Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НАПРАСНАЯ СМЕРТЬ 20 страница



Библиография

1. Stengel Е. Suicide and attempted suicide. Baltimore: Penguin; 1964.

2. Clarke R., Lester D. Suicide: closing the exits. New York: Springer-Verlag: 1989.

3. Leenaars A., Cantor C, Connolly J., et al. Controlling the environment to prevent

suicide: international perspectives. Can. J. Psychiatry. 2000. In press.

4. Bertolote J. led). Guidelines for the primary prevention of mental, neurological and psychosocial disorders: suicide. Geneva: World Health Organization; 1993.

5. Leenaars A., Lester D. The impact of gun control on suicide: studies from Canada.

Arch. Suicide Res. 1998; 4:25 40.

6. Etzersdorfer F... Sonneck G Preventing suicide by influencing mass-media reporting.

The Viennese experience 1980 - 1996. Arch. Suicide Res. 1998; 4:67- 74.

7. Oliver R., Hetzel B. Rise and fall of suicide rates in Australia: relation to sedative-availability. Mecl. J. Aust. 1972; 2:919 923.

Глава 30. Антон Линарс. Контроль окружающей среды как средство суицидальном превенции

8. Kivitman N. The coal gas story. Br../. Prev. Sot: Med. 1976; 30:86 93.

9. Wislar J.. Grossman ./.. Kmesi J., Fendrich M, Franke C, Ignatowicz N. Youth suicide-related visits in an emergency department serving rural counties: implications for means restriction. Arch. Suicide Res. 1998; 4:75 - 87.

Имитация самоубийств и роль средств

массовой информации

Армии Шмитке, Сильвия Шаллер, Данута Вассерман

Имитация самоубийств                                         '

Давно известно, что совершение самоубийств и суицидальных по­пыток может привести к кратковременной серии актов саморазрушения (самоубийств и суицидальных попыток) среди впечатлительных людей, знавших покушавшегося на свою жизнь или получивших сведения из средств массовой информации.

Имитация самоубийств и суицидальных попыток возникает вслед­ствие суггестивного эффекта на людей из непосредственного окруже­ния аутоагрессивного действия человека (1) — из той же школы, тюрь­мы, больничной палаты, резервации, армейской части или в результате освещения в прессе (2—13). Подобные акты или попытки самоуничто­жения называются кластерными и являются особо частыми у молодежи в возрасте 15—19 лет. Примерно 1 —13 % подростковых самоубийств можно рассматривать как кластерные (2).

Механизм имитации

Понятие «эффект Вертера» появился для описания этого явления после опубликования повести Гете «Страдания юного Вертера» (1774), в которой по причине безответной любви отвергнутый Вертер, застре­лившись, кончает с собой (11). Известно, что многие молодые люди в Европе последовали его примеру, и власти в Италии, Лейпциге, Копен­гагене и других местах даже юпрегили эту книгу, опасаясь волны само­убийств среди молодежи.

Глава 31 Армии Шмитке, Сильвия Шиллер, Данута Васссрман Имитация самоубийств и роль средств массовом информации

Ключевым механизмом кластерных суицидов является отождеств­ление (1, 12). Впечатлительные личности, считающие свою ситуацию безнадежной и ощущающие беспомощность, находящиеся в депрессив­ном или кризисном состоянии, могут отождествить себя с людьми, со­вершившими самоубийство, несмотря на наличие конструктивных аль­тернатив. На них может повлиять чей-то способ разрешения жизненных проблем, и они тоже могут выбрать выход в виде саморазрушения. Этот выбор становится весьма вероятным, если средства массовой информа­ции неизменно описывают самоубийство как импульсивный ответ на жизненные стрессы или эффектный, романтический поступок, и не приводят адекватного анализа психических заболеваний и психосоци­альных проблем, лежащих в основе случившегося.

Указания ВОЗ по освещению самоубийств в средствах массовой информации

Доказательных исследований, подтверждающих, что снижения кла­стерных суицидов можно достичь с помощью правильно составленной информации, не существует. С другой стороны, совершенно очевидно, что сенсационные и безответственные сообщения могут внести суще­ственный вклад в ускорение или индуцирование суицидальных дей­ствий. Вероятно, ответственное отношение средств массовой информа­ции к освещению самоубийств может противодействовать их распрост­ранению и предотвращать кластерные акты саморазрушения (12, 14).

Всемирная организация здравоохранения разработала указания по освещению самоубийств в средствах массовой информации, предписы­вающие, каким образом пресса и другие средства должны освещать по­добные события (15). Очень важно избегать в изложении материала сенсационности, которая преподносит позицию жертвы как мужествен­ную и желательную. Не должно быть фотографий, детального описания метода суицида или освещения самоубийства как необъяснимого, ро­мантического или загадочного действия. Очень важно осветить психо­социальные обстоятельства и их роль в принятии решения о смерти. Следует прояснить возможную роль психических заболеваний, таких как депрессия, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами, и подчеркнуть факт, что их вполне можно излечить. При этом следует обеспечить информацией о доступных источниках помо­щи. Можно привести положительные примеры разрешения серьезных конфликтов без суицидальных действий. Кроме гого, можно описать

Paide.i VII. Превенция

возможные телесные последствия серьезных суицидальных попыток, такие как повреждение мозга или паралич. Следует представить реко­мендации о возможности исправления сложной жизненной ситуации и предостеречь других от совершения актов саморазрушения. Самое главное — избегать формирования образа мученика, прославления са­моубийства и создания ореола таинственности.

Можно утверждать, что степень имитации уменьшается, если пред­ставить альтернативы самоубийству, сопроводив их продуманной ин­формацией о фактическом фоне суицидального поведения, лечении и существующих возможностях превенции. Сообщение обязательно дол­жно содержать перечень (с названиями, адресами и номерами телефо­нов) возможных источников помощи.

Предотвращение имитации суицидальных действий в психиатрических клиниках

Кластерные самоубийства и суицидальные попытки описаны у па­циентов с шизофренией, тяжелой депрессией, алкогольной зависимос­тью и истероидным или пограничным расстройством личности. Если акты саморазрушения происходят в психиатрической клинике, то для снижения риска последующих кластерных суицидов жизненно важно обеспечить поддержку и модели положительного отождествления всем пациентам, а особенно — тем, у кого выявляется суицидальный риск. Лица, имитирующие суицидальные действия, часто уже проявляли суи-цидальность или размышляли о подобной возможности. Суицидаль-ность впечатлительных личностей, идущих на сведение счетов с жиз­нью, усиливается путем отождествления с умершим или с суицидаль­ным действием как средством разрешения жизненных проблем.

Сообщая окружающим о самоубийстве, врачи должны объективно и без идеализации проявить уважение к покойному и скорбь в связи с утратой, но одновременно подчеркнуть, что желание уйти из жизни по­чти всегда амбивалентно, и подобный выбор является не самым разум­ным разрешением проблемы. Среди прочей информации важно пред­ставить объективное описание лечения психических заболеваний, реко­мендации по преодолению психологического и психосоциального стресса и подчеркнуть, каким образом на суицидальный процесс влия­ют отношения со значимыми людьми (см. главу 2).

Очень важно обеспечить участие персонала и других пациентов клиники в составлении перечня конструктивных возможностей разре-

Глава 31. Армии Шмитке, Сильвия Шаллер. Данута Вассерман. Имитация самоубийств и роль средств массовой информации

шения проблем, вероятно, оказавших влияние на самоубийство пациен­та в больнице, и напомнить персоналу о важности преодоления любого подавления появляющихся суицидальных мыслей и усилий, связанных с открытостью для лечения и поддержки. Пациентам следует разъяс­нить необходимость обязательного сообщения персоналу о суицидаль­ных намерениях других пациентов, которое ни в коем случае не являет­ся формой обвинения.

Если в клинике лечится больной с предшествовавшей суицидаль­ной попыткой или серьезными суицидальными мыслями, необходимо прибегнуть к стандартной оценке суицидального риска. Проводимое лечение следует сочетать с интенсивной психотерапией для проработки возможного отождествления с пациентом, совершившим акт самораз­рушения.

Библиография

1. Hazell P. Adolescent suicide clusters: Evidence, mechanisms and prevention. Austr. and New Zealand J. of Psychiatry. 1993; 27:653-665.

2. Gould M.S. Teenage suicide clusters. JAMA 1990b; 263:2051- 2052.

3. Сох В., Skegg K. Contagious suicide in prisons and police cells. J. of Epidemiol, and Community Health. 1993; 47:69—72.

4. Rissmiller D.J.. Rissmiller F. Inpatient suicide epidemics and suggestions for prevention. Hospital and community psychiatry. Hosp. Community Psychiatry. 1990: 41:922- 924.

5. Taiminen T.J.. Helenius H. Suicide clustering in a psychiatric hospital with a history of a suicide epidemic: A quantitative study. Am. ./. of Psychiatry. 1994; 151:1087 - 1088.

6. Rubinstein D.H. Epidemic suicide among Micronesian adolescents. Social Science and Medicine. 1983; 17:657—665.

7. Hankoff L.D. An epidemic of attempted suicide. Comprehensive Psychiatry. 1961:

2:294 -298.

8. Etzersdorfer £., Sonneck G., Nagel-Kuess S. Newspaper reports and suicide. N. Eng. ./. Med. 1992; 327:502- 503.

9. Marzuk P.M, TardiffK., Hirsch C.S.. et al. Increase in suicide by asphyxiation in New York City after the publication of Final Exit. N. Engl. J. Med. 1993; 329(20): 1508 -10.

10. Philips DP. Carstensen L.L. Clustering of teenage suicides after television news stories about suicide. N. Eng. J. Med. 1986; 315:685 689.

11. Schmidtke A.. Hafuer H. The Werther effect after television films: New evidence for an old hypothesis. Psychological Medicine 1988: 18:665 676.

Paute.i VII. Превенция

12. Schmidtke A., Sclialler S The role of mass media in suicide prevention In. K. Hawton and K. van Heenngen (eds). The International Handbook of Suicide and Attempted Suicide New York. Wiley. 2000:675 697.

13. Stack S The effect of the media on suicide: evidence from Japan, 1955-1985. Suicide Life Threat. Be haw 1996; 26(2): 132 42.

14. Bennan A., Johes D.A.. О 'Carroll P. The aftermath of Kurt Cobam's suicide. In. De Leo D., Schmidtke Л., Diekstra R.F.W. Suicide Prevention: a Holistic Approach. 1997:139 143.

15. World Health Organization, Geneva 2000. Preventing suieide: A resource for media professionals. Department of Mental Health, Social Change and Mental Health.

Суицидальная превенция в школах

Данута Вассерман, Вероник Нарбони

Ранние программы суицидальной превенции

Работа по предотвращению самоубийств среди подростков является ответственной задачей, которой следует уделять особое внимание (1, 2). Подрастающему поколению весьма свойственны впечатлительность, ув­лечение новыми идеями и порой некритичное отношение к объекту свое­го обожания. К сожалению, склонность молодежи оказываться под чу­жим влиянием и без критики впитывать новые впечатления может иметь вредные и подчас губительные последствия. Влияние модных музыкаль­ных и молодежных кумиров на подростков проявляется не только в одеж­де и прическах, но и в отношении к наркотикам, алкоголю, т.е. как в же­лательных, так и в нежелательных формах поведения.

Неудивительно, что подростки склонны подражать как хорошему, так и плохому. К сожалению, самоубийства и суицидальные попытки в молодежной среде иногда провоцирует неосторожно преподнесенная информация (3—5). Они случаются, если прославляемое или сенсаци­онное самоубийство пробуждает фантазии молодежи, и она начинает подражать стилю саморазрушения людей, совершивших суицидальные действия, поскольку подобная жизнь описывается как привлекательная и «романтическая».

Школа как арена заботы о психическом здоровье и суицидальной превенции

Дети проводят в школах много часов изо дня в день. Эти учрежде­ния призваны следить не только за их физическим развитием, но и за эмоциональным и познавательным ростом, развивающейся сексуаль­ностью и приспособляемостью к будущей социальной роли. Система

Pautei VII Превенция

образования является по (ходящей средой для внедрения программ, на­целенных на сохранение психического здоровья и предотвращение суи­цидов, реализации мер и ciparei ни, применимых как к школьной систе­ме в целом, так и в частных специализированных школах.

Вопросы психического здоровья и предотвращения самоубийств было бы логично ввести в школьную программу наряду с уроками о деторождении, сексуальности и физическом здоровье Участие в подоб­ных факультативных программах было бы полезно не только учащим­ся, но и персоналу школ и родителям

Профилактика психических расаройств и психологических кризи-сов на ранних этапах жизненного цикла является чрезвычайно важной, поскольку их неблагоприятное влияние проявляется не только в суици-дальности, но и в развитии дегских и юношеских предубеждений и фор­мировании социальных связей Для освоения детьми и подростками на­выков успешного преодоления жизненных трудностей необходимы уси­лия не только родителей, но и других окружающих взрослых — родителей друзей, друзей семьи и персонала школ. Эти навыки являются особенно важными для детей из распавшихся семей, или если родители не могут обеспечить поддержку возрастающим потребностям ребенка.

Психическое здоровье и суицидальное поведение среди школьников

Депрессия у мочодежи становится все более частой, и ее начало приходится на более ранний возраст Многие дети испытывают тревогу и стресс в семье и школе. В нескольких исследованиях показано, что обычно суицидальное мышление характерно для подросткового возра­ста, но даже среди детей младше 12 лет подобные мысли испытывают до 9 %.

В опросе шведской молодежи в возрасте 15—17 лет до 8 % девочек и 3 % мальчиков ответили, что пытались покончить с собой. Психиат­рическая оценка с применением строгих критериев определения суици­дальной попытки показала, что 2 % мальчиков и 4 % девочек действи­тельно пытались совершить самоубийство Сходные результаты присут-ствукн и в других, международных исследованиях (2) Эти тревожные показатели свидетельствуют, что многие молодые люди испытывают серьезный кризис, и среди школьников существует довольно большая группа, в отношении которой бьпи бы полезны психологические и пси­хиатрические меры — интервенция и последующее наблюдение Для

I шва 32 Данута Ваиерман, Вероник Нарбони Слпшиальная превенция в

школах

работы с этими подростками необходимы особые, специально разрабо­танные психологические, психиатрические и социальные подходы Если их не учесть в npoi раммах суицидальной превенции, го неадекват­но преподанная информация вместо превенции может вызвать попытки суицида среди уязвимой молодежи (5, 6).

Неадекватная попытка осуществления программы суицидальной превенции в среде молодых людей, большей частью здоровых и счаст­ливых, может привести к безразличию и сопротивлению с их стороны. В некоторых случаях она в состоянии даже провоцировать эксперимен­ты с наркотиками, алкоюлем и саморазрушением. Поэтому программы по психопрофилактике и суицидапьной превенции не должны осуще­ствлять недостаточно подготовленные энтузиасты или представители мира кино, театра и музыки. Однако сеюдня мы знаем, что для интел­лектуального и эмоционального воздействия на молодежь, развития зрелости и собственного уравновешенного стиля жизни необходимо тесное сотрудничество профессионалов и кумиров мира развлечений

Влияние на знания и отношение к суицидальному поведению

Известен факт, что образовательные программы способствуют осоз­нанию проблемы и расширяют знания о психическом здоровье и суици­дальном поведении. Лишь небольшое число исследований описывают изменения отношения. Эстерс и др (7) отметили существенное улучше­ние отношения к людям, нуждающимся в психиатрическом лечении, в результате внедрения программы, которая давала ученикам знания о психических заболеваниях и о роли различных профессионалов в сфе­ре психического здоровья Но можно ли подобными методами снизить суицидальное поведение7 Научные публикации свидетельствуют, что некорректно преподнесенная информация может его усилить Но не­трудно предположить, что на развитие молодежи можно повлиять по­ложительно, предоставив ей возможность ознакомления с позитивны­ми примерами и зародив стремление их превзойти.

Влияние на поведение

Опубликовано несколько исследований, свидетельствующих, что профаммы суицидальной превенции и ишервенции могут изменить суицидальное поведение (те уменьшить число самоубийств и суици-

2S3

Piude.i VII Превенция

дальных попыток). Одним из наиболее адекватных в научном смысле исследований стало проведенное в США в Майами (Флорида) в тече­ние 5 лег в сети школ изучение суицидального поведения среди школь­ников, участвовавших в программе превенции и интервенции (8). В рамках этой уникальной и прекрасно организованной программы (ее описание приводится далее) при использовании подхода интервенции отмечено снижение числа суицидальных попыток на 62 % и уровня са­моубийств с 87 до 31 на 100 000. Кроме того, снижение числа суици­дальных попыток отмечено в результате внедрения кратковременной программы превенции и интервенции в школах Стокгольма.

Программа суицидальной превенции, формирующая политику, и ее широкая поддержка

Зенере и Лазарус опубликовали результаты проводившейся в тече­ние нескольких лег в упоминавшейся сети школ программы суицидаль­ной превенции и кризисной интервенции. Программа была основана на тройственном подходе — предотвращении (превенции), вмешательстве (интервенции) и последующем наблюдении (поственции), — приме­ненном в огношении 330 000 учащихся государственных начальных и средних школ. Для младших школьников преподавание организовали таким образом, чтобы развивались их самоосознание и навыки обще­ния, умения принимать решения и модели позитивных альтернативных путей разрешения различных конфликтов. Кроме того, их обучали на­хождению альтернатив алкоголю и наркотикам, развитию взаимоотно­шений, постижению способов преодоления стресса и противостояния групповому давлению.

Программа для учащихся старших классов была более углубленной. Например, их обучали разрешению конфликтов, принятию решений, способам преодоления стресса и т.п. Кроме того, им предоставили воз­можность изучения механизмов психологической защиты, осуществле­ния собственного активного выбора и осознания факторов, влияющих на здоровье и благополучие. Кроме того, их обучали, где и как можно получить помощь.

Проведение образовательных программ обеспечивалось участием обученных и специально отобранных учителей и профессионалов — психологов и психиатров. Этот курс прошли все учащиеся сети школ. Более тою. в каждой школе создали кризисные команды из 8—10 про­фессионалов' социальных работников, психологов, школьных соци-

Iлава 32 Данута Вассерчан, Вероник Нарбони Суицидальная пренепнин в

школах

альных педагогов, учителей и иного персонала. Членов команд подби­рали в соответствии с родом деятельности, навыками и интересом к проблеме. Кроме того, разработали схему, согласно которой каждая школа и команда в определенное время отчитывались о проведении программы, осуществлялся сбор данных для оценки ее эффективности. Все родители информировались о программе, кроме того, им пре­доставлялась возможность участия в учебных курсах по интересующим проблемам. Администрация школ получала всю информацию о ходе проекта и поддерживала политику и обучающие программы, которые претворял в жизнь персонал школ. О программе знали правительство и администрация охваченной территории. Скрупулезная подготовка и надлежащее обеспечение позволили путем быстрого и эффективного вмешательства и последующего наблюдения оказать помощь уязвимым детям и подросткам, поскольку все были подготовлены к принятию не­обходимых мер.

В каком возрасте следует школьникам изучать суицидальное поведение?

Во Флориде выбор сделали на введении в обязательную программу одного семестра 10-го класса (возраст 15 лет) уроков о самоубийстве среди подростков и различных стратегиях преодоления стресса и раз­решения конфликтов.

В нескольких школах Стокгольма программу суицидальной превен­ции вначале ввели для учащихся колледжа первого и второго года обу­чения (возраст 16—17 лет), а позднее в 8 и 9 классах средних школ (воз­раст 14—15 лет). Содержание стокгольмской программы совпадает с флоридским проектом формирования жизненных навыков, однако она была гораздо короче. Администрация школы и весь персонал прошли обучение по проблемам психического здоровья, психических заболева­ний и предотвращению самоубийств. Программу ввели в нескольких экспериментальных классах, и результаты сравнили с контрольными классами. Об эксперименте предупредили родителей и местный депар­тамент здравоохранения. Программа для школьников Стокгольма со­стояла И5 лекций по 11 следующим темам:

— влияние эмоции на стресс;

— развитие идентичности;

— психологический кризис;

— стрессы школьного возраста;

Pairk'j VII. Превенция

— хулиганство;

— депрессия у молодежи;

— суицидальные мысли;

— суицидальные попытки и самоубийство;

— комплексный подход к здоровью (медицинский, психологичес­кий и социальный);

— возможности психосоциальной работы в классе;

— использование музыки, изобразительного искусства и поэзии для оздоровления.

Краткие уроки теории сопровождались ролевыми психодраматичес­кими упражнениями, в которых учащиеся воссоздавали различные кон­фликты и жизненные ситуации и вырабатывали пути их разрешения. В программе участвовали медицинские сестры и социальные работники, ее поддерживали другие профессионалы системы здравоохранения и учителя (9). Она оценивалась по степени овладения навыками общения со сверстниками и взрослыми, а также по частоте суицидальных попы­ток. Ее результаты представлены ниже.

Существенно улучшилось общение учащихся со сверстниками и взрослыми. При обсуждении проблемы конфиденциальности особо подчеркивалось, что стремление сообщить о пребывании друга или подруги в состоянии психологического кризиса и необходимости про­фессиональной помощи не является предательством. Молодежь часто не знает, как обращаться с проблемой конфиденциальности, что стано­вится причиной того, что большинство учащихся не воспринимали со­веты о том, как поступать с товарищем, находящимся в кризисе.

Кроме того, школьникам разъясняли, что не стоит оставаться наеди­не со своими проблемами и лучше обратиться за помощью. Главной целью было избавление от стигмы вины и стыда, сопровождающей пси­хологический кризис и психические расстройства, и уравнивание их с соматическими болезнями. Для развития навыков обращения за помо­щью ученикам раздавали листовки с информацией о существующих в обществе источниках помощи и способах извлечения пользы из тради­ционных мер разрешения ситуаций.

В экспериментальной группе отмечалось снижение числа суици­дальных попыток по сравнению с контрольной. Тем не менее, для под­тверждения позитивных результатов деятельности по суицидальной превенции в США и Швеции необходимо продолжение исследований.

Г.шва 32 Данута Вассермап, Вероник Нарбочи. Суицидальная превенция в

школах

Самоубийства и суицидальные попытки молодежи можно предотвратить

Результаты двух описанных исследований показали существенное снижение частоты самоубийств и суицидальных попыток. Другими сло­вами, поведение можно менять. Но суицидальные мысли — вероятный показатель особенностей психологического склада и механизмов защи­ты — изменениям не подвергаются. Таким образом, с помощью образо­вательных и. когнитивных методов можно видоизменять поведение: можно поощрять молодежь к обращению за помощью в трудных ситуа­циях и осуществлению позитивного выбора при решении возникающих проблем.

О спорности суицидальной превенции в школах

Меры по предотвращению самоубийств в школах очень важно осу­ществлять аккуратно, осознанно и целенаправленно. Подобная тактика связана с большой опасностью — вместо превенции можно ускорить суицидальное действие, если эти программы будут осуществлять недо­статочно подготовленные людьми, обращающие внимание на драмати­ческую сторону и сенсационность проблемы. В образовательных про­граммах для учащихся нередко используют видеоматериалы с расска­зами подростков о своих суицидальных попытках или инсценировками драматического события. В этих случаях очень важной является уверен­ность в том, как воспринимают учащиеся, участвующие в превентивной программе, героев этого фильма (инсценировки). Обратные эффекты различных сиюминутных информационных и образовательных кампа­ний преподали нам серьезный урок, показав, что мероприятия по пре­венции суицидов следует проводить в течение длительного времени и с особым вниманием в сочетании с мерами охраны здоровья и предотв­ращения психических заболеваний (1, 2).

Сотрудничество с профессионалами системы здравоохранения

Суицидальную превенцию в школах следует осуществлять в тесном сотрудничестве с психиатрами, психологами и другими специалистами, которое необходимо для оказания действенной поддержки учащимся, их родителям и школьному персоналу при взаимодействии с суицидаль­ной молодежью. Кроме того, успеху способствует сотрудничество с об-

Punk'.i VII. Прсвенапя

щественными структурами, местными властями и медицинскими уч­реждениями, церковными и добровольческими организациями.

Сотрудничество с родителями

Очень важно помнить, что работу с детьми и подростками в состоя­нии психологического кризиса при наличии суицидального риска следу­ет проводить в тесном сотрудничестве с родителями и семьей учащегося.

• Рабочая среда школьного персонала

Улучшение и сохранение психического здоровья персонала школ также является очень важной задачей. Учителя несут ответственность за детей, являющихся будущим каждой нации. Для учителей и иного школьного персонала рабочее место может стать враждебным окруже­нием, связанным с агрессией и иногда с жестокостью. Таким образом, им необходим информационный материал, углубляющий понимание стрессовых ситуаций и обучающий адекватным ответным реакциям на психологическое напряжение и психические заболевания коллег и уча­щихся. Персоналу школ следует обеспечить доступ к получению под­держки и — при необходимости — лечения.

Библиография

1. Shaffer D., Gould M. Suicide prevention in schools. In: Havvlon K.., van Heeringen

K. (eels). Suicide and attempted suicide. John Wiley and Sons; 1999:645-- 660.

2. Wasserman D., Narboni V. Preventing suicide: a resource for school teachers and other school staff. World Health Organization. Geneva. 2000.

3. Phillips D.P.. Carstensen L.L. Clustering of teenage suicides after television news

stories about suicide. N. Engl. J. Med. 1986; 315:685 689.

4. Schmidtke A.. Hcifner H. The Werthcr effect after television films: new evidence

for an old hypothesis. Psycho/. Med. !988; 18:665 676.

5. Schmidtke A.. Schaller S. What do we do about media effects on imitation of suicidal behaviour. In: Dc Leo D.. Schmidtke A., Schaller S. (cds). Suicide prevention: a holistic approach. Dordrecht. The Netherlands: Kluwcr Academic Publishers; 1998:121 137.

6. Hazell P Adolescent suicide clusters: evidence, mechanisms and prevention. Ausl.

N.ZJ Psychiatry. 1993:27:653 665

7. Esters I G . Cooker P.O.. htenbach R.F. Effects of a unit of instruction in mental

health on rural adolescents' conceptions of mental illness and attitudes about seeking help. Adolescence 1998:33:469 476

2XX

i.mea 32. Данута Вассерман, Вероник Нирпони Суицидальная превенция в

школах

Н. Zenere F.J., Lazarus P.J. The decline of youth suicidal behavior in an urban, multicultural public school system following the introduction of a suicide prevention and intervention program. Suicide Life Threat. Beluiv. 1997; 27:387 402.

9. Ahlner В., Hitilingsdotier Bengtsson E. Menially preventive health-care - a teaching material in life competence. Taby: Sama forlag AB; 1996.

О редакторе

Данута Вассерман (докюр медицины и философии) — профессор психиатрии и суицидологии Национального Института психосоциаль­ной медицины в Каролинском Институте Стокгольма (Швеция), дирек­тор Шведского национального центра исследования суицидов и профилактики психических заболеваний, сотрудничающего с ВОЗ. С 2002 года Данута Вассерман возглавляет научный департамент обще­ственного здоровья Каролинского Института. Она имеет богатый и мно­голетний опыт клинической работы с депрессивными и суицидальны­ми пациентами.

Данута Вассерман изучала медицину и психологию в Университете Упсалы. Она получила специализацию в области психиатрии и защити­ла докторскую диссертацию в Каролинском Институте в Стокгольме. Кроме того, она прошла подготовку в области психоанализа в Швед­ском психоаналитическом институте.

Исследования профессора Вассерман основаны на междисципли­нарном подходе, сочетающем психодинамические, психиатрические и генетические аспекты суицидального поведения. Особый интерес в ее исследованиях представляет изучение суицидальной коммуникации и реакций ближайших членов семьи и лиц, обеспечивающих наблюдение за суицидентами, а также исследование психологических проблем у па­циентов и персонала, возникающих в процессе лечения. Она отмечает, что в ходе лечения очень важно учитывать специфический характер об­щения суицидальных пациентов (который часто неверно трактуется родственниками и медицинским персоналом как проявление силы и уверенности), их суицидальных мыслей и механизмов психологической защиты.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.