|
|||
РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 2 страницаРаботая над силой голоса, важно постоянно следить, не вызывают ли у детей громкие звуки неприятные ощущения. В случае их появления, во-первых, необходимо внести корректировку в режим работы индивидуального слухового аппарата: включить автоматический регулятор усиления, отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку (в отечественных карманных аппаратах это регулятор CR, в заушных аппаратах фирмы "Oticon" (Дания) - синий регулятор AGC). Во-вторых, педагогу нужно уменьшить силу голоса, предлагающегося в качестве образца громкого произнесения.
В ходе обучения изменению силы голоса предлагаются различные движения; при этом, чем громче звук, тем больше и амплитуда движения. Могут быть использованы следующие упражнения: - "Ляля спит" - дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке ...), произнося тихим голосом папапа; педагог предлагает разбудить куклу (мишку, зайку ...), малыши громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла (...) просыпается и пляшет; - в руках у детей флажки (...); под громкие удары в бубен (барабан) размахивать флажком (...) над головой - ПАПАПА, под тихие - выполнять махи малой амплитуды внизу - папапа; - в руках у детей ленты; под громкие звуки пианино (гармошки ...) размахивать лентами над головой - ЛЯЛЯЛЯ, под тихие - выполнять махи малой амплитуды внизу - ляляля; - ходить врассыпную ("гулять") под тихие удары по бубну (барабану) - папапа (татата), бежать к педагогу - прятаться под "зонтик" под громкие удары - ПАПАПА (ТАТАТА); - ходить тихо на носочках по кругу (врассыпную) под тихие удары по бубну (барабану) - папапа (татата),ходить высоко поднимая ноги под громкие удары - ПАПАПА (ТАТАТА); - изображать большую собаку, которая лает громко - АФ-АФ-АФ и маленькую собачку, которая лает тихо - аф-аф-аф; - изображать большую и маленькую кошку (корову, птичку, поезд и т.п.) - МЯУ и мяу (МУ и му, ПИПИПИ и пипипи, У___ и у___); - изображать легкий ветерок - у___ и сильный ветер - У___ (связав с картинкой и наблюдениями за природой); - сидя на стуле или на полу, стучать пальцем о палец у колен, произнося татата (тихо), у груди - ТАТАТА (громче), над головой - ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуда движений; - разводить опущенные руки в стороны - а___ (тихо), разводить руки в стороны от груди -А___ (громче), над головой - А___ (громко); чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук (такие упражнения проводятся и с другими гласными); - развести опущенные руки внизу - па__ (тихо), у груди - ПА__ (громче), над головой - ПА__ (громко) или, наоборот, произносить слоги с соответствующими движениями сначала громко, затем тише и тихо; - шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары - шагать, высоко поднимая ноги и громко произнося ПАПАПА (ТАТАТА), удары потише - шагать обычно, произнося ПАПАПА (...) голосом разговорной громкости, тихие удары - слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо.
РАБОТА НАД ВЫСОТОЙ ГОЛОСА (рис. 8 и 9) Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, т.к. неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса выше, у других - ниже. Ребенка учат изменять высоту относительно основного тона своего голоса, т.е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не был фальцетным. При произнесении высоким голосом педагог может ощущать хотя бы слабую, но вибрацию груди ребенка (т.к. включается грудной резонатор), которая отсутствует при фальцете (т.к. в голосообразовании принимает участие головной, а не грудной резонатор). Точно также педагог должен проверять и высоту своего голоса. Образец для детей - высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научается хотя бы немного изменять высоту своего голоса. Но это требует времени и целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются с первого года обучения, первые результаты могут появиться значительно позже. С того времени, как у детей уже вызван голос нормальной высоты, их учат говорить высоким и низким голосом. Работа проводится по возможности ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса. Можно рекомендовать следующие упражнения: - изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно - А-А-А (низкий голос), маленький бежит - а-а-а (высокий голос); - изображать большую птицу и маленькую птичку - ПИПИПИ (низкий голос), пипипи (высокий голос); - изображать маленького и большего зайку: маленький зайка выполняет небольшие приседания а-а-а (высокий голос), большой - прыжки - А-А-А (низкий голос); - изображать кошку, большую собаку, птичку; педагог (или ребенок) предлагает угадать, кого он изображает (Кто я?): идет "кошка", произнося голосом нормальной высоты мяу-мяу, лает "большая собака" - АФ-АФ-АФ (низкий голос), летает "птичка" - пипипи (высокий голос). Также детям предлагается произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные и слоги. При этом произнесение низких звуков сопровождаются расслабленными движениями, направленными вниз, высоких - очень напряженными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты - ненапряженными движениями, производимыми на уровне груди, например: - руки в стороны, поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки - а___ (высокий голос), опустить руки через стороны вниз, как бы давя на воздух - А___ (низкий голос); - развести опущенные руки в стороны - О___ (низкий голос), округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки - о___ (высокий голос); - руки вытянуть вперед; опускать руки вниз - У___ (низкий голос), поднимать вверх, вставая на носочки - у___ (высокий голос); при появлении фальцета упражнение следует прекратить и в дальнейшем проводить работу по изменению высоты голоса на материале гласных а и о; впоследствие упражнение повторить; - развести опущенные руки в стороны - А___ (низкий голос), развести руки в стороны у груди а___ (голос нормальной высоты), поднять руки вверх - в стороны, приподняться на носочках - а___ (высокий голос); - округлые руки опущены вниз; развести опущенные руки в стороны - О___ (низкий голос), развести округлые руки в стороны у груди - о___ (голос нормальной высоты), соединить округлые руки над головой - о___ (высокий голос); - поднять руки вверх и развести в стороны - у_о_а_ (высокий голос), опустить руки вниз и развести в стороны - у_о_а_ (низкий голос). Такие упражнения могут проводиться и на материале слогов типа па, по, та, то. Слоги со звуками м и н (как и слоги пу и ту) могут включаться в работу лишь в том случае, если у детей нет тенденции к повышению голоса при их произнесении. Следует помнить, что если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом; упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет. На занятиях важно предлагать каждому ребенку произносить материал и низким, и нормальным, и высоким голосом. Ошибочно, когда один ребенок постоянно повторяет материал низким голосом, а другой - высоким. Дошкольник с более низким голосом не будет овладевать его повышением (или наоборот), если все время будет произносить речевой материал только низким голосом (например, за большую собаку, большого мишку ...).
РАБОТА НАД РИТМАМИ (рис. 10) В начале коррекционных занятий детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных фронтальных занятиях - определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как дети овладевают этими умениями, педагог приступает к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний. Как правило, на втором и третьем годах обучения детей учат воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа ТАтата, таТАта, татаТА). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим, например: - сидя ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу - ударный - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов паПА и ПАпа, паПАпа, папаПА и ПАпапа); - сидя или стоя хлопать в ладоши на безударный слог - та и по ногам - на ударный - ТА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов ТАта и таТА, ТАтата, таТАта и татаТА); - сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог - та, вытягивать руки с мячом вперед - на ударный слог - ТА (воспроизводя дву-трехсложные ритмы); - руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; на безударный слог руки резко опустить вниз - па, на ударный - отвести в стороны-вниз - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов). В случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, педагог помогает, выполняя упражнение вместе с ним, его руками. Постепенно движения при произнесении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например, при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой), дирижировании и т.п.
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ (рис. 11, 12 и 13) Произносительные навыки, которые формируются у детей в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу для овладения ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка - речевой интонацией. Как известно, сензитивным периодом для становления речи является раннее детство. Маленький слышащий ребенок усваивает многие элементы речевой интонации до того, как овладевает звуковой стороной речи. Произношение же детей со значительным снижением слуха (тяжелая тугоухость и глухота) отличается монотонностью, неинтонированностью. Чем раньше начата работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов можно ожидать. В дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые. При этом детей побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижениями, естественными жестами. Предлагаются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. В ходе этих упражнений детей учат обыгрывать повадки различных животных, характерные черты людей, передавать эмоциональные состояния. С первого года обучения в ходе специальных игровых упражнений детей следует учить подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния. При этом и речевой материал постепенно усложняется. Подражая педагогу, дети учатся изображать: - боль - а-а-а, бобо, (позже - больно, болит, у меня болит живот и т.п.); - радость - А__, ура! (позже - Мама!, Папа!, Будем играть!, Мама пришла!); - вопрос - а? (позже - Где?, Что там?, Мама?, Где папа?, Папа дома?, Почему?); - просьбу - а__, а-а, дай (позже - помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги); - осуждение - а__, а-а-а, ай-яй-яй, фу! (позже - плохо, неверно); - усталость - о__ (позже - ох, устал/а/, я устал/а/) и т.п.
Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п. Вот одна из них. К детям приходит новая красивая кукла. Кукла гладит детей по голове - "хороший" и начинает плясать, радостно напевая - ляляля; дети поют вместе с ней. Затем она падает, "разбивает до крови" ногу (руку, лоб ...). Дети вместе с педагогом изображают боль куклы, произносят, как могут: "Бах, ой-ой-ой! Бобо! Больно! Болит, бобо!. Ой-ой-ой, жалко!" Кукла (и дети вместе с нею) плачет: "О-о-о, бобо, болит". Педагог и дети жалеют куклу, "лечат" ее, целуют. Она "выздоравливает" - О__(радостно), дети вместе с куклой танцуют, подпевая радостно ляляля, затем они изображают усталость: о__, о__ (с интонацией усталости), устали, ох-ох. В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают, например, кокетливую маму-кошку, шаловливого котенка, злую большую собаку, ласкового маленького щенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму, кипящий чайник, горячий утюг, острый нож и т.п. Инсценируются доступные детям сказки: "Теремок", "Варежка", "Колобок", "Курочка Ряба" и т.п. Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоционально оценивают изображенную ситуацию: "Молодец! Хорошо; ай-яй-яй, плохо, нельзя", говорят за персонажей. Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. При этом они учатся выражать то или иное состояние прежде всего пластикой тела, мимикой лица, естественными жестами, которые сопровождаются произнесением вначале лишь отдельных гласных и простых слогов (а__, о__, папапа, татата), постепенно (по мере того, как дети овладевают умением передавать элементы интонации звуком, слогом) включаются лепетные и самые простые полные слова, позже - и фразы. Например, разыгрывая сценку, в которой щенок потерялся, маленькие дети жалобно лают а-а-а или аф-аф-аф, зовут маму: А-а-а, мама, плачут, радуются появлению собаки-мамы: А__ (радостно), ура! Мама!. Дети постарше могут пользоваться другими речевыми средствами: "Я потерялся. Где моя мама? Мама, иди! Мама, я тут. Вот моя мама! Мама нашла меня. Я рад!". Приведем конкретные примеры работы над интонационной стороной речи на первом-втором году занятий: - используя игрушечных животных, изображать их движениями и голосом, сопровождая движения произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, слогов типа па, папапа, та, топ-топ, звукоподражаний типа мяу, аф-аф-аф и т.п. Педагог держит в руках игрушечного мишку (собаку, зайку, кошку, ежика, лису), сначала показывает его движения, затем выполняет их вместе с детьми, после этого дети по очереди изображают мишку (...); - пластикой тела и голосом изображать машину, поезд, самолет и т.п. (гласный у, слоги типа ту___, тутуту, лепетные слова у__, в__, биби и т.п.); - изображать куклу движениями и голосом (произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, о, слогов типа папапа, татата, ляляля, лепетного слова ляля); - подражать движениями и голосом людям (папа, мама, дедушка, бабушка, солдат и т.п.); - меняя силу, высоту и интонационную окраску голоса, изображать движениями и звуком большую и маленькую собаку (зайку, кошку, мяч и т.п.); - угадывать, кого изображает движениями и голосом педагог или ребенок; при этом изображаемые предметы или соответствующие картинки могут находиться перед детьми, и если возникают затруднения, то педагог указывает на соответствующий предмет (картинку); затем он снова изображает предмет (...), после чего повторяет упражнение вместе с детьми. Особое внимание уделяется обучению детей произносить речевой материал с той или иной интонацией. Остановимся на конкретных примерах: - побуждать к произнесению гласного а с интонацией просьбы; когда дети изображают мишку (...), они с помощью педагога просят друг у друга эту игрушку, произнося гласный а с интонацией просьбы - а а а - дай; - побуждать к произнесению гласного а с интонацией радости. Раздается стук в дверь, педагог спрашивает "Кто там?" и открывает дверь, а там мишка (...). Сначала педагог сам приводит мишку, изображая его походку, впоследствии это делает кто-то из детей. Все ребята вместе с педагогом радуются приходу мишки (...): А! (с интонацией радости). Потом все вместе пляшут, и мишка (...) уходит (или смотрит занятие детей); - побуждать к произнесению гласного а с интонацией радости и боли. Дети радуются, что пришел зайка (...) и произносят А! (с интонацией радости). Зайка прыгает вместе с детьми и вдруг падает. "Упал, бах!, зайка упал"- говорят дети (как могут) вместе с педагогом. Зайка встает и плачет. Дети имитируют плач вместе с зайкой: "А-А-А (с интонацией боли), бобо, лапа бобо, лапа болит". Дети "лечат" зайку (...) и успакаивают его. - побуждать к произнесению гласного а с интонацией боли, вопроса и осуждения. Педагог обращает внимание детей на то, что кто-то плачет. За дверью стоит зайка (...). Зайка плачет, у него завязана лапа. Ребята изображают, как плачет зайка, как у него болит лапа, используя гласный а. Дети спрашивают: а? а? Почему ты "плачешь?", - спрашивает педагог зайца и объясняет, показывая, как зайца укусила собака. Дети осуждают собаку - а! а! Собака "говорит", что не будет больше кусаться и все радуются - А__! А__! - побуждать к произнесению гласного а с интонацией побуждения и радости. Педагог изображает кошку (...) и спрашивает у ребят "Кто там?" (за дверью). Дети угадывают и зовут вместе с педагогом: "Кошка иди! (как могут) а! а!" Кошка приходит, дети радуются: Ура! А! А! Можно также позвать воспитателя, который находится в группе, или одного из ребят: Тетя Ната! (Оля!) А! А! А! Иди!; при появлении - все радуются А! А! Ура!; - побуждать к произнесению гласного у с интонацией боли, радости и осуждения. Мишка (...), которого только что изображали дети, взял нож и случайно порезал лапу. Лапа болит - у у у. Мишка плачет - у__, у___. Ребята жалеют мишку, завязывают ему лапу. Лапа не болит, все радуются - у! у! ура! Потом педагог говорит, что нож брать нельзя, и ребята осуждают мишку - у! у! у! Мишка говорит, что больше не будет так делать; - побуждать к произнесению гласного у с различной интонацией (вопроса, боли, побуждения, радости). Раздается стук в дверь: Кто там? У? У? Педагог открывает дверь и все видят собаку (...). Аф-аф-аф - лает собака. Ребята вместе с педагогом говорят: Иди! У! У! На полу лежит острый камень. Собака наступает на него и плачет от боли у-у-у. Ребята жалеют собаку, лечат ее. Лапа у собаки больше не болит. У! У! У! Ура! - радуются ребята вместе с собакой; - побуждать к произнесению гласного у с интонацией побуждения, вопроса и радости. Педагог говорит: "Угадайте, кто там? У? У?" и изображает кошку мяу-мяу-мяу. Дети зовут кошку: Мяу-мяу, иди! У! У! Один из детей берет соответствующую игрушку-кошку, изображает ее, дети ему подражают, радуются - У! У! Кошка пляшет вместе с детьми, затем "устает" - у__-у__, садится на стул и смотрит занятие; - побуждать к произнесению гласных а и у с разной интонацией. Используются различные ситуации: нужно позвать няню или воспитателя, кто-то из детей упал, ушибся, кто-то кого-то обидел, пришла мама и т.п.; - побуждать к произнесению гласного о с интонацией боли, вопроса и осуждения. К ребятам в гости пришла кукла. У куклы завязана рука. Она плачет О! О! Бо-бо, больно. Ребята спрашивают: "Что случилось? О? О?" Кукла говорит: "Собака укусила, аф". Ребята ругают собаку О! О! Фу! Нельзя! Собака говорит, что больше не будет кусаться, и кукла с собакой вместе уходят, говоря детям пока; - побуждать к произнесению гласного о с интонацией радости, побуждения и усталости. Кукла спит. Дети тихо подходят к ней и, произнося тихо папапа, просят ее встать О! О! Вставай! Кукла просыпается. Ребята рады О! О! Кукла танцует вместе с детьми - о-о-о-о (радостно). Затем она устает - о__ о___ о___ (устало) и уходит; - побуждать к произнесению гласного о с интонацией боли, побуждения и осуждения. Ребята зовут куклу: Ляля иди! О! О! Кукла бежит, спотыкается, например, за провода аппаратуры, падает. У нее болит рука. Кукла плачет о, о, о, бо-бо, болит, больно. Ребята жалеют куклу, лечат ее. Кукла выздоравливает - О__! (радостно). Дети ругают ее: "О! О! О! Надо смотреть под ноги"; - побуждать к произнесению гласного о с интонацией побуждения, испуга, осуждения и радости. Большая собака спит. Ребята тихо подходят к ней, говоря тихим голосом папапа", о! о! о! Вставай! Собака не просыпается. Ребята громко топают, говоря ПАПАПА, О! О! О! Вставай!. Собака просыпается, лает и бежит за ребятами. "Испуганные" дети убегают - о о о, ай-ай-ай! Педагог ругает собаку: О! О! Ай-яй-яй! Фу! Нельзя! Собака ласкается к детям и говорит, что больше не будет. Все радуются О! О! Ура!; - побуждать к произнесению гласных с различной интонацией. Кукла спит. Дети тихо подходят к ней, говоря татата, а! а! Вставай! Кукла не слышит. Дети громко хлопают в ладоши ТАТАТА, А! А! ВСТАВАЙ!. Кукла просыпается, у нее на руке царапина. Ребята спрашивают У? У? Почему? Кукла плачет: О! О! Бо-бо, больно. Она говорит, что ее оцарапала кошка. Дети жалеют куклу, лечат ее. Один ребенок приносит кошку, изображая ее при этом. Дети осуждают кошку: А! А! Ай-яй-яй! Фу! Нельзя! Кошка ласкается к детям, говорит, что не будет так больше делать. Все радуются: А! А! Ура!; - побуждать к произнесению с различной интонацией гласных. Кто-то стучит. Дети спрашивают: Кто там? А? А? Иди! А! А! Приходит кукла. У куклы болит живот О! О! Бо-бо! Больно! Ребята спрашивают: Почему болит? А? Кукла рассказывает, что ела немытые яблоки. Ребята ругают куклу Ай-яй-яй! А! А! Нельзя! Педагог дает кукле таблетку, она "выздоравливает". Ребята радуются вместе с куклой: А! Ура!; - побуждать к произнесению гласных с разной интонацией. Стук в дверь: Кто там? А? А? Педагог открывает дверь, там стоит щенок. Изображая его, педагог входит, щенок плачет: А! А! А! Вместе с педагогом изображают плачущего щенка и дети. Они спрашивают: Почему плачешь? А? А? Щенок отвечает: Мамы нет. Где мама? А? Ребята зовут маму сначала тихо: Мама, мама иди! А! А! А! Потом зовут громко. Прибегает мама (педагог изображает большую собаку). Все радуются: А! А! Ура!; - побуждать к произнесению гласных с разной интонацией. Стук в дверь: Кто там? О? Иди! О! О! Входит большой медведь-папа и плачет низким голосом о, о, о У него спрашивают: Что случилось? Почему? О? О? Медведь говорит, что нет маленького мишки. Педагог предлагает помочь медведю и позвать мишку. Ребята сначала зовут тихо: О! О! Иди! Мишка, иди! Затем зовут громче и громче. Медвежонок услышал и прибежал. Все рады: О! О! Ура!; - побуждать к произнесению гласных с различной интонацией. К ребятам в гости пришла кукла. У куклы болит нога. Кукла плачет: У! У! Бо-бо, больно, я упала. Ребята жалеют куклу А! А! Не плачь!, лечат ее. Кукла перестает плакать, у нее больше не болит нога. Все радуются: Ура! А! А! У! У! Потом все пляшут, напевая радостно "ляляля". В конце изображают усталость: у__, у__, устали, ох, ох; - побуждать к произнесению гласных с различной интонацией. К детям в гости пришла кукла. Кукла плачет. Ребята спрашивают: А? А? Почему? Кукла рассказывает, что она пошла в лес и ее испугал медведь. Он вышел и страшно зарычал О, О, О. Дети пугаются медведя, жалеют куклу: А! А! Потом ругают медведя: А! А! Нельзя! Ай-яй-яй! Фу! Плохо! Медведь обещает больше так не делать. Все вместе танцуют , напевая радостно "ляляля". Потом садятся на пол, изображай усталость: Ох,ох, устали!; - побуждать к произнесению гласных и коротких слов с различной интонацией. Педагог приносит в класс сломанный маленький стульчик и спрашивает у детей: Кто сломал? А? А? Кто? Педагог объясняет, что большой медведь сел на стульчик и сломал его. Ребята приносят большого медведя, подражая его походке. Дети ругают его: Ай-яй-яй! Нельзя! А! А! Фу! Плохо! Педагог спрашивает, кто может сидеть на маленьком стуле. Если ребята не догадываются, то педагог показывает маленького мишку. Дети "приводят" его, сажают на маленький стульчик и приносят большой стул для большого медведя; - побуждать к произнесению гласных, слов и коротких фраз с различной интонацией. Кукла сидит на стуле. У нее завязана щека - болит зуб. Кукла плачет: О о о, бобо, больно, зуб болит. Врач зовет куклу: А! А! Иди! Кукла идет к врачу. Он лечит ей зуб. Зуб не болит, кукла рада: Ура! Зуб не болит!. Все радостные идут гулять: Ляляля, хорошо! Потом усталые возвращаются: о о о, ох, устали.
ВЫЗЫВАНИЕ ЗВУКОВ В первые 1,5-2 года занятий (в период нерегламентированного усвоения звукового состава) педагог пытается вызвать у детей с помощью фонетической ритмики те или иные звуки. Как правило, работа начинается с гласного а и ведется в течение 1-2 недель, пока не получится звук, близкий по артикуляции к а. Затем в течение 1-2 недель, следует поработать со звуками п, б, м; при том должен получиться хотя бы один из них. Для работы можно порекомендовать такую последовательность: - если получится п, то в дальнейшем вызываются: м, у, т, н, о, л, ф, в, и, б, д, э, к, г, х, с, ш, з, ж, р, ц, ч; - если получится м, то: п, у, н, т, о, л, в, ф, и, б, д...; - если получится б, то: м, п, у, д, н, о, т, л, и, в, ф, э... Вызывание того или иного звука проводится в течение 1-2 недель. Если за это время звук не появится, то переходят к следующему, а через некоторое время вновь возвращаются к тому звуку, который дети еще не научились произносить. Приведем примерные движения, которые могут использоваться при вызывании звуков (описание ряда движений взято из программы для специальных дошкольных учреждений см.: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста - М: Просвещение, 1991). Педагог выполняет движения вместе с детьми. Гласные звуки - движения, как правило, плавные, достаточно продолжительные. Звук а: руки перед грудью, произнося звук а__, широко, плавно развести руки в стороны; руки в стороны, произнося звук а__, руки плавно опустить вниз; руки и голова опущены, плавно развести руки в стороны и поднять голову - а__. Звук о: руки в стороны, произнося звук о__, руки плавно округло соединить перед грудью (над головой). Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, произнося звук у__, плавно вытянуть напряженные руки вперед. Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э__, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам. Если получается звук близкий к а, то на ранних этапах обучения это допустимо. Звук и: кисти рук у плеч, произнося звук и__, очень напряженные руки поднимать вверх; педагог может за пальчики как бы тянуть детей все выше. Если вместо и__ получается звук, похожий на э, то это в начале обучения допустимо. При появлении звука и__ начинается работа над дифтонгами. Дифтонг йа (я): руки поднимать вверх (и__), а затем разводить в стороны (а__); постепенно движение на звук и становится все более кратким (как и при произнесении других дифтонгов - е, ю, е). Дифтонг йо (е): руки вначале поднимать вверх (и__), а затем через стороны округло опустить вниз (о__). Дифтонг йу (ю): руки вначале поднимать вверх (и__), а затем опустить вперед-вниз (у__). Дифтонг йэ (е): руки вначале поднимать вверх (и__), а затем опустить к плечам (э__). Появившиеся гласные звуки следует включать в различные описанные выше упражнения: произносить протяжно и кратко, громко, голосом разговорной громкости и тихо, нормальным, низким и высоким голосом.
|
|||
|