Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Архив С.В. Рахманинова в Библиотеке Конгресса США



Архив С.В. Рахманинова в Библиотеке Конгресса США

Остановимся, наконец, на истории формирования нотного архива в Библиотеке Конгресса. В нашем распоряжении имеется статья Е.М. Сомова, бывшего секретаря С.В. Рахманинова, в которой обстоятельно рассказывается об истории формирования данного нотного собрания. Статья была опубликована в газете «Новое русское слово» в 1952 году, в связи с торжественным открытием фонда С.В. Рахманинова в указанном архивохранилище[39]. Приведем ее здесь полностью, снабдив необходимыми подстрочными комментариями.

 

 

Сомов Е.И.

Открытие архива С.В. Рахманинова в Библиотеке Конгресса.

 

«Скончавшийся девять лет назад Сергей Рахманинов оставил после себя значительное и ценное музыкальное и эпистолярное наследство, состоящее из собственноручных музыкальных рукописей и переписки с друзьями, музыкантами, деятелями искусства и с рядом выдающихся русских людей. Значительная часть этого архивного материала осталась в России и хранится в Московской консерватории[40]. Все же, что относится к периоду последних двадцати пяти лет жизни композитора, находилось или в его личных бумагах, или же у его многочисленных корреспондентов.

Благодаря настойчивости и энергии близкой родственницы Рахманинова, д-ра С.А. Сатиной, за эти девять лет удалось собрать и вчерне классифицировать весь музыкальный материал последнего периода и значительную часть писем Рахманинова, находившихся в частных руках[41].

Узнав о существовании этого архива, заведующий музыкальным отделом Библиотеки Конгресса доктор Спивак и его помощник, доктор Вотерс предложили Н.А. Рахманиновой, вдове композитора, предоставить место архиву среди богатой коллекции musicaliсa, хранящейся в Библиотеке Конгресса. Н.А. Рахманинова и обе ее дочери – И.С. Волконская и Т.С. Конюс – прямые наследницы композитора, – решили, что более достойного и верного места хранения не может быть, и передали весь материал Библиотеке Конгресса[42]. 

Разборка архива специалистами Библиотеки Конгресса уже начата, и часть его подготовлена для обозрения. Первый показ состоялся 3 апреля этого года, почти совпав с днем рождения композитора (2 апреля[43]) в фойе и прилегающих коридорах известного зала «Кулидж Аудиториум», находящегося в самом здании Библиотеки. В связи с этим событием администрация Библиотеки пригласила знаменитый «Будапештский струнный квартет» в составе Иосифа Ройзмана и Жака Городецкого (скрипки), Бориса Кройта (альт) и Миши Шнейдера (виолончель), а также пианиста Артура Болсам, которыми и была исполнена музыкальная программа, составленная исключительно из произведений Рахманинова.

Исполнены были следующие вещи: два юношеских неоконченных квартета, найденные среди рукописей уже после смерти композитора[44], его известная Соната для виолончели и фортепиано[45] и знаменитое «Элегическое трио», написанное на смерть П.И. Чайковского. Та же программа была повторена и на следующий день и опять при переполненном зале. Нечего говорить о том, что исполнение было выше всяких похвал (кстати сказать, артисты пользовались струнными инструментами Страдивариуса из коллекции Библиотеки Конгресса и имели огромный успех у публики).

Перед концертом, во время антракта и по окончании программы публика с интересом рассматривала выставленную в десятке витрин и развешенную на щитах вдоль стен часть Рахманиновского архива. Тут можно было ознакомиться с «музыкальным почерком» композитора, этюдами, набросками и с его характерным «бисерным» почерком по его собственноручным письмам.

Пока выставлена лишь малая часть архива, но и в том, что выставлено, можно найти некоторые объяснения того, как творил композитор. В этом отношении интересна переписка С.В. Рахманинова с покойным М.М. Фокиным в связи с задуманной последним постановкой балета на музыку рахманиновской «Рапсодии на тему Паганини», или, например, разъяснения, данные Рахманиновым итальянскому композитору Респиги относительно своих трех «этюдов-картинок», которые Респиги взялся оркестровать[46].

Среди экспонатов-писем особенное внимание публики привлекали письма Федора Шаляпина, его двух сыновей с забавными карикатурами Бориса Шаляпина на себя и на своего брата вместо подписей, письмо Иосифа Гофмана, Леопольда Стоковского, Осипа Габриловича, Сергея Кусевицкого и ряда других музыкальных знаменитостей.

Тут же публика могла видеть почетный диплом Доктора музыки, присужденный Рахманинову университетом Небраски, золотую медаль, поднесенную ему Филармоническим обществом Нью-Йорка.

Из материала иконографического интереса обращают внимание фотографии композитора с самого юного возраста вплоть до снимка, сделанного в год его смерти; фотографии консерваторских товарищей Рахманинова: Скрябина, Конюса, Метнера, Сахновского, фотографии родителей и предков, а также снимки трех владений самого Сергея Васильевича: помещичий дом в деревне «Ивановка» Тамбовской губ., вилла «Сенар» на берегу Люцернского озера и домик в Беверли Хиллс в Калифорнии, где он и скончался.

Среди ранних фотографий обращает внимание любительский снимок, сделанный за одним из неожиданных занятий /Рахманинова/ – рыбной ловлей на берегу степной речки, а из позднейших –«snap-photo» Рахманинова с Тосканини, с Шаляпиным, с Метнером…Те, кто имел возможность видеть и слышать Рахманинова, играющего с симфоническими оркестрами, вряд ли может смотреть без волнения на ряд моментальных снимков, сделанных одним из оркестровых музыкантов и зафиксировавшим Рахманинова «в движении» – во время его игры с оркестром.

В первой витрине, предложенной обозрению публики, помещен прекрасный портрет жертвовательницы этого архива, Н.А. Рахманиновой, пережившей своего мужа на восемь лет.

К сожалению, приходится подчеркнуть, что за исключением членов семьи и небольшой группы ближайших друзей, вряд ли было больше десятка русских людей из числа тех тысяч, что живут в Вашингтоне, пожелавших прийти на концерт, организованный столь высоким учреждением как Библиотека Конгресса Соединенных Штатов в ознаменование памяти большого русского композитора и артиста».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.