Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы пути.



3. Этапы пути.

На пути к Духу можно условно выделить следующие основные этапы: уровень форм, уровень смыслов, уровень «я» и высшее я.

1) Уровень форм. Это тот план деятельности ума, который нам лучше всего известен и понятен, и которым мы пользуемся чаще всего. Здесь происходит постоянное движение различных форм: образов, звуков, слов. На первом этапе медитации мы входим в состояние наблюдения за ними. Этот шаг может сделать каждый. Так же этот уровень можно назвать уровнем бодрствования, так как когда мы не спим, он задействован в наибольшей степени. Бесконечно проигрываются прошлые и будущие ситуации, различные виды внутреннего диалога и совершенно несуразные мысли. Сам факт отстранённого наблюдения за ними уже может многое дать нам: мы лучше поймём по каким законам происходит это движение. Есть известная фраза «пришла в голову мысль». А откуда пришла? И куда потом ушла? Здесь мы учимся наблюдать процесс возникновения и исчезновения мыслей, не поглощаясь ими, но проходя сквозь этот слой, позволяя ему успокоиться. По мере того, как мы утверждаемся в позиции наблюдателя, этот мутный поток, лишившись батарейки нашего неосознанного отождествления, становится более спокойным и упорядоченным. Затем он и вовсе начинает таять, возникают промежутки пустоты, когда мыслей нет совсем. И потихоньку эти промежутки пустоты становятся всё более продолжительными, пока наконец поток форм не отключится совсем, и мы не погрузимся в полное внутреннее безмолвие. Этот момент можно назвать первой ступенью медитативного состояния: остановка внешних форм мысли. Тут есть опасность вместо того, чтобы перейти в медитативное состояние, заснуть. Поскольку движение образов и прочего выдаёт тонус нервной системе в том числе, необходимую стимуляцию, а когда поток прекращается, тело и ум может воспринять это как сигнал к засыпанию. Однако, если мы сохраним осознанность, вместо засыпания мы переходим в состояние повышенного осознания, на более тонкий уровень ума.

2) Уровень смыслов. Он открывается нам после того, как мы реально остановили поток форм. Смысл в данном случае – это некое наполнение, наделяющее форму качеством, но не являющееся этой формой. Например, есть понятие «дерево». Оно воплощено во всех деревьях, то есть любой образ дерева (тополя, ёлки, пальмы, какого угодно) будет содержать в себе этот смысл. Но сам смысл ни одним из этих образов не является. Более того, он может быть вложен даже во что-то совсем другое. Например, есть такая схема «дерево сефирот», как одно из символических изображений структуры мироздания. Но в этой схеме нет ни корней, ни листьев, однако смысл можно вложить в любую форму. Более того, смысл дерева не является даже словом «дерево», потому что можно выразить его на другом языке, например, английском (tree). Слово другое, но смысл тот же. Смысл – это не образ, не слово, это нечто бесформенное, наделяющее слово или форму смыслом. И смысл может быть как оформленным, так и не оформленным, не проявленным. Например, мы просто знаем смысл дерева, нам не обязательно думать всё время образы с ним связанные. Он в нас присутствует как некое зерно, способное мгновенно прорасти в бесконечное число образов различных деревьев и слов на разных языках, обозначающих дерево. А есть и более сложные смыслы. Например, красота. Есть красивые машины, красивые люди, пейзажи, у каждого народа или культуры свои критерии красоты, но смысл – един. Уровень смыслов таким образом – это план деятельности ума, где существуют вот такие не имеющие формы вещи. И там они тоже можно сказать находятся в неком движении, но это движение на порядок более тонкое, чем движение форм. Тут можно сравнить движение форм с перемещением костяшек на счётах, а движение смыслов с перемещением информации в компьютере. И то и другое – движение, но движение информации в компьютере, хоть и гораздо более быстрое, выглядит как покой. После остановки форм мы получаем возможность воспринимать напрямую смыслы, или получать своего рода прямое знание без посредничества различных носителей, замедляющих процесс. Это выглядит как кристальная ясность, покой и часто своеобразный кайф, ощущение уменьшения физического веса. Такова первая ступень медитативного состояния. Получается, что мы уже не думаем, но некий более тонкий процесс всё равно есть. На этом этапе могут возникать различные инсайты, как прямое проникновение в суть различных проблем, которые мы не могли решить, как внезапное понимание каких-либо мировых законов или смысла различных мистических систем. Или просто пребывание в состоянии необычайной ясности и осознавания множества тонких процессов здесь и сейчас, которые просто не замечались в более грубом состоянии. Есть так же вариант, что на этом шаге медитация может превратиться в своего рода осознанное сновидение, в котором мы можем увидеть необычайно яркие образы, отличающиеся от наших привычных мыслеформ. Либо воспринять более тонкий слой мира – энергетический. Далее у нас появляется выбор: остаться на этом уровне, отождествиться с ним, или шагнуть дальше. Если мы не вовлекаемся в игру волн осознания и кайфа, но наблюдаем это точно так же невовлеченно, как до этого наблюдали формы мысли, то появляется возможность следующего шага. Мы начинаем замечать, если утверждаемся в позиции наблюдателя, что эта ясность и осознанность – тоже движение мысли, и оно может быть остановлено. В большинстве случаев, когда говорят об остановке мысли или внутреннего диалога, речь в основном идёт об остановке внешних форм, и далее идёт отождествление с уровнем смыслов, на котором ведётся основная работа уже на его плоскости. Наша же задача пройти сквозь этот уровень без его отрицания и подавления, но и не отождествляясь с ним, достигнув его остановки. Механизм тот же: наблюдение без отождествления. И по мере этого наблюдения мы начинаем ощущать, что этот уровень тоже останавливается, и сквозь бреши в его движении начинает проступать еще более глубинная пустотность, в которой даже нет этой ясности, но есть нечто иное. Подобно тому, как сквозь атмосферу проглядывает открытый космос. Остановка смыслов на грани перехода на следующий уровень выглядит, соответственно, как бессмысленность. В том числе и бессмысленность практики. Но если мы реально не отождествляемся с остановкой смыслов, то мы проходим сквозь это, высвободив осознанность с этого уровня. Если же не удастся пройти, то мы либо заснём сном без сновидений на какое-то время, либо можем утратить интерес к практике надолго, ощутим бессмысленность всей этой работы, и это станет нашей мотивацией.

3) Уровень «я». Следующий, еще более глубинный слой, на котором базируются все смыслы и формы, но он не является ни одним из смыслов или форм, но тем, благодаря чему они все существуют, то, внутри чего это всё происходит. Причем смыслы внутри я это не как например в сосуде вода (объекты равной реальности), а как картинка внутри компьютера. Компьютер – нечто качественно иное, так же и «я» нечто более всеобъемлющее чем любые смыслы, и всю их бесконечность включает в себя, не являясь ими. Соответственно, любое объяснение «я» с позиции каких-то смыслов или концепций очень упрощает реальность. На уровне форм существуют объяснения и образы, на уровне смыслов понимания, на уровне я – сознающая себя жизнь, присутствие. Опыт прямого восприятия этого уровня даёт ощущение освобождения и блаженства. На этом этапе все поиски смысла жизни, какой-то цели, заканчиваются. Само осознавание этого уровня, как особое состояние, и есть ответ на все подобные вопросы. Просто самосознание, свободное от чего бы то ни было ещё. Бытие. Это квинтэссенция смертного сознания, высший уровень, доступный смертному уму. И тем не менее этот уровень, не смотря на все качества, тоже по-своему ограничен. Его ограниченность – не в понимании или непонимании, а в смертности. Это я возникло как ментальная искра чистого света в момент рождения, оно может включить в себя бесконечное число смыслов, любую информацию, в том числе информацию о прошлых воплощениях, может пережить состояния единства с планетой, космосом, многие состояния, называемые самадхи. Можно обрести и большую силу влияния мысли, опираясь на этот уровень. И опять же, мы можем отождествиться с этом уровнем и надолго на нём зависнуть, познавая различные запредельные состояния. Но можем и пойти дальше, войдя в позицию незаинтересованного наблюдателя. Тогда настанет момент, когда мы увидим со стороны это самосознание как некое тончайшее движение ума. И по мере пребывания в позиции наблюдателя, начнём достигать ещё более глубокой остановки, когда останавливается само «я», и мы приближаемся к его границе. А остановка движения, поддерживающего я, означает исчезновение я, то есть смерть. Среди глубоких и кайфовых состояний мы можем вдруг ощутить надвигающуюся смерть, или как будто что-то хочет поглотить нашу душу, или просто всеобъемлющая тьма небытия накатывает на нас. Но если нам хватает намерения и осознанности пройти сквозь это не отождествляясь, тогда появляется возможность коснуться более глубинного уровня.

4) Уровень высшего я. О нём очень сложно что-либо сказать. Но на этом этапе мы переживаем состояние сущности вне рождения и смерти.

Важно понять, что в процессе своего движения – возвращения к истоку мы ничего не создаём, не делаем ничего такого, что было бы для нас новым. По сути, те же этапы погружения в пустоту мы проходим каждую ночь, когда засыпаем и проходим все фазы сна от «быстрого» (сна со сновидениями) к «медленному» (сон без сновидений). Так же неоднократно достигали мы и грани более глубокой – смерти в процессе перевоплощений. Медитация отличается от этого только тем, что мы учимся осознанно делать то же самое, что всегда делали бессознательно. Мы просто обнаруживаем себя на новом уровне, и это в корне меняет всё. И каждому новому осознанию часто предшествует серьёзный кризис мотиваций, мировоззрения, по ситуациям в жизни. Но вместе с новым осознанием приходит всё более всеобъемлющая полнота бытия теми, кто мы есть на самом деле, всё большая свобода и подлинная самореализация. По мере того, как на смену различным программам и автопилотам приходит более глубинное понимание сути происходящего и себя самих, как дым рассеиваются многие проблемы, которые считались важными и трудными еще недавно.

Так же важно осознать, что описанная здесь практика медитации не является атрибутом избранных «высокодуховных» существ, в отличие от большинства «низкодуховных». Начать практику может абсолютно любой человек вне зависимости от уровня сознания, навыков, социального статуса или возраста. Мысли есть у всех, начать созерцать их может каждый, это доступно всем. Но вот как далеко человек может продвинуться в самоисследовании, в движении к соединению с Духом или Богом в своём сердце, это уже зависит от многих факторов. И никогда точно не ясно, как далеко человек может зайти по этому пути. Так что будет вполне верно сказать, что у каждого есть шанс, так как Дух в каждом. И многое будет зависеть не столько от навыков, которые ценятся в обществе ли в этом мире для выживания, сколько от способности вслушиваться в зов Духа и искренней преданности этому направляющему зову, позволяющей постоянно освобождаться от собственной косности и прочих самоограничений. Никто не сдерживает человека на этом пути, кроме него самого, его представлений и последствий его прошлых действий (кармы).

Стоит так же особо упомянуть о том, что описанная картина практики и пути – лишь карта местности. И она не отражает всего бесконечного разнообразия состояний, опытов и ловушек, с которыми можно столкнуться. Это описание так же относится к реальности, как яндекс карты к реальной местности. Да, это позволяет проложить маршрут и начать двигаться, иметь ориентиры, но реальность всегда сложнее и интереснее любого описания.   

 

Автор текста - Сергей Мельников
Автор обложки - Галина Рябова

Время публикации - март 2014 года

 

Если вам понравилась книга и вы хотите отблагодарить авторов, можно перечислить любую сумму на яндекс кошелёк: 41001445811876

Если вас интересует обучение, милости просим на наш сайт: http://www.planes-reality.com/

Всем успехов в развитии!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.