|
|||
РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4 страницаВот тетя - округло соединить руки перед грудью, собрать пальцы в щепотку - от, резко отвести указательные пальцы вперед-в стороны - то__, хлопнуть в ладоши (или резко опустить указательные пальцы вниз) - та, Слон тут - округло соединить руки перед грудью, напряженные руки ладонями к себе выдвинуть вперед - он_, указательные пальцы резко выбросить вперед и соединить с большим пальцем - тут. В ходе работы постепенно следует сокращать число движений при произнесении слов и фраз.
Автоматизация звука в. Для закрепления изолированного произнесения звука в используется игра "самолет" - руки развести в стороны на уровне плеч, напряженные покачивания дрожащими руками - в___. "Самолет" летает, а затем садится - напряженные руки опустить вниз - в___а___. При автоматизации звука в в слогах, словах и фразах можно использовать следующий материал: в___ в___ в___ - в___ (самолет) в___а___ в___а___ - ва в___а___ в___а___ в___а___ - ва - вата (Ваня) в___а в___а в___а - ва - вода в__а__ на в__а__ на - Ваня в__а__ н__а в__а__ н__а - ванна в___о___ в___о___ в___о___ - во - вот в___о___ в___о___ в___о___ - во_ - Вова ав___а___ ав____а ав___а___ - ава_ - сова (может произноситься как аВА) в_а_в_а_в_а_ - вава - Вава (имя малыша, куклы) ав___о___ ав___о___ ав___о___ - аво_ - совок (может произноситься как аВО) ав___у___ ав___у___ - аву_ - зову, я зову: иди, иди (может произноситься как аВУ)
Вата (Вава, Ваня, Вова, сова, совок, дядя Вова, дядя Ваня) там (тут). Вова (Вава, Ваня), на. Вова (Вава, Ваня), на в___ (самолет). Вова (Вава, Ваня, дядя Вова, дядя Ваня) дома. Вот Вова (Вава, Ваня, вата, ванна, сова, мама, папа, тетя, дядя, дом, кот, утя, Тата, Таня, Тома, Тоня, Ната, Тяпа, ам-ам, у__, мяу, му__, суп ...).
При воспроизведении звука в в слогах целесообразно использовать такого же типа движения, как и для изолированного звука, но меньшей амплитуды. Например, при произнесении прямых слогов ва, во и ву - руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены вниз; очень напряженные руки дрожат, а затем без напряжения опускаются вниз - ва, двигаются вперед - в стороны - во, вперед - ву. Произнесение слогов типа ава может сопровождаться такими же движениями, которым предшествует разведение рук в стороны - а. С аналогичными движениями произносятся и слова и фразы, например: Вова - дрожащие движения напряженными руками, согнутыми в локтях на уровне груди, продолжаются выдвижением рук вперед - в стороны - во__, дрожащие вытянутые руки опускаются - ва; или дрожащие напряженные руки, согнутые в локтях, затем опускаются вниз - во__, вновь воспроизводятся дрожащие движения и руки разводятся в стороны - вниз - ва, вата - движения на слог ва и хлопок в ладоши - та, ванна - дрожащие напряженные руки, согнутые в локтях, опускаются вниз - в__а__, а затем медленно вытягиваются вперед ладонями к себе и несколько разводятся в стороны - н__а, совок - движения на слог авО могут заканчиваться движением, характерным для звука к, например, резким отведением локтей назад, я зову - указательными пальцами показать на себя - я, а затем воспроизвести движение, способсвующее произнесению слога аву__.
Автоматизация звука ф. При закреплении звука ф можно использовать следующий речевой материал: ф___ ф___ ф___ - ф___ (фыркает кошка) ф___а_ ф___а_ ф___а_ - фа_ - фартук (может произноситься как ФАу, ФАту, ФАтут) ф___о_ ф___о_ ф___о_ - фо ф___у___ ф___у___ ф___у___ - фу - фу! (плохо) аф___ аф___ аф___ - аф - шкаф (могут произносить как аф) оф___ оф___ оф___ - оф - морковь (может произноситься как оф, аОФ, маОФ) о_ф___е о_ф___е о_ф___е - о_фе - кофе (может произноситься как Офе) о_ф___ та о_ф___ та о_ф___ та - о_фта - кофта (может произноситься как ОФта) то_ф___ та то_ф___ та то_ф___ та - кофта (может произноситься как ТОФта).
Фартук (шкаф, морковь, кофе, кофта) там (тут, дома). На, фартук (морковь, кофе, кофту).
Дифференциация звуков в и ф. ва ва ва - фа ва ва - фа ва ва - фа фа ва - фа Ваня - фартук фа фа фа - ва фа фа - ва фа фа - ва ва фа - ва фартук - вата
Вот фартук (шкаф, морковь, кофе, кофта). Ваня, на фартук.
При произнесении звука ф изолированно, в слогах, словах и фразах могут использоваться различные движения: медленно, с напряжением опускать руки, согнутые в локтях на уровне плеч, или напряженно отводить ладони ото рта в стороны. Опишем несколько примеров: фа - фартук - напряженные руки, согнутые в локтях на уровне плеч или груди, медленно, с напряжением опускаются вниз и разводятся в стороны - ф__а; при произнесении слова воспроизводятся движения для слога ф__а и для второго слога - указательные пальцы резко выбрасываются вперед - ту (затем можно отвести локти назад - к), фу - фу! - напряженные руки медленно отодвигаются ото рта вперед - ф__, ладони "выбрасываются" вперед - у; произнесение фу! (плохо!) сопровождается естественным жестом, оф - морковь - руки округло соединяются перед грудью - о и медленно, напряженно опускаются ладонями вниз - ф_; при произнесении слова напряженные руки выдвигаются вперед - в стороны - ма, затем округло соединяются перед грудью и напряженно опускаются вниз - о__ф или напряженные руки выдвигаются вперед и разводятся в стороны - ма, указательные пальцы резко выбрасываются вперед- в стороны - то__ и затем напряженные руки опускаются ладонями вниз - ф, там кофта - хлопнуть в ладоши - та и медленно, напряженно выдвинуть руки вперед - м, резко выбросить указательные пальцы вперед-в стороны - то__, медленно, напряженно опустить руки вниз - ф и хлопнуть в ладоши - та. Постепенно число движений при произнесении слов и фраз следует сокращать. Автоматизация звука л. При закреплении звука л можно использовать представленный ниже речевой материал: ляляляля - ляля (кукла) ля ля ля - Оля ло ло ло - лоб ло ло ло - слон (может произноситься как лон) ал ал ал - упал ол ол ол - пол ол ол ол - стол (может произноситься как тол) ул ул ул - стул (может произноситься как тул) а_ля а_ля а_ля - Аля а_ля а_ля а_ля - Валя о_ля о_ля о_ля - Оля о_ля о_ля о_ля - Толя о_ля о_ля о_ля - Коля (может произноситься как Оля, Поля, Толя) у_ла у_ла у_ла - кукла (могут произносить как Ула, ТУТла) ула_ ула_ ула_ - юла ЛАла ЛАла - лапа лапа лаЛАла лаЛАла - лопата лопата лалаЛА лалаЛА - голова голова (может произноситься как алаВА, талаВА) алаЛО алаЛО - молоко молоко (может произноситься как малаО, малаТО) л_а_м_ па л_а_м_ па - лампа ла ла ла - лопата ла ла ла - лото ло ло ло - ложка (может произноситься как ЛОа, ЛОта) лу лу лу - лук (может произноситься как лу, лут) пла пла пла - платок (может произноситься как плаТО, плаТОТ) пла-тот пла-тот - платок (может произноситься как плаТО, плаТОТ) фла фла фла - флаг (может произноситься как фла, флат) флат флат - флаг (может произноситься как фла, флат) пал-то пал-то - пальто Вот ляля (лоб, лапа, лопата, лампа, ложка, лук, Аля, Оля, Толя, молоко, пол, стол, стул, слон, юла, платок, флаг). Ляля (лопата, лампа, лук, Оля ...) там (тут, дома). Ляля (Оля, Аля, лопата, лампа, ложка) упала. Стул (лук, платок, флаг) упал.
Дифференциация звуков л и н. лалала - на; ляля (лапа, лопата) - Ната (Надя) нанана - ла; на, лялю (лапу, лопату) лололо - но; лоб - нос о_ла о_ла - о_на о_на; Оля (Толя, Коля) - Тоня а_на а_на - а_ла а_ла; Аня (Ваня, банан, барабан) - Оля (Толя, Коля)
Дифференциация звуков л и т. лалала - та; лапа (лампа, ляля) - Тата (Тяпа, Таня, дядя, там) лалала - та; ляля (лампа) там лололо - то (до); лоб (слон, ложка) - дом (Том, дома, Толя, Тоня) лулулу - ту; лук - тут, тут лук ла - та ла - та - лопата та - лалу; дай лапу (лампу, лялю) лалала - та; ляля (лампа) там лололо - то (до); лоб (слон, ложка) - дом (Том, дома, Толя, Тоня) лулулу - ту; лук - тут, тут лук ат ат ат - ал; солдат упал ол ол ол - от; стол - кот ут ут ут - тут ул ул ул - стул тут стул ала ала ала - ата Аля (Валя, молоко, голова) - вата (вода, Ната)
При произнесении звука л в слогах, словах и фразах, как правило, используются или вращательные движения кистями рук над головой (у груди), или перекрещивающиеся махи опущенными руками. Приведем примеры: ля - ляля - вращательные движения кистями рук над головой, ло - лоб - вращательные движения у плеч - ло, сжать пальцы в кулаки - п, ал - упал - развести руки в стороны - а, повернуть кисти рук - л; при произнесении слова - вытянуть напряженные руки вперед - у, встряхнуть кулаками - па__, повернуть кисти рук - л, о_ла - Толя - округло соединить руки перед грудью - о__, повернуть кисти рук - ла; при произнесении слова - указательные пальцы резко выбросить вперед - то__, повернуть кисти рук - ля, лалаЛА - голова - вращательные движения кистями рук над головой (последнее - с большей амплитудой) - ла__; при произнесении "голова" - хлопнуть в ладоши или резко развести в стороны указательные пальцы - та (или развести руки в стороны - а), повернуть кисти рук - ла, опустить напряженные руки ладонями вниз - ва_, лу - лук - руки вытянуть вперед и повернуть кисти - лу; слово произносится с этим же движением, которое может заканчиваться резким отведением локтей назад - к, лампа упала - вращательное движение кистями рук у груди - ла__, медленное, напряженное движением рук вперед ладонями от себя - м, резкий взмах руками, сжатыми в кулаки - па, напряженные руки вытянуть вперед - у, резко встряхнуть руками, сжатыми в кулаки - па__, выполнить вращательное движение кистями рук - ла. Постепенно число движений при произнесении слов и фраз сокращается. Автоматизация звука б Может быть использован следующий речевой материал: бабаба ба - бах! (упал), может произноситься как ба! бабаба ба - баба бобобо бо - бобо (болит, больно) бабаба_н бабаба_н - барабан барабан (может произноситься как бабаБАН, бааБАН, балаБАН) бабу_ба бабу_ба - бабуля бабуля аба_та аба_та - собака собака (может произноситься как аБАа, аБАта, таБАта) бабаба-бан бабаба бан - бант або_ або_ - забор (может произноситься как аБО, таБО, аБОЛ, таБОЛ)
бабаба - баба бобобо - боБО бубубу - буду, я буду (играть ...), может произноситься как БУу, БУту бабаба нан - банан бабаба на - баба, на бабаба на - та - баба Ната бобобо бо_ - на - больно Баба (барабан, бабуля, собака, бант) там (тут, дома). Вот баба (барабан, забор, банан ...). Баба Оля (...) там (тут, дома). Вот баба Валя (...). Буду - не буду, я буду - я не буду Дифференциация звуков б и п бабаба - па; баба - папа папапа - ба; папа - баба (бах!) бобобо - по; боБО - пол попопо - бо; попа боБО аба_та - апа_та; собака - лопата бабаба па баба па баба папа ба па баба - папа баба и папа попопо - бо попо - бо попо - бобо по - бо попа бобо, попа болит баба (бабуля) Поля баба (бабуля), пока Дифференциация звуков б и м бабаба - ма баба - ма баба - мама ба - ма баба - мама баба и мама
мо - бо момо - бобо момо - бобо мо - бо мой - боБО момомо - ба момо - ба момо - баба мо - ба мой бант
Произнесение слогов, слов и фраз со звуком б, как правило, сочетается со встряхиванием расслабленными кистями рук, например: бабаба ба - бах! - при произнесении каждого слога расслабленные кисти рук встряхиваются у груди; при воспроизведении слова они "бросаются" вниз - естественный жест, бабаба_н - барабан - при произнесении каждого слога расслабленные кисти рук встряхиваются у груди, на последнем слоге руки медленно вытягиваются вперед ладонями от себя - н_, с этими же движениями произносится и слово, бабу_ба - бабуля - встряхнуть расслабленные кисти рук перед грудью - ба, отбросить их вперед - бу__ и вновь встряхнуть у груди - ба; при произнесении слова выполняются те же движения, на последний слог - поворот кистей рук - ля, я буду - показать на себя - я, отбросить расслабленные кисти рук, обращенные от себя, вперед - бу__, затем повторить это же движение, но кистями рук, обращенными к себе - ду (добавляется глагол "гулять", "играть" ..., который дети произносят, как могут). Постепенно число движений при произнесении слов и фраз сокращается.
Автоматизация звука д дадада - да дадада - да_да - дядя (может произноситься как ДАда) дадада - да - дай (может произноситься как да) ада_ ада_ - вода вода дододо - до - дом (дома) дудуду - ду - думай (может произноситься как ДУма)
Вот дом (дядя, вода). Мама (папа, Вова, Валя, дядя, утя ...) дома. Дядя (мама ...), дай.
Дифференциация звуков д и т дадада - та; дядя - Тата татата - да; Тата, дай татата - да; Ната - Надя тотото - до; Том - дом дододо - то; дома Толя (стол) тутуту - ду; тут (стул) - думай дадада -та дада - та дада - тата да - та дядя там тотото - до тото - до тото - додо то - до Тома дома Дифференциация звуков д и б дадада - ба; дядя - баба бабаба - да; баба, дай дододо - бо; дом - бобо аба - ада аба - ада; баба - вода Дядя (дом, вода) там (тут). Дифференциация звуков д и н дадада - на; дядя, на нанана - да; Надя нанана - до; на, дом; Надя, на дом
Движения, сопровождающие произнесение слогов, слов и фраз со звуком д, аналогичны описанным выше для звука б; разница состоит лишь в том, что кисти рук обращены к себе, а не от себя, например: ада_ - вода - развести руки в стороны - а и встряхнуть кистями - да__; при произнесении слова - напряженные, дрожащие руки, разведенные в стороны, медленно опустить вниз и немного развести в стороны - ва, встряхнуть кисти рук, обращенных к себе - да__, дядя - Тата - при произнесении первого слова дважды встряхнуть перед грудью расслабленные кисти рук, обращенные к себе - дядя, второго - хлопнуть два раза в ладоши - Тата, Надя, на дом - напряженные руки ладонями к себе медленно вытянуть вперед - н_а_, кисти рук встряхнуть - дя, продолжить движение напряженных рук вперед - на, кисти рук отбросить в стороны - до и напряженные руки ладонями от себя медленно выдвинуть вперед м.
Постепенно число движений при произнесении слов и фраз сокращается.
Если в первоначальный период не удается вызвать звонкие взрывные согласные б и д, то следует подвести ребенка к их регламентированным заменам: б=п, д=т. Естественно, что в этом случае работа над дифференциацией звуков б и п, д и т не проводится (дифференцируются лишь те близкие по артикуляции звуки, которые дети уже умеют произносить). Вместе с тем, представленный выше речевой материал, включающий звуки б и д, используется в процессе автоматизации звуков п и т, а также при дифференциации носовых и ротовых звуков: м - п и б, н - т и д; при этом произнесение слогов с данными звуками сопровождается движениями, характерными для того или иного звука.
В описанный выше речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков на начальном этапе обучения вошли только те слоги, которые можно включить в слова, доступные детям в это время. Слоги, не вошедшие в данный речевой материал, следует включать в различные упражнения по отделению слога от ряда слогов, по длительному и краткому, слитному и неслитному их произнесению, воспроизведению слогов в разном темпе, с разной громкостью, высотой и ритмом. Движения при произнесении речевого материала могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы они передавали, отражали характер того или иного звука, слога. Необходимо следить за точным воспроизведением детьми движений, потому что именно они и "тянут" за собой произнесение речевого материала, а не наоборот. Небрежные, неточные движения не помогают произношению, а наоборот, мешают его формированию.
РАБОТА НАД СЛОВОМ И ФРАЗОЙ (рис. 14 и 15) На занятиях речевой ритмикой ведется целенаправленная работа по обучению детей правильному воспроизведению слова, которое предполагает слитное, с выделением ударения, с соблюдением орфоэпических норм и звуко-слогового состава произношение (на уровне возможностей каждого ребенка). При этом первоначально воспроизведение слова сопровождается движениями, соответствующими каждому слогу, а в некоторых случаях и даже звуку, например: тут - выдвинуть вперед напряженные указательные пальцы - ту и соединить их с большим - т; лампа - повернуть кисти поднятых рук - ла__, выдвинуть вперед напряженные руки ладонями от себя - м_, сжать пальцы в кулаки и резко опустить вниз - па. Движения, сопровождающие произнесение слогов и звуков, плавно переходят, "перетекают" одно в другое, что позволяет произносить слово слитно, несколько замедленно, как бы нараспев. При этом ударный слог всегда произносится более длительно и сопровождается движением с большей, чем другие слоги амплитудой. Чтобы научить ребенка произносить слово в нормальном, естественном темпе и сохранять при этом его звуко-слоговой состав, необходимо постепенно сокращать число движений, сопровождающих его произнесение. Специально остановимся на конкретных примерах. Первые полные слова в речи детей, как правило, слова-дубликаты: мама, папа, баба, дядя. Рассмотрим сокращение движений на материале наиболее сложного из них слова мама. Можно предложить такую последовательность: 1. Руки согнуты в локте ладонями от себя; правая напряженная рука медленно выдвигается вперед - м__, а затем расслабленная ладонь опускается - а__, левая напряженная рука незначительно выдвигается вперед и опукается ее расслабленная кисть - ма; 2. И.П. то же; напряженные руки медленно выдвигаются вперед - м__а__, а затем ненамного опускаются вниз - ма; 3. И.П. то же; напряженные руки на два движения (первое со значительно большей амплитудой) опускаются вниз - м_а__ма; 4. И.П. то же; напряженные руки опускаются вниз на одно движение - МАма; 5. Одна напряженная рука поднята вверх; слово произносится на одно движение - рука опускается вниз; 6. Слово произносится без движений речевой ритмики.
Обратимся к более сложному по структуре слову, например, упала. Можно предложить следующую примерную последовательность сокращения движений: 1. Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены друг к другу; напряженные руки вытянуть вперед - у, сжать пальцы в кулаки и резко с большой амплитудой опустить их вниз - па___, повернуть кисти рук - ла; 2. И.П. то же; ладони выставляются вперед - у, напряженные руки, сжатые в кулаки, резко опускаются вниз - па__ и немного разводятся в стороны - ла; или напряженные руки, сжатые в кулаки, незначительно выдвигаются вперед и резко опускаются вниз - упа__, кисти рук поворачиваются - ла; 3. И.П. то же; напряженные, сжатые в кулаки руки незначительно выдвигаются вперед и резко опускаются вниз - упа__, а затем несколько разводятся в стороны - ла; 4. И.П. то же; слово произносится с одним движением на слог па, т.е. напряженные кулаки резко опускаются вниз; 5. Слово произносится без движений речевой ритмики и сопровождается естественным жестом.
На занятиях речевой ритмикой в основном отрабатывается тот материал, который ребенок может произнести точно (мама, папа, баба, бант, дом и т.п.) или близко к точному (тётя, дядя, Таня, Надя и т.п.). Однако в первоначальный период обучения часть материала надолго остается недоступной детям в звуковом отношении, например: привет, пока, дай, можно, спасибо, помоги, имена детей группы и педагогов, имена близких и т.п. В связи с этим на занятиях речевой ритмикой проводится целенаправленная работа по формированию умения произносить этот материал слитно, с ударением, в нормальном или чуть замедленном темпе, приближенно воспроизводя его звуковой состав. Детей специально учат произносить, например: дай как та, да, пока как паА, паПА, паТА, можно как МОна, стул как ту, тул, стол как то, тол, суп как уп, совок как аВО, аВОТ фартук как ФАту, ФАтут.
Как правило, детям предлагается вначале произнести слогосочетания, повторяющие контур слова, которого педагог хочет добиться, а затем с этими же движениями произносится слово, например: паТА паТА паТА - пока; дадада - да, дай; аВО аВО - совок. Как правило, слово произносится с теми же движениями, что и слоги. Можно добавлять движения на те звуки, которые еще не доступны для воспроизведения детям, например: дай - встряхнуть расслабленные кисти рук, обращенные к себе - да, поднять вверх напряженные указательные пальцы - й; помоги - встряхнуть напряженными кулаками - па, выдвинуть вперед напряженные руки ладонями от себя - ма, соединить указательный и большой пальцы и поднять напряженные руки вверх, встав на носочки - ги__; можно - выдвинуть напряженные руки ладонями от себя вперед - в стороны - мо__, произвести волнообразные движения напряженными ладонями вниз - ж, развести напряженные руки ладонями от себя в стороны - на; совок - руки согнуты в локтях, кисти рук у рта, развести очень напряженные руки в стороны, как бы растягивая рот - с__а, медленно опустить напряженные дрожащие рук - во_ и отвести назад или собрать пальцы в щепотку - к (может получиться звук т). Важно подчеркнуть, что первоначальный период обучения - это время нерегламентированного усвоения звукового состава языка. Поэтому в речи разных детей могут быть различные, разнообразные замены. Если они не содержат грубых дефектов (открытая и закрытая гнусавость, боковые артикуляции, сонантность, универсальное озвончение, горловое р), то ни в коем случае не нужно специально навязывать те или иные замены сверху.
При работе над фразой в первоначальный период обучения особое внимание уделяется ее слитному произнесению, в нормальном или несколько замедленном темпе, с соблюдением звуко-слоговой (на уровне произносительных возможностей каждого ребенка) структуры входящих в нее слов. Дети произносят фразы (как и слова) с соответствующими движениями. При этом следует помнить, что приступать к работе над произнесением фразы следует лишь тогда, когда дети могут произнести входящие в нее слова с одним-двумя движениями. Следовательно, вначале нужно отработать произнесение слов, входящих во фразу. Рассмотрим конкретные примеры. Там лампа там лампа
1. Хлопнуть в ладоши - та и 1. Повернуть кисти рук выдвинуть вперед напряженные перед грудью и развести в руки - м__; стороны - ла__, выдвинуть напряженные руки ладонями от себя вперед - м__, резко опустить руки, сжатые в кулаки, - па;
2. Хлопнуть в ладоши - та и, 2. Повернуть кисти рук используя естественный жест, перед грудью - ла__, показать какой-то предмет в выдвинуть напряженные руки удалении - м__; ладонями от себя - м__, резко опустить руки, сжатые в кулаки, - па;
3. Резким указательным жестом 3. Повернуть кисти рук - показать удаленный предмет - ла__м__, резко опустить там; руки, сжатые в кулаки, - па или повернуть кисти рук, немного выдвинуть вперед - ла__м__ и резко опустить вниз - па;
4. Повернуть кисти рук перед грудью - лампа.
После того, как дети научились произносить слова на одно-два движения, переходят к работе над фразой. Делается попытка произнести фразу, например, Там лампа на одно-два движения, например: естественный жест - там, поворот кистей рук или разведение рук в стороны с подчеркиванием ударного слога и резкое движение кулаками вниз - лампа. В коротких фразах можно сокращать количество движений сразу на фразовом материале (если возникают затруднения, следует вначале отрабатывать произнесение слов), например:
|
|||
|