Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод. Техника выполнения.



2. Метод

В самом методе медитации можно выделить 4 главных элемента: расслабление, наблюдение, осознание и намерение. Когда все эти элементы задействованы правильно и едины друг с другом, практика идёт в нужном направлении. 

1) Расслабление. Во-первых, это чисто физическое расслабление мышц, которые мы хорошо контролируем и осознаём. Во-вторых, расслабление более тонких напряжений в теле, которые мы зачастую в полной мере даже не осознаём и почти не чувствуем. Например, внутренние мышцы живота, горла, микронапряжения в различных точках тела. Эти микронапряжения составляют зажимы для движения энергии, создавая доминанту на уровне нервного импульса и влияя на движение энергии в каналах эфирного тела, или тела жизненности. Это самое близкое из тонких тел к физическому, обеспечивающее жизнью физическое тело. Правильное расслабление, если мы просто правильно физически расслабимся, - это уже меняет нашу энергетику и повышает способность к сосредоточению. Далее можно говорить о психологическом расслаблении. Это касается эмоций и мышления. К эмоциям можно отнести напряженное ожидание результата, предвкушение, вообще волнение любого рода на тему различных важных для нас вещей, любую явную эмоцию. Это напряжение проецируется на физическое тело, мешает сознанию сосредоточиться на процессе, на том, что идёт сейчас, а не том, что мы ждём или по какому поводу волнуемся. Соответственно чем сильнее это напряжение, тем хуже практика. Самый распространённый вариант – ожидание результата, которое реальному результату препятствует. Расслабить эмоции, таким образом, означат войти в спокойное ровное состояние, в котором нет ни явного плюса (экзальтированной радости, возбуждения), ни явного минуса (угнетения, депрессии). Следующий этап – расслабление мышления. Это означает отпускание всех убеждений и идей, касающихся практики и всего остального, своего знания о себе и мире. Это постоянное удерживание картины мира неким избыточным ментальным напряжением является щитом, которым мы защищаемся от неизвестного. Сюда так же входит постоянное прогнозирование возможных вариантов развития событий, постоянное моделирование. Как правило, еще до того, как мы начинаем что-то делать, у нас подсознательно уже формируется представление о том, как оно должно быть. Важно отпустить это представление, перестать удерживать картину мира. Иными словами, принять то, что мы не знаем кто мы и что это за мир, зная однако, что находимся в дружественной среде. Тогда мысль расслабляется и раскрывается, позволяя новому опыту войти и сосредоточиться на настоящем моменте, реальности в более тонком и глубоком смысле, чем известная картина физического мира. В итоге должно возникнуть состояние физического расслабления, эмоционального равновесия, готовности воспринять неизвестное и включения в настоящий момент. 

2) Наблюдение. Позиция наблюдателя означает, что мы именно наблюдаем. Наблюдение – наше единственное делание. Не оценка, не управление, не подавление, не усиление, только наблюдение. Еще важный параметр наблюдателя – это позиция вне того, что он наблюдает, не вовлеченность. Войти в позицию наблюдателя по отношению к чему-либо означает, что мы, во-первых, вышли за пределы того, что собираемся наблюдать, во-вторых, достигли состояния полной незаинтересованности и бездействия по отношению к тому, что мы наблюдаем. Под наблюдением здесь имеется в виду не обязательно зрительное восприятие (одна из наиболее частых ассоциаций с идеей наблюдения). Это могут быть какие угодно ощущения, важно сохранять не вовлеченность, незаинтересованность и бездействие. В физических опытах помимо прочих параметров необходимым элементом любой системы отсчёта является наблюдатель, как нам известно из школьного курса физики. В практике медитации это так же важный элемент, определяющий ход событий, ничего вроде бы не делая, но само нахождение в позиции наблюдателя уже меняет процесс. Если мы чего-то ждём, на процесс влияют наши ожидания и оценки. Если мы вовлечены в процесс (отождествлены с ним), на него влияет наша неосознанная вовлечённость. Но когда мы перестаём вовлекаться и оценивать, на процесс начинает влиять сама наша сущность напрямую без фильтров. Любая оценка и ожидание основаны на нашем опыте или концепциях, но сущность же гораздо глубже любых представлений и концепций, и её влияние через незаинтересованное наблюдение начинает смещать процесс к ней самой, в неизвестное. Но, в то же время, смутно знакомое и притягивающее единство с Духом. В медитации мы наблюдаем за мыслями и чувствами, и прочими более тонкими процессами в сознании. То есть выделяем себя из всё более тонких процессов, созерцая их со стороны, не за счёт их подавления или отрицания, или оценки, но за счёт выхода за пределы этих процессов и всё более отстранённого наблюдения, всё большей чуткости и освобождения от подсознательных отождествлений с этими процессами. Любые процессы внутри нас питаются нашим отождествлением с ними. Отождествление – это как батарейка для смыслов, чувств, усиливающая их. Когда мы перестаём отождествляться с ними и говорить «это есть я», и начинаем их рассматривать просто как некое природное явление, не имеющее к нам прямого отношения, подобно ветру за окном, эти процессы теряют источник энергии и начинают останавливаться, успокаиваться. В результате от грубых до всё более тонких слоёв наш ум достигает полной остановки, но при этом сохраняется осознанное присутствие наблюдателя. Далее, в этой всё более углубляющейся пустоте начинает всё в более полной мере присутствовать и осознаваться истинная сущность, высшее Я. Итак, при правильном входе в позицию наблюдателя мы созерцаем остановку всё более тонких процессов мысли и чувств.

3) Осознанность. Пожалуй, самый сложный элемент для объяснения, наряду с намерением. Хотя, это вещь вполне конкретная. В нашем сознании помимо прочего можно выделить 5 элементов. Первый – восприятие. Что такое восприятие вполне понятно, так как каждый воспринимает. Пусть не ясны многие механизмы этого процесса, но восприятие каждый ощущает, это и есть способ ощущения. Второй – внимание. Тоже вещь понятная, мы можем его направлять, контролировать, знаем куда оно направлено. Третий – память. Тоже относительно ясная вещь, мы можем ей пользоваться на своё усмотрение. Четвертый – мышление, способность порождать мысли, познавать. И пятый – осознанность. Вот этот элемент не так очевиден. Это не мысли, не память, не восприятие и не внимание, но то, что присутствует в этих элементах, не являясь ими, но делая их осознанными или нет. Можно сказать, осознанность – это источник остальных качеств, естественное свойство самой основы сознания. Понять, что это такое, можно на примере разницы между сном и бодрствованием. Во сне мы можем совершать какие-то действия, о чём-то думать, помнить, направлять внимание. Наяву можем делать то же самое, но есть разница: во сне мы менее осознаны, а наяву более осознаны. Эта осознанность вне действий и мыслей, но в то же время реальна. Вот именно это качество имеется в виду под словом «осознанность»: некая особая включённость, или «пробуждённость». Когда растёт осознанность, мы ощущаем, что предыдущее состояние меньшей осознанности подобно сну, а новое, более осознанное, подобно пробуждению для более полного познания реальности. Еще важно отметить, что осознанность – это не алгоритм действий. Непонятно, что нужно делать, чтобы стать осознаннее, но тем не менее это возможно. И возможно за счёт намерения, когда мы просто намерены быть осознаннее, будучи расслабленными и не отождествлёнными с мыслями, достигая всё более полной их остановки. И именно осознанность не имеющая формы ( а не память, не мышление, не внимание, не восприятие) может достичь прямого познания высшего я за пределами форм, мыслей и отождествлений с чем либо ещё. Именно за счет осознанности достигается третья ступень (самадхи) практики (первые две – дхьяна и дхарана, сосредоточение и медитация) – полное слияние с объектом и осознание его как себя. Но важно тут иметь в виду, что в этом процессе самопознания себя как духа нет конечной цели. Это погружение в бесконечность, осознание себя бесконечностью всё в большей степени, и в этом процессе всё меньше нашего привычного «я», или эго вплоть до полного его исчезновения. Важно освободиться от концепции конечной цели, важно полностью отдаться бесконечному процессу, или встать на путь с сердцем, движение по которому доставляет подлинную радость и проявляет истинную сущность. Осознанность – это то, что делает процесс осознанным. Нам может сниться, что мы медитируем, но когда мы осознанно делаем то же самое, это придает практике подлинную реальность. Часто осознанность подменяется какими-то автоматическими реакциями или алгоритмами. Например, сейчас техника дошла до такого уровня, что создаются компьютерные программы, способные обыграть в шахматы чемпиона мира. То есть алгоритм настолько совершенен, настолько хорошо имитирует сознание, что даже превосходит своего создателя в исполнении алгоритма игры в шахматы. Однако это всего лишь имитация, но не осознанность. Бывает так, что человек настолько невежественен, что считает сознание всего лишь набором алгоритмов. Но осознанность – это не алгоритм, это источник всех возможных алгоритмов, нечто качественно иное. Это источник миров, в том числе наших миров сновидений. Да и то, что мы называем объективной реальностью, в Индуизме называется не иначе, как сон Брахмы, то, что родилось из его сознания. В медитации мы не засыпаем, но наоборот, еще сильнее пробуждаемся. Уходим от бесконечного творения всё новых и новых алгоритмов, или миров образов, различных снов и представлений, и достигаем состояния чистой осознанности, в которой проявляется более полное знание нашей истинной сущности. Можно сказать, в спокойном уме, как в идеально гладкой водной поверхности, почти без искажений отражается небо нашей истинной природы. Таким образом, в медитации мы достигаем не засыпания, но всё большего возрастания осознанности, всё большей пробуждённости и выхода за пределы обусловленности формами и органами чувств.

4) Намерение. Намерение, или мотивация – это то, что выдаёт первичный импульс и задаёт процессу направленность, от чего очень сильно зависит результат. Главное и единственно верное намерение для начала практики и правильного её течения – это намерение достичь Духа. Просто достичь высшего Я не для чего-то, а ради него самого. Но поскольку Дух вне форм, и вообще неизвестно что, то мы его никак не представляем. Есть в русских народных сказках последний самый сложный подвиг, который должен совершить богатырь: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Это прямое указание на высшее я, Дух не имеющий формы, который в некоторых интерпретациях этой сказки находится за границей мира живых и мертвых, за рекой Смородиной, разделяющей эти миры. То есть намерение в данном случае должно быть непреклонным, лишенным каких либо образов и сходным с готовностью умереть, полностью сдаться на волю Духа ради него самого. Не ради того, чтобы стать лучше, не ради того, чтобы стать сильнее, не ради того, чтобы стать счастливее, не ради чего иного кроме самого Духа, полного его осознания как себя и растворения в этом осознании отождествления с человеческой личностью. Сформировать правильное намерение с первого раза в начале практике очень трудно, почти невозможно. Например, человек принял как ему кажется решение достичь контакта с Духом, осознать его ради самого этого факта. Но реально, где-то подсознательно он ждёт удовольствия. Есть подсознательное убеждение, что Дух - источник только удовольствия. Да, есть в этом и кайф, когда достигаются глубокие состояния, но не только. В итоге получается, что он стремится не столько к Духу не имеющему формы, сколько к удовольствию. В итоге это вносит искажения, и когда вместо удовольствия во время проработки блоков после периода кайфа человек получает напряжение и болезненные трансформации, его вера может пошатнуться. Но всегда в такие моменты есть выбор: принять, что Дух - не только удовольствие, а удовольствие и страдание - лишь преломления его присутствия через наш ум, либо продолжать стремиться только к удовольствию в понятном смысле. Если мотивация не меняется, то практика либо прекращается, либо человек может много лет топтаться на месте, так и не сделав следующий шаг, но пребывая в иллюзии, что он движется по Пути. Подменой истинного намерения может быть какая угодно идея, и эти идеи могут быть столь тонкими, что не сразу можно их соотнести даже с нашей жизнью. Намерение в данном случае - это постоянное преодоление иллюзий, способность пройти сквозь них повинуясь глубинному зову сродни инстинкту, готовность расстаться с самой главной: иллюзией своего отдельного я.

Итак, чтобы правильно войти в процесс медитации, необходима готовность достичь Духа ради него самого не смотря ни на что, расслабленность, позиция не вовлеченного наблюдателя по отношению ко всем процессам, которые можно ощутить, и осознанность. 

Техника выполнения.

1) Садимся поудобнее, расслабляемся, чтобы тело чувствовало себя комфортно.

2) Позволяем себе ощутить настоящий момент, отпускаем все мысли, ожидания, желания, воспоминания. Просто находимся здесь и сейчас, но не напрягаясь, а расслабляясь. Постоянное моделирование будущего и анализ прошлого – это напряжение. Стоит нам расслабиться эмоционально и ментально чуть больше, и мы автоматически просто ощущаем настоящий момент, находимся, собираемся здесь и сейчас, начинаем глубже осознавать этот момент, в котором сосредоточены бесконечные возможности.

3) Осознаём здесь и сейчас, что вся практика есть путь к Духу, не имеющему формы, неописуемому, но присутствующему в нас и во всём мире. И наша медитация есть подношение ему, это способ осознанно предоставить себя в полное его распоряжение, слиться с ним воедино, повинуясь глубинному чувству направления, на благо всех существ. Это подобно возвращению домой. 

4) Отпустив это, входим в состояние наблюдения за мыслями. Отстранённо созерцаем движение мыслей в уме как некое природное явление, не имеющее к нам прямого отношения. Не пытаемся их оценивать, вглядываться в детали, подавлять и так далее. Ничего с ними не делаем, но и не отождествляемся с ними, удерживая позицию не вовлечённого наблюдателя, позволяя мыслям и чувствам всё больше успокаиваться, сохраняя осознанность.

5) Когда достигается состояние остановки мысли, мы созерцаем пустоту, продолжая просто наблюдать и осознавать, позволяем себе ощутить в этой пустоте более тонкие движения, отличные от привычной нам мысли. Созерцаем это, но не создаём, не оцениваем, погружаясь во всё более полную и всеобъемлющую остановку ума без потери осознанности.    

Очень важно понять, что мы не напрягаемся и не делаем что-либо, мы расслабляемся и наблюдаем. Это сложно для нашего ума, взращенного в мире действий и результатов. В нас очень глубоко сидит, что чтобы чего-то достичь, надо думать, желать, делать. Но в данном случае всё наоборот: чем меньше мы делаем и чем больше расслабляемся, тем эффективнее практика. Единственное делание – наблюдение и осознавание, отличное от думанья. Отсутствие действия, и всё же действие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.