|
|||
РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3 страницаПри произнесении глухих взрывных согласных движения быстрые, резкие, напряженные. Звук п: руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки, произнося слог па, кулаки резко опускаются вниз. Сидя на полу, произносить папапа, стуча сжатыми кулаками по полу, по коленям. Звук т: произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; произнося татата, хлопать в ладоши по бедрам, топать одной ногой. Звук к: произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад. При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные. Звук б: руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз, произнося бабаба, расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняться вперед; произнося слог ба, резко, но расслабленно опустить руки вниз или опущенными вдоль тела расслабленными руками хлопать по ногам - бабаба, ба. Звук д: руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверх, произнося дадада, встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося да, утвердительно кивнуть головой. Звук г: произнося гагага, соединять указательный и большой пальцы рук; произнося га, соединить указательный и большой пальцы. При произнесении смычно-проходных согласных движения медленные, плавные, несколько напряженные. Звук м: руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями от себя, произнося слог ма, на м__ руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на а__ - руки свободно развести в стороны; интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое. Звук н: руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе, произнося слог на, на н__ - руки выдвинуть вперед, на а__ - руки свободно развести в стороны. Если при воспроизведении слогов ма и на появляется закрытая гнусавость (мба, мпа, ба, па, нда, нта, да, та), то следует пытаться вызвать звук изолированно - м__, н__, затем учить произносить его в обратных слогах - ам__, ан__, между гласными - ам__а, ан__а, ам__о, ан__о, ам__е, ан__е, позже - ам__у, ан__у, ам__и, ан__и и только затем - в прямых слогах - м__а, н__а, м__о, н__о, м__е, н__е, и наконец - м__у, н__у, м__и, н__и. Звук л: руки согнуты в локтях на уровне плеч, произнося ляляля, делать вращательные движения кистями рук или руки опущены вниз, произнося лалала, развести руки в стороны и опустить вниз (л__а); как правило, у детей появляется полумягкий л (l). Фрикативные согласные, аффрикаты и вибрант (р) вызываются при изолированном произнесении. Воспроизведение глухих фрикативных согласных сопровождается плавными, продолжительными, очень напряженными движенияями. Звук ф: руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз, произнося звук ф__, медленно развести руки в стороны как бы преодолевая сопротивление воздуха или руки в стороны на уровне плеч, произнося ф__, медленно опустить руки вниз. Звук х: руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз, произнося звук х__, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед. Звук с: руки перед грудью, произнося с___, напряженные руки медленно опустить вниз ("насос") или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух. Звук ш: руки перед грудью, произнося звук ш___, делать волнообразные движения напряженными руками. При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащие. Звук в: руки в стороны, произнося звук в__, слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем ("самолет"). Звук з: руки перед грудью, произнося звук з__, кисти рук вибрируют перед грудью ("замерз"). Звук ж: руки перед грудью, произнося звук ж__, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз. При произнесении вибранта р согнутые перед грудью напряженные руки вращать одну вокруг другой ("мотор"). Работу по вызыванию аффрикат (ц и с) можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков: тс_ или тш_. При их произнесении движения на один звук (т) плавно переходят в другой (с или ш), например: - звук ц - пальцы рук переплетены перед грудью, переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с__); - звук ч - пальцы сжатые в кулак резко раскрыть (т), руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш__).
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Появившиеся в речи детей звуки закрепляются в слогах, словах и фразах. Слоги включаются в разные описанные выше упражнения. Закрепляя вызванные звуки, ребенка учат: - отделять один слог от ряда слогов; - произносить слоги длительно и кратко; - произносить слоги слитно и неслитно; - произносить слоги в нормальном, замедленном и быстром темпе; - произносить слоги голосом разговорной громкости, громко и тихо; - произносить слоги голосом нормальной высоты, низким и высоким; - воспроизводить различный ритмический рисунок слогосочетаний, например, ВАва, ваВА,ВАвава, ваВАва, ваваВА; - произносить слоги с разной интонацией, например, радости, боли, просьбы, огорчения; - произносить ряд слогов при сменяющемся гласном (в целях дифференциации близких по артикуляции гласных звуков), например: папопапо, папапу, папопу); - произносить ряд слогов при сменяющемся согласном (в целях дифференциации близких по артикуляции согласных звуков), например: м-п, м-б, н-т, н-д, п-т, м-н, п-б, т-д, б-д,и другие, смешиваемые детьми звуки. Вызванные звуки закрепляются не только в слогах, но и в словах и фразах. Речевой материал подбирается с учетом уровня речевого развития детей, его актуальности для общения и состояния произносительных навыков дошкольников. Следует подбирать речевой материал так, чтобы в слове, во фразе был только один трудный для ребенка звук. Автоматизация и дифференциация звуков в той или иной позиции, как правило, проводится в течение 1-2 недель. При этом на одном занятии ведется работа над одним-двумя звуками. В процессе автоматизации звуков ведется работа и над дифференциацией близких по артикуляции или смешиваемых звуков. В этом случае обязательным условием является умение произносить оба звука. Движения, которыми ребенок сопровождает произнесение слова, должны быть слитными, переходящими одно в другое; между ними, как и между произносимыми звуками и слогами, не должно быть пауз. В противном случае слово распадается на составляющие его отдельные звуки и слоги, что является грубой ошибкой. Поэтому еще раз напомним: к отработке того или иного слова следует переходить, когда ребенок с помощью движений уже научился произносить составляющие его слоги. До этого времени он произносит слово, как может. Главной задачей работы над произношением является обучение слитному, с соблюдением ударения и звукового состава воспроизведению слов. Рассмотрим примерный речевой материал для автоматизации тех звуков, которые, как правило, первыми появляются в речи маленьких неслышащих детей. Звуковой багаж дву-трехлетних детей (особенно слабослышащих) может быть значительно шире, чем тот, который приведен ниже. Например, он может включать гласные е и и, йотированные, согласные к, г, х, с. В этом случае, естественно, эти звуки также закрепляются в речи. Работа над ними ведется или только на индивидуальных занятиях (если это характерно для отдельных детей) или и на занятиях речевой ритмикой (если это характерно для всех детей группы). Автоматизация звука а Для автоматизации звука а целесообразно использовать различные игровые приемы, например: - катать машинку, произнося а___, - катать одной рукой маленький мячик - а___, - качать куклу на руках, укладывать ее спать - а___, - катать большой мяч от педагога ребенку и от ребенка педагогу - а___ (сидя на полу, широко расставя ноги). Проводятся также и разнообразные упражнения по произнесению гласного а, например, долго и кратко, а в дальнейшем и громко и тихо, громко, потише и тихо, высоким и низким голосом, голосом нормальной высоты, низким и высоким (см. описание упражнений в соответствующих разделах). Автоматизация звука п Работа начинается на материале прямого слога па. Также как и при автоматизации звука а, для закрепления слога па используются игровые приемы и специальные упражнения, описанные в разделах, посвященных отделению слога от ряда слогов, длительному и краткому, слитному и неслитному произнесению слогов, а в дальнейшем изменению темпа произнесения слогосочетаний, силы и высоты голоса. Для автоматизации звука п в словах целесообразно использовать следующий материал: папапа - па папапа - папа папа - паПА, паПА паПА - пока пока (до свидания), может произноситься как паПА папапа - ПАпа, ПАпа ПАпа - папа Апа Апа - ПАпа ПАпа - папа ап ап - кап-кап (дождик), может произноситься как ап-ап Используются движения, описанные при вызывании звука п, ударный слог произносится с бОльшей амплитудой. При произнесении пока можно использовать естественный жест прощания, при воспроизведении кап-кап - руки развести в стороны (а___) и сжать пальцы в кулаки (собрать в щепотку) - п. Автоматизация звука м Для работы можно рекомендовать следующий материал: ам__ ам___ - ам (съел) ам___ ам___ ам___ - ам-ам (собака) ам___ ам___ - там (может произноситься как ам) При произнесении этих слогов и слов согнутые в локтях руки развести немного в стороны - а__ и выдвинуть вперед ладонями от себя - м__. Воспроизведение лепетных слов ам и ам-ам сопровождается естественными жестами. При произнесении там одну руку отвести в сторону, а затем напряженно медленно выдвинуть вперед ладонью от себя, впоследствии использовать естественный жест.
ам___ ам___ - ам___а ам__а ам__а - м___а м___а м___а м___а - ма ма ма ма - мама мамамама - мама ам___ ам___ ам___ - там мама там
При произнесении слога ама руки несколько разводятся в стороны - а_, затем медленно напряженно опускаются вниз ладонями от себя и несколько разводятся в стороны - м_а. При произнесении слога ма одна напряженная рука медленно отводится вперед-в сторону ладонью вверх - м__, затем расслабленная ладонь опускается - а_. Слово мама может произноситься на два движения (правой и левой рукой), при этом правая рука значительно выдвигается вперед, а левая - лишь слегка. Впоследствии слово произносится на одно движение, например, две (или одна) напряженные руки постепенно опускаются вниз.
Дифференциация звуков п и м. ам ам ам - ап ап ап ам ам ам - ап-ап ам (съел) - кап-кап (дождик) ам-ам (собака) - кап- кап (дождик)
папапа - ма мамама - па папа - ма мама - па папа - мама па ма, па ма папа мама па ма ма па, ма па мама папа ма па пама пама - папа и мама мапа мапа - мама и папа папапа - ма папа - ма папа - мама па - ма папа и мама мамама - па мама - па мама - папа ма - па мама и папа
При появлении гласного у: пу пу пу - м__у пу (выстрел) - му (корова)
му му му - пу му (корова) - пу (выстрел)
При появлении гласного о: ом__ ом__ ом__ - оп дом - топ (хлоп, лоб) оп оп оп - ом__ топ (хлоп, лоб) - дом ом ом ом - оп ом ом - оп-оп дом дом - топ-топ (хлоп-хлоп, лоб лоб) ом ом - оп оп оп оп оп - ом оп оп - ом ом топ-топ (хлоп-хлоп, лоб лоб) - дом дом оп оп - ом ом ом ом ом - оп том том - топ топ Том топ-топ (Том идет)
мо мо мо - па мо-па мо-па мо-па мой папа
При произнесении речевого материала используются движения, описанные для звуков м и п.
Автоматизация звука у При закреплении звука у используются различные игровые приемы, например: - изображение поезда, машины - у___, - "перекличка" в лесу - а__у__, - передача "плача" куклы - уа уа уа и т.п. При закреплении звука у в слогах, словах и фразах можно использовать следующий материал: упа упа упа - упал(а) (может произноситься как уПА, уПАа) м__а__ у__ м__а__ у__ - мяу-мяу (кошка) у__ (поезд, машина) там; мяу там мама упала папа упал При воспроизведении данного речевого материала напряженные руки вытягиваются вперед - у__, затем сжимаются в кулаки и резко опускаются вниз - па: при произнесении упал(а) одна рука вытягивается вперед-в стороны и ладонь резко "отбрасывается" вниз - естественный жест "бах"; у__п у___п у___п - суп (может произносится как уп), при этом руки вытягиваются вперед - у__, пальцы собираются в кулак - п; м___у__ м___у___ м___у___ - му (корова), при этом напряженные руки, согнутые в локтях на уровне груди ладонями от себя, медленно выдвигаются вперед - м___, затем ладони вытягиваются вперед - у__; впоследствии используется естественный жест, изображающий корову.
Автоматизация звука т При закреплении звука т целесообразно использовать следующий материал: татата - та та та та - там та та та - дай (может произноситься как та) татата - тата татата - Тата (имя куклы) татата - дядя (может произноситься как ТАта) Ата Ата - вата (может произноситься как Ата) аТА аТА - вода (может произноситься как аТА) ута ута - утя (может произноситься как Ута) тутуту - ту___ тутуту - туТУ (поезд) ту ту ту - стул (может произноситься как ту) ут ут ут - тут ат ат ат - ат аТАТ аТАТ - солдат (может произноситься как аТАТ)
Мама (папа, дядя, вата, вода, у, утя, мяу, му) тут. Тут мама (папа, дядя, вата, вода, у, утя, мяу, му). При произнесении слога та дети хлопают в ладоши; на слог ту - выбрасывают указательные пальцы вперед, в обратных слогах (ут, ат) пальцы собираются в щепотку. При воспроизведении слов могут быть предложены следующие движения: там - хлопнуть в ладоши - та и отвести напряженные руки вперед-в стороны - м, впоследствии использовать естественный жест; дай - хлопнуть в ладоши; использовать естественный жест; Тата - хлопнуть в ладоши сбоку - ТА, а затем с меньшей амлитудой у груди - та; вата, вода - развести руки в стороны (на ударный слог - значительно, на безударный - немного) и хлопнуть в ладоши; впоследствии изобразать вату (например, перебирая пальцами) и воду (как льется струйка); утя - вытянуть руки вперед - у и хлопнуть в ладоши - та; впоследствии изображать, как плывет утка.
При произнесении слога ту дети "выбрасывают" вперед указательные пальцы. С этими же движениями произносятся слова: стул - указательные пальцы "выбросить" вперед; туТУ -указательные пальцы "выбрасывать" вперед на каждый слог, при этом на ударный слог они выдвигаются дальше; впоследствии дети изображают движение поезда.
При произнесении слога ут указательные пальцы "выбрасываются" вперед, а затем собираются в щепотку. С этими же движениями произносится слово тут, впоследствии следует использовать естественный жест. При воспроизведении слогов аТАТ можно развести руки в стороны - а, хлопнуть в ладоши - та и собрать пальцы в щепотку - т; с такими же движениями произносится слово солдат.
Дифференциация звуков п и т папапа - та татата - па патапата - па та па та - патапата, папа там та па - тапатапа, там папа тапатапа - та па - Тяпа (кличка собаки)
тапатапа - там Тяпа тапатапа - там папа папата - папа, дай па-та па-та - лопата (может произноситься как аПАта, ПАта) аПАта аПАта - лопата лопата папапа - та папа - та папа - Тата па - та папа и Тата татата - па тата - па Тата - папа та - па Тата и папа ап ап ап - ат ап ап - ат ап ап - ат ат кап-кап - солдат ат ат ат - ап ат ат - ап ат ат - ап ап солдат - кап-кап уп уп уп - ут суп суп - тут суп тут тут суп
При появлении в речи звука о: попопо - то попо - то попо - тото по - то пол - дом (Том) тотото - по тото - по тото - попо то - по дом (Том) – пол оп оп оп - от оп оп - от оп оп - от от оп - от топ (лоб) - кот (вот) от от от - оп от от - оп от от - оп оп от - оп кот (вот) - лоб (топ) Автоматизация звука н. Речевой материал для закрепления звука н в слогах, словах и фразах: ан___ ан___ ан___ папаПАН___ папаПАН___ - барабан (может произноситься пан, паПАН, папаПАН) ан___ ан___ ан___ - ан___а Ан___а Ан___а Ан___а - Аня ан___а ан___а ан___а - н___а н___а н___а н___а - на (возьми) н___ан___ н___ан___ н___ан___ - банан (может произноситься как аНАН, паНАН) пан___ан___ пан___ан___ - банан (может произноситься как паНАН) н___а н___а н___а - няня (может произноситься как НАна)
Папа (Аня), на (возьми). На суп (стул). Аня упала.
Дифференциация звуков м и н мамама - на; мама, на нанана - ма; на, мама мамама - нанана; мама - Ната (няня) ма ма ма - на ма ма - на ма ма - на на ма - на мама, на мама - Ната (няня) мо мо мо - но мо мо - но мо мо - но но мо - но мой нос (может произноситься как мо но)
Дифференциация звуков н и т н___а н___а н___а - та; на - та - Ната н___а н___а н___а - та; на - та - Надя (может произноситься как НАта) татата - на; та - на - Таня натаната - Ната танатана - Таня Ната и Таня танатана - Таня натаната - Надя Таня и Надя татата - на тата - на тата - нана та - на Тата, на Таня, на та - на, на - та Таня и Ната Тата и Ната нанана - та нана - та нана - тата на - та Ната там на, Таня (Тата, Ната) Ната и Тата Ната и Таня ат ат ат - ан ат ат - ан ан ат ат - ан ат - ан солдат - банан ан ан ан - ат ан ан - ат ат ан ан - ат ат ан - ат барабан - солдат
При появлении гласного о:
то то то - но то то - но то то - но но то - но дом - нос но но но - то но но - то но но - то то но - то нос - Том от от от - он от от - он от от - он он от - он Вот слон он он он - от он он - от он он - от от он - от слон - кот (вот может произноситься как от, слон - как он, кот как от);
Таня (Тата, Ната, Надя, дядя, утя), на. Ната (Таня, Надя, Аня, банан, барабан) там (тут).
При произнесении обратных слогов (ан) могут быть предложены следующие движения: немного развести руки в стороны -а_ и вытянуть напряженные руки вперед ладонями к себе - н__. Слоги ана могут произноситься в сочетании с такими же движениями, заканчивающимися небольшим разведением рук в стороны (или одной руки). Произнесение прямых слогов (на) может сопровождаться следующими движениями: напряженные руки с пальцами, собранными в щепотку, от груди вытягиваются вперед - н__, ладони раскрываются - а_. При произнесении слога нан движения для прямого слога на дополняются напряженным разведением рук в стороны. При произнесении слов можно рекомендовать такие движения: Аня - руки развести в стороны - а__, напряженно вытянуть их вперед ладонями к себе и несколько развести в стороны - н__а, на - как для прямого слога, использовать естественный жест, Ната - напряженные руки с пальцами, собранными в щепотку, от груди вытянуть вперед и раскрыть ладони - на__, лопнуть в ладоши - та, Таня - те же движения, но в обратном порядке, Надя - те же движения, что и для слова Ната или при произнесении слога дя "встряхнуть" кисти рук. Особо остановимся на движениях, сопровождающих произнесение слов банан и барабан. Можно выполнять движения лишь на последний слог - бан и нан или предложить детям воспроизвести слогоритмическую структуру слова, используя уже имеющийся в их речи слог па. При этом можно использовать как движения, способствующие произнесению слога па (например, встряхнуть напряженными кулаками), так и слога ба (например, встряхнуть расслабленными кистями рук). Произнесение фраз сопровождается движениями, характерными для воспроизведения слов, при этом педагог постоянно пытается сократить их число.
Автоматизация звука о. о___ о___ о___ - оп о___ о___ о___ - топ (хлоп, лоб), могут произноситься как оп о___ о___ о___ - от о___т о___т о___т - кот (вот), могут произноситься как от о___ о___ о___ - о___м___ о__м__ о__м__ о__м__ - дом (ком), могут произноситься как ом, том) о___н___ о___н___ о___н___ - слон (может произноситься как он) по___ по___ по__ - пол (может произноситься как по) о___па о___па о___па - попа по - па по - па - попа о___ма о___ма о___ма - Тома (дома) то___ то___ то___ - дом (Тома, дома, Тоня, Том, стол, тетя) то - та то - та - тетя (может произноситься как ТОта) то___м то___м то___м - дом (потом) то - ма то - ма - Тома (дома) то - на то - на - Тоня (может произноситься как ТОна) м___о___ м___о___ м___о___ - мой (может произноситься как мо) н___о___ н___о___ н___о___ - нос (ноги), могут произноситься как но.
Вот дом (кот, лоб, стол, пол, попа, нос, Тома, тетя, слон, папа, мама, дядя, утя, Тата, Таня Тяпа, Ната, ам-ам, у__, мяу, му__, тетя Таня (...). Дом (кот слон, стол, Тома, тетя) там (тут). Мама (папа, тетя, дядя, кот, утя, у__, му__, Тата, Таня, Тяпа, Тома, Тоня) дома. Мой папа (кот, дядя, дом).
Дифференциация звуков о и а. папапа - по попопо - па по - па по - па - попа татата - то тотото - та то - та то - та - тетя татотато - та то тотатота - то та тетя тетя татата - ТАта тотото - Тома Тата - Тома татата - Тата тотото - тетя Тата - тетя тетя Тата татата - Таня тотото - тетя Таня - тетя тетя Таня татата - то Тата дома татата - то Таня дома тотото - та Тома там тотото - та тетя там тетя Тома там
Дифференциация звуков о и у. оп оп оп - уп - суп уп уп уп - оп - топ (хлоп) топ - суп суп - топ хлоп - суп суп - хлоп то то то - ту - стул (может произноситься как ту) ту ту ту - то - стол (может произноситься как то) стул - стол стол - стул ту ту ту - то - стол то то то - ту - тут стол тут тут стол
При произнесении изолированного гласного о и обратных слогов типа оп, ом руки округло соединяются перед грудью или над головой и далее совершают движения, характерные для согласного звука: пальцы сжимаются в кулак - оп, собираются в щепотку - от, напряженные руки ладонями от себя или к себе вытягиваются вперед - ом, он. При произнесении слогов типа опа, ома руки также округло соединяются перед грудью или над головой и выполняют движение, характерное для последующего слога: встряхнуть напряженные кулаки - па, напряженные руки ладонями от себя или к себе вытянуть вперед и несколько развести в стороны - ма, на. При произнесении прямых слогов (по, мо, то, но) выполняются в несколько измененном виде движения, характерные для согласного звука, например: резко отвести кулаки вперед-в стороны - по, резко отвести указательные пальцы вперед-в стороны - то, развести напряженные руки ладонями от себя или к себе вперед-в стороны - мо, но. Аналогичные движения используются и при произнесении слов и фраз, например: топ - резко развести указательные пальцы вперед - в стороны - то, сжать пальцы в кулаки - п, кот - резко отвести указательные пальцы назад-в стороны - ко, собрать пальцы в щепотку - т, дом - резко отвести указательные пальцы вперед-в стороны - то, выдвинуть вперед напряженные руки ладонями от себя - м, Тоня - резко отвести указательные пальцы вперед-в стороны - то__, выдвинуть вперед напряженные руки ладонями к себе и немного развести в стороны - ня, мой - выдвинуть вперед-в стороны напряженные руки ладонями от себя - мо, можно продолжить движением на звук й - указательные пальцы поднять вверх; впоследствии используется естественный жест,
|
|||
|