Формы дислексии. СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИЙ
Формы дислексии
Фонематическая дислексия
| связана с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
| Семантическая дислексия(греч. semantikos – смысловой)
| проявляется в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
| Аграмматическая дислексия
| обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
| Мнестическая дислексия(греч. mnesis – смысловой)
| проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
| Оптическая дислексия(греч. optikos – относящийся к зрению)
| проявляется в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
| Тактильная дислексия(лат. tactilis – осязательный)
| наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
|
СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИЙ
Речевая симптоматика дислексии
| Неречевая симптоматика дислексии
| Замена и смешение звуков при чтении – чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замена графически сходных букв (х-ж, п-н, з-д и др.).
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: буквы называются поочередно, «бухштабируются».
Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.
Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройство технической стороны.
Аграмматизмы при чтении проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступенях овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Бедность лексического запаса, неточность употребления слов обнаруживаются только на стадии овладения навыком чтения, и то в легких случаях.
| Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза), недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Это позволяет сделать вывод, что у детей:
– наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой сторон, верха и низа;
– отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы;
– выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя латерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).
|
|