|
|||
Два воззрения на мир1. Два воззрения на мир В истории человеческого познания искони существуют две концепции законов развития мира: одна — метафизическая, другая — диалектическая; они образуют два противоположных друг другу воззрения на мир. Ленин говорит: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними)»[3]. Ленин говорит здесь именно об этих двух различных воззрениях на мир.
Как в Китае, так и в Европе метафизический образ мыслей в течение весьма длительного исторического периода был присущ идеалистическому мировоззрению и господствовал в умах людей. В Европе и материализм в начальный период существования капитализма тоже был метафизическим.
В результате того, что целый ряд европейских государств в своём социально-экономическом развитии вступил в фазу высокоразвитого капитализма, производительные силы, классовая борьба и наука достигли небывалого в истории уровня развития и промышленный пролетариат стал величайшей движущей силой истории, — возникло марксистское диалектико-материалистическое мировоззрение. Тогда в лагере буржуазии, помимо откровенного, совершенно неприкрытого реакционного идеализма, появился вульгарный эволюционизм, выступивший против материалистической диалектики.
Метафизика, или вульгарный эволюционизм, рассматривает все вещи в мире как изолированные, находящиеся в состоянии покоя, рассматривает их односторонне. Все вещи и явления в мире, их формы и категории рассматриваются сторонниками такого воззрения на мир как навеки изолированные друг от друга и никогда не изменяющиеся. Если же они и признают изменения, то лишь как количественное увеличение или уменьшение и как механическое перемещение. При этом причины такого увеличения или уменьшения и перемещения лежат не в самих вещах и явлениях, а вне их, то есть в воздействии внешних сил. Метафизики считают, что различные вещи и явления в мире и их свойства остаются неизменными с начала их существования, последующие же их изменения — это лишь количественные увеличения или уменьшения. Метафизики считают, что вещь может лишь бесконечно воспроизводить самое себя, но не может превратиться в иную, отличную вещь. По мнению метафизиков, капиталистическая эксплуатация, капиталистическая конкуренция, индивидуалистическая психология капиталистического общества — всё это может быть обнаружено и в древнем рабовладельческом обществе, более того, даже в первобытном обществе, и будет существовать вечно и неизменно. Говоря о причинах развития общества, метафизики объясняют его внешними для общества условиями — географической средой, климатом и т.п. Они попросту пытаются найти причины развития вне самих вещей и явлений, отрицая то положение материалистической диалектики, которое гласит, что развитие вызывается внутренними противоречиями, присущими самим вещам и явлениям. Поэтому они не в состоянии объяснить качественное многообразие предметов и явлений и превращение одного качества в другое. В Европе этот образ мыслей в XVII и XVIII столетиях находил свое выражение в механистическом материализме, а в конце ХIX и начале XX столетия — в вульгарном эволюционизме. В Китае же метафизический образ мыслей, выражавшийся в словах «небо неизменно, неизменно и дао»[4], в течение долгого времени отстаивался насквозь прогнившим господствующим феодальным классом. Механистический же материализм и вульгарный эволюционизм, импортированные из Европы в последнее столетие, отстаивались буржуазией.
В противоположность метафизическому воззрению на мир диалектико-материалистическое мировоззрение требует, чтобы при изучении развития вещей и явлений мы исходили из их внутреннего содержания, из той связи, в которой находится одна вещь с другими, то есть рассматривали развитие вещей и явлений как их внутреннее, необходимое самодвижение, причем каждая вещь (явление) в своём движении взаимосвязана и взаимодействует с другими, окружающими её вещами или явлениями. Коренная причина развития вещей находится не вне, а внутри вещей, в противоречивой природе, внутренне присущей самим вещам. Любой вещи и явлению внутренне присущи противоречия. Они-то и порождают движение и развитие вещей. Противоречия, внутренне присущие вещам и явлениям, служат коренной причиной их развития, тогда как взаимная связь и взаимодействие одной вещи или явления с другими вещами или явлениями представляют собой причины второго порядка. Таким образом, материалистическая диалектика решительно отвергла метафизическую теорию внешней причины или внешнего толчка, выдвигавшуюся сторонниками механистического материализма и вульгарного эволюционизма. Совершенно ясно, что чисто внешние причины способны вызывать лишь механическое движение вещей, то есть изменение объема и количества, но ими нельзя объяснить, почему вещам и явлениям присущи бесконечное качественное многообразие и переход одного качества в другое. В действительности даже механическое движение, вызываемое внешним толчком, тоже осуществляется через внутренние противоречия вещей. В растительном и животном мире простой рост и количественное развитие тоже вызываются главным образом внутренними противоречиями. Точно так же и развитие общества обусловлено главным образом не внешними, а внутренними причинами.
Многие государства, находящиеся в почти одинаковых географических и климатических условиях, резко отличаются друг от друга по уровню своего развития и развиваются крайне неравномерно. Даже в одном и том же государстве, не претерпевшем никаких географических и климатических изменений, совершаются огромные социальные перемены. Империалистическая Россия превратилась в социалистический Советский Союз, а замкнутая феодальная Япония стала империалистической Японией, хотя география и климат этих стран не изменились. В Китае, где долгое время господствовал феодальный строй, за последние сто лет произошли громадные перемены, и теперь происходят изменения в направлении создания раскрепощённого, свободного, нового Китая, а между тем география и климат Китая отнюдь не изменились. Правда, география и климат всего земного шара и его отдельных частей тоже изменяются, но в сравнении с изменениями общества эти изменения совершенно ничтожны: для первых единицей времени, в течение которого происходят заметные изменения, являются десятки и сотни тысячелетий, а для последних — тысячелетия, столетия, десятилетия и даже несколько лет или месяцев (в период революции). С точки зрения материалистической диалектики изменения в природе обусловливаются главным образом развитием её внутренних противоречий, а изменения в обществе обусловливаются главным образом развитием противоречий внутри общества, то есть противоречия между производительными силами и производственными отношениями, противоречий между классами, противоречий между новым и старым. Развитие этих противоречий двигает общество вперед, приводит к смене старого общества новым.
Исключает ли материалистическая диалектика внешние причины? Нет, не исключает. Материалистическая диалектика считает, что внешние причины являются условием изменений, а внутренние причины — основой изменений, причём внешние причины действуют через внутренние. Яйцо, получив соответствующее количество тепла, превращается в цыпленка, но тепло не может превратить камень в цыпленка, потому что основа у них различна. Влияние различных народов друг на друга существует постоянно. В эпоху капитализма, особенно же в эпоху империализма и пролетарских революций, взаимное политическое, экономическое и культурное влияние и воздействие различных государств огромны. Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру не только в истории России, но и в истории всего мира. Она воздействовала на внутренние изменения в различных странах и равным образом, притом с особой силой, воздействовала на внутренние изменения в Китае. Однако эти изменения и в различных других странах и в Китае произошли через внутренние закономерности самих этих стран и Китая. В сражении между двумя армиями победа и поражение определяются внутренними причинами. Победа является результатом мощи армии или правильного командования ею; поражение обусловливается слабостью армии или ошибками в командовании; внешние причины действуют через внутренние. В 1927 году в Китае поражение, нанесенное буржуазией пролетариату, было обусловлено наличием оппортунизма внутри самого китайского пролетариата (внутри Коммунистической Партии Китая). Когда мы покончили с оппортунизмом, китайская революция вновь пошла на подъём. Затем китайская революция опять серьёзно пострадала под ударами врага — уже в результате появления внутри нашей партии авантюристических тенденций. Когда же мы покончили с авантюризмом, наше дело вновь пошло на подъём. Следовательно, чтобы привести революцию к победе, партия должна опираться на правильность своей политической линии и прочность своей организации.
Диалектическое воззрение на мир зародилось и в Китае и в Европе уже в древние века. Однако диалектика древних носила стихийный, примитивный характер: в силу социальных и исторических условий того времени она ещё не могла принять законченный вид. Вследствие этого она не могла всесторонне объяснить мир, и впоследствии на смену ей пришла метафизика.
Известный немецкий философ Гегель, живший в конце XVIII и в начале XIX века, внес в диалектику очень важный вклад, но его диалектика была идеалистической. Только после того, как великие деятели пролетарского движения Маркс и Энгельс обобщили положительные результаты, достигнутые человечеством в ходе развития познания, в частности критически восприняли рациональные элементы диалектики Гегеля и создали великую теорию диалектического и исторического материализма, в истории человеческого познания произошла величайшая революция. Впоследствии эта великая теория была развита Лениным и Сталиным. Как только эта теория проникла в Китай, она сразу же вызвала здесь величайшие изменения в умах людей.
Диалектическое воззрение на мир прежде всего учит людей умело изучать и анализировать движение противоречий в различных вещах и явлениях и на основании этого анализа определять методы разрешения противоречий. Поэтому конкретное понимание закона противоречия, присущего вещам, для нас крайне важно.
|
|||
|