|
||||
Спортивно-оздоровительный туризм»Стр 1 из 10Следующая ⇒
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 401 Колпинского района Санкт-Петербурга»
Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивно-оздоровительный туризм» туристско-краеведческой направленности для среднего и старшего школьного возраста 4 года обучения
Петров Дмитрий Владимирович, педагог д.о. Груньковский Максим Анатольевич, педагог д.о.
Санкт-Петербург Пояснительная записка. Программа туристско–краеведческой направленности.
Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и др.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. В Единой всероссийской спортивной классификации спортивный туризм давно занял свое законное место в ряду неолимпийских массовых видов спорта. При этом спортивный туризм внёс определённый вклад и в развитие олимпийского движения. Так, например, водный слалом, ставший олимпийским видом спорта, зарождался в недрах водного туризма как элемент соревнований по технике водного туризма. Такие виды спорта, как альпинизм, спортивное скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг и другие экстремальные виды спорта. Также обязаны своим рождением туризму спортивному. В настоящее время в России спортивный туризм является эффективным средством патриотического, морально-нравственного, эстетического и физического воспитания подрастающего поколения. Он удовлетворяет потребности человека в общении, познании, самовыражении и творчестве доступными средствами спортивно-туристской деятельности. Спортивный туризм рассматривается нами как вид спорта, в котором соревновательная деятельность и подготовка к ней направлены на достижение наивысших результатов. Спортивный туризм и имеет специфические для спорта хорошо развитые программно-нормативные и соревновательные функции. В данном случае спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возможностей человека, выявления предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения являются специфическими признаками спортивного туризма как вида спорта, вида физической культуры. В ряде публикаций спортивный туризм относят к циклическим видам спорта, предполагая сходство со спортивной ходьбой и греблей, что неверно в своей основе, так как при этом не учитывается многообразие видов туризма и видов естественных препятствий в спортивных туристских походах и соревнованиях по туристскому многоборью. Спортивный туризм, объединяя три подсистемы – физическая культура, спорт и туризм, можно рассматривать как особый системообразующий вид деятельности двигательного характера, дающий новое качество всей системе связей физической культуры, спорта и туризма. Спортивный туризм имеет целевую функцию – спортивное совершенствование в преодолении естественных природных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, совершенствования физической подготовки для преодоления естественных препятствий различных форм природного рельефа и обеспечения жизнедеятельности в экстремальных условиях природной среды. Спортивный туризм в России представляет собой уникальное общественное явление, получившее статус национального вида спорта, т.е. имеет специфическое для спорта хорошо развитые программно-нормативную и соревновательную функции. Понимание роли и назначения спортивного туризма как социально-ориентированного массового общественного движения в России вырабатывалось десятилетиями и в настоящее время связывается: - с эффективным средством организации и обеспечения жизнедеятельности человека в природных условиях; - с оздоровлением; - с физическим и духовным развитием личности; - с эстетическим и морально-волевым воспитанием; - с познанием истории и современности, культуры и обычаев местного населения; - с бережным отношением к природе и уважением национальных традиций. Учитывая, что сегодня одной из самых острых проблем страны является физическое и духовное здоровье детей и молодежи, ограждение их от наркотиков и криминальной среды города, государство и общественные институты обязаны востребовать спортивный туризм как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего. Основным содержанием спортивного туризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро- и микрорельефа местности. Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используют различную технику и тактику, средства передвижения и обеспечения безопасности. Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае – это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности. Кроме спортивных достижений, туризм как один из популярных видов отдыха является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой активности. Детско-юношеский туризм в России - это массовое движение учащихся. История за многие годы накопила опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы туристской деятельности с целью развития интеллекта, укрепления здоровья, развития коммуникативных способностей учащихся. Туристские походы и соревнования предоставляют обучающимся возможность свободного общения со сверстниками и, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствуют изучению своей Родины. Спортивно-туристская деятельность, включающая в себя: туристские походы и путешествия, экспедиции, экскурсии, соревнования, туристские слеты, является важной формой гуманистического, патриотического воспитания, способствует оздоровлению и физическому развитию детей и подростков, воспитывает навыки самообслуживания, готовит к жизни и действиям в условиях экстремальных ситуаций, приводит к спортивным достижениям (разрядам). В путешествиях воспитанники изучают родной край, знакомятся с географией, историей и культурой родной страны, ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры, что позволяет углублять и дополнять знания по большинству общеобразовательных предметов школьного курса. Опыт показывает, что если в подростковом возрасте не увлечь ребенка каким-либо делом, не позволить ему им заняться серьезно и организованно, то в дальнейшем вряд ли можно будет рассчитывать на выработку у него хороших профессиональных умений, которые помогут самоопределиться в окружающем мире. Учитывая психофизические особенности обучающихся, программа предусматривает развитие профессиональных умений и навыков, характерных специфике работы и формированию определенного уровня интеллекта. Так же большое место в программе отводится развитию специальных способностей обучающихся, являющихся базой для множества видов разнообразной профессиональной деятельности.
Цель программы: создание условий для формирования полноценной всесторонне развитой, психически и физически здоровой личности, способной к саморазвитию и самоопределению в социуме.
Образовательные задачи: - расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по физической культуре, истории, географии, биологии, ОБЖ; - обучить навыкам работы с картой и компасом; - сформировать систему специальных знаний по вопросам техники и тактики спортивного туризма, топографии и ориентирования, оказания доврачебной помощи.
Развивающие задачи: - развить умения и навыки, необходимые для обеспечения выживания в экстремальных условиях; - усовершенствовать координацию, гибкость, общую физическую выносливость; - сформировать у обучающихся личностный опыт, необходимый для дальнейшей самостоятельной жизни в обществе; - сформировать потребность в здоровом образе жизни; - развить у обучающихся стремление к самосовершенствованию через самоопределение и самоутверждение.
Воспитательные задачи: - воспитать гуманное отношение к природе, окружающей среде; - воспитать толерантное отношение к своему окружению; - воспитать уважительное отношение к национальным и культурно-историческим традициям своей страны.
Отличительные особенности данной программы: Данная программа адаптирована на работу с детьми в подростковом периоде. Психологические процессы у детей в данном периоде находятся в стадии совершенствования: происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти – активно начинает развиваться логическая память, которая в период развития подростка становится основной, - наряду с произвольной и опосредованной. Отмечается прирост продуктивности запоминания – что является одним из условий успешного занятия по программе. В развитии мышления характерной чертой подростка является психологическая готовность и фактическая способность к различным видам научения. Этот возраст отличает склонность к экспериментированию, тяга к самостоятельности и приключениям. Предметно-познавательные интересы детей находятся далеко за рамками школьной программы. Программа по спортивному туризму позволяет подростку почувствовать себя наедине с природой, позволит проверить себя на прочность, научит самостоятельно принимать решения, находить выход из сложных ситуаций.
Возраст детей: Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. При приеме в группу необходимым условием является медицинский допуск. Сроки реализации: Программа рассчитана на 4 года реализации.
Формы и режимы занятий: - первый год – 324 часа; - второй год – 324 часа; - третий год – 324 часа; - четвертый год – 324 часа. Применяются следующие формы занятий: групповые, по подгруппам. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: К концу обучения по программе, воспитанник должен обладать знаниями по самостоятельному планированию и подготовке спортивно-туристского маршрута по разным видам туризма 1-й категории сложности, уметь справляться со всеми походными должностями, освоить навыки ориентирования на местности, техники пешеходного, лыжного, водного, горного видов туризма, в категорийных походах и на туристских соревнованиях, обеспечения безопасности в туристском походе. Воспитанник должен обладать умениями по организации жизнеобеспечения туристской группы в условиях ненаселенной местности, по преодолению естественных препятствий, соответствующего вида и сложности, и оказанию доврачебной помощи пострадавшему. Результат освоения разделов программы выявляется путем анализа показателей воспитанника в ходе проведения категорийного похода.
Форма подведения итогов реализации программы: В течение каждого года обучения проводятся учебно-тренировочные сборы, туристские слеты, соревнования. В конце каждого учебного года проводятся квалификационные походы.
|
||||
|