|
|||
Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»Москва «ОЛМА-ПРЕСС» ББК 88.53 УДК 159.98 К98 Права на перевод получены издательством «прайм-ЕВРОЗНАК» соглашением с Real People Press, Box F, Moab, Utah 84532 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. по Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майкл Лебо Заложник эмоций. Как спасти вашу эмоциональную жизнь. — СПб.: прАйм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 224 с. (Проект «Магия высшей практической психологии»). ISBN 5-93878-142-6 Книга выдающихся специалистов в области НЛП Лесли Кэмерон-Бэндлер и Майкла Лебо повествует о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы освободиться из плена требований и капризов наших эмоций, обогатить ваши переживания, вооружив вас способностью распознавать и использовать собственные эмоции ради личного благополучия и благополучия других, а также способностью переходить к полезному поведению, чтобы прийти к желаемым результатам. Вы научитесь управлять, выбирать, выражать и использовать свои эмоции, освободите свою эмоциональную жизнь от неблагоприятных влияний и настроения других людей, овладеете техникой спасения вашей эмоциональной жизни, чтобы ощутить свободу и силу эмоционального выбора. Для самого широкого круга читателей. Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майкл Лебо ЗАЛОЖНИК ЭМОЦИЙ. Как спасти вашу эмоциональную жизнь Перевод с английского: А. Смирнов, М. Потапова, П. Румянцева Литературный редактор: А. Бродоцкая Научный редактор: С. Комаров Компьютерная верстка: Ю. Нагаева Подписано в печать 10.03.2004. Формат 70xl08'/1(j. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,6. Тираж 2000 экз. Заказ № 2800. «прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 41. Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2-953000, книги, брошюры. Заказ на печать размещен через издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест» 129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10. Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий». 127473, Москва, Краснопролетарская ул., 16. © 1986 by Michael Lebeau and Leslie Cameron-Bandler © 1986 by Real People Press © Перевод на русский язык: Смирнов А., Потапова М., Румянцева П., 2003 ISBN 5-93878-142-6 © Серия, оформление, прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 TSRN 0-932573-03-7 ГанглЛ © прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 Краткое содержание Глава 1. Заложники эмоций.....................................................10 Глава 2. Мир эмоционального выбора.................................28 Глава 3. Эмоции как источник................................................35 Глава 4. Структура эмоций.......................................................54 Глава 5. Фрагменты мозаики...................................................62 Глава 6. Эмоциональная настройка.......................................97 Глава 7. Отбор эмоций..............................................................107 Глава 8. Получение доступа к эмоциям.............................123 Глава 9. Выражение эмоций...................................................148 Глава 10. Использование эмоций.........................................164 Глава 11. Предупреждение неприятных эмоций............187 Глава 12. Взгляд в будущее....................................................204 Содержание ГЛАВА 1. ЗАЛОЖНИКИ ЭМОЦИЙ........................10 Спасение из плена эмоций: Майкл представляет Лесли.........................................................14 Освобождение другого заложника: Лесли представляет Майкла.......................................................21 Как это соотносится с вашей жизнью?....................................25 ГЛАВА 2. МИР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ....28 Движение к выбору........................................................................32 ГЛАВА 3. ЭМОЦИИ КАК ИСТОЧНИК...................35 Эмоции как сообщения.................................................................40 Функциональные атрибуты........................................................42 Приобретение эмоционального выбора..................................46 Расстановка......................................................................................................46 Выражение........................................................................................................47 Использование................................................................................................49 Предупреждение.............................................................................................51 Практическая польза, которую принесет эта книга............52 ГЛАВА 4. СТРУКТУРА ЭМОЦИЙ...........................54 Понимание структуры..................................................................58 1. Знание структуры эмоций ведет к их адекватности...................59 2. Знание структуры эмоций дает возможность изменять их......59 3. Знание структуры эмоций обеспечивает доступность любых эмоциональных состояний..........................................................60 ГЛАВА 5. ФРАГМЕНТЫ МОЗАИКИ.......................62 Временные рамки...........................................................................................63 Модальность....................................................................................................65 Участие..............................................................................................................70 Интенсивность...........................................................................,....................72 Сравнение.........................................................................................................74 Темп.....................................................................................................................76 Критерии.....................................................................................i.....................79 Размер чанка....................................................................................................81 Примеры глубинного анализа некоторых эмоций..............85 Ступор и любопытство................................................................................86 Перегруженность и наличие мотивации...............................................90 Чем вы располагаете в настоящий момент............................94 ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА........97 Ситуационные характеристики.................................................99 Научение эмоциональной настройке.....................................103 ГЛАВА 7. ОТБОР ЭМОЦИЙ.................................. 107 «После»............................................................................................ 108 «Во время»......................................................................................112 «До»...................................................................................................116 Чем вы располагаете в настоящий момент..........................121 ГЛАВА 8. ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА К ЭМОЦИЯМ... 123 Поиск эмоций.................................................................................124 Самоякорение................................................................................130 Разрыв причинно-следственных связей...............................133 Реконструкция эмоций...............................................................137 От несостоятельности к состоятельности.........................................139 От перегруженности к ответственной креативности................... 139 От тревоги к способности........................................................................140 От разочарования к фрустрации..........................................................140 От разочарования к принятию.............................................................. 141 От депрессии к энтузиазму..................................................................... 141 От надежды к ответственности.............................................................142 От скуки к приятному предвкушению........:...................................... 142 От горя к принятию................................................................................... 142 От удовлетворения к восторгу.............................................................. 143 Чем вы располагаете в настоящий момент..........................146 ГЛАВА 9. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ....................... 148 Выражать или не выражать?.....................................................149 Выбор способа выражения........................................................152 Любовь (к друзьям)...................................................................................153 Гнев (по отношению к друзьям и семье)...........................................153 Сочувствие.....................................................................................................153 Удовлетворение..,.........................................................................................153 Амбициозность.............................................................................................154 Неудовлетворенность................................................................................154 Осторожность...............................................................................................154 Неловкость....................................................................................................154 Неконгруэнтность........................................................................160 Чем вы располагаете в настоящий момент..........................162 ГЛАВА 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИЙ............ 164 Генеративная цепочка..................................................................166 Сожаление.....................................................................................................170 Фрустрация...................................................................................................172 Тревога............................................................................................................ 173 Отчаяние........................................................................................................ 175 Ощущение тупика...............................................................'.......................176 Гнев................................................................................................................... 177 Вина.................................................................................................................. 178 Разочарование.............................................................................................. 180 Одиночество..................................................................................................181 Ревность...................................................~..................................................... 182 Чем вы располагаете в настоящий момент..........................185 ГЛАВА 11. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕПРИЯТНЫХ ЭМОЦИЙ.................................... 187 Разочарование..............................................................................................192 Стыд.................................................................................................................193 Гнев...................................................................................................................195 Несостоятельность.....................................................................................196 Чем вы располагаете в настоящий момент..........................197 ГЛАВА 12. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ......................... 199 ФОРМАТЫ В ОБОЙМЕ........................................204 Глава 3. Эмоции как источник..................................................204 Глава 4. Структура эмоций........................................................204 Глава 5. Фрагменты мозаики.....................................................205 Глава 6. Эмоциональная настройка.........................................205 Глава 7. Отбор эмоций.................................................................206 Глава 8. Получение доступа к эмоциям.................................208 Глава 9. Выражение эмоций.......................................................210 Глава 10. Использование эмоций.............................................211 Глава 11. Предупреждение неприятных эмоций.................216 Эта книга посвящается с любовью и уважением Уолли Эрону, Джесси Вуд, Дэну Чеботу, Бекки Пиготт и Говарду («Немо») Немеровски. Мы живем лишь однажды. Мало какие трагедии бывают масштабнее, чем прекращение жизни; мало какие несправедливости бывают глубже, чем отказ от борьбы или даже надежды под влиянием внешних ограничений, которые ошибочно кажутся внутренними. Стивен Джей Гульд «Заблуждения человека» Глава 1 Заложники эмоций Мы жили, как в романе. По крайней мере, так казалось нашим домашним, друзьям, коллегам и ученикам. Доказательством этого им казались наш профессиональный успех, уютный дом и счастливый ребенок, а также наша страстная и возвышенная любовь друг к другу. Но за фасадом профессионального успеха скрывалась, оставаясь невидимой от окружающих, нескончаемая пытка. Мы были заложниками могущественной, но малопонятной силы: наших собственных эмоций. Первая же попытка освободиться из плена эмоций научила нас относиться к своим обязательствам всерьез. Мы также открыли, что мы не одиноки. Все мы так или иначе являемся заложниками наших эмоций. Многие скованы и связаны страхом перед такими интенсивными эмоциями, как несостоятельность, печаль, боль и отвержение. Для этих людей эмоции подобны противопехотным минам; они идут по жизни на цыпочках, старательно избегая опасных чувств. При первом же намеке на приближение ситуации с мощным эмоциональным зарядом они уклоняются от нее: например, не вступают с близкими в бурные ссоры, не навещают знакомого, больного раком, не поддерживают друзей в минуты депрессии. Чтобы уберечься от уколов боли или отвержения, подобные люди отгораживаются от окружающих. Они чураются и профессиональных проблем. Таким образом они могут избежать неприятных сюрпризов, например чувства собственной несостоятельности. За это они платят целыми сферами жизни, уподобляясь тем, кто старается не смотреть фильмы ужасов. В ходе этого им, как правило, удается оградить себя от многого в жизни, что все-таки стоит испытать. Другие же так и не могут раскрыть свой потенциал из-за обуревающих их эмоций — страха, несостоятельности и сомнения, — которые удерживают их от всяческих действий, не говоря уже о риске. Как заложников собственных эмоций, их сковывает своеобразный паралич. Одинокая женщина испытывает смущение, а потому ни с кем не общается. Безработная молодая мать чувствует себя несостоятельной, а потому ведет себя глупо, хотя на деле очень умна. Подросток опасается не справиться с задачей и показаться тупым, а поэтому не овладевает новыми навыками, — отказывается учиться танцам, ораторскому искусству или рисованию. Домохозяйка средних лет постоянно всего боится и поэтому никогда не выходит за порог, хотя дома ей все надоело и все раздражает ее. Многих людей эмоции снова и снова берут в заложники. Сильные эмоции захлестывают их, подобно волнам, и уносят вдаль от мыслей и занятий, в которые те были погружены. В итоге эти люди могут отказаться от самой надежды достичь желаемого. Других искушает чувство комфорта, которое возникает, когда ограничиваешься горсточкой привычных эмоций. Они ослепляют себя, лишаясь обширнейшей гаммы цветов, оттенков и нюансов в полной палитре эмоций, которые каждый может использовать в свое удовольствие по самому праву рождения. Цена их комфорта — поразительно обедненная жизнь. Некоторые люди попадают в рабство к чужим эмоциям. Одна наша клиентка была как раз из таких. Если ее муж выражал уверенность, что та или иная сделка состоится, она испытывала облегчение. Если ее ребенок был счастлив, она оставалась довольной. Если ее лучшая подруга питала надежды спасти свой неудачный брак, наша клиентка могла на секунду расслабиться. Ее способность испытывать ценные эмоции полностью зависела от реакций окружающих ее людей. Ее эмоциональная устойчивость основывалась на их настроении. Каждый раз, когда их настроение менялось, что, конечно же, случалось часто, земля уходила у нее из-под ног. Она тратила массу времени на то, чтобы вернуть других в хорошее расположение духа и благодаря этому самой испытать удовольствие. Она походила на жонглера, пытающегося вращать на палочках по пятнадцать тарелок — днями напролет, изо дня в день. Неудивительно, что она считала себя человеком, находящимся в постоянной борьбе за сохранение душевного равновесия. Чтобы смягчить боль от неприятных эмоций или достичь приятного состояния, некоторые люди попадают в рабство к различным химическим веществам. Героин, кокаин, марихуана, алкоголь, сахар, стимуляторы, успокоительные, никотин и кофеин — все эти вещества влияют на настроение. Люди, которые полагаются на них, пытаются изменить или вызвать заранее выбранные эмоции. Однако при этом они становятся заложниками наркотиков. Выбор и контроль обмениваются на зависимость. Существует еще один вариант расплаты за неприятные эмоции, которые нам приходится терпеть. Клинически доказано, что люди страдают соматическими заболеваниями в результате переживания таких хронических эмоций, как страх, унижение, беспокойство, напряжение, злость, несостоятельность, беспомощность и т. д. С течением времени такие эмоции могут привести к опасному стрессу, который чреват повышением кровяного давления, язвой желудка, сердечными заболеваниями и другими тягчайшими недугами. В своей книге «Стоит ли за это умирать?» (Eliot, 1984) доктор Роберт С. Элиот описывает результаты исследований, которые он проводил, будучи консультантом по заболеваниям сердечно-сосудистой системы, и выясняя, почему у персонала космодрома на мысе Канаверел сердечные приступы развиваются чаще и протекают тяжелее, чем в среднем по данным статистики. Проблема, как я обнаружил, заключалась не в сгорании ракет, а в сгорании людей. С точки зрения правительства, государственную приоритетность космических полетов следовало понизить, и после каждого успешного запуска 15% работников, его обеспечивших, увольняли... В ходе физического и лабораторного исследования сотрудников центра не было выявлено никаких существенных отклонений от стандартного уровня риска развития коронарной патологии. Взамен же я обнаружил тревожность, депрессию и всеобщее, всепроникающее чувство безнадежности и беспомощности (курсив добавлен) (р. 15). Стресс, развивающийся на фоне постоянного страха лишиться работы — и обеспечиваемых ею безопасности и престижа — породил популяцию профессионалов, которые «вели нацию к пьянству, наркомании, разводам и внезапным смертям от сердечных приступов». Далее доктор Элиот описывает лабораторные опыты на различных животных, результаты которых демонстрируют прямую и выраженную связь между эмоциональным стрессом и физическим благополучием. Одним из самых ярких примеров отрицательного влияния длительного стресса является то, что я называю «фактором риска в четырнадцать футов»; речь идет о риске развития сердечных заболеваний. Как известно, у гамадрилов очень устойчивые пары. Русские исследователи отделили самцов-гамадрилов от самок и поместили их на некотором рассто- янии — приблизительно в 14 футов — в отдельную клетку, откуда были хорошо видны самки. В клетку самок был помещен новый самец. Перемещенный гамадрил был вынужден наблюдать, как его давнишняя подруга общается с новым любовником. Он никак не мог изменить ситуацию, ему оставалось только терпеть. При неизменности питания и прочих факторов в течение шести месяцев гамадрилы переболели всем комплексом сердечных заболеваний, характерных для современного индустриального общества: у некоторых повысилось артериальное давление, у других развились сердечные приступы, а третьи скоропостижно скончались от внезапно развившихся болезней сердца. Животные, конечно, не люди, но все-таки очень похожи на людей в том смысле, что беспомощность и безнадежность могут заставить организм отреагировать выбросом стрессовых веществ, превозмогающих его сопротивление. Именно это и произошло с сотрудниками аэрокосмического центра на мысе Канаверел. Есть много путей стать заложником, пленником и жертвой своих эмоций, но результат всегда один. Заложники эмоций большую часть своей жизни прислуживают эмоциям и даже жертвуют ради них жизнью, вместо того чтобы поставить эмоции на службу себе. Как вы вскоре увидите, мы — авторы этой книги — долгое время были, каждый по-своему, пленниками собственных эмоций. Лесли не умела выбирать эмоции, не могла предсказывать их последствия, а потому не могла защититься от нападения. Она жила в эмоциональной реальности столь же насыщенной, сколь и авторитарной. Страх перед неприятными эмоциями, который испытывал Майкл, превратил его в нахрапистую и неистовую персону, но в прочих случаях он оставался опасливым и интровертированным человеком. Терпя уколы боли, злобы или отвержения, он попадал в воронку-водоворот, где мучился неделями, а то и месяцами. Это оставляло в нем чувство отчаяния, зависимости и обмана. Эта книга повествует о действиях, предпринятых нами после многих лет невольной выплаты дани ради того, чтобы освободиться из плена требований и капризов наших эмоций. Путешествие начинается с осознания путей, которыми эмоции подчиняют нас целям, не совпадающим с нашим благополучием; далее мы попадаем в неизведанное царство осмысления путей и причин возникновения эмоций; затем переходим на уровень, где уже компетентно выбираем, выражаем и используем эмоции, после чего довершаем маршрут, обозревая будущее, где каждый ощутит свободу и силу эмоционального выбора. Нашей целью при написании этой книги было отправиться с вами по дороге, ведущей в будущее, и научить вас тому, как спас- ти собственную эмоциональную жизнь. В дальнейшем мы отметим ценность и удовольствие, присущие эмоциям изначально, а также укажем на пошлину, которую могут взимать с нас неблагоприятные, невыверенные эмоции. В каждой главе есть подсказки, рекомендации и техники, которыми вы сможете воспользоваться, чтобы немедленно изменить свою жизнь. К тому моменту, когда вы закончите читать последнюю главу этой книги, вам будет известно, как разорвать те или иные эмоциональные путы, оплетающие вашу жизнь. Освободитесь вы или нет — зависит только от вас. Мы можем указать вам правильное направление; снабдить вас всеми нужными картами, инструкциями и приспособлениями, которые позволят вам добраться до места назначения. Но знать, что вы можете получить свободу и силу с приобретением эмоционального выбора, еще не означает иметь эмоциональный выбор. Ваше дело — собирать припасы или нет и шагать ли с правой ноги. Делая это, вы перестаете быть инструментами своих эмоций. Взамен у вас будут необходимые орудия, позволяющие поставить эмоции на службу своих личных и профессиональных целей. Но прежде чем отправиться в путь, давайте подробнее разберемся в том, что произошло с нами. (В главе 3 мы подробнее объясним, что имеем в виду под словом «эмоции». А пока что мы расскажем вам о себе и познакомим с некоторыми понятиями, с которыми нам предстоит иметь дело на протяжении всей книги; для начала давайте договоримся считать рабочим следующее определение: эмоции — это общее субъективное переживание в тот или иной отдельно взятый момент.) Спасение из плена эмоций: Майкл представляет Лесли В 1982 году, когда Лесли было тридцать два, она была успешным исследователем, психотерапевтом, преподавателем и автором многих научных работ. Она специализировалась на коммуникации и изменении человека. Техники усовершенствования стилей коммуникации и достижения личностных изменений, которые она помогала разрабатывать, были взяты на вооружение тысячами психологов и консультантов. Она активно способствовала организации международной сети институтов тренинга. Психотерапевты, которые учились по ее книгам, добивались при работе с клиентами значительно лучших результатов. Преподаватели и бизнесмены стали проявлять интерес к применению ее методики в своих сферах деятельности, и в результате ее работы тысячи людей ежегодно с удовольствием отмечали в себе воодушевляющую трансформацию. Со- прикасаясь ли с работами Лесли, общаясь ли с ней лично, люди всегда могли оценить ее ум, заботу и чуткость. Ее окружили ловушками профессионального успеха. Ею восхищались и ее уважали не только за профессиональную деятельность, но и за то, что она «вдохнула» в нее жизнь, приводя в качестве примеров собственные принципы общения с людьми. Для многих своих студентов, друзей и коллег она была ролевой моделью. Но она знала про себя нечто, им неизвестное: то, что ее эмоциональная жизнь была подобна губительному водовороту. Большинство людей ежедневно испытывают, по крайней мере, несколько разных эмоций. Кое-кто изменяется эмоционально по десять и больше раз на дню. Но Лесли иногда сталкивалась с десятком эмоциональных изменений в час. И каждому эмоциональному изменению сопутствовало изменение в поведении. В итоге случалось, что она непоследовательно реагировала на одни и те же обстоятельства. Например, всякий раз, когда она обнаруживала, что наш тринадцатилетний сын Марк не выполнил какого-то поручения — ситуация, типичная для тринадцатилетних детей, — реакция Лесли зависела от ее самочувствия на данный конкретный момент. Если она чувствовала себя вымотанной после длинного, тяжелого трудового дня, то могла обрушиться на сына с яростным выговором за безответственное и бестолковое поведение — лишь с тем, чтобы минутой позже извиниться за это. Если же она бывала в хорошем расположении духа, то входила в его положение, сочувствовала ему, прощала его и в итоге сама же и выполняла порученное ему дело. На работе она могла реагировать на одни и те же требования и события как на неудобства, новые возможности, кризисные ситуации, долг или несправедливость в зависимости от состояния, в котором выслушивала новости, испытывая либо озабоченность, либо амбициозность, тревогу, ответственность или лень. Ее ассистентам было трудно должным образом подготовиться, так как они никогда не знали, какое отношение возобладает в тот или иной день или час. А Марк не усваивал связи между своими действиями и их последствиями, которых нам для него хотелось. Да и как он мог это усвоить, если сталкивался с путаными и противоречивыми материнскими реакциями? Практически во всех областях жизни реакции Лесли находились под контролем не ожидаемого результата, а стремительно изменявшихся эмоций. Плюсом же было то, что с Лесли невозможно было скучать. Это правда, что жениться на ней было равнозначно тому, чтобы устроиться ужинать на переднем сиденье вагончика на американских горках. Но я всегда знал, что дело здесь обстоит так же, как и с погодой, и если меня не устраивает нынешнее эмоциональное ненастье, то нужно лишь немного подождать, и все изменится. 6 Хотя в одном аспекте эмоциональной жизни Лесли все-таки была постоянной. Независимо от ситуации, независимо от эмоционального состояния, могущего послужить оптимальным водителем поведения в ситуации, Лесли всегда хотела и старалась испытывать главное для себя: ощущение того, что она «чего-то стоит». К несчастью, ее способность ощущать себя стоящим человеком во многом зависела от способности наполнить окружающих чувствами радости и совершенства -*- независимо от уместности и полезности этих чувств. А те, конечно, далеко не всегда оказывались таковыми. Если ассистент ошибался, Лесли приходилось поднимать ему настроение, тогда как для оценки, исправления ошибки и предотвращения ее в будущем уместнее были бы ощущения безопасности, любопытства, ответственности и решимости. Когда участники семинара, друзья или коллеги обращались к Лесли с какой-то просьбой, она старалась во что бы то ни стало ее исполнить без учета своих предпочтений и осмысленности просьбы с точки зрения намеченных результатов. Если они чего-то хотели и она могла им это дать, они были счастливы, и тогда она чувствовала себя стоящим человеком. Если Марк без особого восторга приступал к уборке, она часами манипулировала ситуацией так, чтобы он почувствовал удовольствие от работы, вместо того чтобы вызвать в нем чувство долга, ответственности или смирения с неизбежным. Если ей это не удавалось, она разрешала собственную фрустрацию тем, что освобождала Марка от его обязанностей и отпускала играть. Такое решение вызывало в нем радость; он получал то, что хотел. Да и она себя чувствовала неплохо — по крайней мере, до следующего раза. Между тем Марк быстро сделался мастером по части неполучения всякого удовольствия от работы. Навязчивое стремление Лесли привести окружающих в состояние радости и довольства — и талант к этому, который она в себе развила — сослужили ей хорошую службу в психотерапевтической практике, стали отдельной темой на семинарах и оказались отличным подспорьем для социальных интеракций. Но в иных ситуациях, например на деловых встречах, задачи которых нередко | определяются другими критериями, это порождало напрасные ме-g тания и снижало продуктивность. Однако еще большей потерей s стала целая череда несостоявшихся отношений. Единственной заботой Лесли при приеме новых сотрудников и в ходе работы с | ними бок о бок, а также при выборе друзей и общении с ними § была мысль: «Смогу ли я сделать их счастливыми?» Если она мог-ч. ла, то все было хорошо. Если нет, то она чувствовала, что потерпе-я ла поражение. Неудача быстро приводила к возникновению невы-* носимого для нее чувства безнадежности. Конечно, Лесли приучила других ожидать, что она и впредь будет их радовать, равно как и давать им все, о чем они ни попросят. Когда это ожидание вспарывалось острым плугом разочарования и засевалось ее ощущением провала, тогда неразрешимые конфликты множились, подобно сорнякам. Эти конфликты тормозили и даже разрушали многие отношения. Такой исход был неизбежен. Люди не всегда счастливы. И нельзя от них этого требовать. Как и все заложники эмоций, Лесли попала в ловушку паттернов поведения, продиктованных собственными эмоциями. Доказательством ее таланта, энергии и преданности было то, что даже ценой эффективности она могла завершить все, за что бралась. И могло получиться, что Она, так и не изменившись, всю жизнь провела бы в конфликтах между нами по поводу наших друзей, сотрудников, деловых партнеров и воспитания Марка, так и не доводя их до точки возгорания. Время и накопленное раздражение брали свое, и я больше не мог терпеть осадок, который оставляли во мне ее реакции. Ее действия нередко попирали стандарты ответственности и порождали в нашей жизни постоянную смуту и беспорядок — хаос, разгребать который приходилось мне. Мои терпение и решимость постепенно подтачивались неослабевающими, вечно изменчивыми эмоциональными ветрами. Не изменись ситуация, наш брак оказался бы под угрозой — и мы оба это знали. К счастью, мы были специалистами по части выявления паттернов и создания эффективных методов достижения личностных изменений. Как только мы осознали влияние эмоций на переживания Лесли (и на мои собственные, как вы увидите дальше), мы поставили перед собой задачу исследовать эмоции и разработать эффективные рекомендации и техники приобретения контроля над эмоциональной жизнью. Мы справились с этим, но не раньше, чем открыли, что эмоции принадлежат к числу наименее изученных аспектов человеческого опыта. Например, большинство людей убеждены, что эмоции находятся вне нашего контроля; эмоции подобны нахальному гостю, который появляется незваным, подминает все под себя и требует к себе постоянного внимания. Эмоция есть нечто, что приходится или терпеть, или испытывать с радостью, в зависимости от ее природы и сопутствующих обстоятельств. Те же люди, для которых эмоции выпадают из царства выбора, начнут выбирать себе паттерны поведения и после, с переменным успехом, реализовывать их. Но так как у них не было возможности научиться это делать, они не смогут выбрать паттерны чувствования. Тем не менее, как мы покажем в дальнейших главах, поведение является побочным продуктом эмоций. Самый легкий и самый эффективный способ гарантировать реализацию выбранных паттернов поведения — от слова «спасибо» до выбора низкокалорийной диеты или паузы на переговорах ради тщательной оценки возражения — иметь при себе отобранную и оцененную благоприятную эмоцию. Чувство благодарности или признательности естественным образом ведет к искреннему «спасибо». Чувство решимости при намерении сохранить себя в форме естественным образом ведет к выбору и употреблению низкокалорийной пищи. Если вы ощущаете смесь любопытства, терпения и беспокойства по поводу возможности, которую не хотите упустить, то отметите оценивающей паузой каждый этап переговоров. Как мы покажем в главах 6, 7 и 8, важной частью приобретения эмоционального выбора является знание того, как выбрать и оценить наиболее выгодную эмоцию, когда она вам желательна и необходима. Методы правильного отбора и надежной оценки эмоций — два требования эмоционального выбора, открытые нами и превращенные в поэтапные процедуры, представленные в данной книге. Когда нам удалось разработать исчерпывающий метод достижения эмоционального выбора и создать лекарство от эмоционального рабства, мы приняли его сами в высокой дозе. Помните, насколько ограниченным в эмоциональном плане бывало поведение Лесли? Сейчас все радикально изменилось. Лесли ощущает свои эмоции с прежней интенсивностью и страстью, но теперь она испытывает их лишь если сама того пожелает и так, что это укрепляет ее благополучие. Поскольку ее эмоциональные реакции больше не отвлекают ее и не навязываются ей, постольку она может сначала наметить цели, а после определить, какие чувства позволят ей наиболее эффективно добиться желаемого. Теперь она рассматривает новые ситуации в свете желаемых результатов, вместо того чтобы, опираясь на мимолетную эмоцию, решать, отреагировать ли на новые ситуации как на возможности, кризисы, обязанности и т. д. В итоге это приводит к более реалистичным оценкам, более тонким суждениям, неизменности направления и продвижению к целям, а также к снижению собственного и чужого стресса. Поскольку теперь она мыслит о тех или иных целях с точки зрения необходимых для их достижения эмоций, своих и чужих, она больше не скована необходимостью навязывать коллегам и подчиненным (и даже Марку) сугубо радостные чувства и ощущение совершенства. Взамен она использует новые техники, чтобы вызвать в них чувство долга, личной значимости в качестве участников того или иного проекта, ответственности за выполнение согласованных обязанностей, а также, когда это уместно, — все то же чувство счастья и удовлетворения. Теперь она понимает и ценит как собственные, так и чужие эмоции, находящиеся вне радостно- го и счастливого диапазона. Такие эмоции, как фрустрация, разочарование и опасение, предоставляют важную информацию и говорят ей об оптимальном способе реагирования на потребности, о которых сигнализируют. Лесли научилась переключаться с разочарования на принятие и после либо продолжать ставить перед собой и преследовать новые цели, либо попробовать что-то другое, чтобы оживить неоправдавшееся ожидание. Фрустрация теперь понимается как сигнал о негодности предпринятых действий, из чего следует, что если она все еще хочет добиться того, над чем работала, ей нужно либо собрать дополнительную информацию, либо получить новые инструкции, либо попробовать иной подход. Теперь фрустрацию легко перевести в терпение, помогающее добиться того, что заслуживает усилий. В числе самого важного из того, чему она научилась, можно назвать такое приспособление своих впечатлений прошлого, настоящего и будущего, которое позволяет лучше увязывать между собой эмоции, результаты и поведение. Например, в дни былого эмоционального плена Лесли вполне могла в феврале согласиться отправиться в сентябре в другой штат и провести там тренинг. Однако в сентябре эмоций, вынудивших ее дать согласие в феврале, уже не было и в помине. И вот она оказывалась вдалеке от дома, перед аудиторией, состоящей из полных ожиданий незнакомцев, и поступала, исходя из самой последней эмоциональной реакции, — той, которая часто не имела никакого отношения к сложившейся ситуации. Естественно, она сожалела о данном обещании и испытывала разочарование, так как снова попала в дурацкое положение. Но теперь, когда Лесли приезжает проводить тренинг, она пересматривает ценности и соображения, побудившие ее решиться на это в прошлом, и смотрит через настоящее в будущее, где преимущества, полученные в результате выполнения данной работы, уже реализованы. Таким образом, она помнит, почему ведет тренинг, и в позитивном смысле ощущает собственную «ответственность», наблюдая за тем, как ее старания способствуют достижению в будущем еще более грандиозных целей. Теперь, когда она хочет мотивировать себя, она рассматривает конкретные способы, которыми в будущем добьется намеченного. В результате она испытывает решимость достичь этой цели и уверенность в собственном успехе. В другой, более личной, области жизни Лесли тоже произошли определенные изменения. Недавно она пришла в уныние из-за травмы колена, мешавшей ей выполнять многие важные дела. Вместо того чтобы расстраиваться и дальше, Лесли поставила себе цель: обегать близлежащее озеро — маршрут, составлявший четыре мили. Она представила, как сможет сделать это легко и свободно, наслаждаясь движением. Затем она составила план действий, куда вошли визиты к врачу, физиотерапия, зарядка и даже поднятие тяжестей — все, что могло в итоге привести ее к достижению цели. Каждое мероприятие Лесли побуждало ее к действиям, усиливало уверенность в способности достичь этой цели даже при том, что на достижение окончательного результата уйдет еще несколько месяцев. Одним из преимуществ получения возможности эмоционального выбора является то, что он позволяет вам переживать ранее недоступные эмоции. Для Лесли ощущения довольства, принятия и терпения были загадочными незнакомцами. Они были лишь описательными словами, лишенными всякого реального наполнения. До эт<
|
|||
|