Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Устав Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации» утвержденный постановлением Правительства РФ 23 декабря 2002 г. N 370



«Устав Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации» утвержденный постановлением Правительства РФ 23 декабря 2002 г. N 370

п. 6. … В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах коллекция Госфильмофонда России входит в государственную часть Архивного фонда Российской Федерации. Сроки, условия хранения и использования коллекции фильмов и других киноматериалов в Госфильмофонде России устанавливаются в соглашении, заключаемом между Министерством культуры Российской Федерации, Госфильмофондом России и Федеральной архивной службой России на основании Положения об Архивном фонде Российской Федерации.

Устав Госфильмофонда России не согласован с Росархивом, что противоречит п.11 Соглашения о сотрудничестве между Росархивом, Госкино России и Госфильмофондом огт 30 сентября 19994 г.

п.9. Основными задачами Госфильмофонда России являются:

а) хранение коллекции российских и зарубежных игровых, мультипликационных, научно-популярных, документальных фильмов и других киноматериалов;

б) осуществление исследовательской и собирательской деятельности, связанной с пополнением коллекции российских и зарубежных фильмов и других киноматериалов, имеющих культурную и научную ценность …

п. 10. Госфильмофонд России в целях выполнения поставленных перед ним задач:

… в) ведет учет коллекции фильмов и киноматериалов, осуществляет контроль за ее техническим состоянием, профилактическую обработку, восстановление и реставрацию поступающих и хранящихся фильмов и киноматериалов, изготавливает копии для архивного обмена, пополнения собственной коллекции, а также по заявкам других организаций;

г) осуществляет мероприятия по созданию оптимальных условий хранения фильмов и киноматериалов, в том числе исходных материалов национальных фильмов, в порядке, определяемом Министерством культуры Российской Федерации …

… ж) осуществляет закупки копий новых российских и зарубежных фильмов и киноматериалов для пополнения коллекции …

Устав федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Утвержден постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 844.

Цели и предмет деятельности:

… - производство и распространение телерадиопрограмм в Российской Федерации и за ее пределами; (цели)

- производство и распространение кино-, видео- и аудиопродукции…

Ничего не сказано о порядке и сроках хранения аудиовизуальной продукции.

Подобная проблема комплектования государственных архивов аудиовизуальными документами стоит не только перед Россией, но и многими другими странами.

Из полученных сведений очевидно, что (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан, Украина) аудиовизуальная документация занимает важное место в составе архивных фондов. В архивах государств (включая Россию) сосредоточено 6.8 млн. ед. хр. документов за период с середины XIX в. до наших дней. они хранятся как в центральных специализированных архивах, которые созданы во всех указанных странах СНГ (за исключением Молдавии), так и в региональных архивах общего профиля.

Особая организационно-правовая ситуация сложилась в Армении, где в 1993 г. по постановлению правительства ЦГАКФФД республики был передан из системы Управления по архивному делу в ведение Минкультуры, которое никаких статистических сведений в архивную службу не представляет.

В большинстве стран СНГ сфера действия правовых актов распространяется на все архивы, в том числе архивы граждан. Исключение составляют архивные учреждения Казахстана и Молдавии, где законодательство не затрагивает архивы физических лиц.

На основании указанных правовых актов отбор и прием на госхранение аудиовизуальных документов от государственных и негосударственных структур проводится госархивами в большинстве случаев по истечении трех лет ведомственного хранения.

Помимо этого почти все органы управления архивным делом подготовили отраслевые распорядительные документы по отбору, приему и обеспечению сохранности аудиовизуальных документов. Это, например, приказы министра культуры, информации и общественного согласия республики Казахстан от 13.11.2000 г. № 212«О мерах по сохранению уникальных аудиовизуальных документов»; Роскомкино и Росархива от 29.09.94 г. № 77/53 «О мерах по совершенствованию сохранности, отбора и передачи на государственное хранение кино- и видеодокументов организаций системы Госкомкино»; Архивного государственного департамента Грузии от 05.02.98 г. №5 «О предельных сроках ведомственного хранения документов Национального архивного фонда»

Архивными службами и национальными архивами стран СНГ готовятся так же различные нормативно-методические пособия по работе с аудиовизуальной документацией, регулирующие ее отдельные направления (экспертизу, комплектование, чет, хранение и др.)

Вместе с тем архивные службы ряда стран (Белоруссии, Грузии, Армении, Молдавии) отмечают несовершенство правовых основ работ с аудиовизуальной документацией, а Украина, напротив, при удовлетворенности своим законодательством – проблему, характерную наверно, для всех государств-членов СНГ: противоречия между различными законами и неумение жить в правовом поле.

Что касается России, то нынешняя правовая база явно недостаточна: в «Основах законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах» об аудиовизуальных документах не упоминается вообще, а в заменившим его Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» обозначены только сроки их ведомственного хранения (5 лет и 3 года)

Положение с законодательством о средствах массовой информации еще хуже. На сегодняшний день ни в одном федеральном правовом акте, касающемся средств массовой информации, не отражены вопросы сохранности, отбора и передачи аудиовизуальных документов на постоянное хранение в государственные архивы. Многие действующие нормативы противоречат архивному законодательству, содержат терминологические неточности, что порождает сложности во взаимоотношениях между государственными архивами и организациями, создающими аудиовизуальную продукцию.

 Негативную позицию в этом вопросе занимают и некоторые федеральные ведомства. Например, МПРТ России не раз официально уведомляла Росархив о невозможности применения терминов «аудиовизуальный документ» и «кинофотофонодокумент» к деятельности СМИ. Такую же позицию занимает и ВГТРК. Это значит, что об отборе на государственное хранение этих документов говорить не приходиться.

На наш взгляд, очень важно определить стратегию в области комплектования архивов аудиовизуальной документацией. Если ограничиться фрагментальным комплектованием архивов аудиовизуальными документами, выступающих в качестве отдельных, случайных иллюстраций того или иного явления, то особой законодательной базы и не потребуется. В этом случае действует принцип «бери, что дают» (если вообще дают), так комплектуются многие местные архивы.

Но если мы ставим целью формирование аудиовизуального фонда, а именно на это направлена деятельность специализированных аудиовизуальных архивов, то необходимо серьезное законодательное регулирование. Особенно сейчас, когда аудиовизуальная продукция имеет не только материальную ценность, но и рыночную стоимость.

Сегодня назрела необходимость разработать предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и распорядительные акты, регламентирующие работу учреждений и организаций с аудиовизуальными документами. Решением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1999 г. это было поручено Росархиву. Силами созданной при Росархиве межведомственной комиссии по проблемам аудиовизуальной документации в виде проектов нормативных правовых актов были подготовлены предложения о правовом регулировании и организационном обеспечении сохранности, отбора и передачи на государственное хранение аудиовизуальной документации, внесенные в 2001 г. в Правительство России. К сожалению, безрезультатно. Почему?

Оказалось, что очень тяжело изменить «чужое» законодательство. Например, потребовать приведения федерального закона «О средствах массовой информации» в соответствии с нормами Положения об Архивном фонде Российской Федерации, не имеющего статуса федерального закона.

Теперь очевидно главное – необходимо усовершенствовать базовое архивное законодательство. С этой целью разработан проект федерального закона «Об аудиовизуальном наследии России». Он прошел рецензирование в органах управления архивным делом субъектов Федерации, ряде заинтересованных ведомств; подготовлена его вторая редакция.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.