Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отлично». Хорошо». Удовлетворительно». Неудовлетворительно»



5 «Отлично»

 1. Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.

 2. Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми
навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения
сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных
композиторов.

3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.

    При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать: отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.

4 «Хорошо»

1.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.

2. Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание.

3 «Удовлетворительно»

1. Безразличное пение концертной программы.

2. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.

3. Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.

2 «Неудовлетворительно»

1 .Неявка на экзамен по неуважительной причине.

2.Плохое знание своей партии в исполняемой программе.

 

  Программа курса «Хоровое пение» тесно взаимосвязана с программой по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, а также с программами курсов «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» (нотная грамота, творчество композиторов).

  За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: 2-4 классы: 8 – 10; 5-7 классы: 10 – 16 .

Основные принципы подбора репертуара:

1. Художественная ценность произведения.

  1. Необходимость  расширения  музыкально-художественного кругозора детей.

3. Решение учебных задач.

4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями
различных жанров).

5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно - эмоционального смысла.

6. Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам.

7.  Разнообразие:    

а) по стилю;   

б) по содержанию;
в) темпу, нюансировке;

г) по сложности.

 

 В программу включены: произведения русских композиторов, русские народные песни, песни других народов, образцы музыки русской православной церкви как части отечественной православной культуры. Культурологический подход в трактовке духовной музыки позволяет соединить в сознании обучающихся различные пласты русской музыки: фольклор, церковная музыка, произведения отечественных композиторов. Широко представлены в репертуаре данной программы произведения зарубежных классиков, а также современная музыка.

 

В течение учебного года необходимо планировать ряд творческих показов и выступлений (открытые уроки, репетиции для родителей и педагогов, концерты, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня проведения).           

         

Основные направления взаимодействия с родителями:

1. Изучение запросов и потребностей родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития детей, содержания работы и формы организации).

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

     Формы работы:

1. Общение, дискуссии.

2.Совместная деятельность родителей и детей.

3. Проведение совместного досуга.

4. Педагогическая пропаганда.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

6. Содействие в участии обучающихся в конкурсных мероприятиях.

                       

Данная образовательная программа реализуется в тесном контакте с родителями обучающихся, на основе созданной в учреждении системы воспитания, в т.ч. благодаря совместному участию всех участников образовательного процесса в общешкольных традиционных мероприятиях и внешкольных мероприятиях.

 

 

Содержание программы базируется на изучении основ хорового пения. На протяжении всех лет обучения формируются и развиваются важнейшие вокально-хоровые навыки обучающихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.), постепенно усложняются задачи, расширяется диапазон певческих возможностей детей.

   Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре. Заложенный в самой её природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете всё новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы также такие приёмы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приёмы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».

На уроках должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т.к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает обучающимся овладеть музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху, т.к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, нравственного воспитания. Поэтому в примерных репертуарных списках данной программы сочетаются песни русских и зарубежных композиторов, русские народные песни и песни других народов, произведения отечественных, современных авторов и произведения зарубежных, современных композиторов.

В работе необходимо учитывать условия нормального развития детского голоса, поэтому все правила гигиены должны тщательно выполняться. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка, находящийся в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. От того, как будет развиваться голос школьника, зависит качество взрослого голоса. Учитель должен разъяснять опасность перенапряжения голоса, правила и средства его охраны, научить их анализировать свои внутренние ощущения, выявлять причины хорошего или плохого звучания.

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mр и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные произведения.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат.

Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача-фониатора.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео- и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

   Нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь, исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах.

 

                            

                                 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.