Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





способ,. правильность,



1. способ,

2. правильность,

3.  беглость,

4. Сознательность (осознанность, смысловой компонент, смысловая сторона чтения)

5.  Выра зительность.

 

 Для успешного формирования всех указанных компонентов, а значит, и навыка чтения в целом, очень важно наличие необходимого уровня развития речеязыковых и когнитивных предпосылок, что доказано в исследованиях Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой, А. Н. Корнева и др.

 Каждый компонент складывается из целого ряда навыков (операций), скорость и прочность овладения которыми определяет и качество овладения навыком чтения в целом.

 С одной стороны, овладение этими навыками зависит от нейрофизиологической, психологической и лингвистической готовности ребенка, а с другой, — от соответствующих педагогических условий (учет индивидуальных речеязыковых и когнитивных особенностей детей, выбор соответствующей специфике развития ребенка методики обучения, пролонгация сроков отработки операций чтения и др.).

При формировании каждого из указанных компонентов у учащихся могут возникать определенные трудности, которые будут проявляться в педагогической симптоматике:

 ● не может запомнить букву;

● путает буквы;

● испытывает трудности при прочтении прямых слогов;

● не соблюдает паузы на знаках препинания;

● не понимает, о чем прочитал, и т. д.

 При нарушении формирования каждого компонента читательского навыка проявляется специфическая симптоматика, что позволяет как можно раньше распознавать возникающие трудности и осуществлять превентивные меры.

Исходя из этого алгоритм действий учителя-логопеда может быть представлен следующим образом:

1) установление проявлений трудностей формирования каждого из компонентов читательского навыка;

2) квалификация причин, лежащих в основе этих трудностей (речеязыковых, когнитивных и дидактогенных);

3) определение направлений коррекционно-педагогической деятельности.

Мы попытались выделить наиболее существенные проявления трудностей формирования каждого из компонентов чтения, определить возможные их причины (речеязыковые, когнитивные и дидактогенные — не учтены психоречевые особенности ребенка при отработке навыков, лежащих в основе компонентов чтения), наметить основные направления коррекционно-пропедевтической работы и отобразить это в виде таблицы (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Компонент чтения Трудности формирования компонента чтения Причины трудностей Направления работы  

Продуктивные способы чтения

• побуквенное чтение (трудности слияния букв в слоги);

• зеркальность при чтении открытых и закрытых слогов;

 • отрывистое слоговое чтение (трудности слияния слогов в слово); • трудности при присоединении согласного к открытому слогу;

• трудности дифференциации слогов с гласными 1-го и 2-го ряда;

• трудности при чтении слогов со стечениями согласных.

Речеязыковые и когнитивные: • несформированность звуко-слогового синтеза;  • недостаточность произвольного внимания; • недостаточный объем зрительного восприятия;  • несформированность пространственных представлений; • нарушение прослеживающих движений глаз.

Формирование и развитие речеязыковых и когнитивных предпосылок:

 • формирование звуко-слогового синтеза;

 • развитие произвольного внимания;

 • увеличение объема зрительного восприятия;

• формирование пространственных представлений;

 • формирование прослеживающих движений глаз.

Дидактогенные:

не сформирован навык ориентации на гласную букву при чтении;

 • не сформирован навык зрительного слогоделения;

 • не сформирован навык целостного восприятия слова (глобального прочтения слова).

Формирование навыков, обеспечивающих данный компонент чтения: • формирование навыка ориентации на гласную букву при чтении; • формирование навыка зрительного слогоделения;  • формирование навыка целостного восприятия слова (навыка глобального прочтения слова);  • формирование навыка плавного слогового чтения слов различной слоговой структуры (двусложных, трехсложных и многосложных)


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.