Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перегон на DVD



Перегон на DVD

И вот фильм готов… Казалось бы, самое сложное позади. Осталось сделать авторинг DVD, записать мастер и можно приступать к следующему фильму. Однако если службы, занимающиеся подготовкой дополнительных материалов, сработали на совесть, места на диске осталось не так много. Кроме того, на диск обычно кладутся субтитры и звуковые дорожки на других языках. Поэтому выбирать битрейт приходится, балансируя между максимальным качеством картинки и максимально доступным местом на диске.

На «простой», казалось бы, процесс выпуска старых фильмов на DVD может уйти год-два, и это притом, что многие работы ведутся параллельно. Конечно, больше времени уходит на реставрацию картинки и подготовку дополнительных материалов; со звуком – если речь, конечно, не идет о полном переозвучивании шумов – можно управиться недели за три. Но даже после этого отдельные киноманы недовольны – ведь реставраторы вольно или невольно вмешиваются в творческий процесс. Так, до сих пор ходят слухи, что некоторые реплики из «Vertigo» Альфреда Хичкока при реставрации были несколько изменены в угоду политкорректности. Выпуск же на DVD фильмов в первозданном виде зачастую приводит к низким продажам – включая DVD-плеер, зритель психологически не готов наслаждаться ностальгическим потрескиванием, доносящимся из одного из динамиков домашнего кинотеатра.

Из существующих систем реставрации отдельного разговора требует система восстановления материалов видеоархивов в реальном времени «Archangel», которая была создана фирмой «Snell & Wilcox» в рамках реализации общеевропейского проекта «Aurora», направленного на сохранение и реставрацию архивов. Стратегическими партнерами фирмы «Snell & Wilcox» в этом проекте, а также в других подобных общеевропейских проектах – «Presto» и «Brava», являются ВВС (British Broadcast Corporation – Великобритания), INA (Institut National Audiovisuel – Франция), RAI (Итальянское Радио и Телевидение) и многие другие ведущие национальные и международные организации. Фирма «Snell & Wilcox» отвечает за аппаратное обеспечение в рамках всех этих проектов.

Ориентировочный объем только западноевропейских вещательных архивов, по данным «Presto», составляет приблизительно 10 млн. часов киноматериалов, 20 млн. часов видеозаписей и 20 млн. часов аудиозаписей. Не менее 60% этих материалов записаны в устаревших форматах, исключающих их прямое использование, т.е. нуждающихся в переводе в цифровые форматы для длительного хранения и выдачи пользователям. Около 30% материалов имеют повреждения различной степени, т.е. требуют реставрации. Примерно 25% материалов записано на легко повреждаемых носителях, поэтому не могут быть предметом открытого доступа.

Почему так важно перезаписать архивные видеоматериалы на компьютерные или иные цифровые носители именно сейчас?

В ближайшие пять лет приблизительно 50% аппаратуры, необходимой для считывания архивных видеоматериалов, вероятнее всего, выйдет из строя вследствие следующих причин:

- отсутствие запчастей;

- отсутствия персонала, способного обслуживать эту аппаратуру;

- необратимого износа ключевых механических деталей.

Во многих случаях архивный кино- или видеоматериал способен выдержать не более одного прогона (например, после восстановления магнитного слоя видеоленты методом «запекания»). Поэтому необходимо во время этого прогона применять самые совершенные методы обработки. Второго шанса попросту может и не быть, а последующая обработка оцифрованных на «дешевом» оборудовании видеосигналов не гарантирует компенсацию возникающих искажений. Кроме того, значительная часть архивных видеоматериалов записана в аналоговых композитных форматах, то есть решающее влияние на качество их оцифровывания оказывает степень совершенства композитного декодирования. Фирма «Snell & Wilcox» заслуженно гордится своими, без преувеличения, лучшими в мире, цифровыми декодерами NTSC/PAL/SECAM.

Коммерческие аспекты играют не последнюю роль при выборе стратегии переработки архивов. Преобразование в цифровой формат приблизительно 50% дороже изготовления аналоговой копии, но увеличивает спрос на материал, по крайней мере, в два раза.

Коммерческая эксплуатация одной минуты преобразованных материалов, в среднем, компенсирует расходы на цифровую перезапись приблизительно одного часа, поэтому имеет смысл преобразовывать «все подряд». Важно, что архив работает, т.е. «кормит себя сам». Предварительный отбор материалов «съедает» ресурсы, потенциально чреват ошибками и нарушает поточный характер обработки.

Архивные материалы особой культурно-исторической ценности составляют весьма малую долю общего объема; для них целесообразны отдельные специальные схемы обработки и финансирования.

Стоимость преобразования и сохранения в цифровом формате одного часа архивных киноматериалов – приблизительно 300 евро. Стоимость преобразования и сохранения в цифровом формате одного часа архивных видеоматериалов – приблизительно 300 евро. Стоимость преобразования и сохранения в цифровом формате одного часа архивных аудиоматериалов – приблизительно 180 евро.

Приведенные выше данные указаны без учета стоимости реставрации. Владельцы архивов предпочитают отделять процессы массированного оцифровывания материалов от их выборочной реставрации по заказу конкретного пользователя. Стоимость реставрации колеблется в широких пределах. Во многих случаях реставрация включает и творческие операции, например, воссоздание утраченной звуковой дорожки международного звука (без наложенных позднее речевых компонентов) с привлечением архива звуковых эффектов.

Ежегодно приблизительно 25% материалов западноевропейских видеоархивов выдается пользователям в виде копий различного качества (и цены). Как правило, в эфир идет лишь небольшой фрагмент архивной единицы хранения, большая часть материала используется лишь для предварительного просмотра. Приблизительно 75% видеоматериалов выдается в виде копий просмотрового качества формата VHS.

Сжатие видеоданных для их долговременного хранения при существующих ценах на носители записи представляется неизбежных злом. Хотя все специалисты дружно призывают ни в коем случае не сжимать архивные видеоматериалы, на практике все прибегают к той или иной степени сжатия. Вопрос в том, какую степень сжатия и какие методы обработки материалов считать приемлемыми. Это далеко не простой вопрос. Например, при оцифровывании композитных материалов формата Umatic качество исходного изображения уже сильно снижено. Поэтому (при условии надлежащего предварительного шумо-подавления) дополнительные искажения, вносимые сжатием до 6-8 Мбит формата MPEG2 4:2:0, приктически не заметны. Одновременно с созданием основного файла архивируемых видеоданных имеет смысл создавать и файл просмотрового качества, например, формата MPEG1. Его можно передавать по сети Интернет и просматривать на дешевой бытовой аппаратуре, подобно тому, как ранее использовались копии на кассетах VHS.

Следующий по важности вопрос – придерживаться ли проверенных (например, кассет Digital Betacam, SX, IMX, и т.д.) или переходить на передовые, но непривычные носители данных для роботизированных архивов общего назначения (например, картриджы типа DLT). Здесь, естественно, проходит линия водораздела между интересами фирм-производителей, с одной стороны, и владельцами архивов, с другой стороны.

Возможны и компромиссные варианты, например, системы DTF (Digital Tape File) фирмы «Sony». В этой системе на кассетах Digital Betacam можно сохранять видеоданные форматов MPEG1 и MPEG2. Расход дорогостоящих носителей существенно снижается. Например, DTF1 при емкости 42 Гбайта позволяет сохранять до 10 часов программного материала MPEG2 на скорости 8 Мбит/с, а DTF2 при емкости 200 Гбайт позволяет сохранять до 50 часов программного материала на одной кассете. Однако никаких достоверных сведений о многолетнем хранении подобных материалов не имеется, тогда как компьютерные картриджи исправно служат банкам и правительственным агентствам уже не первый десяток лет.

Система восстановления видеоархивов в реальном времени «Archangel» была создана фирмой «Snell & Wilcox» в рамках реализации общеевропейского проекта «Aurora», направленного на сохранение и реставрацию архивов.

Система «Archangel» обеспечивает восстановление поврежденных кино- и видеоархивов в реальном времени путем обработки цифровых видеосигналов 4:2:2. Примененные в ней специальные алгоритмы разработаны совместно Би-Би-Си, фирмой «Snell & Wilcox», Национальным Институтом Аудиовидеоархивов Франции (INA), Кембриджским и Делфтским университетами.

По чисто экономическим причинам все без исключения реальные системы цифрового архивирования видеоматериалов используют ту или иную степень сжатия видеоданных, поскольку случайные по своей природе шумы и помехи не обладают той самой избыточностью, которую так старательно устраняет кодер сжатия.

Отсюда следует необходимость тщательной очистки архивируемых изображений. Для обеспечения эффективности даже «обычного» сжатия MPEG необходимы тщательная многомерная предварительная обработка и шумоподавление сжимаемых видеоданных.

Различные виды шума требуют совершенно разных методов их устранения.

Все присутствующие в видеосигнале шумы и помехи по признаку их происхождения можно грубо разделить на две категории: шумы видеотракта и шумы кинопленки.

Для полного устранения особо сложных дефектов рекомендуется применять полуавтоматическое управление с предварительной разметкой по временному коду. Многооконный режим позволяет выбирать области изображения для фильтрации или задавать свои установки фильтрации с управлением по временному коду. Внешний силуэтный вход позволяет задавать зоны обработки производной формы.

Получив на выходе системы «чистый» цифровой компонентный сигнал, пользователь может свободно выбирать (последовательный или параллельные) варианты его последующего применения:

- преобразование видеоданных без сжатия или с «неискажающим» сжатием в компьютерный файл для хранения на кассетах типа DLT;

- видеозапись на цифровой видеомагнитофон с умеренным сжатием;

- запись на DVD с сильным сжатием для создания мастера и/или просмотровой копии;

- кратковременное хранение на видеосервере.

 

При обработке сигнала в системе «Archangel» используются следующие методы коррекции:

Рекурсивный фильтр с компенсацией движения

Обычные рекурсивные фильтры снижают уровень случайных шумов без потери горизонтальной или вертикальной четкости, но только на статических изображениях. На движущихся областях происходит смазывание деталей. Система «Archangel» использует запатентованный метод фазовой корреляции (Ph.C) для компенсации движения, что гарантирует подавление случайных шумов, в том числе – шума зернистости кинопленки, без сопутствующих искажений.

Фильтр компенсации выпадений

Фильтр компенсации выпадений используется для замещения пораженных выпадениями фрагментов строк в сигнале от видеомагнитофона или спутника. Он эффективно удаляет выпадения, «факелы» и «искры», которые появляются при декодировании частотно-модулированных сигналов.

Многополосный пространственный фильтр

Многополосный пространственный фильтр по технологии волнового преобразования используется для удаления различных помех и нежелательных составляющих сигнала. Фильтр может быть настроен для уменьшения дефектов, которые расположены в определенной области спектра видеосигнала, например, перекрестных искажений цветность-яркость, интерференционных помех и муаров. Автоматическое установление пороговых уровней для различных полос частот упрощает работу пользователя.

Фильтр для удаления царапин кинопленки

Известно довольно много алгоритмов для удаления вертикальных царапин в архивных фильмах. Однако всем им свойственны серьезные ограничения, в основном все сводится к тщательной ручной настройке параметров. Фильтр системы «Archangel» использует новую технологию борьбы с царапинами независимо от их длины, контрастности или ширины. Обеспечивается автоматическое определение и удаление вертикальных царапин кинофильмов, полос в фильмах и шумовых полос дефектов сканирования видеоматериалов. Для устранения особо сложных дефектов предусмотрено полуавтоматическое управление обработкой.

Фильтр, оптимизированный для удаления помех двухдюймовых видеомагнитофонов

Этот фильтр специально разработан для удаления продольных царапин характерных для форматов записи с использованием двухдюймовых лент.

Фильтр загрязнений (Dirt)

Этот фильтр компенсирует повреждения, такие как пятна, потертости и летающие «волоски». Обычно такие фильтры малоэффективны при наличии движения в основном изображении, однако могут значительно повреждать полезное изображение. Фильтр системы «Archangel» использует метод фазовой корреляции для компенсации межкадрового движения и предельно точно сепарирует данный тип дефектов.

Линейные фильтры

В систему «Archangel» встроен широкий набор линейных фильтров с различной полосой частот и крутизной спада частотной характеристики. Такие фильтры особенно эффективны для удаления дефектов композитного декодирования, таких как перекрестные помехи цветности и «висячие точки». Если полоса пропускания носителя видеоматериала заранее известна, например, для конкретного формата видеозаписи, то имеет смысл считать помехой любые сигналы за пределами этой полосы.

Апертурный корректор

Двумерный адаптивный апертурный корректор используется для повышения четкости и резкости изображения. Он использует линейную и нелинейную обработку для коррекции переходов и подавления выбросов. При необходимости его можно использовать и для снижения избыточной (искусственной) резкости изображения. Детектор границ и алгоритм временного сжатия обеспечивают подчеркивание деталей изображения низкого контраста без усиления шумов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.