Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тождество и борьба противоположностей



5. Тождество и борьба противоположностей

Уяснив вопрос о всеобщности и специфичности противоречия, мы должны перейти к изучению вопроса о тождестве и борьбе противоположностей.

 

Тождество, единство, совпадение, взаимопроникновение, взаимопронизывание, взаимозависимость (или взаимообусловленность), взаимосвязь или взаимодействие — всё это различные термины для одного и того же понятия, которое сводится к двум положениям:

 

каждая из двух сторон любого противоречия в процессе развития явлений предполагает существование другой, противоположной ей стороны, причем обе стороны сосуществуют в едином;

каждая из двух противоположных сторон в определённых условиях превращается в свою противоположность.

Это и называется тождеством.

 

Ленин говорит: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую»[16].

 

В чём смысл этих слов Ленина?

 

Противоположности во всех процессах всегда являются взаимно исключающими, взаимно борющимися, взаимно противостоящими. И в процессах развития всех явлений в мире и в человеческом мышлении содержатся подобного рода противоречивые стороны; исключений здесь не бывает. В простом процессе существует только одна пара противоположностей, а в сложных их бывает больше. Эти пары противоположностей, в свою очередь, вступают в противоречие между собой.Такова природа всех явлений объективного мира и человеческого мышления, так возникает их движение.

 

Выходит, что противоположности крайне нетождественны, далеко не едины; почему же мы говорим об их тождестве или единстве?

 

Дело в том, что противоречивые стороны не могут существовать изолированно друг от друга. Если отсутствует одна из двух противостоящих, противоречивых сторон, то исчезают условия существования и для другой стороны. Подумайте: может ли существовать отдельно какое-нибудь из противоположных друг другу явлений или противоположных по значению понятий, возникающих в сознании человека? Без жизни нет смерти; без смерти нет жизни. Без верха нет низа; без низа нет верха. Без беды нет счастья; без счастья нет беды. Без лёгкого нет трудного; без трудного нет лёгкого. Без помещика нет арендатора; без арендатора нет помещика. Без буржуазии нет пролетариата; без пролетариата нет буржуазии. Без империалистического национального гнёта нет колоний и полуколоний; без колоний и полуколоний нет империалистического национального гнёта. Так обстоит дело со всеми противоположностями. В определённых условиях они, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой — взаимно связаны, взаимно пронизываются, взаимно проникаются, взаимно зависят. Это и называется тождеством. Всем противоречивым сторонам в определённых условиях свойственно не-тождество, поэтому они и называются противоположностями. Но вместе с тем между ними существует и тождество, и поэтому они взаимно связаны. Именно к этому относятся слова Ленина о том, что диалектика изучает, «как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности». Как могут быть? Да в силу того, что их существование взаимно обусловлено. Таково первое значение понятия «тождество».

 

Но достаточно ли сказать, что существование обеих сторон противоречия взаимно обусловлено, что между ними существует тождество, что поэтому они сосуществуют в едином? Нет, недостаточно. Дело не ограничивается тем, что обе стороны противоречия взаимно обусловлены: ещё важнее то обстоятельство, что противоположности превращаются одна в другую. Это значит, что каждая из присущих явлению двух противоречивых сторон в определённых условиях превращается в свою противоположность, переходит в то положение, которое занимает противостоящая ей сторона. Таково второе значение понятия «тождество противоположностей».

 

Почему же и здесь существует тождество? Посмотрите: через революцию пролетариат из подчинённого класса превращается в господствующий, а господствовавшая до этого буржуазия превращается в подчиненный класс, переходит на положение, которое занимал её антипод. В Советском Союзе это уже совершилось, так будет и во всем мире. Спрашивается: как же могли бы происходить такие изменения, если бы между этими противоположностями не существовало в определённых условиях связи и тождества?

 

Гоминдан, сыгравший на определённом этапе новой истории Китая известную положительную роль, вследствие присущей ему классовой природы и посулов империализма (это условия) после 1927 года перешёл на путь контрреволюции, а в силу обострения китайско-японских противоречий и проводимой коммунистической партией политики единого фронта (это условия) вынужден был высказаться за сопротивление Японии. Между противоположностями, превращающимися одна в другую, существует определённое тождество.

 

В этом состоит и будет состоять процесс проводившейся нами аграрной революции: класс помещиков, владеющий землей, превращается в класс, лишённый земли, а лишенные земли крестьяне становятся мелкими собственниками, получившими землю. Наличие и отсутствие, приобретение и лишение в определённых условиях взаимно связаны, между ними имеется тождество. В условиях социализма частная собственность крестьян, в свою очередь, превратится в общественную собственность в социалистическом сельском хозяйстве; это уже совершилось в Советском Союзе и будет совершено во всем мире. Между частной и общественной собственностью существует мост, ведущий от одного берега к другому; в философии это именуется тождеством, взаимным превращением, взаимным проникновением.

 

Укрепление диктатуры пролетариата или диктатуры народа — это подготовка условий для ликвидации этой диктатуры и перехода на более высокую ступень, когда государство как таковое исчезнет. Создание и развитие коммунистической партии — это подготовка условий для исчезновения коммунистической партии и всех политических партий вообще. Создание революционной армии, руководимой коммунистической партией, и ведение революционной войны — это подготовка условий для того, чтобы навсегда покончить с войной. Это целый ряд противоположностей, которые вместе с тем обусловливают друг друга.

 

Известно, что война и мир — явления, превращающиеся одно в другое. Война сменяется миром; например, первая мировая война превратилась в послевоенный мир; гражданская война в Китае сейчас прекратилась, и в стране установился мир. Мир сменяется войной; например, в 1927 году сотрудничество между гоминданом и коммунистической партией превратилось в войну; возможно, что и нынешнее состояние мира в международных отношениях превратится во вторую мировую войну. Почему это происходит? Потому, что в классовом обществе такие противоречивые явления, как война и мир, в определённых условиях взаимосвязаны.

 

Все противоположности находятся во взаимной связи, и они не только в определённых условиях сосуществуют в едином, но в иных определённых условиях превращаются друг в друга, — таково значение понятия «тождество противоположностей» в полном его объёме. Именно об этом говорит Ленин: «как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, и, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга».

 

«…почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую»? Потому, что таковы на самом деле объективно существующие вещи и явления. Единство или тождество противоречивых сторон объективно существующего явления никогда не бывает мёртвым, застывшим, а является живым, условным, подвижным, временным, относительным; все противоположности в определённых условиях превращаются одна в другую; и отражение этого положения в человеческом мышлении составляет марксистское диалектико-материалистическое мировоззрение. Только реакционные господствующие классы, существующие теперь и существовавшие в прошлом, а также находящаяся у них на службе метафизика рассматривают противоположности не как живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую, а как мёртвые и застывшие, пропагандируя повсюду этот порочный взгляд и вводя в заблуждение народные массы в целях продления своего господства. Задача коммунистов заключается в разоблачении порочных идей реакционеров и метафизиков, в пропаганде присущей явлениям диалектики, в содействии превращению одного явления в другое, новое — во имя достижения революционных целей.

 

Когда мы говорим, что в определённых условиях существует единство противоположностей, мы имеем в виду, что эти противоположности являются реальными, конкретными и превращение одной из них в другую тоже является реальным и конкретным. Если взять многообразные превращения в мифах, как, например, в мифе о погоне Куа Фу за солнцем из книги «Шань хай цзин»[17], в мифе об истреблении героем И из лука девяти солнц из книги «Хуайнань-цзы»[18], о 72-х превращениях Сунь Укуна из книги «Си ю цзи»[19] и о превращении духов и лисиц в человека из книги «Ляо Чжай чжи и»[20] и т.д., — то взаимные превращения противоположностей в этих мифах являются наивными, фантастическими превращениями, плодом субъективного воображения людей, внушённым превращениями бесчисленных и многообразных реальных противоположностей, — это отнюдь не реальные изменения, происходившие с конкретными противоположностями. Маркс говорил: «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы»[21]. Хотя эти рассказы о бесчисленных превращениях, фигурирующие в мифах (и в сказках), могут доставлять людям удовольствие, поскольку они изображают преодоление людьми сил природы, к тому же наилучшие из них обладают «вечной прелестью» (Маркс), всё же мифы создавались не на основе определённых конкретных ситуаций, возникающих из единства и борьбы противоположностей, и поэтому они не являются научным отражением действительности. Это значит, что стороны, образующие в мифах или сказках противоречия, не обладали реальным единством, это единства лишь воображаемые. Марксистская же диалектика научно отражает единства в реальных превращениях.

 

Почему яйцо может превратиться в цыпленка, а камень превратиться в цыпленка не может? Почему между войной и миром существует взаимосвязь, а между войной и камнем такой взаимосвязи нет? Почему человек может родить только человека, а не что-нибудь другое? Дело здесь не в чем ином, как в том, что единство противоположностей возможно лишь в определённых, необходимых условиях. Без определённых, необходимых условий не может быть никакого единства.

 

Почему февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России непосредственно переросла в Октябрьскую пролетарскую социалистическую революцию, а французская буржуазная революция не переросла непосредственно в социалистическую и Парижская Коммуна 1871 года в конечном итоге потерпела поражение? Почему Монголия и Средняя Азия с их кочевым строем совершают непосредственный переход к социализму? Почему китайская революция может миновать капиталистический путь и непосредственно перейти к социализму, не пойти по старому историческому пути западных стран, не проходить этапа буржуазной диктатуры? Всё это объясняется не чем иным, как конкретными условиями каждого данного периода. Если в процессе развития явления уже созрели определённые, необходимые условия, то возникают определённые противоположности, причём эти противоположности (пара или больше) взаимообусловлены и превращаются одна в другую. Иначе всё это было бы невозможно.

 

Так обстоит дело с вопросом о тождестве. Что же такое борьба? Каково соотношение между тождеством и борьбой?

 

Ленин говорит: «Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, — как абсолютно развитие, движение»[22].

 

О чём здесь говорит Ленин?

 

О том, что все процессы имеют начало и конец, все они превращаются в свои противоположности. Постоянство всех процессов относительно, тогда как изменчивость, выражающаяся в превращении одного процесса в другой, абсолютна.

 

Любому явлению в его движении свойственны два состояния — состояние относительного покоя и состояние абсолютного изменения. Эти два состояния вызываются взаимной борьбой двух противоположных начал, содержащихся в самом явлении. Когда явление в своём движении находится в первом состоянии, оно претерпевает лишь количественные, а не качественные изменения, и это проявляется в кажущемся покое. Когда же явление в своём движении находится во втором состоянии, то вследствие того, что за время пребывания его в первом состоянии количественные изменения уже дошли до известной высшей точки, в нём происходит расчленение единого, возникает качественное изменение, и это проявляется в явных изменениях. Наблюдаемые нами в повседневной жизни единство, сплочение, союз, гармония, устойчивость, равновесие, застой, покой, постоянство, равномерность, конденсация, притяжение и т.д. — всё это проявления вещей, находящихся в состоянии количественных изменений, тогда как расчленение единого и нарушение состояния сплочения, союза, гармонии, устойчивости, равновесия, застоя, покоя, постоянства, равномерности, конденсации, притяжения и переход их в противоположное состояние представляют собой проявления вещей, находящихся в состоянии качественных изменений, изменений, происходящих при переходе одного процесса в другой. Вещи, явления неизменно переходят из первого состояния во второе, причём борьба противоположностей существует при обоих состояниях, а разрешение противоречия совершается через второе состояние. Вот почему единство противоположностей условно, временно, относительно, а борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна.

 

Выше мы говорили, что между противоположностями существует тождество, и поэтому они могут сосуществовать в едином и превращаться одна в другую; всё дело в условиях, то есть в определённых условиях противоположности могут прийти к единству и превращаться одна в другую; без этих определённых условий невозможно образование противоположностей, невозможно их сосуществование и невозможно превращение одной в другую. Единство противоположностей образуется лишь в определённых условиях, и поэтому единство является условным, относительным. Вместе с тем мы говорим, что борьба противоположностей пронизывает весь процесс от начала до конца и ведёт к превращению одного процесса в другой; борьба противоположностей существует везде без исключения, и поэтому она безусловна, абсолютна.

 

Соединение условного и относительного единства с безусловной и абсолютной борьбой образует противоречивое движение всех явлений.

 

Мы, китайцы, часто говорим: «Противоположны, а друг друга порождают»[23]. Это значит, что между противоположностями существует единство. В этих словах заключена диалектика, они идут вразрез с метафизикой. «Противоположны» означает, что противоположности исключают друг друга или противоборствуют; «друг друга порождают» означает, что в определённых условиях противоположности взаимно связаны и приходят в единство. При этом внутри единства протекает борьба, и без борьбы не существует единства.

 

В единстве есть борьба, в специфическом — всеобщее, в единичном — общее; говоря словами Ленина, «в релятивном есть абсолютное»[24].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.