|
|||
Торговая маркировкаТорговая маркировка Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные или кассовые чеки, упаковку и товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы. Другое отличие торговой маркировки заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей мере связана с указанием данных о продавце, в меньшей – с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности для нанесения информационных данных; а также ее назначением – довести информацию о торговой фирме. Благодаря идентифицирующей функции отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (п. 51 — требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров) и Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (п. 5 — реквизиты кассового чека) Предусматриваются следующие требования к содержанию основных носителей торговой маркировки. Товарный чек: наименование продавца, его торговый знак, наименование товара, его размерные характеристики (масса, объем, длина и др.), дата реализации, цена. «Покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца. Правила продажи отдельных − видов продовольственных и непродовольственных товаров (от19.01.1998 г. №55 с изменениями и дополнениями) (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81).
Товарный ценник: наименование товара, его изготовителя, сорт, срок годности, цена товара за единицу измерения. «Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.» Правила продажи отдельных − видов продовольственных и непродовольственных товаров (от19.01.1998 г. №55 с изменениями и дополнениями)
Не запрещается указывать и другие сведения (например, фирменные знаки, адреса, телефоны продавцов и пр.).
Кассовый чек: наименование продавца (магазина или другой торговой организации), номер кассового аппарата, дата продажи, стоимость каждой покупки. «21. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.»
Кассовые чеки и товарные ценники являются обязательными для всех реализуемых товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека при некоторых формах мелкорозничной торговли, определенных Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при реализации радиотоваров и электробытовых товаров вместе с погашенным кассовым чеком. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдается кассовый или товарный чек с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены. Таким образом, обязательные требования к торговой маркировке разных групп непродовольственных товаров неодинаковы. Для сложнотехнических товаров обязательно совместное применение двух носителей торговой маркировки – товарных и кассовых чеков; для тканей, одежды и обуви эти носители являются взаимозаменяемыми.
Счета в торговле обычно выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют одновременно функции носителей товарной маркировки и товарно-сопроводительного документа. Счета не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара. В счетах указываются наименование продавца, комплектность, дата и стоимость покупки, ставится штамп об оплате. После доставки товара покупатель удостоверяет подписью получение товара, а иногда и указывает количество единиц в комплекте. Счета, выдаваемые посетителям ресторанов, кафе и баров, выполняют функции товарных или кассовых чеков и служат обоснованием стоимости услуг, предоставленных посетителю. Счета выписываются официантами или руководителями предприятий общественного питания. Они предназначены для расчета с посетителями предприятий или заказчиками услуг общественного питания. Одновременно счет служит документом, подтверждающим оплату услуг общественного питания. В счетах содержатся: наименование предприятия, дата, наименование услуг (или блюд), их стоимость, подпись ответственного лица. Счета выписываются индивидуальным посетителям только в ресторанах, барах и кафе, а заказчикам услуг общественного питания (банкетов, ужинов, при приготовлении кулинарных блюд и кондитерских изделий по заказу и т.п.) – на предприятиях всех типов. В столовых и закусочных расчет за услуги индивидуальным посетителям осуществляется через кассу, поэтому счет не выписывается, а выдается кассовый чек, который, как и в магазине, служит подтверждением оплаты услуг. Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных и расчетных узлов. В ресторанах и кафе каждому посетителю выдается фирменное меню многоразового пользования. Требования к информации, представленной в меню, устанавливаются Правилами производства и реализации продукции общественного питания. В меню должна быть отражена следующая информация: наименование предприятия, дата, наименование блюд, их масса, цена и подпись ответственных лиц
|
|||
|