Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, 28 сентября 1987 г. 6 страница



Вот здесь и возникает вопрос, кто же это «мы»? Входил ли Горбачев тогда, в июне 1988 года, в это «мы» или нет. Думаю, что если не входил, то по существу он уже встал или вставал на путь, прокладываемый ими — этими «мы». То есть на путь отказа от первоначальных идей перестройки, от всех его многочисленных заверений и клятв в верности социализму, Ленину, Октябрьской революции.

Именно отсюда, от XIX партийной конференции, можно вести отсчет его предательства идеалов социалистических преобразований общества. Все остальное, как говорится, стало уже делом техники. В ходе реализации этапа за этапом лозунгов «нового мышления, общечеловеческих ценностей, деидеологизации» и т.п. социалистическая перестройка под «руководством» Горбачева трансформировалась в свою противоположность.

Выше, излагая ход обсуждения тезисов его доклада на Политбюро (20 июня 1988 года), я кратко рассказал о серьезных возражениях по принципиальным вопросам идеи политической реформы, высказанных рядом товарищей. Тогда нас заботили лишь поспешность, радикализм, непроработанность и противоречивость некоторых выдвинутых Горбачевым положений. Мы опасались срыва, неудач в реализации их. Но и мысли не допускали о возможных подспудных, истинных намерениях авторов этой идеи, о чем сейчас уже открыто говорит не только Яковлев, но и сам Горбачев. Обеспокоенность, тревога, сомнения звучали и во многих выступлениях на самой XIX партконференции.

Но... решение было принято.

Фактически работа по реализации политической реформы, реконструкции государственных органов власти, хочу еще раз отметить, совпала по времени с основными процессами реформирования управления экономикой, внедрением нового хозяйственного механизма и принципиальных положений перестройки экономических отношений. Важнейшие экономические проблемы, такие, как коренная реконструкция системы подготовки и принятия планов, финансовые, снабженческие, научные, ценовые, были отодвинуты.

Результаты не замедлили сказаться. Год 1988 стал последним более или менее стабильным в экономическом отношении годом. Подготовка и проведение политических реформ практически полностью заняли партию, ее руководящие кадры, отодвинув на второй план экономику. Перестройка самих партийных структур, разделение власти с Советами оказались чрезвычайно сложными.

Уже в 1989 году начинается экономический спад, который в 1990 углубился, 1991 и 1992 годах он стал еще более обвальным. Ну а в 1993 году нас настиг экономический развал.

К анализу этих лет мы еще подойдем.

А сейчас я хотел бы на нескольких конкретных примерах показать, как «реализовались» заверения о предстоящих позитивных изменениях в экономике, политике, социальной сфере, о которых Горбачев говорил в своем докладе.

«Реформа ценообразования, всенародное обсуждение изменений розничных цен, их индексация» — проведены им не были.

«Новая политическая атмосфера раскрывает возможности научных разработок и исследований. Будет глубокая перестройка науки». Произошло обратное. Советская, российская наука разваливается, влачит жалкое существование, особенно фундаментальная.

«В духовной сфере складывается атмосфера свободного творческого поиска, соревновательности». Что произошло с культурой, искусством, всеми его формами известно. Радетели культуры поставили ее в безысходное положение. Интеллигенция оказалась самой социально незащищенной частью общества.

«О возвращении к ленинским принципам сотрудничества с социалистическими и другими странами». Социалистическое содружество распалось. Друзей у нас нет.

 

«Обновление КПСС и демократизация внутрипартийной деятельности». Генсек покинул партию. КПСС — была объявлена вне закона.

«Обеспечить условия для развития наций в настоящем федеративном государстве» — СССР нет. Содружество Независимых Государств (СНГ) не складывается. В ряде мест идет война, тысячи жертв, миллионы беженцев.

«Реально укрепить социалистическую законность». Повсеместно законы игнорируются, преступность захлестнула страну. (Вот и «революционные преобразования в правовом государстве».)

«Укрепить права человека. Обеспечить социальные гарантии». Социальной защиты нет, растет безработица, нищета.

«Возродить полновластие Советов». Идет ярый нажим на Советы, как систему власти. Происходит ликвидация Советов.

И так далее и тому подобное.

Таким образом, политическая реформа, предложенная Горбачевым, одобренная XIX партконференцией и принятая Верховным Советом СССР, стала не просто изменением государственной структуры, а радикальной реконструкцией политической системы. Она негативно сказалась на экономических преобразованиях, подвинула экономику к рынку, что ухудшило социальные условия жизни и разделило общество на богатых и бедных. Еще более осложнила межнациональные отношения. И, в конечном счете, привела к изменению общественно-политического строя и распаду Союза ССР.

Вот реальные результаты «эксперимента ненасильственной революции», к которому приложил усилия Генеральный секретарь ЦК КПСС, а затем Президент СССР. Вот цена, которую заплатила партия и советский народ, поверив этому человеку.

Но вернемся к записям в дневнике.

21 июля. Политбюро.

Некоторые вопросы реализации решений XIX Всесоюзной партконференции. Что предложил Горбачев.

Отчеты и выборы в партии. Сентябрь-октябрьв первичных парторганизациях. Октябрь-ноябрьрайонные и городские конференции, ноябрь-декабрьобластные. Перестройку партийного аппарата завершить до конца 1988 года в ЦК и в местных парторганизациях. Цель – существенно сократить численность, изменить структуру, не дробить аппарат по отраслям и т. п.

Затем Горбачев высказал предложения о практической реализации реформы политической системы.

В октябре 1988 годаподготовить проект Закона о выборах народных депутатов СССР, опубликовать его для всенародного обсуждения. Ноябрь1988 г.на сессии Верховного Совета рассмотреть вопрос «О необходимых мерах по организации государственного строительства» (проекты законов, изменение Конституции и другие, напримерстатус судов). Март 1989 г. -выборы народных депутатов. В апреле 1989 годаСъезд народных депутатов. В 1989 году принять Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве. Без него вновь избранные Советы не смогут работать. (Все эти предложения были приняты.)

О мерах по развитию и углублению радикальной экономической реформы и устранению недостатков, выявленных в ходе ее осуществления.

В чем их суть? Интеграция отраслевых систем управления. Отказ от бюджетного финансирования на содержание аппарата министерств. Право Советов Министров союзных республик на формирование республиканского госзаказа. Новая система налогообложения доходов для государственных предприятий.

Готовить предложения. О преобразовании системы планирования и радикальных изменениях распределительных функций (госзаказ, оптовая торговля, самофинансирование). О расширении прав и самостоятельности Советов (полномочия, структура и численность Советов, подчиненность предприятий). Совершенствование системы управления и хозяйственного механизма в АПК. Упорядочение деятельности сети специализированных банков. Радикальная реформа цен и тарифов. Раскрыть истинное содержание понятия социалистической собственности, кооперативной собственности.

Современный внешнеэкономический механизм. Реформа пенсионного обеспечения и др.

Это была огромная программа. Пока на бумаге. Начались день за днем, месяц за месяцем длительные, изнурительные дискуссии. Комиссии, обсуждения, поправки, предложения... Летело время, а практические дела шли своим чередом. Привычная система, когда такие коренные преобразования находились под контролем и организовывались партией, не работала. Эта система разрушалась. Партийные органы постепенно отходили от экономических задач. Их затянула собственная перестройка, да и вся политическая реформа. Я особенно подчеркиваю это обстоятельство. Намеченные грандиозные планы не были подкреплены конкретной организаторской работой.

28 июля. Политбюро. М.С. Горбачев.

Вопросы очередного Пленума ЦК. Обсуждение замечаний членов Политбюро к докладу. Пленум завтра, а замечания обсуждаем сегодня. Всегда не хватает времени.

Некоторые замечания. Как лучше организовать работу по изменению структуры аппарата партийных комитетов? Надо дать конкретные рекомендации на места. Стоит ли разворачивать работу по реорганизации в партии одновременно с реформой государственной политической системы? Это создаст организационные трудности. Обстановка в сельском хозяйстве дана обзорно. Это вносит неоправданное успокоение, а положение значительно сложнее. Нужны более острые, конкретные оценки и меры.

Вообще, чувствуется, что Горбачев очень торопится. Не все вопросы как следует обдуманы. Идет наступление по всему фронту проблем, а нужны определенные приоритеты. Все завязли в дискуссиях. Такие опасения высказывались на Политбюро. Генсек успокаивал, возмущался — нельзя медлить, терять время и т.п. Короче, все замечания повисли в воздухе. Он уже без обычных уговоров, объяснений стал отметать многие пожелания напрочь. Некоторых товарищей просто обрывал, не давая высказаться. Уверовал в реформу, рвался в реформу, так мне казалось тогда.

Н.И.Рыжков поднял вопрос о необходимости защиты органов управления. Идет волна нападок, давления на кадры. Аппарат министерств пребывает в панике, ждет сокращений и не работает. Авторитет министров надо укреплять, нельзя их постоянно одергивать, поучать, иначе как им работать!

Я поддержал Николая Ивановича, сказал, что он прав, то же происходит и в областях. Секретари обкомов периодически испытывают грубый нажим со стороны прессы.

Наши призывы вызвали резко отрицательную реакцию Горбачева: «Это попытки снизить критический накал, пресса права...» Рыжков эмоционально прореагировал: «Что, теперь и на Политбюро нельзя сказать ничего?» Высказались Громыко, Лигачев, не сдержался вторично и я. Обстановка несколько неловкая. Некоторые члены Политбюро постарались успокоить обе стороны.

К слову. Уже около двух месяцев у меня не было личных встреч с Горбачевым. Кроме дискуссий на Политбюро и короткого обмена мнениями по конкретным вопросам текущей работы. Мартовское Политбюро крепко запало у него в памяти. Да и обсуждение вопросов накануне XIX партконференции, мои резкие возражения по сути политической реформы не прошли, видимо, мимо его внимания.

29 июля. Пленум ЦК КПСС.

«О практической работе по реализации решений XIX Всесоюзной партконференции». Доклад М.С. Горбачева.

 

Он изложил организационные меры по подготовке и проведению отчетно-выборной кампании в парторганизациях. Рассказал о предложениях по реорганизации партийного аппарата. О перестройке Советов, что потребует принятия ряда правовых актов и изменений в Конституции.

Затем Горбачев повел разговор о текущих проблемах и закончил призывом, что надо работать, продвигать перестройку в свете установок XIX партконференции.

Выступающих было немного. Какое-то безразличие. Страстные речи Генсека уже не производят того впечатления, как раньше.

По всем изложенным вопросам были приняты решения.

18 августа. Политбюро. Вел Лигачев. Горбачев в отпуске.

Об очередных Пленумах. В ноябре — о концепции экономического и социального развития до 2005 года. Февраль 1989 г. — об аграрной политике партии на современном этапе. Июнь 1989 г. — о совершенствовании межнациональных отношений в стране.

Информация Яковлева об итогах поездки в Прибалтику. Удовлетворен поездкой, встречами. «Движение народных фронтов»в поддержку перестройки. ЦК КП контролируют ситуацию. Есть неоправданные панические настроения. В основном все развивается нормально, демократично и гласно.Информация прошла спокойно, принята к сведению, обсуждения практически не было.

20 августа я вылетел на Восток. Побывал в Амурской и Читинской областях. 26-го возвратился в Москву.

 

8 сентября. Политбюро. Вел Горбачев.

К вопросу о реорганизации партийного аппарата. Обсуждали обстоятельную записку Горбачева. Выступили все.

Лигачев. За кардинальное решение. Аппарат должен заниматься не только политической, теоретической, идеологической, но и организационной работой. Контролем. Свежие силыда, но они должны знать местную жизнь. В ряде регионов падает дисциплина, проявляются местнические и ведомственные интересы. Что же партийные комитетыбыть сторонниминаблюдателями? Это недопустимо.

Рыжков. Поддерживаю предложения. Требуется четкое определение функций отделов: оборонного, аграрного. ЦК принимает необоснованно большое количество постановлений. Не успеваем прорабатывать, не только выполнять. Вообще, последнее время погрязли в бумагах.

Воротников. Как практически реализовать предложения по реорганизации аппарата. Одни отойдут от дел, а другиеСоветы не готовы принять их. Не допустить бы пробуксовки управления народным хозяйством в стране. Готовы ли хозяйственные и советские органы сегодня взять на себя ответственность, которую десятилетиями несла партия? Нужно обеспечить четкую работу. Обновление кадров необходимо, но обдуманно, без спешки. Сейчас кое-где меняем уже по второму-третьему разу.

Яковлев. Партия — политический авангард. Исполнительная власть и хозяйственный механизм должны обеспечить управление хозяйством. Функции Советов. Все это непростые вопросы. Может быть, посвятить этому вопросу сессиипорассуждать? (Я согласен — порассуждать действительно надо. Тогда зачем же сейчас пороть горячку с реорганизацией?!) О газетах на местахони должны быть органами партии.

Шеварднадзе. Мы мало занимаемся крупными политическими и социальными проблемами. Об этом свидетельствуют факты. Есть сбои. Не приведет ли реорганизация к ослаблению партии? Реплика Горбачева. Скорее к усилению, все зависит от того, как поведем дело.)Да, я согласен, подтвердил Эдуард Амвросиевич, что аппарат требует очищения, обновления. Но работа эта очень деликатная, ее надо вести обдуманно.

В таком плане выступили многие. Сомнения были. Ведь фактически аппарат партийных комитетов находился в «подвешенном» состоянии, зная о предстоящем сокращении, изменении своих функций уже больше года. Стало трудно подбирать работников. Шел отток квалифицированных людей из аппарата.

Горбачев. Таким образом, с предложениями согласимся. О названиях, функциях, структуре можно еще подумать.

19 сентября. Политбюро.

Об обстановке в Республике Афганистан. Мнение Горбачева. Подготовить письмо Наджибулле. Поехать туда Шеварднадзе, Язову, Медведеву. Там развиваются динамические процессы. Главноесеверный район. Подкрепить основные точки. Открытие границы с Пакистаном, видимо, это была ошибка. Нарастают оппозиционные силы. Вывод. Подтверждаем нашу линию на политическое урегулирование при выводе войск. Подчеркнуть негативные действия США и Пакистана. Налицо их отклонения от Женевских договоренностей. Обсуждение шло в этом же русле. Согласились.

21 сентября. Вылетел в ФРГ с делегацией РСФСР.

В тот же день беседа и обсуждение планов сотрудничества с Й.Рау. 22 числа в Бонне. Подчеркнуто приветливая беседа у мининдел Х.-Д.Геншера. Затем прием у Федерального канцлера ФРГ Г.Коля. Сначала сдержанный, потом более откровенный разговор. Вечером короткая встреча с председателем СДПГ X.-И.Фогелем.

23 сентября рано утром посетил дом ГКП. Беседа с Г.Мисом, Шредером, М.Каплуком (с ними я знаком с 1971 года). Друзья очень обеспокоены обстановкой в Союзе. Куда вы идете?! Пытался успокоить их. Они возмущены негативными выступлениями нашей печати. («Новое время» — статья В.Загладина. Что их особенно озадачило? Такой был друг, и...) Какой-то был грустный, я бы сказал, обреченный разговор. Г.Мис здорово сдал. А какой был боец! Попрощались, и я уехал.

24 сентября. Перелет в Штутгарт.

Продолжительная, обстоятельная беседа в резиденции Л.Шпэта. О внутреннем рынке ЕЭС. Он убежден, что вхождение в его рамки для СССР нереально. (Я подумал, а как же идея Горбачева об общеевропейском доме?!) Поговорили о необходимости прямого сотрудничества предприятий и мелких фирм. Вечером — в Москве.

26 сентября. В ЦК КПСС. У Горбачева.

Обстоятельно рассказал о поездке, беседах с Г.Колем, Х.-Д.Геншером, Й.Рау, Л.Шпэтом, Х.-Й.Фогелем. Об интересе Г.Коля к предстоящему визиту в СССР. Хочет непринужденной, откровенной обстановки (приватный чай у М.С. Горбачева, программу супруге и т.п.). Затем о встрече с Г.Мисом. О его обеспокоенности развитием событий в мире и, особенно, у нас. Выслушав меня, Горбачев уточнил ряд моментов по ФРГ. Завел разговор о реализации решений XIX партконференции, практических шагах, проблемах. Потом, без перехода, повел речь о кадровых перестановках, новой структуре Советов, партийных органов. Какие изменения в кадрах он наметил. Стал их излагать, собственно, не советоваться, как ранее, а информировать о своем решении.

1.А.А. Громыко, М.С. Соломенцева, П.Н. Демичева, В.И. Долгих, А.Ф. Добрынина — на пенсию. Настало время. Они, в основном, понимают (говорил он с ними или нет - я так и не понял).

2.Перевести В.М. Чебрикова из КГБ — секретарем ЦК. Он будет курировать административные и правоохранительные органы. (Я знал, что Горбачев был недоволен, что в свое время по линии МВД — Федорчука, частично якобы и КГБ, шла проверка отдельных моментов его работы в Ставрополе. Он как-то с возмущением упоминал об этом. Как-де они могли? Значит — помнил.)

3.А.П. Бирюкову — заместителем Председателя Совета Министров, Н.В. Талызина — на место А.К. Антонова, а того на пенсию. А.И. Лукьянова — вместо П.Н. Демичева в Верховный Совет, избрать его кандидатом в члены Политбюро.

4.В.А. Медведева избрать членом Политбюро и поручить идеологию, А.Н. Яковлеву — международные вопросы. Е.К. Лигачеву и В.П. Никонову — аграрный комплекс, «там обоим работы хватит», подчеркнул он.

5.В.И. Воротникова — Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР. «Останешься членом Политбюро. Сам понимаешь, как возросла роль Советов. Председателем Совета Министров РСФСР — может быть, Власова А.В., избрав его и кандидатом в члены Политбюро. Вот такие дела».

Разговор шел в спокойном тоне. Горбачев держался свободно, уверенно. Говорил серьезно, без обычного юмора. «Ты должен правильно понять». (Я, конечно, не имел предлога для отказа.) «Если так надо, то буду работать».—«Ну и хорошо. Все это следует обговорить и на Пленуме».

 Определенный осадок от разговора и предложений у меня остался. Я привык к оперативной, хозяйственной работе в Совете Министров, да и секретарь обкома — это тоже работа, отличающаяся от законотворческой деятельности в Верховном Совете. Но поскольку шла перегруппировка сил, может быть, так и надо? Даже тогда я не придавал значения его фразе — освободить меня от обеспокоенности, сказанной 25 марта 1988 года.

Не были мне понятны также мотивы отставки В.И. Долгих и А.Ф. Добрынина. Была совершенно ясна причина переброски Е.К. Лигачева «на ответственный участок - сельское хозяйство». Так Горбачев фактически давал ему второстепенную роль. Предполагал я, что он отправит в отставку и Никонова. Тот последнее время, преодолев рубеж покорности, часто и остро, нервно спорил с Горбачевым по сельскохозяйственным делам, в которых был истинным специалистом, да и человеком глубоко порядочным.

30 сентября. Пленум ЦК КПСС. (Прошел за один час.)

«О предложениях в связи с реорганизацией партийного аппарата в свете решений XIX партконференции».

Пленум принимает предложения М.С. Горбачева:

О переводе на пенсию А.А. Громыко, М.С. Соломенцева, В.И. Долгих, П.Н. Демичева, А.Ф. Добрынина.

Выступление А.А. Громыко. «Конечно, мне грустно, но возраст, с ним надо считаться. Все мы прошли по ступенькам жизни. Кто больше, кто меньше. Спасибо за добрые слова...»

О реорганизации аппарата и образовании комиссий ЦК.

Партийного строительства и кадров — Г.П. Разумовский.

Идеологическая В. А.Медведев.

Социально-экономической политики — Н.Н. Слюньков.

Аграрной политики — Е.К. Лигачев и В.П. Никонов.

Внешней политики А.Н. Яковлев.

Правовой политики — В.М. Чебриков.

Сохраняются: Оборонный отдел — О.Д. Бакланов.

Общий отдел — В.И. Болдин.

Управление делами — Н Е.Кручина.

Об избрании В.А. Медведева членом Политбюро, В.М. Чебрикова секретарем ЦК.

О А.П. Бирюковой и Н.В. Талызине. О А.И. Лукьянове.

Об избрании председателем КПК при ЦК КПСС Б.К. Пуго.

Все предложения принимаются.

Горбачев. «Возник вопрос о руководстве Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР. Политбюро решило рекомендовать В.И. Воротникова Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР, освободив от этих обязанностей В.П. Орлова. Председателем Совета Министров —рекомендовать А.В. Власова».

И эти предложения принимаются.

А.В.Власова избирают кандидатом в члены Политбюро.

О Председателе Президиума Верховного Совета СССР. Политбюро рекомендует М.С. Горбачева. Голосуют. Принято.

Горбачев благодарит. Информирует о рекомендации председателем КГБ В.А. Крючкова.

Пленум прошел напряженно, но спокойно, без вопросов.

1 октября состоялась сессия Верховного Совета СССР.

Все вопросы кадров были рассмотрены и решены.

3 октября. Политбюро.

Горбачев. Обстановка в НКАО осложняется. Надо разобраться. Поручить комиссии Яковлева. (Когда была организована эта комиссия?! Не помню. Что она делала? Почему никто сейчас не помнит о ней? Не спросит ее председателя?)

Политическая оценка итогов сентябрьского Пленума. Горбачев. Получили поддержку ЦК и Верховного Совета, надеюсь, и всех трудящихся. Принятые меры консолидируют ЦК и руководство партии и государства. Это очень важно в нынешний решающий момент перестройки. Эти крупные мероприятия проведены на основе принципов партийной демократии. Народ будет ожидать более решительных действий. Таким образом, требуется повышение уровня деятельности партии.

Роль Политбюро возрастает. Главное — коллективная подготовка и выработка принципиальных решений внутренней и внешней политики. А затем уже курирование конкретных направлений в работе. Недопустим ведомственный подход. Давайте думать о стране. Это самое важное. Надо прибавить (это его любимое выражение — «прибавить»), привлечь творческие силы. Не быть на обочине, когда в обществе «бушуют страсти». Заседания Политбюро, как и прежде, — раз в неделю.

О Секретариате. Было, по сути, дублирование Политбюро. Не следует определять ему жесткий план. Заседать по мере необходимости. Больше опираться на совещания у секретарей ЦК. Необходимость проведения Секретариата будет определять Генсек. Вести заседания Секретариата по очереди —ежемесячно. (Так Горбачев свел функции Секретариата на нет. Провел сам пару заседаний, несколько Медведев. И все.)

О распределении обязанностей между секретарями ЦК.

Горбачев — Политбюро и Секретариат, основные проблемы внутренней и внешней политики, партийное строительство и кадры. Оборона. Остальные секретари по комиссиям. Комиссии — по 10—12 человек, в их составе и членыЦК.

Верховный Совет — Президиум ВС ориентировать на реализацию политической реформы. Ускорить принятие связанных с реформой законодательных актов. Нужно сформировать временное положение о президиуме Советов и опробировать в 2—3-х республиках, областях и Москве.

О Совете Министров. Надо обдумать в связи с изменением в деятельности ВС и ЦК и работу Правительства. Значительно возрастает ответственность исполнительной власти. Они должны взять на себя многие вопросы, которыми раньше занимались Политбюро и Секретариат.

О работе местных Советов. Не допустить образования вакуума. (Обком отошел от дел, а Совет не взял на себя.) Республиканский и областной уровень подкрепят создаваемые там Главные планово-экономические управления (ГлавПЭУ).

Так закончил свою речь Генсек — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Четко. Никаких обсуждений.

В этот же день состоялась сессия Верховного Совета РСФСР.

М.С.Горбачев предложил освободить от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР В.П. Орлова и рекомендовал на этот пост В.И. Воротникова. Сессия приняла эти предложения.

Я коротко выступил со словами благодарности и предложил назначить Председателем Совета Министров РСФСР А.В. Власова.

Сессия приняла такое решение.

Так, с 3 октября 1988 года я перешел на работу в Верховный Совет РСФСР.

10 ноября. Политбюро.

Информация Лукьянова об откликах на проект Закона об изменениях в Конституции. Возражения против избрания депутатов от общественных организаций. Если избирать, то всенародно. Не нужен съезд. Выборы Председателя Верховного Советавсенародным голосованием. Особенно отрицательные отклики из Прибалтики. Они за конфедерацию, свою валюту, договорные отношения с другими республиками, вплоть до выхода из СССР.

Что предложил Лукьянов.

1.Юридически четко определить невозможность конфедерации.

2.Снять из проекта положения, касающиеся самоопределения республик. Нельзя никак допустить прецедентавыхода какой-либо республики из Союза. Нужен закон о порядке выхода.

Горбачев. Надо взять за основу установки XIX партконференции. Социалистический выбор, власть трудящихся, укрепление Союза на основе гармонииукреплении Центра и прав республик. Решительно выступить против попыток развала Союза, экономики, о чем кое-кто из «народныхфронтов» заявляет открыто. С республиками работать. Приглашать, обсуждать, убеждать.

23 ноября. Горбачев по селектору, с членами Политбюро.

Обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией. Надо принять указы об ужесточении норм пресечения беспорядков, введении комендантского часа в Баку. Рассмотреть во время Пленума ситуацию с обеими республиканскими компартиями. Может быть, организовать Оргбюро в НКАО, другие меры. (Согласились, в принципе, но надо обсудить обстоятельнее, не по телефону.)

24 ноября. Политбюро.

В «Ореховой». Острое обсуждение обстановки в Закавказье и Прибалтике. Столкновение Лигачева и Медведева, который начал рассуждать, что необходима-де «отдушина». «Какая?возмутился Лигачев.Нужна честная партийная позиция. Не потакать экстремистам и националистам. Иначе дело кончится войной. Хватит быть миротворцами». Выступили все. В основном вывод такой, что необходимы действенные, радикальные меры политического урегулирования, но и непримиримая борьба с провокационными действиями националистически и экстремистски настроенных лиц.

28 ноября. Пленум ЦК КПСС.

«О мерах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства». Доклад М.С. Горбачева.

Он подвел итоги всенародного обсуждение проектов законов, связанных с изменениями и дополнениями Конституции, выборами народных депутатов СССР. Изложил позицию Политбюро по отношению к этим вопросам.

Затем начались выступления.

Я на первых порах был против ряда новаций. Но постепенно стало казаться, может, я чего-то недопонимаю, ведь другие поддерживают. Может, предложения Горбачева дадут определенный эффект. Укрепится власть Центра, расширятся права республик и местных Советов. Так я и выступил на Пленуме.

Воротников. Интерес в народе к политической реформе большой. Оценивая политические подходы, которые выявились в ходе дискуссии, необходимо стоять на принципиальных позициях. Они должны служить укреплению нашего строя, упрочению единого государства. Однако проявились и негативные моменты, стремление увести общественное мнение в сторону от обсуждаемых проектов. Имели место преднамеренные попытки нанести удар по «нервным центрам» советской политической системы, вызвать разлад в государстве. Стали провозглашаться откровенно антисоветские лозунги, замешанные на национальном сепаратизме.

Распространяется вирус недоверия между людьми различных национальностей. Зазвучало давно забытое, позорное слово «инородцы», стали говорить о «мигрантах». Появился и такой термин — «русскоязычное население». Мне лично не ясно, к какой категории наций он относится, так как двуязычие является естественным не только для РСФСР, но и для других республик. Дело дошло до принятия отдельными республиками антиконституционных актов, выдвижения ультимативных требований в адрес Центра. И все это происходит якобы во имя и на благо перестройки?!

Да, проблем накопилось много. Они вызваны и прошлыми, и нынешними причинами. Есть и неравномерность экономического развития отдельных регионов, есть и национальная специфика, проблемы языка, культуры и т.д. Но что будет, если мы начнем предъявлять ультиматумы, отгораживаться друг от друга, возьмем курс на самоизоляцию? Это ли не абсурд!

В дискуссиях по проекту звучали голоса о его недемократичности. Но авторы таких заявлений своеобразно понимают демократию. Так как провозглашают в то же время лозунги о дискриминации граждан по языковому признаку, пытаются разделить нации на более и менее достойные, добиваются введения ценза оседлости, стремятся к экономической изоляции, созданию республиканских армий, собственной валюты и т.п. И это преподносится как отстаивание демократических идей?!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.