Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ожидаемые результаты.. Второй год обучения.. Итого часов. Содержание программы второго года обучения.



Ожидаемые результаты.

К концу 1-го года обучения воспитанник должен обладать знаниями основным видам туризма. Ориентироваться в основных географических районах Северо-Запада России, принимать участие в подготовке к спортивно-туристскому маршруту по пешеходному, лыжному, водному видам туризма 2-й степени сложности.

Воспитанник должен обладать умениями по организации жизнеобеспечения туристской группы в условиях ненаселенной местности, по преодолению естественных препятствий, соответствующего вида и сложности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Освоить навыки ориентирования на местности, обращения со специальным туристским снаряжением и оборудованием для устройства лагеря.

В конце первого года обучения учащиеся должны выполнить норматив на значок «Юный турист России» и совершить поход второй степени сложности.


Второй год обучения.

№ п/п

 

Тема

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Охрана труда -
2. Спортивно-туристская классификация
3. Обзор географических районов России
4. Организация спортивно-туристского похода
5. Организация питания в походах
6. Туристское снаряжение
7. Организация привалов и ночлегов
8. Топография и ориентирование
9. Техника туристских походов
10. Тактика туристских походов
11. Гигиена и доврачебная помощь
12. Безопасность. Организация спасательных работ.
13. Отчет о походе.
14. Туристские соревнования
15. Общая физическая подготовка
16. Специальная физическая подготовка

Итого часов

Содержание программы второго года обучения.

1. Вводное занятие, охрана труда.

Теория. Занятия в аудитории, спортивном зале, на выезде. Охрана труда, техника безопасности на занятиях, на улице, в транспорте. Ознакомление с инструкциями по охране труда.

 

2. Спортивно-туристская классификация. Единая Всероссийская спортивная классификация.

Теория. Спортивные разряды и звания по туризму.Категорийные и степенные походы. Категории порогов и перевалов. Туризм в комплексе ГТО.

Практика. Составление таблицы личных разрядных нормативов.

 

3. Обзор географических районов России.

Теория. Краткий обзор географических районов России. Урал. Кавказ. Хибины. Саяны. Алтай.

Практика. Поиск и систематизация возможностей районов для спортивных походов.

 

4. Организация спортивно-туристского похода.

Теория. Подбор группы и распределение обязанностей. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК. Процедура проверки готовности группы к походу, ее цель и форма проведения. Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Практика. Оформление походной документации. Подготовка снаряжения.

 

5. Организация питания в походах.

Теория. Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Способы уменьшения веса дневного рациона. Использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений. Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода. Норма закладки продуктов.

Практика. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. Фасовка и упаковка продуктов.

 

6. Туристское снаряжение.

Теория. Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней. Сушка и ремонт одежды и обуви в походе. Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, котлы, сетка, топоры и пилы, чехлы к ним. Снаряжение для краеведческой работы. Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.

Практика. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор.

 

7. Организация привалов и ночлегов.

Теория. Особенности организации бивака для долговременного базового лагеря. Требования к месту бивака: жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров; безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев; комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама. Организация бивака в безлесной зоне, в горах. Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы. Правила работы дежурных по кухне.

Практика. Установка палатки в различных условиях. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане. Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.

 

 

8. Топография и ориентирование.

Теория. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на путь движения. Построение профиля маршрута. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем. Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.

Практика. Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута. Ориентирование при условии отсутствия видимости. Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.

 

9. Техника туристских походов.

Теория. Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Сложное ориентирование на закрытой местности. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков. Основные формы горного рельефа. Правила ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение серпантином и «в три такта», самостраховка альпенштоком, короткие привалы). Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность. Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д.).

Практика. Отработка технических приемов при движении. Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику. Движение в тайге. Движение в горах. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута.

 

10. Тактика туристских походов.

Теория. Разработка основных и запасных вариантов маршрута. Аварийные выходы. Радиальные выходы. Дневки. Заброска продуктов и переноска груза способом «челнок».

Практика. Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день. Разведка, маркировка маршрута.

 

11. Гигиена и доврачебная помощь.

Теория. Заболевания и травмы, характерные для туристских походов: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину, утопления. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний. Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых. Ушибы, ссадины, потертости. Обработка ран, наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы бинтования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.

Практика. Подбор походной аптечки. Тренировка наложения жгута, ватно-марлевой повязки, способов бинтования ран.

 

12. Безопасность. Организация спасательных работ.

Теория. Система обеспечения безопасности в туризме. Опасности в туризме: субъективные и объективные. Субъективные опасности. Объективные опасности. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей. Роль маршрутно-квалификационных комиссий в оценке подготовленности групп. Основные правила проведения поисково-спасательных работ. Формирование поисковых групп, методика поиска. Взаимодействие со спасательными службами.

Практика. Знакомство с работой маршрутно-квалификационной комиссии. Участие в соревнованиях по поисково-спасательным работам.

 

13. Отчет о походе.

Теория.  Разбор действий каждого участника похода и группы в целом. Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов.

Практика. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по итогам похода.

 

14. Туристские соревнования.

Теория. Соревнования по видам туризма. Календарный план. Смета. Организационный комитет. Положение. План мероприятий оргкомитета по подготовке соревнований. Комплектование и подготовка команд. Конкурсная программа.

Практика. Участие в туристских соревнованиях.

 

15. Общая физическая подготовка.

Теория. Развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств. Физическая подготовка — основа безаварийного и стабильного прохождения маршрутов. Требования к физической подготовке.

Практика.

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Подвижные игры и эстафеты.

Игры с мячом. Игры с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Игры на внимание, сообразительность, координацию.

Легкая атлетика.

Бег на короткие дистанции — 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на эти же дистанции.

Лыжный спорт

Изучение попеременного и одновременного способа ходьбы на лыжах. Изучение техники поворотов на месте и в движении. Прохождение на лыжах дистанции 3, 5 км на время. Катание с гор. Спуски и подъемы на склонах различной крутизны. Повороты и торможение во время спусков.

Гимнастические упражнения

Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через «козла», «коня».

Совершенствование координации движений под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Упражнения с предметами.

Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.

Плавание.

Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, проплывание на время 25, 50, 100 и более метров.

Спортивные игры.

Ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.

Единоборства и обеспечение личной и групповой безопасности.

 

 

16. Специальная физическая подготовка.

Теория. Значение специальной физической подготовки. Специальная подготовка для роста мастерства. Приспособление организма к походным условиям, привыкание к нагрузкам.

Практика. Упражнения по преодолению водных преград:

Переправа вброд со слегами. Переправа вброд по веревке с перилами. Переправа по бревну с перилами. Переправа по веревке с перилами. Навесная переправа. Навесная наклонная переправа вниз. Навесная наклонная переправа вверх.

Упражнения по преодолению склонов (спуски, подъемы):

Спуск по-спортивному. Спуск с верхней страховкой. Спуск с самостраховкой. Спуск с использованием фрикционного спускового устройства. Подъем по крутонаклонному склону с нижней страховкой. Подъем по крутонаклонному склону с верхней страховкой. Подъем по крутонаклонному склону с самостраховкой. Подъем по вертикальному склону лазанием с верхней страховкой. Подъем по вертикальному склону с помощью специальных устройств (петли из репшнура, жумары, кроли и т.д.).

Лыжная подготовка: Изучение попеременного и одновременного способа ходьбы на лыжах (одношажный, двушажный, четырехшажный, бесшажный, коньковый). Изучение техники поворотов на месте и в движении. Прохождение на лы­жах дистанции 3, 5 км на время. Катание с гор. Спуски и подъемы на скло­нах различной крутизны. Повороты и торможение во время спусков. Разу­чивание приемов падения в экстренных ситуациях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.