Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ



ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Потребность в пище является одной из первичных, биологических потребностей. Такие потребности, касающиеся выживания, согласно теории А. Маслоу, должны хотя бы минимально удовлетворяться, чтобы далее становились актуальными потребности более высокого уровня [28]. Но еда имеет и социальное значение и с самого рождения связана с межличностным взаимодействием. Пищевые привычки определяются традициями семьи и общества, религиозными представлениями, жизненным опытом, советами врачей, модой [13], [16]. Кроме того, в культовых и религиозных системах также присутствует связанная с едой символика. Так, в христианстве воспоминание о божественной трапезе занимает центральное место в богослужении, символизируя и жертвоприношение, и приобщение к гóрнему миру. Пищевое поведение присутствует во всех аспектах человеческого бытия. В обыденной речи есть поговорка: «Кто хорошо ест, тот хорошо работает», которая указывает на то, что пищевое поведение может свидетельствовать и об особенностях характера человека. В то же время сами установки на пищевое поведение могут формировать стиль жизни.

Итак, пищевое поведение человека предстает в сложном виде, являясь средством разрядки психоэмоционального напряжения; чувственным наслаждением, выступающим как самоцель; элементом общения, когда еда связана с пребыванием в коллективе; фактором самоуважения, когда первостепенную роль играют представления о престижности пищи и о соответствующей «солидной» внешности; символом в определенных ритуалах и религиозных, национальных, семейные традициях; способом компенсации неудовлетворенных потребностей (в общении, родительской заботе и т.д.); наградой или поощрением за счет вкусовых качеств пищи; удовлетворением эстетической потребности [26, приводится по 16].

В известном риторическом вопросе «Есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть?» закреплен дуализм отношения людей к пищевому поведению, возможно, заложенный в самой природе человека. Мы постараемся на некоторых исторических примерах показать, как воплощаются в философии и практике жизни эти установки пищевого поведения «есть, чтобы жить» и «жить, чтобы есть». Но, если коснуться проблем патологии пищевого поведения, то можно добавить в приведенную выше фразу и третий вариант: «жить, чтобы не есть».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.