Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Андре БАЗЕН



Андре БАЗЕН

 

Маленький кинодневник (взгляд из Туррет-сюр-Лу)

 

В № 1 «Киноведческих записок» была опубликована статья Андре Базена «Миф Сталина в советском кино», впервые увидевшая свет в журнале «Эспри» более чем полвека назад. Вслед за тем «Киноведче-ские записки» познакомили русских читателей еще с целым рядом статей выдающегося французского кинокритика и теоретика (см. №№ 6, 17, 19, 27, 35, 40), а также посвятили ему специальную научную конференцию, материалы которой были напечатаны в № 20. Ни эти переводы и статьи о нем самом, ни публикации (впрочем, немногочисленные) в других наших изданиях, ни даже вышедшие у нас, в России, в разное время его книги—«Что такое кино?» и «Жан Ренуар» не исчерпывают литературного наследия Андре Базена. Оно, несмотря на отпущенную ему короткую жизнь, достаточно велико и разнообразно.

Вот один из образцов «другого» Базена: его эссе, увидевшее свет в созданном им журнале «Кайе дю синема», в рубрике «Маленький кинодневник».

 

 

3 июля

Дониоль-Валькроз пишет мне, что пришел мой черед вести «Маленький кинодневник». Да где я найду кино в Туррет-сюр-Лу? Кинщик с 16-миллиметровым аппаратом, заполоняющий каждый вторник ввечеру зал «Кафе Кресп» какими-нибудь итальянскими мелодрамами, расслышать которые невозможно, не подкинет мне материала. Подойдем к вопросу с другой стороны. Кино—это еще и те, кто его делает или пишет о нем. Так что если Сен-Поль-де-Ванс—столица тех, кто его делает, то Туррет посреди фиалок предстает чем-то поскромнее, прибежищем тех, кто кино комментирует. Как бы то ни было, я обнаруживаю, что здесь, помимо вашего покорного слуги и соучастника по главному редакторству в этом журнале, присутствуют еще и бывший главный редактор «Экран Франсэ» Франсуа Тиммори и бывший главный редактор «Синемонда» Робер Шазаль, причем все трое друг с другом явно не сговаривались.

Я мог бы также припомнить кинематографическое прошлое Туррет, но, пожалуй, одного номера «Кайе» на это не хватит. В виде добавочных натурных кадров или мест, более или менее значимых для действия фильма, Туррет-сюр-Лу появляется в невероятном количестве картин—вот некоторые из них: «Вечерние посетители», «Война пуговиц», «Дорога Наполеона», «Жюльетта, или Ключи к сновидениям», «Эрнест-бунтарь», «Оборванцы в раю»[1] и др. Причем это лишь весьма неполный список, и я обнаружил, расспрашивая старожилов, что кино в Туррет снималось со времен войны четырнадцатого года, а то и раньше. Во всяком случае, в эпоху великого немого—часто. Но мне не удалось добиться сведений поточнее ни о каком фильме, кроме одного, который делался здесь, должно быть, между 1920 и 1923 годами и назывался «Голод в России»[2]. Мадам Кресп, заведовавшая до войны единственным в округе рестораном, помнит один фильм—по всей вероятности, франко-американский,—где, по ее словам, играли один японский актер и один американец (такой расклад позволит, наверное, установить, что это за картина); мадам, во всяком случае, уверена, что дело было во времена сухого закона, потому что народ сильно выпивал, и ей было велено вписывать в меню только минеральную воду Виши.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.