|
|||
Что такое дислексия?. Причины дислексииЧто такое дислексия? Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 15% детей. Полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения называется алексией. Причины дислексии Ученые изучают дислексию уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как распознать дислексию и почему она возникает. Обычному грамотному человеку, несомненно, тяжело представить себе, как можно не уметь читать печатный текст, поэтому эту неспособность часто приписывают лени, упрямству или уязвленной явными неуспехами своего чада родительской гордости. В течение длительного времени врачи попросту ставили диагноз «дислексия», однако подобный подход чересчур обобщает проблему. Процесс чтения требует фундаментальной перестройки визуальных и речевых связей мозга для того, чтобы связать звуки с определенными графическими знаками, к примеру, буквами, которые их обозначают. В свою очередь, необходимо не только слышать и понимать различные слова – нужно, чтобы ваш мозг разложил их на составные части (звуки или фонемы) таким образом, чтобы, увидев, к примеру, слово кот, вы мысленно услышали звуки: [к] – [о] – [т] – и ассоциировали их с образом пушистого зверька. В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50–100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно (ей около 5 тысяч лет), в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Скорее всего, для этой цели используется целый ряд других отделов мозга, первоначально имевших другое предназначение. Можно сказать, что наш мозг «подрабатывает по совместительству на стороне», и поэтому в нем иногда случаются сбои, которые необходимо устранять. Чтобы понять, о каких именно сбоях идет речь, необходимо иметь представление о работе мозга. Давно известно, что каждое его полушарие имеет свою специализацию: правое среди прочего отвечает за ориентацию в пространстве, а левое, в частности, определяет восприятие речи. Это разделение труда чисто условно, так как в каждом полушарии происходит дальнейшая специализация отделов. Поэтому простейшие действия, как, например, игра в мяч или чтение поэмы, требуют комплексного взаимодействия целого ряда различных отделов мозга. У людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Тяжелее всего, как ни странно, дислексикам даются самые короткие слова. Как говорят детские неврологи, дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, проблемы во время беременности, нарушения моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика. Передается дислексия и по наследству. Ученый Руйнхольд считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
|
|||
|