему на Средиземном море.

                                           Рапорт.

О отличившихся во время бывшего с неприятельским турецким флотом в 19 день сего месяца сражении, долгом поставляю представить Вашему превосходительству, что Господа лейтенанты Куборский и Денисевский бывшие один после другого управление парусов были ранены почти в начале самого сражения, наместо киох был употреблен мичман Белоусов который в продолжении всего сражения выполнял свою должность с отличною исправностью и примерным хладнокровием, в уважении чего поставляю обязанностью представить об нем на вид вышнего начальства. Господа штурмана 12-го класса Степанов, 14-го класса Андреев, и легиона легких стрелков адъютант Михайло Стеллы как отлично расторопные и неустрашимые офицеры, заслуживают особую мою признательность. Впротчем все Господа штаб и обер офицеры состоящие под моим начальством и нижние чины выполняли свою должность с полным усердием и совершенной неустрашимостью. Особым долгом поставляю представить на вид Вашего превосходительства, что боцман Афанасий Соломитин, и 3-го морского полка рядовые Мелпоедов и Иванов быв  уже в ружейной перестрелке по получении ран продолжали отражение неприятеля.

                                                                    Капитан 1 ранга Шельтинг»

25 июня русская эскадра вошла на рейд остров Тенедос, ведя на буксире в качестве трофея корабль турецкого адмирала. Разрушив укрепления острова, Сенявин ушел на Корфу. Вскоре было получено распоряжение Александра I прекратить военные действия, а флоту вернуться в Россию. За компанию 1807 года Шельтинг был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

Эскадре предстоял долгий путь. В середине сентября Сенявин поспешно оставил Ионические острова, чтобы избежать встречи с английскими кораблями, господствовавшими на море. Назревала война России с Англией.

30 октября русская эскадра прибыла в Лиссабон. Кораблям требовался ремонт. Вскоре последовало официальное объявление войны. Английская армия заняла Португалию, а флот блокировал Лиссабон.

Сенявин в этом положении заключает с англичанами договор, не имеющий примера в истории дипломатии. Сущность его сводилась к тому, что Сенявин сдавал русскую эскадру англичанам как бы «на хранение». Согласно договору, русские корабли отправляются вместе с английской эскадрой в Англию и возвращаются в Россию через шесть месяцев после заключения мира в том же точно состоянии, в каком они находились в Лиссабоне. Адмирал же и весь личный состав без всяких условий возвращаются в Россию на военных транспортах за счет английского короля; русские флаги не спускаются, пока адмирал и командиры с должными почестями не оставят свои корабли.

31 августа 1808 года русская эскадра покинула Лиссабон и 26 сентября пришла в Портсмут. Здесь Шельтинг, произведенный в мае этого года в капитан-командоры, покинул свой корабль. Экипажи кораблей эскадры в навигацию следующего года были перевезены на английских судах в Ригу, а из принятых «на хранение» кораблей только два в 1813 году возвратились в Россию, за остальные же было заплачено по их стоимости, как за «пришедшие в ветхость».

По возвращении в Россию Шельтинг был назначен командиром 7-го корабельного (гребного) экипажа в Кронштадт и плавал в эскадре контр-адмирала Муравьева. Был Высочайше пожалован бриллиантовым перстнем. Во время Отечественной войны 1812 года командует кораблем «Гавриил» в Финском заливе, а с 5 мая 1814 года назначается на должность капитана над архангельским портом.

31 июля 1819 года Роман Петрович награждается орденом Св. Анны 1-й степени, а 25 апреля 1823 года назначается военным губернатором и Главным командиром Свеаборгского порта, учрежденного в 1808 году. 14 октября 1827 года производится в чин генерал-лейтенанта и награждается орденом Св. Владимира 2-й степени.

В августе 1830 года Николай I, посетив Свеаборгский порт, крепость и морской госпиталь «и найдя в оных во всех частях порядок и устройство, объявляет Высочайшее свое благоволение генерал-лейтенанту Шельтинга». Это первое упоминание в документах буква «а» в фамилии Шельтинг.

9 марта 1834 года генерал-лейтенант Шельтинга скончался.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.