Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
1. Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната, урожй – урожай.
2. Пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей.
3. Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки.
4. Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий.
5. Замена согласных: тва – два, роча – роща, урошай – урожай, боказываед – показывает.
6. Перестановки букв и слогов: онко – окно.
7. Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках, диктан – диктант.
8. Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, сенег – снег, диктанат – диктант.
9. Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи.
10. Слитное написание слов и их произвольное деление: дв а – два, бойчасов – бой часов, в ся – вся.
11. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
12. Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, толко – только, умчалис – умчались, мач – мяч.
| Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
1. Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки, появилось трава – появилась трава, огромная бабочки – огромные бабочки.
2. Нарушения управления: в ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу, сидит стул – сидит на стуле.
3. Замена слов по звуковому сходству.
4. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, настене – на стене, на бухли – набухли.
5. Пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, / анализа и синтеза, пространственного восприятия
1. Замена букв, различающихся положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б.
2. Замена букв, различающихся количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ.
3. Замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м.
4. Зеркальное написание букв: с, э, ю.
5. Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
1. Безударная гласная в корне слова: вада – вода, чисы – часы.
2. Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка.
3. Обозначение смягчения согласных.
4. Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
|