Виды нарушений процесса письма
Виды нарушений процесса письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
| Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит, то есть отражает свое дефектное произношение на письме.
| Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
| Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
| Дисграфия на ОСНОВЕ нарушений языкового анализа и синтеза
| Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов – на слоги, звуки. Характерные ошибки:
– пропуски согласных;
– пропуски гласных, перестановки букв;
– добавления букв;
– пропуски, добавления, перестановки слогов;
– слитное написание слов;
– раздельное написание слов;
– слитное написание предлогов с другими словами;
– раздельное написание приставки и корня.
| Аграмматическая дисграфия
| Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
| Оптическая дисграфия
| Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
|
Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.
|