Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Издательский нотный архив



Издательский нотный архив

Другая, наиболее существенная и важная часть архива С.В. Рахманинова в ГЦММК представляет собой автографы завершенных произведений, созданных композитором в России в период с 1892 по 1917 годы и находившихся до революции в русских нотных издательствах – первоначально в издательстве «А. Гутхейль»[26].

В 1915 году (28 июля) фирма «А. Гутхейль» передала свои права на издание принадлежащих ей произведений С.А. и Н.К. Кусевицким, и, таким образом, с этого времени хранителем автографов опубликованных сочинений С.В. Рахманинова стало «Российское музыкальное издательство»[27].

Данное собрание рукописей С.В. Рахманинова, в силу исторических обстоятельств, стало частью того гигантского по своему объему и значению в истории русской музыкальной культуры фонда нотных рукописей, которые находились в дореволюционных издательствах.

После национализации судьба Издательского нотного архива С.В. Рахманинова была целиком связана с дальнейшими перипетиями всего фонда дореволюционных издательств.

К настоящему времени отсутствуют какие-либо специальные исследования, посвященные изучению истории этого фонда. Тем не менее, в последние годы был опубликован ряд трудов, в которых косвенно затрагиваются пути его миграции на протяжении 20 века. По данным исследованиям можно проследить и историю Издательского нотного архива С.В. Рахманинова.

19 декабря 1918 года был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров о национализации нотных, музыкальных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств и о передаче их в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса)[28].       

Согласно этому Декрету, рукописи С.В. Рахманинова, хранившиеся к тому времени в «Российском музыкальном издательстве», поступили в ведение Наркомпроса, точнее, в его Музыкальный отдел.

В 1924 году автографы С.В. Рахманинова были переданы в Архивно-рукописный отдел Библиотеки Московской консерватории вместе со всем национализированным архивно-рукописным фондом музыкальных издательств.

В 1940 году (декабрь) рукописные материалы из Архивно-рукописного отдела Библиотеки Московской консерватории были переданы в ведение Музея им. Н.Г. Рубинштейна. (С середины 1940-х годов стал называться: Государственный Центральный музей музыкальной культуры. Находился в здании консерватории)[29].

В 1964 году автографы были перемещены в новое здание Музея; с 1954 года стал носить имя М.И. Глинки (Москва, Георгиевский переулок, «Палаты Троекуровых»). В 1982 году автографы были перевезены в современное здание ГЦММК им. М.И. Глинки, где они находятся в настоящее время (Москва, ул. А. Фадеева, ) в личном фонде С.В. Рахманинова под номером 18[30].

Таким образом, начиная с 1892 года, хранителями Издательского нотного архива С.В. Рахманинова последовательно становились 6 учреждений: «А. Гутхейль», «Российское музыкальное издательство», Музыкальный отдел Наркомпроса, Архивно-рукописный отдел Библиотеки Московской консерватории, Музей им. Н.Г. Рубинштейна, Музей им. М.И Глинки. Кроме того, ему было суждено сменить несколько адресов в Москве.

В данной связи может вполне правомерно возникнуть вопрос о том, насколько в целостности и сохранности Издательский архив С.В. Рахманинова дошел до наших дней от момента сдачи рукописей в издательства самим С.В. Рахманиновым. Не было ли каких-либо потерь в процессе подчас весьма драматической миграции рукописей, несмотря на проведенную национализацию?

Имеющиеся лакуны – отсутствие автографов ряда произведений, опубликованных фирмой «А. Гутхейль», которые должны бы находиться в Издательском архиве – можно объяснить объективными основаниями.

Так, автограф партитуры симфонической поэмы «Остров мертвых» был подарен самим С.В. Рахманиновым Музею им. Н.Г. Рубинштейна в 1915 году[31]. Можно предположить, что композитор мог отдавать в дар и другие свои автографы, отсутствующие в издательском архиве: партитуру Фантазии «Утес» (ор. 7), Каприччио на цыганские темы (ор. 12) и ряд других[32].

Утраченная партитура Первой симфонии, судя по приведенным выше свидетельствам, хранилась в Домашнем архиве композитора, хотя С.В. Рахманинов и заключил договор на ее издание с фирмой «А. Гутхейль»[33]. 

Что касается недавно обнаруженного за рубежом автографа партитуры Второй симфонии, то в нем отсутствует титульный лист, на котором, возможно, имелась авторская дарственная надпись[34].

Можно также предположить, что часть пропавших из фонда дореволюционных издательств автографов С.В. Рахманинова могла пострадать или погибнуть во время погромов, имевших место в Москве в 1915 году. Тогда пострадали и музыкальные издательства[35]. Об этом свидетельствуют несколько опаленных страниц хоровой партитуры «Всенощного бдения» (№ 8 – «Хвалите имя Господне» – не сохранился)[36].

Помимо Домашнего и Издательского нотного архивов в ГЦММК хранятся автографы С.В. Рахманинова, поступившие из других источников. К настоящему времени, в рамках исследования истории нотного архива композитора, по соответствующим архивным Книгам поступлений изучена история каждой рукописи.

Все полученные данные по истории рукописей отдельных произведений даются в соответствующих разделах Научных комментариев к каждому тому Полного академического собрания сочинений композитора.

Кроме того, ведутся дальнейшие изыскания по отысканию и атрибуции автографов С.В. Рахманинова в других личных фондах Музея[37]. Одновременно проводится экспертиза по отведению (атетезе) авторства С.В. Рахманинова от произведений, ему не принадлежащих. Так, было установлено, что набросок оперной сцены из «Эсмеральды» принадлежит не С.В. Рахманинову, как это считалось до последнего времени, а его однокурснику по консерватории Л.Э. Конюсу[38].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.