|
|||||||||||||||||
способ,. правильность,1. способ, 2. правильность, 3. беглость, 4. Сознательность (осознанность, смысловой компонент, смысловая сторона чтения) 5. Выра зительность.
Для успешного формирования всех указанных компонентов, а значит, и навыка чтения в целом, очень важно наличие необходимого уровня развития речеязыковых и когнитивных предпосылок, что доказано в исследованиях Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой, А. Н. Корнева и др. Каждый компонент складывается из целого ряда навыков (операций), скорость и прочность овладения которыми определяет и качество овладения навыком чтения в целом. С одной стороны, овладение этими навыками зависит от нейрофизиологической, психологической и лингвистической готовности ребенка, а с другой, — от соответствующих педагогических условий (учет индивидуальных речеязыковых и когнитивных особенностей детей, выбор соответствующей специфике развития ребенка методики обучения, пролонгация сроков отработки операций чтения и др.). При формировании каждого из указанных компонентов у учащихся могут возникать определенные трудности, которые будут проявляться в педагогической симптоматике: ● не может запомнить букву; ● путает буквы; ● испытывает трудности при прочтении прямых слогов; ● не соблюдает паузы на знаках препинания; ● не понимает, о чем прочитал, и т. д. При нарушении формирования каждого компонента читательского навыка проявляется специфическая симптоматика, что позволяет как можно раньше распознавать возникающие трудности и осуществлять превентивные меры. Исходя из этого алгоритм действий учителя-логопеда может быть представлен следующим образом: 1) установление проявлений трудностей формирования каждого из компонентов читательского навыка; 2) квалификация причин, лежащих в основе этих трудностей (речеязыковых, когнитивных и дидактогенных); 3) определение направлений коррекционно-педагогической деятельности. Мы попытались выделить наиболее существенные проявления трудностей формирования каждого из компонентов чтения, определить возможные их причины (речеязыковые, когнитивные и дидактогенные — не учтены психоречевые особенности ребенка при отработке навыков, лежащих в основе компонентов чтения), наметить основные направления коррекционно-пропедевтической работы и отобразить это в виде таблицы (см. Таблицу 1). Таблица 1
|
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|