Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Направления логопедической работы по преодолению трудностей формирования навыка чтения у младших школьников



Направления логопедической работы по преодолению трудностей формирования навыка чтения у младших школьников

 

Со второй половины 90-х годов XX века в отечественной логопедии отмечается нарастающий интерес к изучению проблемы выявления, предупреждения и коррекции специфического нарушения чтения (дислексии) у детей.

 На наш взгляд, можно выделить следующие основные направления этих исследований:

 1. Определение содержания превентивных мероприятий, направленных на формирование нейрофизиологической, психологической и лингвистической составляющих готовности детей дошкольного и младшего школьного возраста к овладению навыком чтения и в дальнейшем читательской деятельностью. Это целый ряд исследований, осуществляемых в рамках традиционного подхода, связанного с именами таких известнейших ученых, как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др., согласно которому нарушения чтения имеют вторичную природу по отношению к недоразвитию устной речи. Это работы Е.Л. Гончаровой по проблеме формирования «ядра» читательской компетентности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [2], а также работы А.Н. Корнева, посвященные вопросам формирования функционального базиса чтения [5; 6].

 2. Разработка методики раннего обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи как инструмента пропедевтики чтения и стимуляции процесса развития устной речи (А.В. Лагутина) [7].

3. Определение содержания коррекционно-пропедевтической работы по формированию навыка чтения и читательской деятельности младших школьников, включающего преодоление трудностей и нарушений формирования как технической, так и смысловой сторон чтения (Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева, О.Е. Грибова, Ю.А. Гузий, О.Б. Иншакова, И.Н. Карачевцева, М.Н. Русецкая и др.).

4. Преодоление дислексии и формирование читательских компетенций с позиций когнитивно-коммуникативного подхода у учащихся основной школы (Н.Ю. Киселева, М.Н. Русецкая) [4; 8].

 Выделение этих направлений закономерно и обусловлено логикой формирования читательской деятельности, которая условно может быть представлена следующими этапами [3]:

1) формирование готовности к овладению чтением;

2) формирование навыка чтения;

3) формирование готовности к овладению читательской деятельностью;

4) формирование читательской деятельности.

Подчеркивая важность каждого из указанных этапов в становлении и развитии чтения, хотелось бы остановиться на содержании коррекционно-педагогической работы, реализуемой на этапе формирования навыка чтения.

 Сегодня на ранних этапах обучения чтению младших школьников актуальным становится выявление и купирование симптомов, которые свидетельствуют о трудностях овладения детьми читательским навыком, с целью предотвращения перехода этих трудностей в стойкие специфические нарушения, квалифицирующиеся как дислексия.

Это связано, с одной стороны, с тем, что навык чтения выступает в качестве важной ступени овладения читательской деятельностью. Без качественного овладения техникой чтения становится невозможным и полноценное смысловое восприятие, и собственно понимание.

 А с другой стороны, согласно современным данным отмечается неуклонный рост количества первоклассников, у которых возможны проблемы с овладением читательским навыком.

Так, по данным В. А. Гончаровой (Институт специальной педагогики и психологии Р. Валленберга, г. Санкт-Петербург) у 13% учащихся первых классов общеобразовательных школ выявлен значительный риск возникновения дислексии, а у 29 % детей — прогнозируемые трудности в овладении навыком чтения [1].

Поэтому очень важно определить направления и содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению трудностей овладения чтением младших школьников с нарушениями устной речи.

На наш взгляд, это целесообразно сделать на основе методического подхода к пониманию сущности навыка чтения, согласно которому чтение понимается как автоматизированный комплекс умений и навыков, включающий, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

В целом навык чтения складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической — подчиненной первой и обслуживающей ее.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя пять его компонентов (параметров, качеств):



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.