Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Источниковедческие проблемы. изучения творческого наследия С.В. Рахманинова



3. Источниковедческие проблемы

изучения творческого наследия С.В. Рахманинова

Проведенная в последнее время и кратко здесь представленная исследовательская работа по изучению истории нотного архива С.В. Рахманинова, безусловно, проясняет картину самого творческого процесса композитора. Результаты этой работы учтены при научной подготовке к изданию томов текущего Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова.

Помимо основного корпуса, насчитывающего в Проекте 50 томов (12 серий), а также Литературного наследия композитора (Письма, Воспоминания, Интервью), в рамках научной подготовки издания разработано источниковедческое Приложение, в котором систематизированы творческие и биографические материалы.

Данное Приложение включает в себя следующие разделы:

Летопись жизни и творчества Рахманинова,

Тематический указатель произведений,

Каталог нотных рукописей,

Каталог нотных изданий,

Библиография на русском и иностранных языках,

Дискография[47],

Указатель концертных программ С.В. Рахманинова[48],

Иконография,

Собрание рецензий[49],

Каталог музейных раритетов,

Собрание юридических документов (Diplomatica)[50] и целый ряд других справочных материалов.

Тематический указатель произведений С.В. Рахманинова и Каталог рукописей в настоящее время находятся в научной разработке. Опубликованные ныне нотография и библиография[51] нуждаются в дополнении и уточнениях, хотя данный указатель и сыграл свою важную роль в современном рахманиноведении.

Исследования последних лет красноречиво свидетельствуют о плодотворности дальнейших архивных изысканий нарративных документов жизни и творчества С.В. Рахманинова. 

Однако в настоящее время в высшей степени актуальным продолжает оставаться изучение истории именно нотного архива композитора. Помимо собственно исторического значения, данные исследования являются практически единственным условием для результативного отыскания утраченных нотных автографов. Одновременно, как показывает опыт подобных исследований, профессиональные изыскания в области источниковедческой эвристики отводят от каких-либо «легенд» подлинную историю нотного рукописного наследия композитора, а подобного рода домыслов к настоящему времени накопилось немало.

В настоящее время ведется планомерная работа по отысканию таких важнейших утраченных материалов творчества, как автограф партитуры Первой симфонии, Симфонической поэмы «Манфред», ряда вокальных произведений и инструментальных пьес. Утрачены важные материалы эпистолярного наследия, биографические документы. Без строгой научной программы отыскания памятников и материалов жизни и творчества такие утраты вряд ли будут восполнены.

Проблемы текстологии, безусловно, относятся к числу важнейших в области рахманиноведения, а в рамках подготовки Полного собрания сочинений композитора они занимают центральное место. Тщательный текстологический анализ всех источников нотных текстов позволяет утверждать, что значительная часть творческого наследия С.В. Рахманинова остается вовсе неизвестной и неизученной.

Подавляющее большинство произведений композитора предстает в его автографах в различного рода вариантах и редакциях. Однако к настоящему времени известными остаются лишь последние авторские версии. И даже сочинения, которые были опубликованы в различных редакциях (Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вторая соната для фортепиано и ряд других опусов), также имеют еще более ранние редакции, зафиксированные в авторских рукописях и до настоящего времени не расшифрованные и не опубликованные.

Издание всех вариантов и редакций в рамках Полного собрания сочинений С.В. Рахманинова существенно обогатит наше знание и понимание творческого наследия композитора. Публикация их представляется тем более важной, что, учитывая вариантность художественного мышления композитора, каждая версия, ранняя или поздняя, представляет несомненный художественный интерес и, безусловно, будет включена в концертный исполнительский репертуар. Примером, уже вызвавшим практический интерес у исполнителей, стала Первая, до последнего времени неизвестная редакция цикла Этюдов-картин ор. 33, опубликованная в томе 18 (серияV) Полного собрания сочинений композитора.

Известно, что в процессе подготовки к изданию С. Рахманинов изъял три этюда - № 3, (c-moll), № 4 (a-moll), № 5 (d-moll). Уже после кончины композитора в его архиве были обнаружены авторские рукописи Этюдов-картин № 3 и № 5, которые в 1948 году были опубликованы П.А. Ламмом. Однако до последнего времени как в печатных изданиях, так и в концертных исполнениях явно ощущался пробел – отсутствие утраченного Этюда-картины № 4 (a-moll) в редакции 1911 года, что составляло сложную проблему как в нумерации оказавшегося неполным фортепианного цикла, так и в осмыслении его общей художественной концепции и драматургии. В процессе научно-текстологической подготовки к изданию Этюдов-картин в рамках выходящего ныне Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова этот пробел был устранен, и опус 33 опубликован в двух полных, состоящих из девяти номеров редакциях.

Важно также подчеркнуть, что при создании более поздних редакций композитор зачастую вынужденно прибегал к купюрам, реагируя на необоснованные упреки музыкальной критики в «длиннотах» и излишней развернутости его музыкальных композиций. Восстановление произведений С.В. Рахманинова в их полных первоначальных замыслах, с одной стороны, даст представление о подлинных масштабах творческого наследия композитора, а с другой – предоставит более объективные основания для изучения таких важнейших вопросов творчества как формообразование, драматургия и симфонизм его произведений.

Проблемы установления достоверности сведений литературных документов относятся к числу важнейших в области рахманиноведения. К сожалению, по отношению к жизни и творчеству С.В. Рахманинова, как, впрочем, и по отношению ко многим других великим представителям мировой культуры, к настоящему времени накопилось немало мифов, необоснованных домыслов, касающихся его биографии и самой человеческой личности. Корни их чаще всего кроются в непрофессионализме, поспешности выводов, некритическом отношении к тем или иным свидетельствам, а порой – в явном стремлении авторов выдать желаемое за действительное, когда вполне правомерно было бы утверждение, что те или иных комментарии отражают не сколько предмет комментирования, сколько личность самого комментатора. Такого рода домыслы и непроверенные факты должны получать соответствующее критическое отношение со стороны профессиональных ученых.

И все же наиболее фундаментальные проблемы современного рахманиноведения связаны, так или иначе, именно с архивно-текстологическими исследованиями.

Неизвестные, утраченные и вновь обнаруженные редакции сочинений выдающихся композиторов-классиков неизменно вызывают исследовательский интерес со стороны исполнителей, музыковедов и профессиональных слушателей. Не стали в этом смысле исключением и опубликованные тома выходящего ныне Собрания сочинений С.В. Рахманинова.

Что же касается самой музыкальной практики, то исполнители обычно не спешат включать вновь опубликованные первые редакции в свой концертный репертуар. Причиной тому нередко становится нежелание переучивать уже освоенные и обыгранные известные версии, что, в общем можно понять, учитывая, что порой легче выучить новое произведение, нежели осваивать заново непривычные варианты. Однако чаще всего нежелание играть первые редакции обусловлено весьма стойкой и предвзятой установкой во взгляде на них как на некоторые предварительные, не доведенные до художественного совершенства эскизы, достойные лишь исследовательского интереса, но никак не концертного исполнения.

В текстологии классической художественной литературы такие понятия как «основной» или «канонический» текст, «последняя авторская воля» давно подвергнуты аргументированной критике. К сожалению, в музыкально-исполнительской практике, да и в самой музыкальной науке указанные понятия до настоящего времени выступают как заранее установленные критерии в оценке тех или иных ранних версий.

Проблемы источниковедения безусловно являются базовыми и фундаментальными для решения всех других аспектов изучения творческого наследия С.В. Рахманинова.

Традиция в отыскании и изучении эпистолярного наследия, воспоминаний, юридических документов жизни и творчества С.В. Рахманинова практически не прерывалась и посильно продолжается со времени подвижнической деятельности З.А. Апетян, которая в тесном научном содружестве с С.А. Сатиной подготовила к изданию огромный фонд эпистолярного наследия композитора и воспоминаний о нем.

К сожалению, этого нельзя признать в отношении собственно самих нотных текстов и нотного рукописного наследия С.В. Рахманинова. Традиции, заложенные П.А. Ламмом и другими текстологами в конце 1940-х годов, оказались прерванными и не возобновлялись на протяжении последующих десятилетий.

Возрождение этих традиций, но уже на уровне археографии и текстологии сегодняшнего дня представляется в высшей степени актуальным в рамках современного рахманиноведения.


[1] См.: С.В. Рахманинов. Полное академическое собрание сочинений. – Русское Музыкальное Издательство (РМИ). Автор научного проекта – В.И. Антипов. Издательские принципы – Д.А. Дмитриев:

Т. 17: 24прелюдии. Прелюдия ор. 3, № 2; 10 прелюдий ор. 23, 13 прелюдий ор. 32. – М.: РМИ, 2007;

Т. 18: Этюды-картины: Ор. 33 (1-я и 2-я редакции), ор. 39. – М.: РМИ, 2007;

Фуга d-moll (1891). Первое издание. – М.: РМИ, 2007;

Сюита d-moll для оркестра (1891): Редакция для фортепиано. Первое издание. – М.: РМИ, 2007.

[2] См.: Антипов В.И. «РМИ представило Проект Полного собрания сочинений С. Рахманинова на международной конференции в Майнце // Музыкальное обозрение. – 1998, № 1, январь; Полное собрание сочинений С.В. Рахманинова // Фортепиано. – 1998, № 2. – С. 21-22; «Обнаружена считавшаяся утраченной Сюита ре-минор Сергея Рахманинова» // Музейный листок. – № 27-28 (январь, 2002). – С. 4-5 (Приложение к Российской музыкальной газете. – 2002, № 1); О двух консерваторских сочинениях Рахманинова // «Новое о Рахманинове». – М., ГЦММК им. М.И. Глинки, 2006. – С. 135 – 146; Проблемы современного рахманиноведения // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тезисы II международной научно-практической конференции. 27 января 2006. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2006. – С. 5-8; Годы учения Сергея Рахманинова. Становление мастера // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы IV международной научно-практической конференции, 25 января 2008 г. / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2008. – Ч. I. – С. 3-11; Творчество С.В. Рахманинова в 1890-е годы: Становление Художника // Рахманинов – национальная память России. Материалы IV международной научно-практической конференции 26 – 28 мая 2008 г. – Тамбов: Музей-усадьба «Ивановка», ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2008. – С. 46-58; Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы. Становление Личности. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V международной научно-практической конференции, 25 января 2009 г. / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2009. – С. 20-43.

[3] Относится ко времени прохождения С.В. Рахманиновым курса Контрапункта в классе С.И. Танеева (1889-1890 учебный год). Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 70, в одной единице хранения с хором «Deus Meus». Сохранились неизвестные ранее рукописи С.В. Рахманинова, содержащие контрапунктические упражнения: ГЦММК, ф. 18, № 118. Canon и контрапунктические упражнения не опубликованы.

[4] См. первое издание: Рахманинов С.В. Фуга d-moll. Для фортепиано (1891). – Подготовка текстов и комментарии В. Антипова. – М.: РМИ, 2002.

[5] Указанные неопубликованные полифонические произведения хранятся в ГЦММК, ф. 18, ед. хр. 118. Относятся ко времени прохождения С.В. Рахманиновым курса Канона и Фуги в классе А.С. Аренского (1890-1891 учебный год).

[6] См. первое издание: Рахманинов С.В. Сюита d-moll для оркестра (1891): Редакция для фортепиано. – М.: РМИ, 2007. Подготовка текстов, вступительные статьи и научные комментарии В. Антипова.

[7] Автограф хранится в ГЦММК, ф. 18, № 74. Не издано.

[8] Относится ко времени прохождения курса инструментовки в классе А.С. Аренского (1889-1890 учебный год). ГЦММК, ф. 18, ед. хр. 57.

[9] Из находок последних лет назовем автограф первой редакции Итальянской польки. (Научно-исследовательский институт истории искусств, Санкт-Петербург, Кабинет рукописей, ф. 17, А.И. Зилоти, № 176). Атрибуция почерка и принадлежность записи руке С. Рахманинова установлена автором настоящей статьи в процессе работы над указанным архивом А.И. Зилоти в 2001 году. Сведения о данном автографе впервые были приведены в статье: Антипов В.И. Творчество С.В. Рахманинова в 1901 – 1910-е годы. Становление Личности. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы V международной научно-практической конференции, 25 января 2009 г. / Тамбовский гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2009. – С. 40. Из других архивных материалов назовем печатное издание кантаты «Весна» (М.: А.Гутхейль, 1902), ныне хранящееся в Библиотеке Санкт-Петербургской филармонии. В данном печатном издании содержится ряд рукописных вставок, представляющих переинструментовку отдельных незначительных по объему фрагментов. Данные рукописные поправки не являются авторскими, а, безусловно, были внесены рукой А.И. Зилоти, – под его управлением по данному печатному изданию кантата «Весна» была исполнена в Санкт-Петербурге 8 января 1905 года (Солист Ф.И. Шаляпин). И хотя небольшие по объему рукописные вставки в тексте печатного издания кантаты «Весна» не являются авторскими, а были, бесспорно, внесены рукой А.И. Зилоти по его собственной исполнительской инициативе, они представляют исторический интерес как отражение судьбы произведений С.В. Рахманинова в интерпретации других музыкантов.  

[10] Автографы С.В. Рахманинова: В фондах Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Каталог-справочник /сост. Е. Бортникова. – М.: ГЦММК, 1955. – 2-е изд., доп./сост. Е.Е. Бортникова, Ф.А, Красинская, М.Г. Рыцарева. Ред. М.Г. Рыцарева. – М.: Сов. композитор, 1980.

[11] A Catalogue of the Compositions of S. Rachmaninoff by Robert Threlfall and Geoffrey Norris. – London: Scholar Press, 1982.

[12] См. примеч. 1. Об автографе Третьего концерта для фортепиано с оркестром, хранящемся в Британской библиотеке, см.: Долинская Е.Б. Автографы Третьих концертов Н.К. Метнера и С.В. Рахманинова в Британской библиотеке //Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: Материалы международных конференций. Вып. 3 /Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева. – М., 2004. – С. 63-72.

[13] David Batler Cannata. Rachmaninoff's changing view of symphonic structure. – NY, 1992. Его же: Rachmaninoff and the Symhony. – NY, 1999.

[14]Сатина С.А. Записка о С.В. Рахманинове. В кн.: Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян.– 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. Т. 1. – С. 70-71.

[15] Journal of the American Musicological Society. ХХI/1 (1968). – С. 120.

[16] С. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост.ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. – М.: Сов. композитор, 1978-1980. Т. 2. – М., 1980. – С. 99.

[17] См. примеч. 6.

[18] См. примеч. 14.

[19] ГЦММК. Ф. 18, ед. хр. 1292, 1424.

[20]Инвентарный номер 1275.

 

[21] Цытович Т.Э. Неопубликованные фортепианные сочинения С.В. Рахманинова. Доброхотов Б. Оперные замыслы С.В. Рахманинова. Доброхотов Б. Неопубликованные камерные ансамбли С.В. Рахманинова //С.В. Рахманинов: Сб. статей и материалов /под ред. Т.Э. Цытович. – М.; Л.: Музгиз, 1947.   

[22] Фортепианные пьесы были изданы в Полном собрании сочинений для фортепиано / Под общей ред. К.Н. Игумнова. – М.; Л.: Музгиз, 1948-1951: Т. 1 / Под ред. П.А. Ламма. – Юношеские произведения. – 1948; Т. 3, ч. 3 / Под ред. П.А. Ламма. – Симфония № 1: Соч. 13. Переложение для ф-п. в 4 руки С.В. Рахманинова. – 1950; Т. 4, ч. 1. – Русская рапсодия и другие ансамбли для фортепиано. – 1951; Вокальные произведения, неопубликованные автором / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947; Князь Ростислав: симфоническая поэма /Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947; Юношеская симфония / Под ред. П.А. Ламма. – М.: Музгиз, 1947; Скерцо: Для оркестра / Под ред. П.А. Ламма. – М.; Л.: Музгиз, 1947; Два неоконченных квартета / Под ред. Б.В. Доброхотова, Г.В. Киркора. – М.; Л.: Музгиз, 1947. Элегическое трио g-moll / Под ред. Б.В. Доброхотова. – М.; Л.: Музгиз, 1947. 

[23] Под общей ред. А.В. Гаука. – М.; Л.: Музгиз, 1947.

[24] Работа П.А. Ламма над подготовкой к изданию произведений С.В. Рахманинова отражена в его фондах, хранящихся ныне в РГАЛИ (ф. 2741, оп. 1, ед. хр. № 10, 24 и др.) и ГЦММК (ф. 192). Отметим здесь также две научные статьи, посвященные нотным автографам композитора: Брянцева В.Н. Рукописи первого и второго фортепианных концертов С.В. Рахманинова // Из архивов русских музыкантов. Труды ГЦММК им. М.И. Глинки. – М.: Гос. муз. изд., 1962. – С. 121-138; Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества: Сборник трудов. Вып. 130. РАМ им. Гнесиных. – М., 1993. – С. 56-77. (Статья посвящена эскизам ко Второму концерту для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова и Симфонии «Манфред» П.И. Чайковского).     

[25] Два концертных проекта, разработанные и названные автором настоящей статьи: «Рахманинов известный и неизвестный» и «Годы учения Сергея Рахманинова. Становление мастера», осуществленные студентами и выпускниками Московской консерватории в концертном зале ГЦММК им. М.И. Глинки, возродили заново не издававшиеся более полувека ранние произведения композитора, в том числе из его Домашнего архива, и лишь подтвердили их непреходящую художественную ценность. Концерты состоялись, соответственно, 28 марта 2002 года и 1, 3 апреля 2003 года.

[26] Подавляющее большинство произведений С.В. Рахманинова в России было издано фирмой «А. Гутхейль»: опусы 1 – 6, 8-12, 14, 17-34, 36. Опусы 7, 15, 16 вышли в издательстве П. Юргенсона, опусы 35, 37-39 – в Российском музыкальном издательстве. Опусы 40-45, относящиеся к зарубежному периоду творчества С.В. Рахманинова, публиковались в собственном издательстве композитора TAIR совместно с Edition Charles Foley. 

[27] См.: РГАЛИ. Ф. 2743 (П.А. Ламм), оп.1, ед. хр. 337.

[28] Издательское дело в первые годы Советской власти: 1917-1922. Сб. документов и материалов. – М., 1972. – С. 33. См. также: Р. Масловатая. Издательство «Музыка». – М.: Музыка, 1987. С. 15. В этом издании имеется факсимильное воспроизведение Декрета (с. 16).

[29] Рассина Э.Б. Библиотека Московской консерватории: Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева. – М.: 2006. – С. 40.  

[30] См. об истории перемещений архивов нотных издательств в кн.: Гинзбург Т.В. Музей музыкальной культуры. – С. 27, 38, 54, 96, 120.

[31] Книга поступлений: Музей имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории. – Хранится в ГЦММК.

[32] Данные партитуры утрачены.

[33] См.: Договоры С. Рахманинова с К. Гутхейлем. РГАЛИ. Ф. 2743 (П.А. Ламм), оп.1, ед. хр. 337. Композитор не принес автограф партитуры Первой симфонии в издательство «А. Гутхейль» для ее публикации (по заключенному Договору) после ее первого, ставшего катастрофическим, исполнения.

[34] См. об этой находке: Lost Manuscript of Rachmaninoff's Second Symphony Resurfaces. By George Loomis. – Moscow Times [via AP Information Sources]. – 11 November, 2004.

[35] См.: Оссовский А.В. С.В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т., ГЦММК им. М.И. Глинки; сост.-ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян. – 5-е изд., доп. – М.: Музыка, 1988. Т. 1. – С. 376.

[36] ГЦММК, ф. 18, ед. хр. 68.

[37] Так, недавно обнаруженная Сюита d-moll С.В. Рахманинова в фонде А.И. Зилоти свидетельствует о перспективности дальнейших исследований личных фондов ГЦММК в указанном направлении. См.: С.В. Рахманинов. Сюита d-moll для оркестра: Редакция для фортепиано. Первое издание. Подготовка текста В. И. Антипова – М.: РМИ, 2002.

[38] Пользуюсь случаем выразить искреннюю признательность научным сотрудникам ГЦММК им. М.И. Глинки Н.Э. Грязновой, С. Мартыновой и А.А. Наумову за содействие в получении архивных материалов.

[39] Сомов Е.И. Открытие архива С.В. Рахманинова в Библиотеке Конгресса // Новое русское слово. – 1952, четв., 10 апреля.

[40] К этому времени русский архив С.В. Рахманинова хранился в Государственном Центральном музее музыкальной культуры.

[41] Подлинные масштабы деятельности С.А. Сатиной и значение ее огромной роли в собирании на протяжении всей жизни композитора материалов его биографии и творчества, сохранении и передачи их в крупные архивные учреждения, очевидно, еще только предстоит осознать и исследовать.

[42] Трудно переоценить достойную подражания профессиональную оперативность, которую проявило руководство Библиотеки Конгресса по организации передачи архива С.В. Рахманинова в ее фонды.

[43] С.В. Рахманинов родился 1 апреля по новому стилю.

[44] Два неоконченных квартета, автографы которых находились в обнаруженном к тому времени Домашнем нотном архиве С.В. Рахманинова и хранившиеся к тому времени в ГЦММК, были опубликованы под ред. Б.В. Доброхотова и Г.В. Киркора. – М.; Л.: Музгиз, 1947. Квартеты были исполнены по указанному изданию. 

[45] Авторское название в автографе и прижизненном издании: Соната для фортепиано и виолончели.

[46] Точнее: Пяти Этюдов-картин.

[47] Отсутствует полная Дискография произведений С.В. Рахманинова в записи других музыкантов-исполнителей.  

[48] Опубликованный указатель «Концертные сезоны С.В. Рахманинова» нуждается в серьезном расширении и уточнениях на основе нового изучения материалов, находящихся в ГЦММК и Библиотеке Конгресса США. См.: Литературное наследие: в 3 т. / ГЦММК им. М.И.Глинки; сост. ред., авт. вступ. ст. З.А. Апетян. – М.: Сов. композитор, 1978-1980. Т. 3. – М., 1980. – С. 439-467.

[49] В ГЦММК им. М.И .Глинки и Библиотеке Конгресса имеется огромное собрание рецензий на концертные выступления и издания произведений С.В. Рахманинова, начиная с первых шагов его творчества, на разных языках. Это фонд рецензий практически не разработан и не опубликован, за исключением выдержек из отдельных рецензий, приводимых в научных трудах и монографиях о композиторе. 

[50] В частности, в Библиотеке Конгресса сохранились документы, свидетельствующие о действительно огромной помощи, которую композитор оказывал своим соотечественникам после выезда за рубеж. На это обратил внимание автора настоящей статьи В.М. Тропп, имевший возможность одним из первых познакомиться с данным архивным собранием.

[51] См.: Соболева А.А. Сергей Васильевич Рахманинов. Биобиблиографический указатель. – Тамбов: ТГИК, 1993.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.