Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5 страница



Вот тетя

1. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены вниз; напряженное движение дрожащими руками вниз - в стороны - в_о, собрать пальцы в щепотку - т, резко выбросить указательные пальцы вперед - в стороны - тё__ и хлопнуть в ладоши - тя;

 

2. И.П. то же; напряженное движение дрожащими руками вниз - в стороны - в_от, резко выбросить указательные пальцы сначала вперед-в стороны - тё__, а затем - в стороны - та (тя)

или

напряженное движение дрожащими руками вниз - в стороны и собрать пальцы в щепотку или "выбросить" указательные пальцы - вот, резко выбросить указательные пальцы в стороны-вперед, подчеркнуть два движения и ударный слог - тетя;

 

3. Напряженное движение дрожащими руками вниз - вот, резко выбросить указательные пальцы в стороны - вперед, подчеркнуть два движения и ударный слог - тетя;

 

4. Напряженное движение дрожащими руками вниз - вот, рукой показать на картинку, предмет, человека - тетя;

 

5. Произнесение фразы с естественным указательным жестом и подчеркиванием ритмической структуры слова тетя.

 

При работе над фразой на занятиях речевой ритмикой особое внимание уделяется формированию у детей умения воспроизводить интонацию (ее элементы). Подробно методика работы над интонационной стороной речи отражена в соответствующем разделе (с. ...). Следует особо подчеркнуть, что целенаправленное обучение воспроизведению интонации ведется на доступном речевом материале, который они могут произносить правильно, без ошибок (точно или приближенно). Вот почему в первоначальный период работы на занятиях речевой ритмикой детям предлагается произносить с разной интонацией самый простой материал: отдельные гласные, слоги, лепетные слова. Постепенно речевой материал усложняется.

Речевой материал для занятий речевой ритмикой подбирается на неделю. Он должен включать в себя не менее 5-10 речевых единиц, в том числе слов, словосочетаний, фраз, которые постепенно в течение этого периода времени отрабатываются. Объем и характер речевого материала на неделю и на каждое занятие зависят от уровня речевого развития детей и состояния их произносительных навыков. При необходимости отработка данного речевого материала ведется и на индивидуальных занятиях.

 

На занятиях речевой ритмикой дети произносят слова и фразы в основном подражая речи педагога (сопряженно - при совместном проговаривании и отраженно - при повторении за педагогом); используется также рядовая речь (рифмованные строки). На других занятиях (индивидуальных и специальных фронтальных) следует уделять особое внимание более самостоятельным видам речевой деятельности, таким как называние картинок, ответы на вопросы.

Отметим, что работа над произносительной стороной речи ведется не только на специальных занятиях (индивидуальных, фронтальных, речевой ритмикой), но и в процессе всего коррекционного обучения, в ходе повседневного, ежеминутного общения с ребенком. Дошкольника постоянно побуждают к устному общению, поощряют вначале любую попытку воспроизведения слова, фразы, а затем - самые удачные, т.е. те, в которых наиболее полно реализуются произносительные возможности ребенка. При этом устная речь взрослых является образцом для подражания.

 

Надеемся, что данное пособие поможет учителям-дефектологам и родителям в проведении коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми. Замечания, рекомендации просим присылать по адресу: 119834, Москва, Погодинская ул., д. 8, корп. 1, Институт коррекционной педагогики РАО.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом. - Дефектология N 4 и 5, 1999.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: Просвещение, 1996.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду /Практикум по работе со слабослышащими детьми. - М.: Учебная литература, 1997.

Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П.Носковой - М.: Просвещение, 1993.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991.

Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. - 1995, N 1. - С. 79-87.

Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей. - М., 1988 (ротапринт).

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М.: Просвещение, 1995.

Шматко Н.Д., Семочкин С.А. Использование радиосистем в коррекционной работе с детьми с нарушенным слухом // Дефектология. - 1997, N 2. - С. 63-66.

Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. - 1998, N 3. - С. 77-81.

Шматко Н.Д. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях - Дефектология, N 5, 1999.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение                                                                                         ...

Обучение отделению слога от ряда слов                         …

Работа над долготой звучаний                                                     ...

Работа над слитностью звучаний                                     ...

Работа над темпом произнесения                                     ...

Работа над изменением силы голоса                               ...

Работа над высотой голоса                                               ...

Работа над ритмами                                                           ...

Работа над интонационной стороной речи                     ...

Вызывание звуков                                                             ...

Автоматизация и дифференциация звуков                     ...

Работа над словом и фразой                                              ...

Рекомендуемая литература                                               ...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.