|
||||||||||||||||||||||||||||
Таблица № 1. Температурно-влажностные параметры воздуха приТаблица № 1. Температурно-влажностные параметры воздуха при постоянном хранении кинофотофонодокументов
Контроль температуры и относительной влажности воздуха осуществлять с помощью регистрирующих приборов, число которых должно быть не менее 1 комплекта на 25 м2 площади хранилища. Для контроля используются следующие типы приборов в соответствии с «Руководством по определению и поддержанию температурно-влажностного режима в архивохранилищах» (Главархив СССР, ВНИИДАД, 1971): а) для определения относительной влажности воздуха – гигрограф типа М-21С (суточный) или М-21 Н (недельный); б) для определения температуры воздуха – термограф типа М-16 С (суточный) или М-16 Н (недельный). Регистрирующие приборы, используемые для контроля температуры и влажности в хранилищах, должны проходить проверку путем установления сходимости результатов, полученных на этих приборах и аспирационном психометре, например, типа МВ – 4 М.
Контроль технического и физико-химического состояния кинофотофонодокументов
Постоянного внимания требуют вопросы контроля физико-технического и физико-химического состояния аудиовизуальных документов. РГАКФД, например, проводит 19 видов работ по контролю состояния кино- и фотодокументов от поеденичного профилактического визуального осмотра до определения стабильности основы документов и качества звучания фонограмм с помощью соответствующих приборов (УКСН – 1 и фильмофоногрофа). Однако установленная действующими правилами периодичность проверки (раз в 3 года для документов с нитроосновой и раз в 5 лет для документов с триацетатной основой) соблюдается архивами далеко не всегда. Физическое состояние аудиовизуальной документации, находящийся на государственном хранении в основном, удовлетворительное. Нормативные характеристики поддерживаются с помощью консервационно-профилактических и реставрационных мероприятий осуществляемых в архивах государства. Контроль технического и физико-химического состояния кинофотофонодокументов в государственном архиве осуществляется в целях своевременного выявления дефектов, определения вида реставрационно-профилактических работ и устранения дефектов документов. Такой контроль проводится при приеме их на государственное хранение, в процессе хранения при выдаче во временное пользование и возврате в хранилище, после проведения реставрационных и консервационно-профилактических работ. При приеме кинофотофонодокументов на государственное хранение в порядке, установленном настоящих Правил, осуществляется контроль их технического и физико-химического состояния. При проведении контроля кинодокументов и фонодокументов магнитной записи проверяется соответствие их характеристик акту ОТК сдающей организации. Контроль негатива изображения, контратипа (дубль-негатива), негатива фонограммы перезаписи осуществляется путем просмотра на монтажном столе и выполнения необходимых измерений на контрольно-измерительных приборах; контроль промежуточного позитива изображения, позитивной копии – путем просмотра изображения на отражательном экране в условиях оптической проекции и прослушивания фонограммы позитивной копии с последующим просмотром на монтажном столе и выполнением необходимых измерений на контрольно-измерительных приборах; контроль магнитного оригинала фонограммы, магнитной фонограммы шумов и музыки – в соответствии с требованиями. При контроле кинодокументов на монтажном столе проверяются основные геометрические размеры приборами, обеспечивающими погрешность измерения не более 5 мкм (ширина – инструментальным микроскопом типа МИР-12 или компаратором ИЗА-2, шаг перфорации – линейкой типа УЛШ, длин каждой части – при помощи счетчика-метромера). Оформление каждой части стандартными ракордами, наличие отпечатка контрольной шкалы в каждой части проверяется визуально; величина диффузной оптической плотности в отпечатке контрольной шкалы при измерении на денситометрах – в соответствии с требованиями ГОСТ 10.691.0-73-10.691.4-73 – для черно-белого изображения; ГОСТ 9160-59 – для цветного изображения; техническое состояние поверхности и перфораций – визуально и при необходимости ПКП-2 или дефектоскопа; расположение и качество изображения – визуально; размеры и расположение фотографической фонограммы – при помощи прибора типа РИФ; величина оптической плотности фонограммы – на денситометре. При контроле кинодокументов на отражательном экране в условиях оптической проекции необходимо проверить качество изображения, ровность планов по плотности и цвету внутри части и ровность частей внутри копии – визуально; синхронность фонограммы с изображением – визуально и по слуховой оценке; устойчивость кадра, резкость изображения и отсутствие дефектов изображения – визуально. Результаты контроля кинодокументов фиксируются в актах о результатах проверки технического состояния кинодокумента, а обнаруженные дефекты – в дефектных ведомостях. В дефектную ведомость вносят сведения о наличии дефектов, обнаруженных при приеме кинодокумента на государственное хранение, с указанием номера плана кинодокумента, на котором обнаружен дефект. В конце ведомости дается заключение о необходимости проведения реставрационно-профилактической обработки с указанием вида работ. Контроль фотодокументов проводится путем просмотра фотодокументов и контрольных отпечатков на монтажном или просветном столе. При этом определяется техническое состояние поверхности (отсутствие царапин, грязи, потертости и других дефектов); фотографическое качество (резкость, контрастность, диапазон оптических плотностей, отсутствие вуали, наличие пропечатывающих дефектов и т.д.) В тех случаях, когда визуально бывает трудно определить разновидности дефектного образования, фотодокумент просматривается под лупой или микроскопом. Результаты контроля фотодокумента фиксируются в карточке учета технического состояния фотодокумента. В графе «Фотографическое качество» приводится перечень дефектов фотографического происхождения, имеющихся на фотодокументе, и дает оценка фотографического состояния (хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное). В графе «Техническое состояние поверхности» приводится перечень дефектов механического, физико-химического и биологического происхождения, имеющихся на фотодокументе и дается оценка технического состояния поверхности (хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное). В графе «Заключение о необходимости реставрационно-профилактической обработки» дается заключение о целесообразности и необходимости проведения реставрационно-профилактической обработки с указанием вида работ (например, промывание, фунгицидная обработка, обеспылевание и т.д.). В графе «Результаты реставрационно-профилактической обработки» приводятся результаты технического контроля с указание наличия или исчезновения после обработки имевшихся на фотодокументе дефектов. Контроль фонодокументов на магнитной ленте, граммофонных оригиналов и грампластинок осуществляется путем прослушивания на профессиональных звуковоспроизводящих устройства, отвечающих требованиям действующей нормативно-технической документации, и просмотра в отраженном свете; фонодокументов фотографической (оптической) и шоринофонной записи – в соответствии с п. 2.3.3. настоящих Правил. При прослушивании фонодокументов на звуковоспроизводящем устройстве проверяются физико-химические и электроакустические свойства носителя записи, качество звучания записи. При визуальном просмотре фонодокументов в отраженном свете проверяется наличие на поверхности механических повреждений и следов загрязнений химического или биологического происхождения, наличие начальных и конечных ракордов и качество выполнения склеек для фонодокументов на магнитной ленте. Результаты контроля фонодокумента фиксируются в карточке учета технического состояния фонодокумента. В графе «Характеристика качества звучания» дается оценка качества звучания фонодокумента. В графе «Характеристика физико-механического состояния носителя записи» делаются отметки о наличии дефектов на поверхности носителя записи. В графе «Заключение о необходимости реставрационно-профилактической обработки» указывается вид обработки, которому следует подвергнуть фонодокумент, или даются рекомендации о замене носителя записи. В графе «Вид реставрационно-профилактической обработки» перечисляются виды проведенных реставрационно-профилактических работ. Карточки систематизируются в порядке архивных номеров фонодокументов. Акты, дефектные ведомости и карточки технического состояния в случае обнаружения на кинофотофонодокументах устранимых дефектов являются основанием для возвращения документов на реставрацию сдающему учреждению. Контроль технического и физико-химического состояния кинофотофонодокументов в процессе хранения проводится на нитрооснове – один раз в 3 года; для остальных кинофотофонодокументов - один раз в пять лет. При контроле кинофотофонодокументов определяются состояние поверхностей (эмульсионного слоя, основы, ферромагнитного покрытия и т.д.), состояние перфорационных дорожек (надрывы, надколы, разрывы и т.д.), стабильность нитроосновы, геометрические размеры, изобразительные характеристики кино- и фотодокументов, электроакустические характеристики фонодокументов. Состояние поверхностей, перфорационных дорожек, геометрические размеры, изобразительные характеристики кинофотодокументов и электроакустические характеристики фонодокументов определяются в соответствии с требованиями п. 2.3.1. – 2.3.5. настоящих Правил. Стабильность нитроосновы кинофотофонодокументов определяется согласно методике. По результатам проверки стабильности нитроосновы устанавливаются дальнейшие сроки хранения кинофотофонодокументов на нитрооснове. Документы с нестабильной основой должны быть изъяты из хранилища. Для сохранения содержащейся в них информации должны быть изготовлены копии этих документов на пленке с триацетатной основой. Результаты контроля технического и физико-химического состояния кинофотофонодокументов в процессе хранения фиксируются в следующих документах: дефектных ведомостях кинодокумента; книгах учета технического состояния фотодокументов; карточках учета технического состояния фонодокумента. В случае обнаружения на кинодокументе дефектов составляются дефектные ведомости, которые нумеруются в валовом порядке и учитываются по описи дефектных ведомостей. Дефектные ведомости кинодокумента № 1, № 2, № 3 и т.д. являются вкладышами в акт о результатах проверки технического состояния кинодокумента. Книги учета технического состояния фотодокументов ведутся раздельно на каждый вид фотодокумента. Сведения, приведенные в карточке учета технического состояния фотодокумента, вносятся в соответствующие графы книги учета технического состояния фотодокументов, а карточка уничтожается. В графе «Повторные проверки» приводятся даты и результаты повторных проверок с указанием изменений технического состояния фотодокументов в процессе хранения. При контроле технического состояния фонодокумента заполняется оборотная сторона карточки учета технического состояния фонодокумента. По результатам контроля кинофотофонодокументов делается заключение о необходимости проведения их реставрационно-профилактической обработки и устанавливаются сроки следующей проверки. При контроле кинофотофонодокументов, выдаваемых и возвращаемых после передачи во временное пользование, а также после проведения реставрационных и консервационно-профилактических работ определяются состояние поверхностей (эмульсионного слоя, основы, ферромагнитного покрытия и т.д.), состояние перфорационных дорожек (надрывы, надколы, разрывы и т.д.), геометрические размеры (метраж, усадка), целостность документа (отсутствие вклеек, наличие ракордов и т.д.) При контроле кинофотофонодокументов проверяется состояние их упаковки. При обнаружении повреждений упаковка подлежит немедленной замене. Результаты контроля фиксируются в соответствующей документации о техническом состоянии документа. В случае если в возвращаемых кинофотофонодокументах обнаружены повреждения, составляется акт, который представляется директору государственного архива для принятия соответствующих мер. В большинстве российских архивов осуществляется только первоочередные и наименее затратные восстановительные мероприятия. Современная техническая база ручной и машинной реставрации аудиовизуальной документации создана в настоящее время в РГАКФД. В архиве постоянно расширяется номенклатура реставрационных работ, в последнее время освоена технология реставрации фотоальбомов, проводятся реставрации фотодокументов на стекле с поврежденной основой и отслоением эмульсионного слоя. Новым перспективным направлением является реставрация аудиовизуальных документов с помощью компьютерной техники (метод оцифрования). Она внедряется в РГАКФД, РГАФД, РГАНТД и других архивах. Ежегодно в мире снимается огромное количество плохих фильмов. Просто плохих – чуть меньше. Без которых вполне можно было бы обойтись – не так много, но тоже достаточно. А вот хороших – до обидного мало. И если смотреть только очень хорошие, то домашний кинотеатр будет выполнять исключительно декоративные функции, покрываясь пылью в ожидании очередного шедевра. Казалось бы, тут - то производителям DVD и карты в руки. Выпустите проверенную десятилетиями классику – и прибыль обеспечена, да и миллионы кинолюбители во всем мире скажут спасибо. Между тем старые фильмы переиздаются на DVD редко, словно запуск каждого такого диска в работу не верный способ заработать деньги, а авантюра, которая не известно чем закончится. Однако именно так дела и обстоят. Старые фильмы переиздавать сложно. Гораздо сложнее, чем гнать на диски то, что снимается сегодня. А подчас – и дороже. К сожалению, крылатая фраза – «важнейшим из искусств для нас является кино» - оказалось не столь пророческой, как хотелось бы. Кинематограф относительно молод и до сих пор не может оправиться от болезней роста, которые подхватил в раннем детстве. Множество старых картин находится в неудовлетворительном состоянии. Еще больше фильмов время уже уничтожило. По оценке библиотеки Конгресса США, порядка 80 процентов всех американских немых картин утеряно безвозвратно. Пленка капризна: если пересохнет, то вытянется, а если переувлажнится, покроется грибком. И мало, какой фильм тех времен застрахован от так называемого «уксусного синдрома»: когда разлагается триацетатная основа – пленка начинает пахнуть уксусом (отсюда и название). Отсрочить гибель пленки можно, если хранить ее в оптимальных условиях с постоянной влажностью и температурой, но это дорого, куда дороже, чем перевести пленку в цифру. Таким образом, определенной части киноклассики физически уже не существует (чтоб не нагнетать напряжение почем зря, отмечу: лучшие фильмы живы и здоровы, что вполне объяснимо – о них – то и пеклись больше всего). А другие – даже при условии сохранности оригиналов – современный зритель, избалованный четкой картинкой и многоканальным звуком, в исходном виде смотреть не захочет. В идеале хотелось бы подтянуть техническое исполнение шедевров мировой киноклассики под нынешние стандарты. Или, по крайней мере, максимально очистить картинку от артефактов, а звуковую дорожку – от лишних шумов. Этот процесс называется реставрацией.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|