|
|||
РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒
ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО
ШМАТКО Н.Д., НОВИКОВА О.О.
РЕЧЕВАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ЗАНЯТИЯ РЕЧЕВОЙ РИТМИКОЙ С НЕСЛЫШАЩИМИ МАЛЫШАМИ)
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них устной речи: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). Как известно, обучение произношению неслышащих дошкольников направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, коротких простых стихов, считалок, чистоговорок), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением. В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже - с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы. В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Такой метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия). В данном пособии представлен оригинальный подход к формированию произносительной стороны речи при широком использовании речевой ритмики. Он органично входит составной частью в существующую отечественную систему обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом (1991 г.). Пособие обобщает многолетний опыт работы над устной речью детей с нарушенным слухом на базе ГОУ "Начальная школа-детский сад" компенсирующего вида N1635, я/сада N 549 компенсирующего вида г. Москвы и экспериментальных групп Института коррекционной педагогики РАО. В нем раскрывается методика использования речевой ритмики при работе над различными сторонами произношения в первоначальный период обучения. В пособии отражена система постепенно усложняющихся упражнений по отделению слога от ряда слогов, по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса, по работе над ритмической и интонационной стороной речи, по вызыванию и автоматизации звуков. Особое внимание уделяется работе над словом и короткой фразой. Для облегчения усвоения приемов работы над различными сторонами произношения система упражнений по формированию каждого из них показана отдельно. Однако, работа над ними ведется не последовательно (в том порядке, в котором она описывается), а параллельно, одновременно, с первых дней обучения. Только упражнения, направленные на изменение силы и высоты голоса, предлагаются несколько позже (обычно со П-го полугодия коррекционных занятий), после того, как у детей уже вызван голос нормальной силы и высоты. Описанные упражнения рассчитаны на глухих и слабослышащих детей двух-трех лет, при этом с двухлетними малышами они проводятся в течение 2-х лет, а с трехлетними - в течение одного года. В пособии рассматриваются содержание и методика работы на специальных занятиях по обучению произношению - на занятиях речевой ритмикой. Материалом для занятий речевой ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже и тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей, то слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются педагогом с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении. На занятиях речевой ритмикой все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально в первую очередь говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги, слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец, т.е. повторяет материал сам, затем произносит его вместе с ребенком, и, наконец, - звук, слог, слово, фразу ребенок повторяет самостоятельно. Затем речевой материал вновь проговаривается хором. Как правило, произносительные возможности детей группы различны, поэтому для самостоятельного произнесения одним детям предлагается более сложный материал, другим - более легкий. Занятия речевой ритмикой на всех годах обучения желательно проводить ежедневно; продолжительность их может быть такой же, как и других фронтальных занятий (15-25 минут). Если организовать работу таким образом не удается, то для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а также проводить различные упражнения ежедневно в течение 3-5 минут (т.е. в то время, которое учебным планом и программой отведено для этой работы). На всех занятиях ведется работа над различными сторонами произношения - над отделением слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, звуками, интонацией, словом и фразой; как правило, на каждую из них приходится по 1-2 упражнения. Если речевая ритмика составляет лишь часть занятия, то в нее включаются упражнения не по всем направлениям работы, например: - над отделением слога от ряда слогов, темпом и громкостью звучаний, звуками, словом и фразой, интонацией или - над долготой, слитностью, высотой, ритмами звучаний, звуками, словом и фразой, интонацией. Таким образом, обязательными на каждом занятии являются упражнения по работе над громкостью или высотой голоса, над интонацией, звуками и словом и фразой. Материал для занятий речевой ритмикой планируется, как правило, на неделю, в течение которой повторяются одни и те же упражнения, при этом речевой материал может постепенно усложняться. Как известно, в детском саду для глухих и слабослышащих детей работа над произношением ведется не только на фронтальных, но и на индивидуальных занятиях. Речевая ритмика на индивидуальных занятиях используется главным образом для вызывания и автоматизации звуков в слогах, словах, фразах. При этом педагог пытается вызвать и закрепить у ребенка те звуки, над которыми он работает на занятиях речевой ритмикой. В ходе индивидуальных занятий также автоматизируется произнесение звуков, появившихся на основе подражания именно у данного ребенка и составляющих его индивидуальный звуковой багаж. Особое внимание следует уделять работе над словом и фразой, над умением самостоятельно и правильно (точно, приближенно или усеченно) называть картинки и предметы, отвечать на вопросы. При этом необходимо поощрять ребенка произносить речевой материал без движений. (Подробно система формирования произносительной стороны речи дошкольников с нарушенным слухом рассматривается в работах Т.В.Пелымской и Н.Д.Шматко /1988, 1993/) Занятия ритмикой всегда проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Но при этом дети должны иметь возможность свободно двигаться, т.е. не быть "привязанными" к столам. Поэтому наиболее адекватные условия для проведения занятий речевой ритмикой создаются при использовании беспроводной звукоусиливающей аппаратуры (радиоклассы, классы, работающие на инфракрасном излучении). На занятиях речевой ритмикой дошкольники воспринимают материал на слухо-зрительной основе. По ходу занятия полезно часть материала предлагать детям только на слух. Следует учить отличать на слух один слог от ряда слогов, длительное его произнесение от краткого, слитное от неслитного, а также разные ритмы произнесения слогосочетаний. Можно предлагать послушать, каким голосом по силе или высоте говорит педагог или ребенок, с какой интонацией произносится тот или иной речевой материал. Как уже отмечалось, в специальном дошкольном учреждении (группе) занятия речевой ритмикой являются фронтальными (групповыми). Однако ритмика остается эффективным методическим приемом работы над произношением и в ходе индивидуальных коррекционных занятий, которые проводятся в сурдологическом кабинете, группе надомного обучения и кратковременного пребывания, дома. Покажем на отдельных примерах работу над различными сторонами произношения с использованием речевой ритмики. В пособии использованы материалы педагога первой экспериментальной группы Новицкой И.П. Более успешному овладению методикой речевой ритмики в работе над произношением будет способствовать просмотр упражнений на видеокассете. В дополнение к пособию впервые представлены предметные и сюжетные картинки и письменные таблички. ОБУЧЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЮ ОДНОГО СЛОГА ОТ РЯДА СЛОГОВ (рис.1) Педагог учит детей произносить ряд слогов и один слог. Вначале, как правило, работа ведется на материале слога па, в дальнейшем, по мере появления в речи детей и других звуков, в нее включается новый речевой материал. Могут использоваться самые разнообразные движения, важно, чтобы они передавали характер звука (слога). При этом движения, предлагаемые на ряд слогов, должны отличаться от движений на один слог, например: - встряхивать перед грудью напряженные кулаки, произнося папапа, резко опустить руки вниз - па; - сидя на полу, стучать кулаками по полу, произнося папапа, и по коленям - па; - сидя на полу, стучать мячом о пол - папапа, вытянуть руки с мячом вперед - па; - стучать флажком о флажок - папапа, поднять их вверх - па; - хлопнуть в ладоши перед грудью - па, хлопать руками по ногам или по бедрам - папапапа; - выбрасывать вперед кисти рук, сжатые в кулак, произнося пупупу, выбрасывать вперед одну руку - пу; - руки согнуты в локтях, ладони от себя, руки напряжены; вытягивать руки вперед - мамама,отвести одну руку в сторону - маили наоборот-выдвигать вперед то правую, то левую руку - мамама, выдвигать вперед обе руки - ма; - шагать на месте - татата, топнуть ногой - та; - шагать на месте - татата, подпрыгнуть - та; - идти по кругу - татата. остановиться и топнуть ногой - та; - идти вперед - тутуту, приставить ногу - ту; - подпрыгивать на месте - тотото, прыгнуть вперед - то; - руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони к себе; отводить напряженные руки поочередно в стороны (как бы давая что-то) - нанана, вытянуть две руки вперед - на; - И.П. то же; поочередно "отбрасывать" кисть то правой, то левой руки в стороны (как бы отмахиваясь) - нонононо, развести руки в стороны -но; - И.П. то же; поочередно "отбрасывать" кисть то правой, то левой руки вперед (как бы отмахиваясь) - нунунуну, вытянуть руки вперед - ну; - вращать кисти рук над головой -ляляляля, спрятать руки за спину - ля; - руки подняты вверх; выполнять руками наклоны в стороны - лалалала, наклониться вперед - ла; - напряженные руки разведены в стороны ("самолет"); выполнять наклоны в стороны - вавава, присесть на корточки и опустить руки - ва (аналогичные упражнения выполняются при произнесении слогов вовово - во, вувуву - ву); - руки согнуты в локтях, ладони, обращенные к себе, около рта; отводить ладони вперед - фафафа, отвести одну руку вперед - фа; - руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз; поднимать ладони вверх - фофофофо, поднять кисть одной руки - фо; - руки согнуты в локтях, ладони от себя; выдвигать руки вперед ("игра в мяч об стенку") - фуфуфу, выбрасывать одну руку вперед-в стороны - фу (плохо!); - руки согнуты в локтях, пальцы растопырены; сжимать пальцы обеих рук в кулак ("собака лает") - аф-аф-аф, сжать пальцы одной руки в кулак - аф; - руки согнуты в локтях, кисти опущены; встряхивать расслабленными кистями рук - бабаба, "бросить" расслабленные кисти рук вниз - ба или наоборот - встряхивать поочередно то правую, то левую расслабленную кисть - бабабаба, встряхнуть обе кисти - ба.
Проведение данных упражнений (как и описанных ниже) позволяет на доступном для произнесения материале учить детей произвольному подражанию; кроме того они способствуют развитию речевого дыхания и голоса.
РАБОТА НАД ДОЛГОТОЙ ЗВУЧАНИЙ (рис.2) Обучая малышей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, педагог предлагает разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому - резкое, короткое. Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие - быстрыми, короткими, например: - укачивать куклу: кукла (ляля) спит - а___ - а___(протяжно); кукла проснулась и прыгает -а а а (кратко); - медленно развести руки в стороны, произнося а___, быстро закрыть лицо руками - а; - медленно развести руки в стороны - а___, быстро опустить руки вниз - а; - медленно развести руки в стороны - а___, хлопнуть в ладоши - а; - медленно соединить округлые руки перед грудью - о___, резко опустить вниз о; - медленно поднимать округлые руки через стороны вверх - о___, резко наклониться вперед - о; - медленно поднимать округлые руки через стороны вверх и соединить над головой - о___, резко наклониться сначала в одну сторону, затем - в другую - о о; - сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о____, отбрасывать мяч вперед - оилипа; - сидя на полу, за столом, "вести" поезд (машину) "далеко" - у_____ и поворачивать -у; - руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены друг к другу; медленно вытягивать напряженные руки вперед - у___, пальцы сжать в кулаки, резко опустить кусти рук вниз - у; - руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выставлены; медленно вытягивать напряженные руки вперед - у___, резко "выбросить" вперед-в сторону указательный палец сначала одной, затем другой руки - у у; - стоя или сидя медленно развести прямые руки в стороны, а затем медленно вытянуть вперед, произнося а__у__, быстро развести кисти рук в стороны, а затем вытянуть вперед - ау; - медленно развести руки в стороны, а затем соединить перед грудью - а__у__, приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу); - стоя или сидя медленно вытянуть руки вперед а затем развести в стороны - у__а__, резко вытянуть руки вперед, а затем развести кисти рук в стороны - уа; - стоя или сидя медленно вытянуть руки вперед а затем развести в стороны - у__а__, пальцы сжать в кулаки, резко "выбросить" указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулаки - уа. Аналогичные упражнения предлагаются и со слогами, включающими взрывные звуки (п, т), например: - стоя или сидя пальцы сжаты в кулаки; резко опустить руки вниз - па, медленно развести в стороны - па___; - И.П. то же; медленно опустить напряженные руки вниз - па___, резко поочередно опускать то левую, то правую руку - па па; - медленно сделать шаг в сторону - па___, резко приставить другую ногу - па. В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, которые можно произносить долго (например,м, н, в, ф), протяжно или кратко произносятся не только гласные, но и согласные звуки. При этом упражнения по краткому произнесению слогов со звуками м и н проводятся лишь в том случае, если у детей нет тенденции к закрытой гнусавости, т.е. к замене звука м звуками мб, б, мп, п (н = нт, т, нд, д). При кратком произнесении слогов со звуками в и ф (типа фа, ва) следует следить за тем, чтобы не появлялось дефектное произнесение, а именно замена этих звуков губно-зубным б или п. С фрикативными согласными могут использоваться следующие упражнения: - "надувать" большой шар, т.е., отводя ладони ото рта, изображать большой шар - ф____ и маленький шарик, описывая пальцами маленький круг у губ - ф; - поддувать бумажные лодочки в тазу с водой: лодочка плывет "далеко" - ф____, лодочка плывет "близко" - ф; - медленно развести руки в стороны и плавно опустить - а__м__, изобразить, как лает собака - ам ам ам; - руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя; медленно выдвигать напряженные руки вперед (м__), а затем - развести в стороны (а__) - м___а___, быстро вытянуть напряженные руки вперед - ма; - стоя на коленях, ладони упираются в пол; медленно распрямить спину и поднять руки - н___а___, резко вытянуть руки вперед - на; - руки согнуты в локтях, ладони у плеч; медленно вытянуть руки вперед - в стороны - н___а___, резко "выбросить" сначала одну, а затем другую руку в сторону - на на; - сидя на полу, ноги в стороны, руки вытянуты вперед; покачивать прямыми напряженными руками, а затем медленно опустить - в___а___, быстро опустить напряженные руки - ва; - руки в стороны на уровне плеч ("самолет"); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их - в___а___, быстро опустить напряженные руки - ва; - И.П. то же; покачивать напряженными руками, а затем медленно присесть и опустить руки - в___а___, быстро присесть и опустить руки - ва; - руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны - ф___а___; резко "отбросить" ладони ото рта - фа; - И.П. то же; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны - ф___а___; резко "отбросить" ото рта сначала ладонь правой руки, а затем - левой - фа фа; - И.П. то же; медленно поднимать руки вверх-в стороны - ф___о___, резко опустить кисти рук вниз - фо; - стоя, руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно поднимать руки вверх - в стороны - ф___о___, резко опускать поочередно кисти рук - фо фо. Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.
РАБОТА НАД СЛИТНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ (рис.3) Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному. В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т: - стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак - па па па (неслитно); - сидя на полу, сжать пальцы в кулаки; стучать кулачками по ногам - папапа, по полу - па па па; - И.П. то же; поочередно то правой, то левой рукой ударять по коленям - папапа, одновременно двумя руками производить удары по полу - па па па или наоборот - поочередно то правой, то левой рукой стучать по полу - папапа, одновременно двумя руками производить удары по коленям - па па па; - руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки; попеременно опускать руки вниз, произнося папапа, поднять обе руки на уровень груди, резко опускать вниз с интервалами между движениями - па па па; - руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; маленькими толчками выдвигать руки вперед - пупупу, "выбрасывать" руки вперед - пу пу пу; - изображать большой и маленький мячи: большой мяч - подпрыгивать - по по по, маленький - слегка приседать - попопо; - хлопать в ладоши перед грудью - татата, хлопать в ладоши над головой - та та та; - сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки упираются в пол; стучать по полу двумя ногами или поочередно то правой, то левой ногой - татата, разводить ноги в стороны и соединять - та та та; - шагать на месте, не поднимая высоко ног - татата, топать одной ногой - та та та; - топать ногой - татата, медленно шагать на месте, высоко поднимая ноги - та та та; - руки опущены вдоль тела; хлопать себя руками по бедрам - тататата, хлопать себя по животу - та та та та; - покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то__то__то__; топать одной ногой - то то то; - руки согнуты в локтях, пальцы растопырены; собирать пальцы в щепотку - тотото, "открывать" щепотку, растопыривая пальцы - то то то; - сидя на полу, ноги вытянуть вперед - в стороны; хлопать ладонями обеих рук по ногам - тутуту; сжать пальцы в кулаки, стучать по полу (сбоку от ног) - ту ту ту; В упражнения включаются и другие появившиеся у детей звуки, например: - руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед - м__а__м__а__м__а__, резко вытягивать в стороны-вперед то одну руку, то другую - ма ма ма; - И.П. то же; плавно вытягивать в стороны-вперед попеременно то правую, то левую руку - м__а__м__а__м__а__, резко вытягивать вперед две руки - ма ма ма; - И.П. то же; вперед выдвигать кисти рук (как бы играя в мяч о стену) - мамама, вытягивать вперед-в стороны то правую, то левую руку - ма ма ма; - руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями к себе; выполнять попеременные движения руками, как бы давая что-то - нанана, вытягивать вперед две руки - на на на (или наоборот); - сидя на полу, вытянуть ноги вперед - в стороны, руки в стороны "самолет"; выполнять небольшие наклоны в стороны - вававава, выполнять наклоны в стороны, почти касаясь пола - ва ва ва; - руки подняты вверх; легкое покачивание руками - фафафафа, наклоны туловища в стороны - фа фа фа; - вращательные движения кистями рук над головой - ляляляля; руки на пояс, наклоняться в стороны - ля ля ля; - расслабленные руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены; часто встряхивать кистями рук - бабабаба, встряхивать кисти, постепенно наклоняясь вниз - ба ба ба. Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.
РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ (рис. 4 и 5) Педагог учит маленьких детей воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов. Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует увеличивать постепенно, т.е. учить детей произносить речевой материал все в более и более быстром темпе (с учетом возможностей каждого ребенка). Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов па и та: - сидя на полу, развести ноги в стороны; ритмично ударять мячом о пол медленно, произнося па___па___па___ и быстро - папапа; - И.П. то же; часто ударять кулаками о пол - папапа, в медленном темпе хлопать ладонями по ногам - па__па__па__ (или наоборот); - руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; встряхивать напряженными кулачками в быстром темпе - папапа, опускать напряженные руки вниз и возвращать в исходное положение в медленном темпе - па___па___па___; - шагать на месте в быстром и медленном темпе, произнося слогосочетание татата в разном темпе; - изображать, как кукла (мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.) идет медленно - па___па___па___ (или та___та___та___) и бежит - папапапа (или татата); - стоя на коленях; стучать ладонями по коленям в быстром темпе - пупупупу (или тататата) и по полу в медленном - пу___пу___пу___ (или та___та___та___); - хлопать в ладоши в медленном темпе - та__та__та__, и в быстром - татата; - медленно шагать на месте - та___та___та___, бежать на месте - тататата; - бежать в центр или врассыпную под частые удары бубна (барабана и т.п.) - папапа (или татата), медленно идти под редкие удары - па___па___па___ (или та___та___та___); - руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены вниз; попеременно в медленном темпе опускать вниз то правую, то левую руки - та___та___та___, в быстром темпе выполнять те же движения ладонями обеих рук - тататата; - медленно идти вперед - та__та__та__, в быстром темпе топать ногами на месте (одной ногой) - тататата; - старенький дедушка идет медленно - па___па___па___ (или та___та___та___), маленький мальчик (девочка) идет быстро - папапа (или татата) и т.п.; - пользуясь игрушкой (кукла, мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.), показать, как она идет медленно - па___па___па___ (или та___та___та___), идет в нормальном темпе - па_па_па_ (или та_та_та_), бежит - папапапа (или татата); - сесть на пол, ноги в стороны; часто ударять кулаками о пол - папапа, ударять кулаками по ногам в нормальном темпе - па_па_па_, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па__па__па__ (или наоборот); - стоя на коленях, хлопать в ладоши в быстром темпе - тататата, хлопать ладонями по ногам в нормальном темпе - та_та_та_та_ и по полу в медленном - та___та___та___; - медленно шагать на месте - та___та___та___, идти вперед в нормальном темпе - та_та_та_та_ и бежать - тататата; - медленно идти вперед - та__та__та__, в нормальном темпе шагать на месте - та_та_та_та_, в быстром темпе топать ногами на месте - тататата; - старенький дедушка (бабушка) идет медленно - па___па___па___ (или та___та___та___), папа (мама) идет в нормальном темпе - па_па_па_па_ (или та_та_та_та_), маленький мальчик (девочка) идет в быстром темпе - папапа (или татата) и т.п.; - руки в стороны на уровне плеч ("самолет"); слегка покачивать руками в быстром темпе - вавава, медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч - в___а___в___а___в___а___; - изображать маленькую собачку и большую собаку; маленькая собачка лает аф-аф-аф в быстром темпе, большая - а___ф___-а___ф___-а___ф___ в медленном; - сидя на полу, ноги вперед - в стороны, руки согнуты в локтях на уровне груди; медленно опускать руки до пола, касаться его ладонями и возвращаться в исходное положение - ф___а___ф___а___ф___а___, сжать пальцы в кулачки, в быстром темпе раcкрывать - фафафафа; - руки подняты вверх; в быстром темпе производить легкие покачивания рук над головой - ляляляля, выполнять в медленном темпе наклоны в стороны - л_я___л_я___л_я___; - руки согнуты в локтях на уровне груди; энергично в быстром темпе встряхивать расслабленными кистями - бабабаба, в медленном темпе встряхиватье кистями, постепенно опуская их вниз - ба___ба___ба___; - И.П. то же; энергично и быстро встряхивать расслабленными кистями - бабабаба, попеременно встряхивать кисть то правой то левой руки в нормальном темпе - ба_ба_ба_, встряхивать кисти обеих рук в медленном темпе, постепенно их опуская - ба___ба___ба___.
Проводя описанные выше упражнения, следует помнить, что они направлены на формирование нормального темпа речи. Умение произвольно изменять темп произнесения речевого материала, крайне важно и как для внятности речи, так и для ее восприятия ребенком.
РАБОТА НАД ИЗМЕНЕНИЕМ СИЛЫ ГОЛОСА (рис. 6 и 7) После того, как в ходе первоначальных коррекционных занятий у ребенка уже вызван голос, его учат произносить слоги громко и тихо, громко, потише и тихо (как правило, со 2-го полугодия первого года занятий). Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Обучая детей произносить гласные, слоги, а позже - слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсирования звука. Это может привести к срыву голоса и к фальцету. Важно проводить работу не торопясь, по возможности ежедневно. Развитию голоса способствует длительное произнесение гласных, согласных м и в, воспроизведение ряда слогов. Каждый ребенок учится говорить громче и тише по отношению к индивидуальной силе своего голоса. Постепенно голос крепнет, и разница между нормальным и тихим или громким голосом увеличивается. Следует также следить за тем, чтобы усиливая голос, дети его не повышали.
|
|||
|