Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мичман с «Надежды».



                   Мичман с «Надежды».

Вейбранд Шельтинг оставил после смерти своей двух малолетних сыновей. Оба они выбрали военную службу. Старший сын, Петр, дослужился в армии до чина полковника, а младший, Алексей, продолжил дело отца.

Он родился в 1717 году и обрел нового отца в лице капитана Бенса, за которого вышла замуж вдова адмирала Шельтинг.  В 1730 году вдова подала прошение Императрице Анне Иоанновне о принятии сына на службу во флот. Императрица повелела в уважение к заслугам родителя определить юношу в службу мичманом, но сверх комплекта.

В 1732 году Адмиралтейств-коллегия направила его в Астрахань. Но его мать, испугавшись за здоровье сына в таком климате, подала просьбу в Коллегию, которая, приняв во внимание молодость Алексея, оставила его при петербургской корабельной команде.

Но уже в следующем году он определен во Вторую Камчатскую экспедицию и назначен Витусом Берингом в отряд капитана Шпанберга. Отряду надлежало описать Курильские острова, исследовать японские острова и ведущие к ним морские пути. А также описать побережье Охотского моря вплоть до устья Амура.

В феврале 1733 года Шпанберг отправился с командой и тяжелыми припасами в путь. Претерпев великие трудности в пути, в начале 1735 года прибыли они в Охотск. Туда же было доставлено множество припасов и материалов, нужных для кораблестроения. Дело продвигалось так медленно, что к лету 1738 года едва построили два судна: бригантину «Архангел Михаил» и дубель-шлюпку «Надежда». А также исправили повреждения на боте «Св. Гавриил».

18 июня 1738 году отряд вышел из Охотска и 6 июля прибыл в Большерецк. Дубель-шлюпкой «Надежде» командовал мичман Алексей Шельтинг.

В Большерецке были полностью укомплектованы команды и пополнены запасы продовольствия и пресной воды. Выйдя в море, корабли следовали вдоль островов Курильской гряды, моряки наносили их на карту, давая островам русские названия. Наполз густой туман, «Св. Гавриил» отстал, а вскоре из вида флагмана «Архангела Михаила» исчезла и «Надежда». Приближалась осень, и дальнейшее плавание было сопряжено с большим риском. Поэтому, независимо друг от друга, командиры кораблей решили возвращаться на Камчатку. «Архангел Михаил», спустившись до 45 градуса с. ш., до о. Уруп, обогнул его и 17 августа вошел в Большерецкое устье. Здесь уже стояла «Надежда». А «Св. Гаврил» под командой лейтенанта Вальтона дошел до восточного выступа о. Хоккайдо и нанес на карту двадцать шесть островов.

Несмотря на то, что японских островов достигнуть не удалось, все же был получены некоторые сведения о Курильских остовах, а также данные о навигационных условиях в малоизвестной области Тихого океана. Вместе с тем выяснилось, что совместное плавание при плохой видимости и имеющихся навигационных средствах – дело необычайно трудное.

Зимовали в Большерецке. Заготавливали дрова, пекли хлеб, ремонтировали суда, «на дубель-шлюпке всякий такелаж перебрали, вязали и гафели сплели, кухню складали.».

Утром 20 мая 1739 года четыре судна снялись с якоря. Четвертым был новопостроенный шлюп «Большеререцк». Алексей Шельтинг командовал ботом «Св. Гавриил». В честь флотилии, по морскому обычаю, салютовали из пяти пушек. С первых же часов плавания начали измерять глубину, определять грунт, направление ветра, курс и скорость судна. Обо всем записывалось в вахтенный журнал.

В первую неделю стало очевидно, что командиры кораблей не в состоянии удерживать свои места в строю. Шпанберг произвел перемену в командовании судами: Вальтон принял бот «Св. Гавриил», а Шельтинг – «Надежду».

Рукою Шельтинга. «И по силе тово приказа и по полученному ордеру, принужден я был ехать без всякой причины и без здачи на дубель-шлюпку».

14 июня отряд увидел землю.

Рукою Шельтинга. «И увидели землю и стали к ней лавировать. И в то же время приезжало к нам на суда тамошнего народу весьма много, которые о себе, також и о той земле сказывали – Нифония».

Это было северо-восточное побережье о. Хонсю. Корабли шли вдоль берега Японии, чтобы «пространнее их видеть, какие они есть и сколь вблизи берега вода глубока, и какой около их грунт».

22 июня русские корабли бросили якорь вблизи берега. В этот день японские рыбаки доставили на них камбалу и другую рыбу. Русские угостили японцев вином и высказали пожелание снова встретиться с ними. Чувство настороженности сменилось доверием и дружелюбием. Новые знакомые снабжали русских моряков рыбой, рисом, листовым табаком, а «оных японцев господин капитан Шпанберг угощал сухарями, вином и табаком, за которые оне каждый приняв и принесши к голове, прижав брали».

В июле корабли двинулись в обратный путь. Шли в тумане, при дожде и встречном ветре 31 июля 1739 года на широте 44 градуса «Надежда» в тумане отстала от отряда. Найти её не удалость. Корабли вернулись в Охотск.

Большие трудности выпали на долю экипажа «Надежды».

Рукою Шельтинга. «Шли мы до Камчатской земли, свету на земле за туманами не видели, також и в оде немалую нужду принимали, и ежели б не дождевые капли с парусов збирали, то б почти и все не воспрели».

 31 августа, придя в Большерецк, дубель-шлюпка сразу же получила приказ доставить больных в Охотск. Но из-за штормовой погоды и плохой видимости «Надежда» вернулась назад. В Большерецке она провела зиму и в Охотск пришла только в июне 1740 года. Плавание «Надежды» потребовало больших жертв: одиннадцать умерших, а «остальные едва ходили». Но и в самые опасные моменты моряки ежечасно записывали в шканечный журнал свои наблюдения. Сразу же после окончания плавания приступили к обработке и составлению карты.

В сентябре 1741 года подготовка новой экспедиции к берегам Японии была полностью закончена. В её состав вошли пакетбот «Св. Иоанн», бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда» и шлюп «Большерецк». Однако благоприятное время было упущено, и Шпанберг посчитал целесообразнее приступить к описанию западного берега Охотского моря до устья Амура. И с этой целью отправил 4 сентября дубель-шлюпку под командованием Шельтинга с геодезистом Гвоздевым.

Через пять дней судно достигло Шантарских островов. Всё примечательное Гвоздев записывал в корабельный журнал. Моряки измеряли глубины, определяли характер грунта, направление и силу течения. 11 сентября «Надежда» направилась к устью реки Уды. Занялись исследованием. Были составлены подробные записи и карты.

С 22 по 28 сентября дубель-шлюпка лавировала между Шантарскими островами. Тем временем на ней была обнаружена течь, и было решено возвращаться в Большерецк, куда судно, и прибыло 9 октября.

23 мая 1742 года отряд кораблей под командованием Шпанберга вышел из Большерецка. Алексей Шельтинг командует бригантиной «Архангел Михаил». Отряд взял курс на Курильские острова. Предписывалось при встрече в море с японскими кораблями проявлять знаки доброжелательства, «ибо невозможно будет сыскивать дружбы на земле, ежели в море хотя малое озлобление показать».

3 июня на широте 49 градусов отлучились «неведомо с какова умыслом или имев резоны» бригантина «Архангел Михаил» и «Надежда». Корабли продолжали путь раздельно. 14 июня «Св. Иоанн» подошел к первым островам Курильской гряды, где уже находились «потерянные» корабли. Шельтинг снова был назначен командиром дубель-шлюпки и получил приказ идти в Охотское море для продолжения описания его западных берегов от устья Уды до устья Амура. Остальные суда нуждались в ремонте и отправились в Большерецк.

24 июня «Надежда» покинула Курильские острова, а 1 августа подошла к Сахалину на широте 50 градусов. Спустившись на юг до широты 45 градусов, судно вошло в пролив, отделяющий Японию от Сахалина и впоследствии названный проливом Лаперуза. Из-за густого тумана не было видно берега, хотя он находился в шести милях.

Рукою Шельтинга. «Токмо за великими на море, от противных ветров погодами, а паче же за великими туманами, видеть оного Амурского устья было невозможно».

20 августа Шельтинг, из-за появившейся течи и нехватки провианта, взял курс на Камчатку и, описав часть восточного берега Сахалина, в сентябре возвратился в Охотск.

На этом закончились исследования отряда Шпанберга, внесшего важный вклад в изучение северной части Тихого океана. Был проложен морской путь между Камчаткой и Японией, доставлены первые данные об Охотском море и устье Амура. Сведения, собранные мичманом Шельтингом, позволили нанести на карту западный берег Охотского моря, начиная от Охотска, устье реки Уды, Шантарские острова. В честь первооткрывателя в Охотском море назван залив Шельтинга, а на восточном берегу Сахалина – мыс Шельтинга.

В 1745 году последовало повеление возвратиться некоторым чинам отряда в Петербург. В том числе и Шельтингу. Прослужив четверть века в чине мичмана, он был произведен в лейтенанты и назначен в Кронштадтский экипаж. В 1747 – 1748 годах он командовал придворной яхтой «Де-Крон», а через десять лет, уже в чине капитан-лейтенанта значится капитаном бомбардирского судна.

В Европе в это время идет война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Швецией и Саксонией с одной стороны и Пруссией, Англией и Португалией - с другой. Война, вызванная столкновением агрессивной политики Пруссии с интересами России, Австрии и Франции.

Шельтинг назначается командиром фрегата «Салафаила» и в составе эскадры отправляется к прусским берегам. Эскадрой командует адмирал Мишуков, которому было предписано блокировать прусские порты и действовать против английского флота, если он придет на помощь Пруссии.

Из Послужного списка. «Адмирал Мишуков Захар Данилович. Родился 14 марта 1684 года. В 1699 году недорослем из дворян был взят в царский дворец. В 1705 году окончил Школу математических и навигацких наук. В 1713 произведен в чин лейтенанта. В 1719 году в чине капитан-лейтенанта состоял при Петре I, исполняя его личные поручения. В 1722 году участвовал в Персидском походе. В 1725 году временно назначен к исправлению дел в Петербургской адмиралтейской конторе. Часто представлял императрице доклады по морскому делу и объявлял коллегии высочайшие повеления. В 1726 году произведен в чин капитан-командора с назначением Главным командиром Астраханского порта. В 1732 году определен в Кронштадт. Назначен советником Адмиралтейств-коллегии контр-адмиральского ранга для заведования экспедицией фабрик и заводов. В 1742 году произведен в чин вице-адмирала, назначен главнокомандующим флотом для военных действий против Швеции. В 1745 году назначен присутствовать в Адмиралтейств-коллегии. Награжден орденом Св. Александра Невского. В 1757 году произведен в адмиралы. Определен главнокомандующим флотом для блокирования прусских берегов. Находился с флотом у Мемеля, Пиллау и Данцига. В 1760 году Награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Руководил неудачным морским штурмом крепости Кольберг. Отстранен от должности, впал в немилость. В 1762 году был отстранен от службы без пенсии. Умер 1 декабря 1762 года.

По окончании компании эскадра возвратилась в Кронштадт. По ходатайству Мишукова Шельтинг производится в чин капитана 2 ранга и, в 1758 году, назначается командиром 66-пушечного корабля «Полтава».

13 июля 1758 года кронштадтская эскадра вышла в море и соединилась со шведским флотом у острова Борнхольм. Соединенный флот до осени простоял у проливов в Северное море и 8 сентября направился в свои базы.

По возвращению в Кронштадт Шельтинг определяется в советники Адмиралтейской конторы и в 1759 году переводит из Петербурга в Кронштадт новопостроенный корабль «Св. Климент Папа Римский». Необычное название объясняется тем, что он назван по имени святого, память которого отмечалась в день вступления на престол Елизаветы Петровны.

В 1760 году Шельтинг опять ходил с адмиралом Мишуковым к прусским берегам командиром корабля «Александр Невский». В эту компанию он имел несчастье подвергнуться суду за неудавшийся десант при Кольберге, где неприятелем было взято до 600 пленных и 22 орудия. Участники осады крепости: Демидов, Мордвинов и другие офицеры, в том числе и Шельтинг, были отданы под суд.

Рукою историка. «В 1760 году по ходу развития сухопутных операций, армии потребовалось взять Кольберг. Задача эта была возложена на флот, при этом от армии было выделено лишь 2 отряда драгун и казаков.

15 августа русский флот в составе 27 линейных кораблей и фрегатов и 17 прочих и транспортных судов подошел к Кольбергу, а на другой день в его распоряжение подошли 9 шведских линейных кораблей.

С соединенного флота был свезен для действий на берегу 3-тысячный десант, выгружена осадная артиллерия, полевая, лагерные принадлежности, шанцевый инструмент и пр., и флот приступил к бомбардировке.

Непосредственным распорядителем действиями десанта на берегу был сначала обер-цейхмейстер Демидов, а затем контр-адмирал С. Мордвинов. Действия осадных войск были сначала успешны, но 8 сентября внезапное появление прусского отряда с тыла внесло панику в войска, которые бросились к судам, оставив орудия.

Сильный огонь с флота спас положение, войска опомнились и в большем порядке закончили погрузку и посадку десанта. После этого флот снял осаду и 10 сентября отправился к своим портам».

Хотя Шельтинг и был под судом, но 10 апреля 1762 года он производится в чин капитана 1 ранга и командует кораблем «Св. Иоанн Златоуст» при Кронштадтском порте. А в дальнейшем – кораблем «Св. Андрей Первозванный» в Ревельской эскадре адмирала Г. Спиридова, которая прикрывала морские коммуникации на Балтике.

В 1766 году он получает чин генерал-майора и назначается Главным командиром Архангельского порта. «При сем случае поручено ему было снаряжение экспедиции Чичагова к Северному полюсу». Экспедиция была секретной и предназначалась для отыскания морского прохода Северным океаном на Камчатку и далее. Экспедиция достигла широты 80 градуса, где встретила непроходимые льды, и вернулась назад.

В 1768 году В. Чичагов сменил Шельтинга на посту командира порта и последний назначается вместо контр-адмирала А. Сенявина Генерал-казначеем и становится управлять «Казначейскою» экспедицией Адмиралтейств-коллегии. При этом Шельтинг имел неприятность потерять старшинство в чине. Он подал о сем просьбу Екатерине II, но не получил удовлетворения.

В 1772 году «Генерал-казначей Шельтинг словесно отзываясь, что он по старости лет своих нынешней должности понести находит себя не в состоянии, просил об увольнении его от оной и об определении в Ревельский порт командиром». Что и было исполнено с «пожалованием Генерал-казначея Шельтинга в контр-адмиралы».

     Из Высочайшего указа от 18 февраля 1780 года. «По поданным Нам от Адмиралтейств-коллегии докладам контр-адмирала, находящегося в Ревельском порту Главным командиром, Алексея Шельтинга по прошению их Всемилостивейшее увольняем из службы Нашей с узаконенными пенсиями из определенной на то суммы».

Дочь его, Дарья, умела в 1825 году.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.