|
|||
га. Эксперименты с участием животных продемонстриро- оборудование 4 страницаИгровая площадка 45, 155, 159, 175, 215, 242, 243, 245 Лабиринт 55, 56, 62, 112, 157, 234, 235, 250 Игровая терапия 103, 178, 186, 226, 245, 246 Латерализация 54, 104, 253 Идентичность 134, 185 Лимбическая система 53, 60, 97, 163, 222, 223, 241, 253 Интеллект 25, 45, 46, 58, 65, 66, 69, 71, 101, 117, 118, 121, Личностные проблемы 71, 111, 204 Медицина развития 185 Качели-валик 240, 241 Модуляция 56, 88, 89, 108, 111, 128, 134, 139, 145, 163, Комфорт 45, 78, 80, 114, 170, 196, 219, 230, 233, 242, 243 Мозговой ствол 47, 49, 50-55, 59-64, 66, 88, 92, 94, 95, 77, 85, 91, 98, 109-111, 117, 118, 127, 128, 134, 137, 143, 229, 231, 238, 250, 253, 255, 256, 258, 259 176, 177, 181, 183, 185, 190,193-195,197, 214, 215, 218, Мозжечок 47, 49, 52, 57, 59, 60, 62, 63, 91, 222, 223, 228, 253 221, 222, 224, 226, 241, 246, 253-256 Морская болезнь 98, 115 Концентрация внимания 20, 22, 28, 31, 52, 70, 73, 76-78, Мотивация 168, 223, 236 81, 82, 85, 91, 94, 120, 122, 124, 142, 143, 154, 195, 214, Мышечно-суставное чувство 52, 126, 127, 256 Координация 25, 38, 39, 41, 47, 48, 54, 55, 81, 85, 89, 103, Мышечный тонус 36, 74, 77, 78, 80, 91, 128, 236, 250 107, 108, 118, 119, 130, 135, 152, 159, 184, 207, 232, Мышление 22, 24, 30, 46, 54, 58, 78, 129, 191, 222, 223, Предметный указатель 263
Мышцы 20, 22, 23, 26, 35-42, 47, 48, 51-53, 55, 57-59, 61, Нервы 26, 47, 51, 61, 63, 88, 95, 251, 257-259 65, 71, 74, 78, 80, 81, 83, 84, 88-95, 99, 100, 102, 114, Неуклюжесть 9, 26, 31, 87, 91, 103, 116, 131-133 137 117, 118, 121, 123, 125-129, 143, 155-157, 165, 167, 195, 199, 201 168, 174, 176-178, 180, 184, 197, 198, 201, 221, 232, Нистагм 90, 91, 102, 104, 105, 184, 250, 254 238, 240,241, 247,251-257 оптокинетический 164 постротаторный 90, 101, 105, 107, 115, 158, 164, 165 Невролог 9,20,68,118, 183, 222, 188, 189, 254, 257 115, 135, 139, 150, 171, 176, 180, 190, 191, 199, 213, Обработка сенсорных сигналов (импульсов, информации 218, 223, 227, 235, 236, 257 сообщений) 9-11, 24, 48, 51-55, 59, 61-66, 68, 69, 72-' Негенерализованные навыки 86, 120, 121, 131, 132, 134, 75, 79, 80, 82, 86-89, 91, 92. 94-96, 98, 99. 101 108 117 247 118, 123, 126-130, 132, 139,' 143, 146, 149-151,' 15з115б' Нейробиология 8,9,111, 185, 186, 192, 209, 213, 215, 158-160, 162, 163, 165, 166, 170, 171, 175, 179 184 222, 234, 242 186-188, 194, 199, 200, 202,'207,'210,'214^217,'221-224, Нейронная память (воспоминание) 122, 126 226, 229, 231, 233, 235, 242-245, 247 250 253-259 Нейроны 47-51, 53, 55, 57-58, 63, 65, 66, 69, 70, 72, 94, 96, Образ тела — см. Схема тела 118, 120, 122, 167, 187, 230, 235, 237, 250, 253-255, 258 Образцы движений 117-119, 237, 251, 252, 254 47-67, 69, 71-73, 77, 81, 84, 88, 89, 93, 94, 97-99, 101, см. также Обучение, Школа, Учителя 103, 107, 109-111, 115, 117-119, 122, 124, 128, 131, 134, Обратная связь 129, 157, 252. 254 139-145, 147, 155, 174-183, 189, 192-198, 201, 209, внутренняя 128,129 211-214, 218, 222, 225, 227-229, 231, 233, 236-241, внешняя 128, 129 243, 245, 247, 252-260 Обучение 13-16, 19, 22, 36, 38, 41, 47, 49, 54, 55, 58, 66, Нервные импульсы 55, 68, 171, 253, 256, 258 73, 75-77, 86, 91, 109, 111, 115, 117, 119, 130-132 139 Нервные клетки 20, 21, 47, 50, 210, 227, 253, 260 150-161, 164, 173, 174, 176, 178, 187-193, 203 204 ' Нервные процессы 20, 47, 89, 140, 154, 214, 229, 255 209, 212, 213, 215, 218-22о! 222. 224, 226 234 241' Нервные пути (тракты) 50, 107, 163, 165, 188, 189, 222, 244, 247, 250, 252, 253, 255, 257, 259 229, 250, 254, 257, 259 трудности 68, 70, 71, 75, 89, 99, 101, 184, 187, 243 Нервные связи 91, 94, 187, 239 см. также Школа, Учителя 264
Одежда и тактильная гиперчувствительность 30, 72, Письмо 9, 24, 26, 28, 54, 66, 75, 96, 98-100, 104, 106, 118, 124, 133, 138, 140, 145, 147, 148, 157, 161, 196, 200, 124, 126, 131, 132, 137, 149, 156, 157, 189, 221, 239, 201, 243, 248 242, 259 Окружающая среда 10, 12, 21, 25, 31, 53, 71, 72, 86, 94, Поведение 9, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 25, 31, 34, 35, 44, 47, 110, 122, 129, 134, 143, 152, 162, 167-169, 171, 174-176, 49, 53-56, 58, 61, 66, 68-71, 73-76, 85, 87, 97-99, 101, 180-182, 185, 187, 193-196, 198,200, 211, 212, 215, 111,113-115, 134, 139-141, 143, 146, 148, 158, 160-162, 218, 221, 224, 234-237, 244, 249, 252, 256, 257, 259 166, 171, 173-175, 177, 178, 185, 186, 190-195, 198, Опыт 32, 55, 65, 72, 75, 83, 86, 88, 98, 107,115, 120, 122, 209, 211-215, 218, 219, 222, 223, 225, 226, 233, 234, 126, 142, 143, 146, 147, 157, 167, 171, 173-175, 177- 240, 243, 244, 250, 253, 255, 256, 258 179, 182, 186, 197, 200, 202, 206, 211, 215, 220, 225, Повышенная чувствительность 110, 123, 139-142, 144, Органы чувств 20, 22, 23, 27, 36, 58, 59, 64, 72, 84, 88, 97, Подавление нервных импульсов (торможение) 57, 66, 180, 200, 221, 229, 230-232, 235, 258 107, 118, 124, 140, 144, 216, 253, 255 Оценка 14, 16, 25, 30, 40, 42, 53, 73, 75, 83, 90, 96, 113, «самолетик» 39, 102, 238 129, 151, 173-189, 195, 200, 204, 206, 207, 213, 221, см. также Положение тела 223, 224, 226, 244, 245, 258 Ползание 11, 23, 24, 26, 33, 36, 40-42, 64, 79, 83, 109, 112, 116, 117, 119, 121, 161, 181, 196, 200, 201, 215, Память 35, 47, 75, 98, 119, 122, 126 232, 252 Паттерны движений см. Образцы движений Положение тела 22, 27, 38, 39, 41, 42, 47, 51, 52, 57-59, Перцепционно-двигательная тренировка 186 61, 63, 64, 74, 75, 80, 83, 88, 90-93, 106-111, 113, 114, Перцепция 42, 44, 48, 55, 56, 58, 66, 72, 78, 83, 87, 98, 118, 127, 130, 132, 136, 139, 153, 155, 166, 169, 170, 132, 140, 150-161, 167, 178, 185, 186, 188, 189, 218, 173, 188, 207, 216, 232, 238, 240, 250-252, 255, 258 220, 221, 228, 229, 231, 238, 253, 255, 258 см. также Поза нарушения 54, 149-151, 154, 156, 167, 173, 195, 258 Полушария головного мозга 47, 49, 50, 52-54, 59, 60, 62, пространства 40, 54, 82, 83, 96, 98, 151-153, 188, 195, 63, 77, 78, 84, 85, 88, 95, 97, 104-106, 121, 123, 124, 202, 221, 257 143, 153-156, 159, 184, 188, 228, 231, 234, 238, 250, формы 143, 151 Понимание 44, 46, 47, 53, 69, 82, 104, 154, 169 Предметный указатель 265
Постуральные реакции 80, 92, 102, 117-119, 121, 156, Психология/психотерапия 46, 69, 111, 173, 186, 191, 192, 163, 177, 188, 199, 238, 241, 247, 251, 252, 255, 256 205, 206, 217, 222, 227 Постуральные фоновые движения 92, 254, 255 Праксис 117, 119, 127, 131, 135, 137, 177, 205, 210, 211, Равновесие 15, 32, 38, 39, 45, 52, 59, 62, 63, 75, 77, 78, 80, 216, 242, 252, 255, 258 87, 89, 92, 93, 102, 106-108, 113, 114, 117, 118, 124, 141, см. также Двигательное планирование 156, 188, 202, 207, 213, 215, 233, 241, 243, 255, 256 Предупреждающие сигналы 198 Развитие Прикосновение 21, 22, 34-38, 43, 49, 51, 55, 59-61, 77, 79, 1-й месяц жизни 34-37 80, 83, 88, 113, 123-125, 138-149, 164, 173, 178, 195- 2-й и 3-й месяцы 37, 38, 77, 79 197,199, 200, 218-221, 227-230, 243, 245, 254, 258 4-й-6-й месяцы 38-40, 133 см. также Тактильная гиперчувствительность 6-й-8-й месяцы 40, 41 Произвольные движения 152,253,255,256 9-й-12-й месяцы 41, 42, 79, 133 см. также Целенаправленные движения на 2-м году жизни 43-45, 133 Проприоцепция 62, 65, 100, 126, 127, 254, 256 с 3 до 7 лет 45, 46, 79, 99, 133 см. также Мышечно-суставное чувство, движений 31, 32, 36-38, 171, 211, 215, 219, 232, 235, Проприоцептивная система 236, 238, 240, 256 Проприоцептивная система 19, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 71, задержка 26, 71, 80, 105, 118, 139, 164, 191, 192, 212 74, 75, 77, 78, 80, 81, 83, 84, 91-93, 95, 96, 111, 114, мозга 24, 34, 54, 65, 66, 72, 76, 84, 91, 103, 111, 143, 126-128, 130, 132, 133, 144, 150, 151, 153-156, 158, 146, 151, 153, 173-177, 180, 186, 187, 190, 199, 211, 159, 163, 169, 177, 179, 182, 184, 185, 194, 197, 200, 230, 231, 234, 235, 238 201, 215, 217, 229, 231-233, 238-242, 245, 252, 253, навыков двигательного планирования 45, 128, 129, 255-257 135, 136, 170, 199, 202, 217 см. также Проприоцепция, Мышечно-суставное чув- речи и языка 26, 36, 46, 54, 69, 82, 83, 95, 104, 105, ство, Положение тела 158-160, 162, 173, 176, 185, 188, 192, 206, 215, 216, Пространство 11, 12, 21, 22, 27, 33, 38, 40, 42, 44, 54, 58, 240, 244, 250 59, 64, 72, 73, 75, 80, 82-84, 92, 94, 96, 98, 99, 102, 106, тактильных ощущений 146 110-114, 122, 123, 127, 128, 135, 151-155, 166, 167, Реакции сохранения равновесия 52, 92, 118, 156, 188, 176, 185, 188, 195, 196, 200, 202, 207, 215, 221, 231, 202, 241, 255, 256 233, 238, 241, 242, 244, 245, 251, 253, 255, 257 Регистрация сенсорных сигналов (импульсов) 163-169, Психолог 8-10, 46, 70, 98, 101, 191, 203, 206, 216, 171, 222, 250, 256 266
Ретикулярная формация 51, 52, 94, 95, 212, 256, 259 Сила тяжести 21-23, 30, 32-35, 37-40, 44, 45, 52, 58, 59, Рефлексы 34-37, 40, 55, 115, 232, 233, 238, 254, 256 62-64, 75, 77, 78, 80, 81, 83, 84, 88, 90, 91, 97, 98, 109, Рефлекторные движения 34, 90, 118, 119, 197, 232, 254- 110, 112, 128, 132, 151, 156, 166, 182, 184, 197, 199, 256 230, 232, 238, 242, 243, 250, 251 Рецепторы 47, 58, 60, 61, 64, 77, 144, 145, 153, 165, 179, Симптомы 255-258 вестибулярно-билатерального нарушения 101, 106 вестибулярные 52, 62, 63, 88-90, 108, 110, 111,115, гравитационной неуверенности 113 128,151, 156,179, 184,215,230-232, 238, 241, 250, диспраксии 137,162 251 нарушения зрения 156 внешние (экстероцепторы) 58 нарушения обработки звуковых импульсов 160 внутренние (интероцепторы) 59, 129 тактильной гиперчувствительности 146, 147 проприоцептивные 201 Синапсы 55-57, 65, 66, 72, 122, 210, 234, 235, 255, 258 слуховые 59, 62, 88, 95, 179, 230, Слух 11, 19, 23, 27, 33, 36, 37, 50, 58, 59, 61, 62, 64, 65, Речь 27, 36, 41, 46, 53, 54, 69, 74, 82, 83, 91, 95, 104, 105, 72, 77, 78, 81, 82, 87, 88, 91, 94, 95, 143, 150-161, 173, 116, 150-162, 167, 171, 173, 185, 188, 192, 206, 216, 177, 179, 188, 192, 198, 215, 220,221,228-232, 236, 220, 221, 240, 244, 250, 253, 257 237, 238, 244, 253, 259 Рисование 77, 116, 118, 121, 125, 132, 133, 149-151, 154, нарушения слуха 11, 87, 150-161, 220, 221, 259 156,157, 247 см. также Обработка звуковых импульсов, Звуковые Родительская забота 35, 79, 86, 97, 190-207 стимулы, Слушание, Звук см. также Связь мать-ребенок Сниженная чувствительность 139, 258 Родительская поддержка 29, 45, 75, 109, 110,134,135, Сосание 37, 77-79, 235, 236 147, 149, 161, 190-207, 225, 246 Социальные взаимоотношения 85, 96, 141, 192, 247, 250 Рука ведущая 104, 177 Социальные навыки 24, 44, 209, 215, 244, 247, 248 Специализация 54, 77, 78, 84, 85, 104, 258 Самоконтроль 77, 78, 85, 143, 177, 193, 194, 224 Специалист по физической реабилитации 8, 10, 206, Самооценка 11, 29, 73, 74, 77, 78, 85, 96, 99, 103, 115, 245, 259 116, 136,150, 158, 181, 183, 190-195, 203, 213, 214, 218 Специальное образование 173, 205, 206, 244, 259 Самостоятельность 39, 42, 44, 79, 80, 107, 109, 110, 127, Специальный педагог 101, 103, 135 129, 133, 159, 181-183, 185, 186, 188, 219, 224, 245, 246 Спинной мозг 20, 47, 50, 51, 55, 56, 61-63, 91, 102, 123, Свет 21, 27, 28, 47, 52, 58, 59, 72, 73, 139, 165, 256, 259 128, 227, 228, 232, 250, 254, 257, 258 Предметный указатель 267
см. также Центральная нервная система Тревога 28, 34, 36, 72, 97, 109, 111, 113, 114, 138, 141, Стимуляция нервных импульсов 20, 36, 55, 57, 115, 240 Страх 9, 97, 103, 108-115, 135, 141, 162, 166, 177, 182, Укачивание см. Морская болезнь 195, 199, 210, 239 Уровень активации 94, 256, 259 Стресс 28, 68, 70, 74, 113, 134-136, 146, 192-194, 197, Учителя 14, 15, 19, 20, 22, 28, 70, 92, 100, 130, 131, 138, 210, 211, 218, 220, 230, 249 139, 141, 146, 147, 149, 154, 159, 186, 204, 206, 214, Структурирование времени и пространства 196 229 Схема тела 12, 43, 44, 81, 122-134, 167, 200, 216, 255, 257,258 Физическая терапия 173,185,259 Физический терапевт см. Специалист по физической 139, 141, 144, 145, 151, 178, 218, 219, 221, 229, 232, 240 Физическое взаимодействие 21, 30, 66, 69, 162, 168, 169, Тактильная среда 196 173,211,212,237 Тактильная чувствительность 123, 229, 258 Физическое развитие 45, 79, 86, 248 Тактильная гиперчувствительность 138-149, 163, 188, Фрагментарные навыки см. Негенерализованные 203, 218-220, 244, 258 навыки Тактильные импульсы 43, 54, 64, 80, 124, 125, 132, 139- Фрустрация 96, 131, 134, 135, 181, 182, 192, 193 Тактильные ощущения 28, 34, 37, 38, 41, 43, 53, 54, 65, Ходьба 33, 39, 43, 44, 52, 73, 79, 80, 83, 92, 109, 113, 114, 147, 150, 152, 153, 159, 166, 169, 174, 177-179, 201, 215, 225, 232, 235, 238, 252 219, 230, 233, 239, 241, 245, 248, 252, 257, 258 Хореоатетоидные движения 118, 253 Тактильный дискомфорт 78,214 Тесты 25, 68, 105, 150, 155, 159, 163-165, 177, 187-189, Целенаправленные движения 31, 34, 35, 38, 53, 65, 242, 204, 205, 211, 218, 221, 258, 259 252 на сенсорную интеграцию и праксис (SIPT) 177, 187 см. также Произвольные движения 204, 258, 259 Центральная нервная система 8, 9, 20, 21, 117, 119, 212- нервных импульсов см. также Головной мозг, Спинной мозг 268
Черепно-мозговые нервы 258, 259 Ядро 50, 51, 59, 61, 146, 159, 222, 258, 260 Чтение 9, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 33, 38, 65, 66, 70, 75, 80, вестибулярные ядра 52, 56, 57, 63, 88, 91, 95, 102, 85, 87, 90, 95, 98-104, 106, 107, 132, 149, 150, 155, 157, 115, 128, 159, 164, 165, 222, 250, 251 159, 176, 177, 188, 189, 193, 221, 231, 239, 240, 243, Язык 46, 54, 74, 77, 78, 82-85, 98, 101, 104-106, 151, 158- 250, 257, 259 160, 162, 173, 176, 188, 189, 206, 217, 231, 239, 240, 244,250, 257 Шея 59, 61, 259 мышцы 23, 35-38, 40, 42, 74, 89, 90, 93, 102, 156, 184, 238, 251 ощущения 142, 154, 164 Шизофрения 97 Школа 9, 11, 12, 18, 19, 25, 28-30, 55, 65, 70, 73, 75-78, 81, 85, 91, 101, 109, 115, 116, 132, 138, 146, 149, 150, 154, 176, 177, 183, 186, 188,191,199,203-205, 210, 211, 213, 220, 229, 240, 243, 248, 249 см. также Обучение, Образование
Эмоции 9, 15, 31, 34, 38, 43, 47-49, 53, 55, 60, 61, 70, 80, 87, 92, 97, 98, 101, 108, 109, 112-115, 134, 135, 139, 140, 146, 148, 158, 162, 167, 170, 171, 177, 185, 186, 188, 193, 194, 197, 200, 203-205, 209, 215, 218, 222, 229, 230, 233, 240, 241, 250, 251, 253, 258, 259 Эмоциональная привязанность 79, 80, 229, 230 Эмоциональная стабильность 77, 81 Эрготерапия 10-15, 173, 185, 203-206, 209, 212, 213, 216, 218, 223, 224, 244, 259, 260 Эрготерапевт 7, 8, 10, 12, 14-16, 100, 149, 173, 184, 203, 205-207, 209, 210, 212-216, 218-220, 223, 225, 245 подготовка в области сенсорной интеграции 26, 29, 186, 204, 245 Э. Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция Понимание скрытых проблем развития Оформление, верстка Илья Бернштейн Фото на обложке Федор Мальгинов Перевод с английского Юлия Даре Научное редактирование Екатерина Клочкова Литературное редактирование Марина Соколова Ведущий редактор Мария Дименштейн Редактор Рахиль Дименштейн Корректор Екатерина Клитина, Екатерина Скульская Подписано в печать 24.04.2009. Формат 100x70/16. Бумага офсетная. Гарнитура New Century Schoolbook, Orenburg. Печать офсетная. Печ. л. 17. Закаэ№ 3521 Издательство «Теревинф» 117334, Москва, ул. Косыгина, д. 5 для переписки: 119002, Москва, а/я 9 тел./факс: (495) 585 05 87 эл. почта: zakaz@terevinf.ru сайт: www.terevinf.ru Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980. г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
|
|||
|