Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вегетарианство.



Вегетарианство.

Закономерно, что в последнее время усилился интерес к вегетарианству и веганству. Сама идея вегетарианства, похоже, «стара как мир», вернее, как сам человек. Она известна и в древней Индии, и в Египте, знаменитые греки - Сократ, Платон, Пифагор, Плутарх, врач Эмпедокл, римляне Овидий, Сенека, - множество лучших умов древности защищали животных, вернее, отстаивали право человека быть человечным.

Вообще, оседлые земледельческие народы разводили скот ради молока и как рабочую силу. Мяса они практически не ели, но даже эти редкие жертвенные или праздничные мясные трапезы многими воспринимались критически.

       Народившееся христианство, при всех призывах к доброте и любви, признавало душу только у людей, и этим как бы давало санкцию на убийство животных. Раннее средневековье, время агрессивного христианства, время голода и болезней. Страшные эпидемии чумы и черной оспы уменьшили население почти вдвое, хозяйства приходили в упадок, урожая не было. Усилилось имущественное расслоение, появились феодальные замки, вокруг них росли города.  Об истории мясоедения, вернее, промышленного животноводства, хорошо пишет Ярослав Урбаньский. «Употребление мяса в пищу распространялось вместе с урбанизацией Европы. Городская сеть товарного обмена поглощала огромное количество продуктов животного происхождения, которые требовались в разных отраслях ремесла: дублении, шорном, скорняжном и сапожном деле, в производстве пергамента, жира, мыла, свечей, кистей, щеток. Для функционирования ремесел убивали миллионы животных, что изменило всю экономическую систему. Я даже думал о том, – пишет Урбаньский,- не стало ли мясо в тот период побочным продуктом, который попал в городской рацион?». Мясо считалось роскошью для богатых, и, к сожалению, стало «сладким», как всякий недоступный плод.

Возрождение вернуло лучшие умы к светлому античному нравственному взгляду на жизнь. Пифагорейские и неоплатонические идеи становились снова авторитетными в Европе. Возвращение к античной философии выразилось в осознании того, что животные чувствительны к боли и поэтому заслуживают сочувствия и защиты.

Эпоха новых географических открытий принесла в Европу много новых сельскохозяйственных культур такие как картошка, кукуруза и т. п. Это оказало благотворное влияние на здоровье людей. В состоятельной Италии Эпохи Возрождения такие личности, как диетолог Луиджи Корнаро (1465–1566), подвергали строгой критике сложившееся пристрастие к излишествам высшего класса и рекомендовали вегетарианскую диету. Открыто осуждал потребление мяса великий Леонардо да Винчи (1452–1519).

А в это же время в Европе «овцы ели людей», так описывали современники процесс передела собственности. Начинающие капиталисты отбирали крестьянские земли под пастбища, уничтожая целые деревни. Развивалось производство сукна, шерсть ценилась дорого, поэтому «копыто овцы превращало песок в золото». Одни быстро богатели, другие – крестьяне, нищали и бунтовали, но были бессильны против наступающего капитала.

Вскоре животноводство стало очень доходным бизнесом, особенно оно обогащалось во времена войн, постоянно происходивших в Европе (Тридцатилетняя война, война Алой и Белой розы, религиозные, династические, территориальные, за «владение миром»…) В это время повышалась потребность в шерсти на сукно для шинелей, в коже для сапог, ранцев, амуниции, а сколько лошадей – верховых и тягловых требовалось для всадников и артиллерии, и для обоза; стада коров сопровождали (и сильно замедляли) продвижение армий… Животные не только участвовали в сражениях, но даже… решали исход компании. В «стоянии на Угре» (1480г.) после многомесячного неподвижного выжидания, когда начались морозы и лошадям стало нечего есть, вот тогда хан Ахмат повернул свое войско, и Россия окончательно избавилась от разорительной дани!. Потребности лошадей оказались решающими.

 А в 1810 году ресторатором Николя Апером были изобретены консервы и представлены Наполеону как еда для военных походов, сильно ускорявшая передвижение войск.

Еще агрессивнее животноводство вело себя во вновь открытой Америке. Из интервью Ярослава Урбаньского: «Белый человек превратил Америку в пастбище?

— Практически в буквальном смысле. Он привез с собой свиней и коров, а они стали одновременно биологическим оружием, которое убило 90% коренного населения. Довольно долго считалось, что Новый свет населяли небольшие группы индейцев. Современная наука открыла, что там жили десятки миллионов людей, которые погибли от болезней животного происхождения: у них не было от них иммунитета. Многие умерли, не съев за всю жизнь ни куска мяса. Колонизаторы, конечно, не применяли это биологическое оружие целенаправленно, однако весь американский континент оказался открыт для европейского скота. В Северной Америке еще требовалось истребить бизонов. Сначала в их популяции увеличился падеж из-за болезней, которые привез с собой домашний скот, а потом лет за 10 отстреляли остальных. Так создавались поля Техаса и овеянного романтикой Дикого Запада, по которому гонят свои стада одинокие ковбои, как это показывают в вестернах. Мы не видим продолжения: куда они их гонят. А это железнодорожные станции, на которых скот загоняют в вагоны и везут на бойни в Чикаго, где на крюках висят сотни тысяч освежеванных туш. Это была заря промышленного животноводства.»

Бойни стали градообразующим предприятием Чикаго. Кроме консервных фабрик и рефрижераторов на Бойне строятся мастерские и фабрики по производству кожи, мыла, удобрений, клея, искусственной слоновой кости, желатина, гуталина, пуговиц, духов, лекарства, кормов, струн и т.д. Здесь впервые, задолго до Форда, был придуман конвейер, изобретен вагон-рефрижератор. Для переброски огромных стад была построена сеть железных дорог, покрывшая весь континент, здесь, неподалеку от Чикаго, в 1880 году Джордж Пульман купил 4 тыс. акров земли и построил город для собственных работников — город Пульмана, где сосредоточилось производство изобретенных им пассажирских спальных вагонов, а потом еще и вагонов-ресторанов.

Пока происходила эта стремительная колонизация животноводами Нового Света, лучшие умы Европы размышляли о положении человека в природе, о том, что ведёт к духовному совершенству. Французский натуралист Кювье в одном из трактатов писал: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений».

В конце XIX века в Англии сформировалась «Британское Вегетарианское общество». Именно с этого события и началась популяризация термина «вегетарианство», который произошел от латинского vegetus, что означает «свежий, активный, бодрый».

 В XX веке наблюдалось активное развитие вегетарианского движения. Во многих странах начали создаваться вегетарианские сообщества, открывались вегетарианские заведения, печатались книги, выпускались газеты, публикующие исследования, которые помогали углубиться как в этический, так и в физиологический аспект вегетарианства. В 1908 году на территории Германии был организован Международный Вегетарианский Союз (International Vegetarian Union), первоочередной целью которого было распространение знаний о вегетарианстве, а также организация мероприятий, направленных на обмен опытом и информацией.

Одновременно в России Лев Николаевич Толстой увлек вегетарианством многих просвещенных людей.
       Никола Тесла писал: «Выращивать овощи намного предпочтительнее, потребление уже переработанной пищи является одним из главных ограничений, посредством которых мы сдерживаем свою дальнейшую эволюцию как более разумного, доброго и менее похожего на животных вида существ».
       Во время Второй мировой войны, в связи с дефицитом продовольствия, британцам было предложено «копать за победу» и выращивать собственные фрукты и овощи. Здоровье населения страны значительно улучшилось вследствие смещения типа питания в сторону вегетарианства. Сами же вегетарианцы получали специальные талоны, которые позволяли получать больше орехов, яиц и сыра вместо мяса.
       В 50–60-х годах двадцатого столетия вегетарианство распространилось и среди подвижников контркультуры, поскольку восточные идеи пронизывали западную популярную культуру.
       70-е годы внимание обратилось к этике благополучия животных, что началось с выхода книги австралийского философа-моралиста Питера Сингера «Освобождение животных» в 1975 году. В это время активно начало разрастаться движение против экспериментов на животных.
       В 80–90-х годах произошёл скачок в развитии вегетарианства, поскольку катастрофическое воздействие деятельности человечества на Землю стало ещё более очевидным, а вегетарианство стало рассматриваться как путь к сохранению ресурсов Земли.
       С 1980-х годов начала набирать обороты идея здорового образа жизни. Потребление мяса резко упало, так как миллионы людей выбрали вегетарианство как безопасную и здоровую альтернативу их типу питания.

Вегетарианский образ жизни поддерживал человечество на протяжении многих тысяч лет в моральном, религиозном и экономическом плане. Когда численность населения растёт, а ресурсы Земли истощаются, вегетарианство даёт ответы, как это преодолеть, поскольку «на одинаковой площади растениеводство может прокормить в десять раз больше людей, чем животноводство» (из интервью с Ярославом Урбаньским).
       Когда наши предки расселялись по планете и использовали всякую возможность выжить, матушку природу мало интересовало сколько проживет каждый из нас персонально, ей достаточно было, что экологическая ниша занята, новые поколения рождаются, и продолжают плодиться.
     Сейчас время другое, задача расселения и выживания не стоит, людей на Земле очень много и задача в том, чтобы это огромное количество людей научилось жить в ладу с собой, друг с другом, с природой; научилось вести диалог. Чтобы жить осознанно, нужно много думать, а это дело индивидуальное, и требует мудрости и жизненного опыта. Поэтому личная жизнь, персональный опыт стал ценен. Соответственно, время жизни, особенно последняя ее часть, посвященная больше духовной жизни, когда человек не занят размножением и производительным трудом, а вспоминает, анализирует, переосмысливает и делится опытом в наставничестве и в мемуарах, - эта пора жизни стала важна.

Люди хотят жить дольше. Поэтому и болезни, до которых раньше не доживали, вышли на первый план. И если это результат накопления шлаков, что непосредственно связано с характером питания, то самое время «заглянуть в тарелку», и выработать такую систему питания, которая будет экологична, как для окружающей среды, так и для внутренней среды человека. Это актуально для сегодняшнего поколения, а ещё важнее для следующих поколений, чьи привычки формируются сегодня, и кому, хочется верить, предстоит жить дольше нашего.

Последние 50 лет, по подсчетам Кэмпбелла «происходила концептуальная революция, и многим это не нравилось. Даже разговоры о роли питания были для многих ученых чем‑то из ряда вон выходящим. Сегодня это эпохальное противостояние между защитниками статус‑кво и сторонниками растительной диеты актуально как никогда». Кэмпбелл подробно описывает, как крупные животноводческие и фармакологические компании влияют на всю медицину, как увольняют врачей, которые успешно лечат больных растительной диетой, как формируют учебные курсы студентов, где очень мало информации о пользе растений, как проводятся недобросовестные «научные» исследования, «доказывающие пользу» животной пищи.

«Существуют мощные, влиятельные и чрезвычайно прибыльные отрасли промышленности, которые понесут большие убытки, если люди начнут переходить на растительную диету. Их финансовое благосостояние зависит от контроля доступной обществу информации о питании и здоровье. Эти отрасли делают все, что в их власти, чтобы защитить свою прибыль и своих акционеров». С ними заодно, разумеется, и фармакологические компании – ведь растет потребность в лекарствах. Чем больше больных (от мясной еды) – тем больше работы врачам, которые не знают про пользу растительной диеты – их этому не учили, их учили выписывать лекарства и, соответственно, обогащать фармацевтические фирмы. «Создана индустрия болезней, медицина потеряла свою просветительскую гуманитарную сущность. Результат – развитие медицины во всем мире сопровождается ростом заболеваемости и появлением новых видов человеческой патологии» (М. Оганян).

Выдающийся кардиохирург, автор прекрасных книг о здоровье, молодости, долголетии, Николай Михайлович Амосов, пришел к таким выводам: «Одних медицина спасает, а другим (и большинству) укорачивает жизнь. Звучит парадоксально, но это так. На мой взгляд, лечебная медицина спасает жизнь единицам, а десятки других детренирует, делает бессильными перед болезнью. Бойтесь попасть в плен к врачам!»

     Какая же еда будет оптимальной и не оставляющей после себя шлаков?[S10] Наверное, чем меньше энергии требует пища на переваривание и усвоение – тем лучше. Например, если продукт может сам способствовать  собственному переваривариванию. Так, действительно, бывает. В любой клетке – растительной или животной, или клетке микроорганизма – есть ферменты, способные ее переварить – ведь в организме клетки постоянно обновляются, значит есть механизм для утилизации старых. Именно так происходит с сырыми овощами, фруктами, орехами, – мы их пережевываем –важно хорошо пережевывать, то есть разрушаем клеточные стенки и собственные ферменты клетки начинают ее переваривать. Эта еда почти не задерживаются в желудке, почти не требует энергии нашего тела, т.е. секреция пищеварительных соков, нужных для ее усвоения, минимальна, и при этом она дает много энергии, множество витаминов, минералов, макро- и микроэлементов -всего, что нужно для жизни.

Если такая еда содержит еще и сорбенты, которые собирают на себя отходы и помогают их выведению – еще лучше. Это и есть идеальная, живая еда. Так питаются сыроеды, и детей так кормят, и растут здоровыми и крепким. Так питались наши далекие предки, когда жили собирательством. Кстати, этот голос природы, инстинкт собирателя, гонит нас в лес за грибами и ягодами (а травы-то, кроме черемши, все забыли, редко кто сныть знает…) и дарит столько радости и от тяжелых корзинок, и от общения с лесом, и, может, от возвращения в себя природных[S11] ?

Итак, что мы имеем сегодня, когда так убедительно доказан опасность животной пищи и польза растительной?

       Чтобы преодолеть психологическую инерцию нужна большая просветительская работа, которую начала Галина Сергеевна Шаталова. Первая статья в журнале «Наука и жизнь» еще в 70-е годы была шоком. Потом появились книги. Клубы «Вита» учеников Г. Шаталовой успешно действуют до сих пор. В 80-е многих увлек Порфирий Корнеевич Иванов, и его последователи до сих продолжают обливаться и отдыхать от еды по субботам. Книги классиков натуропатии – Поля Брэга «Чудо голодания», Нормана Уокера «Лечении соками», Герберта Шелтона о раздельном питании,-  стали выходить у нас с 90-х годов, а в самиздате ходили задолго до того. Сегодня многие уже знают о пользе растительной пищи – появились магазины Медведь, Ягодка, и др., вегетарианские кафе, и это радует!  Однако, об опасностях животной пищи знают мало, и количество Бургер-Кингов, Макдональдсов и ларьков шаурмы на каждом шагу намного превосходит количество здоровых магазинов.

На наших глазах сыроедение из пшеничных проростков в коробочках превратилось в роскошную кулинарию, по разнообразию вкусов вполне сравнимую с привычной едой, здесь теперь есть и сыроедные супы и борщи, и салаты, и имитации грузинского пхали и ближневосточного хумуса, роскошные торты из овощей и фруктов, напитки, и, конечно, разнообразные смузи из фруктов, ягод, овощей, трав , и зеленые коктейли…

И имея все это великолепие мы миримся с тем, что детей наших кормят по старинке едой, которая не только не несет здоровья, а прямо прогнозирует их отдаленные болезни?

       Меню детских садов и школ не изменилось! Детей по-прежнему кормят мясом, да еще и с крахмальным гарниром, да и не по разу в день (в садиках)!  


       По-видимому, это задача сегодняшнего дня - просвещать родителей и изменить меню в школах и детских садах! Хотя бы обеспечить детям выбор! (есть мясо или нет).

Даже просто убрать десерт – и то будет польза! Все компоты – кисели -сладкие напитки и фрукты надо есть за 15-20 минут до основной еды, а не после! Тогда:

1.Они усвоятся, а не будут киснуть в общей массе, посылая в кровь сахара, т.е. информацию для мозга «организм сыт, переваривать можно не торопиться»

 2. Специфический для каждого блюда ферментный состав будет адресно работать,

 3.желудочный сок не будет разбавляться, и

4. Переваривание будет происходить активнее, не растягивая желудок, т.е. не создавая предпосылок к дальнейшему перееданию и ожирению.

Только так можно вырастить здоровое поколение. А на сегодня – это вопрос выживания народа!

 Конечно, нереально представить, чтобы все сразу отказались от мяса. Можно хотя бы уменьшить его потребление до 2, потом 1 раза в неделю, и есть его с салатом, а не с «гарниром». Как родители в семьях будут кормить своих детей – это им решать, но если государственная политика даст общепиту здоровое направление, то положение начнет меняться и в семьях, и результатом будет улучшение здоровья всех.

       Надо обратиться к опыту Шаталовой, у клуба здоровья Вита огромный опыт, есть люди, которые могут разработать здоровое меню для школ и садиков, они ведь детей кормят в летнем семейном лагере.

       Во многих детских садах даже в младшей группе воспитатели сажают с ребятами семена помидоров, иногда пряных трав на подоконнике или во дворе. А ведь можно проращивать пшеницу, рожь, овес, гречку, маш, чечевицу… и ребята будут кушать ростки, можно их добавлять в салаты.  

С детьми постарше можно выращивать петрушку, укроп, все травы в таких количествах, чтобы серьезно обогащать рацион. Можно делать зеленые коктейли, и это будет хорошей профилактикой гриппа. Живые витамины поддерживали бы здоровье детей, а, главное, формировали бы полезные вкусовые привычки. Все это касается и школьников, а ведь у них есть еще и разрушенные теплицы, которые можно восстановить…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.