Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НА ВОЛНАХ ОНЕЖСКОГО ОЗЕРА



НА ВОЛНАХ ОНЕЖСКОГО ОЗЕРА

Поздно вечером 8 августа бронекатера 21-й и 42-й на буксире у канонерской лодки № 14 вышли в озеро. До мыса Новый нос, где находился пост службы наблюдения и связи флотилии, прошли в сумерках. Отсюда в полночь уже своим ходом со скоростью 12 узлов катера двинулись к Вознесенской гавани. Головным шел 21-й. На его борту находились флагманский штурман флотилии капитан-лейтенант П.Н.Демин и командир южной группы бронекатеров старший лейтенант Я.Г.Ельников.

Внезапность обеспечила морякам пять минут выигранного времени, в течение которых они успели прицельно обстрелять намеченные заранее объекты. Огонь открыл головной катер трассирующими снарядами, чтобы уточнить расстояние до целей. Оно оказалось менее четырех километров. Скорректировали с учетом скорости движения и перешли на поражение целей осколочно-фугасными снарядами.

Стрельба почти по носу корабля обеспечивала ее меткость. Но она же имела и серьезный недостаток: связывала маневренность, что делало катера более уязвимыми. На исходе пятой минуты начал отвечать огнем мыс Куликов. Пристрелявшись заранее по всем квадратам гавани, с мыса вели огонь на поражение. Вокруг головного взметнулись водяные столбы. Грохот рвущихся снарядов, металлический скрежет осыпавших катер осколков заглушали шум двигателей. Всего две минуты потребовалось финнам, чтобы превратить гавань в извергающийся вулкан. Батарея с мыса Коровенец и береговая артиллерия била по катерам прямой наводкой. А они словно не замечали этого шквала огня и металла, все посылали и посылали свои снаряды в поселок. Командир 21-го мичман И.И.Чеботарев передал управление катером рулевому, старшине 2-й статьи Евгению Ольшевскому, а сам, приоткрыв броневую крышку артиллерийской башни, корректировал огонь.

И вдруг отказало одно из орудий - заклинило замок.

Катер на полном ходу несется к берегу, а орудие молчит. Даже те минуты, которые потребовались командирам Михаилу Сладкову и Илье Мущаку, чтобы устранить неисправность, показались всем целой вечностью...

Через много лет, выступая на страницах Вытегорской районной газеты «Красное знамя», Я.Г.Ельников признался, что именно в этот момент его нервы не выдержали, он ринулся на корму, включил две дымовые шашки. И мгновенно освещенные катера оказались перед противником как на ладони. Находившийся неподалеку капитан-лейтенант Демин жестом приказал шашки убрать. Свою ошибку понял уже и Ельников. Шашки полетели в воду. В одну из них на лету попал снаряд. Взрывной волной корму катера подбросило вверх, винт оголился и, как потом утверждали мотористы, дал 2 400 оборотов в минуту, то есть попросту пошел в разнос. Продолжалось это всего секунды, поэтому обошлось без повреждений.

Горевшие на воде дымовые шашки финны сочли за подбитый катер. Все их батареи сосредоточили свой огонь на этой точке, а 21-й тем временем на максимальной скорости выходил из гавани на юго-восток в полосу дыма. Ведомый следовал за ним. Когда вражеские артиллеристы поняли свою ошибку, было уже поздно. Корабли, невредимые, уходили в темноту, ведь августовские ночи даже на Онеге темны. Долго еще вдогонку храбрецам летели снаряды, но никакого вреда причинить им уже не могли.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.