|
|||
Часть вторая. Метод и сущность медитации.Часть вторая. Метод и сущность медитации. Как упоминание о пище не может насытить голодного, для утоления голода ему нужна сама пища, так и человек, желающй понять Пустоту Мысли, не может довольствоваться описанием Пустоты и должен осознать её с помощью медитации. (Миларепа) 1. Что такое медитация Медитация - слово латинское (meditation). В прямом переводе означает размышление. Можно сказать, что всякий раз, когда мы о чём-то задумываемся, это небольшая медитация. Объектом медитаци может быть что угодно. Важен сам факт концентрации мысли, который приводит к определённому состоянию. Первые уроки медитации мы получаем в обыденной жизни, сосредотачиваясь на своих делах, состояниях и окружающем мире, и если бы мы этих уроков не прошли, мы бы просто не выжили или как минимум были бы неадекватны. Навык медитации нам присущ с рождения. Абсолютно всем людям. Это не является прерогативой какой-то особой касты или особой расы, это есть в каждом и каждый может с этим работать. Но этот навык мы используем в основном поверхностно, хотя в минуты наивысшей заинтересованности мы можем сосредотачиваться всецело. И такие моменты спонтанного полного соредоточения испытывал абсолютно каждый человек хотя бы один раз в жизни. Особенно в детстве, когда мы учились ходить например, каждое движение требовало полной концентрации и осознанности. Это сейчас мы ходим не акцентируясь на этом процессе, но чтобы научиться требовалась вся наша концентрация и осознанность. Бывают такие моменты тотального сосредоточения и в зрелом возрасте. И часто это состояние полного сосредоточения сопровождается радостью, ощущением полноты бытия, покоем. Это связано с тем, что различные беспокойства существуют лишь тогда, когда мы не полностью в настоящем моменте, не полностью в процессе, и есть место для чего-то еще. Когда же мы полностью здесь и сейчас, полностью в том, что мы делаем, в нас нет места для чего-то иного, и мы просто напрямую открыты миру, открыты реальности большей, чем наши ожидания, или опыт, или представления. Бывает, что только в экстремальной ситуации человек может войти в такое состояние. Итак, западная (латинская) интерпретация термина "медитация" - это сосредоточение мысли и размышление, познание. Но есть и другие термины, отражающие схожее состояние, хоть и немного с другой позиции. В Индуизме процесс медитации разделяется на 3 ступени: дхьяна, дхарана и самадхи. Дхьяна - это этап концентрации внимания, когда мы сосредотачиваемся на объекте или процессе, но еще иногда возникают мысли и всякие отвлекающие факторы. Дхарана - это когда мы уже сосредоточились на объекте всецело, всё остальное ушло на второй план, и кроме объекта концентрации для нас ничего не существует. Самадхи - это полное слияние с объектом. На стадии дхараны еще есть тот, кто созерцает и созерцаемое, на стадии самадхи нет соезрцающего и созерцаемого, они сливаются воедино по принципу "я есть то". Здесь акцент именно на исчезновении двойственности. В восточном варианте процесс медитации раскрыт более глубоко, но не противоречит западному смыслу этого слова. Есть так же буддийский термин Дзен. Это особое состояние сознания человека, когда созерцая свою природу, он становится Буддой (пробужденным, просветленным). Здесь тот же принцип, сначала мы учимся созерцать нечто (свою природу), затем полностью на ней сосредотачиваемся и начинаем лучше понимать, и в конце концов становимся едиными с ней. Есть так же много других терминов, которые обозначают схожее состояние и процессы, которые присутствуют в различных учениях и традициях, но приведённых примеров для иллюстрации достаточно. Общность их заключается в том, чтобы достичь единства с объектом концентрации, будь то природа Будды, Бог, Дух, или что-то еще. Причем единства не на уровне физическом, или эмоциональном, или интеллектуальном. А на самом глубинном, на уровне отождествления и полного соединения с объектом самых глубинных аспектов сознания. Эмоции, мысли, ощущения - это различные проявления сознания. Но когда сознание всецело концентрируется на чём-то, мы уже не видим и не думаем об объекте, мы им являемся, и это нечто гораздо большее. Сейчас существует много разных интерпретаций практики медитации, когда люди учатся концентрироваться на различных вещах: медитация счастья, любви, денег, здоровья, силы и так далее. Суть одна: достичь единства с объектом. Разница лишь в объектах и способах достижения этого единства. Главным объектом созерцания является Дух, Высшее Я, природа Будды. Рано или поздно человек приходит к этому множеством различных путей. Всё остальное лишь тени и предварительная подготовка. Только Дух может дать истинную полноту, истинную реальность, ничто другое дать это не в состоянии, ничто иное не утолит этот голод по единству со своей естественной природой, находящейся за пределами рождения и смерти, за пределами описания, и всё же реальной, реальнее всего остального. И она к нам ближе всего близкого, нужно лишь обнаружить это. В йога Сутре Патанджали дано такое определение йоги: "Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облечения в различные образы [Вритти] В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] покоится в своем собственном [естественном] состоянии В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими видоизменениями." Это вполне исчерпывающе, хоть и кратко, объясняет основную суть практики медитации: усиление связи с высшим я, своим естеством. Что такое высшее я? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала коснёмся привычной нам личности. Есть наше обычное я, которое нам хорошо известно. Хотя, даже то я, которое мы считаем собой, тоже не так уж очевидно. Но, по крайней мере, есть критерии, которыми мы можем пользоваться для его описания. Это личность, которая сформировалась после рождения. В момент зачатия возникает "ментальная искра", или искра разума наряду с первичным зацеплением Духа за физический мир на клеточном уровне. Возникает не только смертное тело, но и смертное сознание, это важный момент. Искра разума это как чистый свет, вырастающий затем в своего рода ментальную оболочку. И эта искра уже на этапе возникновения отличается от сознания Духа, который будет воплощен. Это самый первый момент разделения на смертную и бессмертную природу. Можно сказать, эта искра зачаровывает, притягивает Дух, он отождествляется с её чистым светом, соединяется с ней, чем придаёт ей силы и способности к развитию, формирует её путь. По большей части этот процесс бессознателен. Далее проходит этап внутриутробного периода, родов. Оболочки становятся всё более материальными, всё более грубыми можно сказать, и та первичная искра, породившая ум в момент зачатия, уже спрятана за всё большим количеством покровов, и тем более Дух становится скрытым. На первый план выходит адаптация к окружающей среде, в процессе которой формируется личность, как своего рода программное обеспечение, написанное на базе оболочек. Формирование личности происходит под влиянием множества факторов, как вербальных и сознательно регистрируемых, так и невербальных и подсознательных. В течение первых лет жизни мы прикладываем все силы к тому, чтобы включить смертный ум, чтобы мы начали нормально воспринимать мир, понимать его и действовать в нём. Тут происходит как воспитание и обучение, получение сознательного опыта, так и невербальное формирование подсознательных уровней за счет информационного поля общества, семьи, планеты, астрологических сил. Причём, в первые годы жизни невербальная часть несравнимо больше, чем вербальная. В это время человек в школу не ходит, учебников не читает, но сам факт нахождения его в определённой среде формирует его сознание на глубинном уровне. Да и на последующих этапах роль невербальной составляющей очень велика. В молодости мы продолжаем развивать свою личность, укреплять, делая её всё более сильной, самодостаточной и замкнутой структурой. И в конце концов она становится слишком замкнутой, душной, в которой нам становится тесно, всё больше мы находимся внутри своих представлений, самоограничений, всё меньше непосредственного восприятия и осознавания, гибкости, прямого контакта с миром. Всё больше мы забываем кто мы. Находясь в этой тюрьме своего разума, человек начинает подсознательно или вполне сознательно искать выход, стремится достичь более раскрытого и чистого состояния, свободы, нового. Часто этот выход человек находит к старости в бесконечном вспоминании прошлого, прошлых моментов радости жизни и новизны, связанных с молодостью и детством. И это своё внутреннее состояние проецируется на внешний мир, порождая взгляд, что вот например в СССР всё было хорошо, а сейчас плохо, или до революции всё было хорошо, а сейчас плохо, или до перестройки, не важно. Важен факт обращения к прошлому, в котором есть след Духа и чистого сознания, не отягощенного таким количеством самоограничений. Но такой вариант приводит к еще большей замкнутости, косности и утрате связи с настоящим моментом, да и собственно Духом, что может порождать недовольство, раздражительность и депрессию. И это связано уже не столько с развитием, сколько с разрушением. В конце концов, только смерть разрывает этот замкнутый круг. Такова примерная схема развития и качества смертного сознания, хотя конечно тут возможно множество различных вариантов. Но главное свойство смертного сознания - это конечность и обусловленность опытом, формой и внешними условиями. Но есть другая часть, Высшее Я, бесконечная часть. Она существовала до рождения и будет существовать после смерти, её никто никогда не рожал и не убивал. Она лишь временно входит в отождествление с той или иной формой в момент зачатия, но затем уходит и возвращается к истоку в момент смерти. Она не где-то там но находится здесь же, и лишь наше невежество не позволяет увидеть её. Это наша истинная сущность, то, кем мы действительно являемся. А наша привычная личность - лишь тень бессмертного сознания. Личность, можно сказать - нечто искусственное, тогда как Высшее Я - нечто естественное, не созданное внешними условиями или человеческим воспитанием. И мы являемся этим уже сейчас, но только неосознанно. Чтобы обнаружить свою сущность не нужно предпринимать никаких привычных действий, которые мы постоянно совершаем, тренируя свой ум. Тут нужно нечто качественно иное: просто позволить осознанности охватить этот исток, стать им. И путь к этому - остановка мысли и выход за пределы смертного ума. Мы ничего при этом не создаём, не представляем, не нарабатываем новых качеств в привычном смысле. Творец всегда сложнее того, что он создаёт, и чтобы обнаружить творца, надо прекратить процесс творения мыслей, объяснений и моделей, и перевести внимание внутрь, чтобы осознать глубже, кто творит и разрушает личности в процессе перевоплощений, не являясь ими. Просто осознать себя, стать единым с этим истоком. И осознавание в данном случае отличается от "думанья", как процесса производства различных моделей. Далее, если новое осознание достигнуто, оно может быть в том числе и как-то описано, но описание всегда будет лишь временным, неполным и очень относительным. Медитация как процесс этого осознавания - не столько размышление на тему, сколько остановка мыслей и прямой опыт познания без посредничества каких-либо форм. Этот опыт освобождает от самоограничений, даруя истинную самореализацию. И этот опыт лежит в основе всех религий или мистических учений - прямой опыт контакта с божеством в себе, или как часто говорится «с богом в своём сердце». Затем эти учения обрастают интерпретациями, формами, которые всё дальше от Истока и даже могут стать причиной для вражды различных сект, потому что забывается единство Истока. Но если человек достигает касания своей бессмертной природы хоть в какой-то мере, в этот момент в его сознании теряют силу все противоречия между конфессиями и направлениями развития. Становится очевидно, что вершина одна, но путей к ней множество, и нет смысла утверждать, что какой-то из этих путей является единственно правильным. Каждому своё, и во всём одна суть одновременно. Обнаружив Дух в себе, человек обнаруживает его во всём. Но помимо костных догм в религиях есть такие фигуры как святые, которые поддерживают внутренний контакт с божеством. Именно они являются опорными точками, или источниками света, на которых держится учение. Вражда и неприятие существует только на уровне концепций, на уровне ума, когда смертный ум пытается за счёт думания отразить высшее я и подменяет истинное присутствие высшего я своими идеями. Но этот же свет есть в каждом из нас, остаётся его только обнаружить. Он присутствует во всех в равной степени, разница лишь в осознании этого факта, отличного от интеллектуального объяснения или эмоциональной веры. Полное слияние со своей истинной природой означает освобождение от всех омрачений и освобождение от колеса рождений и смертей. Основная цель медитации - получение прямого опыта знания себя безграничным духом и в предельном варианте полное освобождение от условностей смертной природы. Для того, чтобы достичь этой цели, не обязательно быть очень эрудированным и прочитать множество книг, не обязательно быть сообразительным в житейском смысле. Но достаточно уметь выходить за пределы отождествления с мыслями и концепциями. Далее, по мере практики человек получает различные переживания, меняется его тело и сознание, и могут помочь различные классификации состояний и опыт тех или иных традиций. Но это всё играет лишь вспомогательную роль. Основное - это следование зову своей истинной природы. И если мы следуем ему, все ситуации сложатся как это необходимо так, как мы и представить себе не можем. Мы получим нужные качества в том числе и ума и тела, чтобы быть адекватными новому опыту, найдём нужных учителей и книги, если это понадобится. Далее, новый опыт неизбежно отразится на нашей картине мира и образе жизни, но всегда важно помнить, что это лишь частичное и временное отражение и слишком не залипать на нём, превращая в догму, не подменять этим отражением сущность.
|
|||
|