|
|||
Творческий архив С.В. РахманиноваСтр 1 из 6Следующая ⇒
В.И. Антипов
Творческий архив С.В. Рахманинова Введение Жизнь и творческое наследие С.В. Рахманинова вот уже на протяжении более века неизменно привлекают внимание музыкальных исследователей – от первых критиков его композиторского и исполнительского искусства до авторов крупных современных монографий. Как в России, так и за рубежом имеется целый ряд музыкально-аналитических работ, посвященных изучению музыкального языка композитора, его стиля, жанровой основы творчества, осмыслению роли и значения искусства великого музыканта в мировой художественной культуре 20 века. Тем не менее, при всей важности перечисленных аспектов изучения творчества композитора, наиболее актуальными предстают проблемы, связанные с источниковедческой стороной исследования как его биографии, так и художественного наследия, поскольку решение всей совокупности источниковедческих вопросов во многом определяет дальнейшее успешное продвижение вперед рахманиноведения в целом. В настоящее время, в связи с подготовкой к изданию Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова в Русском Музыкальном Издательстве (РМИ), ведутся полномасштабные научные исследования по отысканию источников и текстологическому изучению произведений композитора[1]. Ряд новых открытий и значительных уточнений в отношении нотных автографов композитора отражен в отдельных публикациях автора настоящей статьи.[2] В процессе недавних исследований были вновь обнаружены неизвестные ранее произведения и музыкальные работы С.В. Рахманинова: Canon для хора a cappella[3] Фуга d-moll для фортепиано, ранее известная лишь по кратким фрагментам[4]. Канон G-dur. Двухголосный. Фуга D-dur.Четырехголосная. Фуга C-dur.Трехголосная[5]. Cюита d-moll для оркестра. Декабрь 1890 – 6 января 1891 года[6]. Камаринская. Весна 1889 года. Эскиз. Очевидно, представляет собой задание на гармонизацию народной песни[7]. Л. Бетховен. Трио из Сонаты № 4, ор. 7, III часть. Оркестровка для деревянных духовых С.В. Рахманинова[8]. Перечисленные произведения и обработки не исчерпывают всего объема вновь обнаруженных автографов в ходе подготовки к изданию Полного академического собрания сочинений С.В. Рахманинова. Так, практически все рукописи композитора содержат значительный слой исправленных фрагментов, представляющих собой неизвестные ранее первые редакции и варианты сочинений. После их текстологической расшифровки и издания представление об общем объеме художественного наследия композитора должно быть существенно изменено. Несмотря на проведенные масштабные источниковедческие исследования и их первые результаты, поиски в нотном архиве С.В. Рахманинова продолжаются[9].
|
|||
|