Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симон Львович Соловейчик. 26 страница



Желания возникают и пропадают, а воли складываются, вычитаются, соединяются,

умножаются - совсем как физические силы. Родители могут прибавить свою волю к воле

ребенка, а могут вычесть свою волю из детской - и, бывает, ничего не остается.

Подавленное существо, не смеет ни думать, ни желать...

 

 

Чувство - сила желания, воля - напряжение желания. Добавим, что желание растет с

уверенностью человека в себе и в своем представлении о мире - уверенностью, которая

дается умственным постижением себя и мира, знанием, опытом. Тогда можно составить

такую формулу, объединяющую ум, сердце и волю:

ВОЛЯ = ЧУВСТВО x УВЕРЕННОСТЬ

Из формулы вытекает несколько интересных следствий, решительно всем известных; но в

этой книжке вообще нет ничего такого, чего не знали бы все, кто умеет воспитывать

детей. Я хочу лишь показать непреложность всем известных истин, показать, что

нарушение естественных законов воспитания неминуемо ведет к дурным результатам.

Прежде всего из формулы видно: нельзя, чтобы чувство или уверенность равнялись нулю,

- тогда волевое усилие невозможно.

Заставляя сына-школьника сесть за уроки, мы упрекаем его: "Безвольный! У тебя совсем

нет силы воли!" На самом деле у него нет не воли, а веры, уверенности в том, что его

усилия к чему-нибудь приведут. Волевое усилие в этом случае практически невозможно -

хоть кричи, хоть бей, хоть сам плачь, хоть доведи до слез ребенка. Надо увеличить его

веру в результат, в успех - уговорами или помощью. Иногда родители заманивают ребенка

посулами: "Получишь хорошие отметки, куплю велосипед". Ожидаемым результатом

становятся не знания и даже не отметки, а подарок. Но если сын верит родителям и если

он отстает не безнадежно, то он может и позаниматься, отчего бы и нет? Однако и в этом

случае решающим является уверенность, вера в то, что его не обманут. Примерно того же

добиваются родители, когда они угрожают суровыми наказаниями за плохие отметки -

ребенок садится за книги, чтобы избежать наказания, в этом результат, в который он

верит. Так, собственно, учит школа: она наказывает за невыученные уроки плохими

отметками. Когда их ставят справедливо, ребенок уверен в том, что за невыученный урок

он получит плохую отметку, за выученный - хорошую, и он способен на волевое усилие.

Когда же он не верит в справедливость отметок ("Учи не учи, все равно больше тройки не

поставят"), то он перестает заниматься - и не потому, что он лентяй, а потому, что это

противно человеческой природе: уверенность, равная нулю, уничтожает возможность

волевого усилия.

Чтобы ум и умственные способности развивались, ребенок должен верить в успех своих

занятий или хотя бы в справедливость учителя.

 

 

Но та же формула подсказывает и другой путь: чувство, интерес к учению. Если у ребенка

не хватает воли, мы стараемся вызвать интерес, и чем больше он будет, тем легче садиться

за уроки. На вопрос о том, как победить лень, Макаренко отвечал, что это можно сделать

лишь постепенным развитием интереса. В раннем подростковом возрасте, примерно в

четвертых - седьмых классах дети могут учиться только по интересу, и ничем другим

учиться их не заставишь. Но как раз в это время интересы их находятся обычно очень

далеко от учения...

Когда есть интерес, воля растет как бы сама собой, так что ее трудно назвать волей. Это

самый верный способ учиться: учение с интересом, с любовью к науке. Я описал его в

книжке для детей "Учение с увлечением". Это же и самый верный способ работать:

работа с увлечением. Мы часто восхищаемся трудоспособностью великих людей, нам

ставят их в пример: вот, мол, человек всю жизнь отдал искусству, науке, борьбе. Гении

действительно великие труженики, но, как правило, им не приходится заставлять себя, у

них великая любовь к своему делу, страстная увлеченность. Природные дарования дают

им возможность добиваться исключительного успеха, отсюда их великая вера в результат,

уверенность в себе, отсюда - интерес и воля. В формуле сердца все три составляющие

(воля, чувство, вера) вырастают до огромных размеров, и мы говорим - гениальная

трудоспособность.

 

 

Повернем ту же формулу по-другому, и мы увидим, что чувство обратно пропорционально

уверенности - вере и надежде. Когда желание сильно, а надежды исполнения его мало,

чувство возрастает. Так слишком страстный болельщик, до последней минуты

надеявшийся на победу любимой команды, вдруг, при финальном свистке, мгновенно и

окончательно теряет надежду, чувство его возрастает до бесконечности, а так как именно

чувство связано с сердечной деятельностью ("сердце сильно бьется"), то человек дома, у

телевизора, получает инфаркт. Так не раз погибали люди. Мгновенное крушение всех

надежд, неожиданное известие о потере любимого вызывают сильнейшую вспышку

чувства, шок - они и в самом деле смертельно опасны для человека.

По этой причине мы должны, воспитывая ребенка, как можно больше питать его сердце

калорийной духовной пищей - верой и надеждами. Чем больше верит ребенок в

родителей, учителей, чем надежнее его жизнь, тем меньше, при одних и тех же

нормальных чувствах, напряжение в сети, меньше чисто волевых усилий приходится

употреблять ребенку, чтобы справиться со своими чувствами, и он растет спокойным

человеком, способным и на сильное чувство, и на решительное волевое усилие. Ребенок

не подключен к какой-то сети, питающей его психику, его внутренний мир скорее похож

на аккумулятор, который может и разрядиться, - и тогда напряжение садится, воли нет,

одни только чувства, да к тому же и отрицательные. Психика расшатана, ребенок

становится дерзким, дерганым, диким. Тут-то родители и бросаются к педагогам: "Что

делать с ребенком?" - и слышат в ответ, что надо лучше смотреть за ним, не оставлять без

наказания его дикие выходки, внушать ему, что такое хорошо и что такое плохо, и учить

обуздывать свои чувства... Нелепость!

 

 

Но из той же формулы вытекает, что когда у человека безграничная вера в себя, в успех, то

он почти и не нуждается в чувстве. Интересом становится исполнение желания, а люди

вокруг, а мир сами по себе никакого чувства не вызывают. Происходит как бы короткое

замыкание:

ВОЛЯ = УВЕРЕННОСТЬ

Чувству здесь нет места, и человек добивается своих целей за счет других, даже не

замечая, не чувствуя этого. Он не способен понять чужие чувства, потому что его

собственные сведены до одного: до чувства желания добиться цели.

Представим себе сверло. Можно сказать, что у него стопроцентная уверенность в себе.

Заставьте его сверлить неподдающийся мрамор, оно, сверло, с той же бодростью начнет

крутиться - хотя тут же и сломается. У сверла нет сомнений!

Для дела, для успеха, для достижения цели необходима воля, а без чувства можно

обойтись - если человек как сверло, как машина. Для человеческого же успеха чувство,

любовь необходимы. У некоторых людей всякое желание тут же превращается и в

действие, в попытку действовать, - и никаких тебе чувств. Так бывает в любви: мужчина

любит женщину, добивается ее, женится на ней, все для нее делает, окружает ее заботой -

но он не любит, он лишь действует. У него одно лишь желание добиваться своих целей и

огромная уверенность в том, что все доступно, все возможно. И женщина, у которой все

есть, которой все доступно и все возможно, погибает душой - мы говорили об этом.

Когда мы с детства нацеливаем ребенка на успех и только на успех, на хорошие отметки,

на спортивные достижения, на победу в драках, когда мы хотим, чтобы наш ребенок был

"в порядке", когда мы растим делового парня, то все, что неуспех, кажется нам

"эмоциями", чем-то несущественным. Так мы лишаем ребенка теплоты души, губим его

способность любить.

Бывает, что родители не заботятся о детях, не дают им достаточного образования, и,

вырастая, дети укоряют отца и мать. Но криком кричит, но воем воет выросший человек,

если родители не научили его любить, если он не чувствует себя способным полюбить.

Бесчувственный - безнравственный. Потому и говорят, что страдание просветляет душу.

Горе, потери, крушение надежд уменьшают опасную уверенность в себе и в мире, и

сейчас же возрастает чувство, способность чувствовать, - человек начинает замечать

людей вокруг себя.

 

 

Все, что относится к воле, называется словом "характер". Бесхарактерный - безвольный.

Все, что относится к чувствам, называют словом "темперамент": горячий темперамент,

холодный, нет темперамента - не способен на сильные и быстро возникающие чувства.

Про северные народы говорят, что они обладают сильным характером, про южные - что

им свойствен горячий темперамент.

Характер и темперамент определяют деятельность ребенка; но почти все болезни его

личности, как говорят психиатры, начинаются с поломок в темпераменте - в области

чувств. Ребенок возбужден, он чувствует сильнее, чем мы, и сильнее выражает свои

чувства, он кричит, грубит, буйствует. Это никому не нравится. Но вместо того чтобы

успокоить ребенка, мы тоже начинаем выражать свои чувства негодования, перестаем

любить маленького, потому что он досаждает нам, и тогда развивается невротическое

состояние: ребенок не просто не справляется со своими чувствами, а в нем развивается

неуверенность в себе, он слишком сильно нуждается в признании - складываются

определенные черты личности. Если на первой стадии достаточно было бы успокоить

ребенка (может быть, и уступив ему), то теперь надо думать о системе его отношений с

людьми и с миром. И быстрее думать, пока эти затруднения - внутренние проблемы

ребенка или подростка. На третьей стадии эти недостатки выражаются в поведении, и

тогда перед нами "трудный" или больной подросток с дурным характером. А начинается

все с того, что мы не умели управиться с чувствами ребенка, неправильно отвечали на

бурное проявление чувств.

Человек - это желание. Желание может целиком уйти в волю - вырастет бесчувственное,

безнравственное существо.

Желание может целиком уйти в чувство - вырастет бездеятельный человек, склонный к

ленивой мечте.

Желания могут быть слабыми и случайными - вырастет пустой, капризный, никчемный

человек.

Как бы нам вырастить человека с гармоничной душой - с сильными и точными

желаниями, с горячими чувствами, с напряженной волей, смелым умом, с верой в жизнь,

с надеждой на будущее, с уверенностью в своих силах, с высоким духом?

Есть один секрет, мы подходим к нему.

 

 

Коль скоро у человека две главные потребности - в безопасности и в развитии, то и воля у

него двух видов, двух типов. Потребность в безопасности дает напряжение воле

сопротивления. А потребность в развитии дает доброе, творческое напряжение - волю

творить, соединять, создавая что-то новое для себя и оттого испытывая энтузиазм или

вдохновение.

Воля умного человека - воля творчества, воля созидания, и, воспитывая, взращивая эту

творческую силу, мы воспитаем все лучшее, о чем только можно мечтать.

Творческая сила в человеке - вторая воля, напряжение другого рода. Потребность в

безопасности дает силу упорства, разрушения, а потребность в развитии - добрую волю.

Воля к творчеству - нечто особо важное в человеке, в его душе, в его духе, в его личности.

Она зависит от потребностей и от дарований человека, от его любознательности и

воображения, и она зависит, конечно, от воспитания.

Обычно творчество называют способностью, говорят: "творческие способности" - как

будто есть и нетворческие, и говорят: "творческое мышление" - как будто есть мышление

нетворческое. Но каждый шаг и шажок человека основан на его воле действовать, решать,

выбирать, придумывать, пускать в ход интуицию, проявлять инициативу.

Творческая воля - это такая же сила всех психических процессов, как и привычная всем

воля. Все процессы - творческие, все волевые, но важно, чего в воле человека больше:

упорства или творчества. Воля упорства не всегда включает в себя творческий момент, а

творческая воля обязательно предполагает и упорство, способность быть твердым в

исполнении своих намерений, как писал Н.Г.Чернышевский. Сила упорства часто бывает

разрушительной, воля творчества конструктивна по своему характеру, это воля к

созиданию.

Воля сопротивления выражается в стремлении к господству, к насилию, к посягательству.

А творческая воля выражается в любви. Она и есть любовь - непременное и сильное

желание создавать, поддерживать, общаться, объединяться. Творческая воля точно

отвечает устройству нашего мира, его проблемному характеру. Жизнь человека - цепь

проблем, он решает их, если с детства его уму придан такой склад, если в его душе

главенствует творческая воля, если он по самой сути своего характера (употребим

английское выражение) "проблем-солвер" - "решатель проблем".

С первых дней жизни ребенка будем подталкивать его к творческому действию, чтобы в

этом направлении развивались его любознательность и воображение.

Упорство в ребенке развивается принуждением, творчество - побуждением. Для упорства

главное - препятствие, для творчества - свобода и цель. Тихонько, осторожно, не спеша,

словно перед нами птица, которую можно спугнуть, приучаем ребенка видеть мир как

цепь вопросов и проблем и помогаем ему эти проблемы решать, добавляя свою волю - к

его слабенькой. Сначала в каждом поступке ребенка сто процентов нашего творчества, но

настанет день, когда один процент, одна слабенькая мысль будет принадлежать ему - вот

и хорошо.

Не станем торопить ребенка, стоять над душой: "Думай, думай сам, ну что же ты такой

балбес", не станем с пеленок растить академика, не будем слишком надеяться на

головоломки и тесты - все потихоньку. Но на каждом шагу:

- Сейчас пойдем гулять или попозже?

- Ты что хочешь надеть - пальто или куртку?

- Ты чай хочешь или компот?

- Папа скоро с работы придет - давай ему сюрприз приготовим. А что мы придумаем?

И обо всех жизненных проблемах:

- Поссорился с ребятами? Что же нам делать? Давай придумаем!

- Учительница географии не любит тебя? Что же делать? Должен быть какой-то выход!

- Двойка по геометрии? А какой может быть выход? Ты что-нибудь придумал?

- Идешь на день рождения? А что ты придумал, кроме подарка?

Есть дети, которые не могут заснуть, если не решили заданную на дом задачу. До утра

будет сидеть, в школу не пойдет, неделю просидит, отощает и ослабнет - но решит.

Воспитанием таких детей не вырастишь, тут нужна и природная творческая воля; но

будем в ту сторону рулить, думать именно о творческой воле. Во всяком случае, она легче

поддается воспитанию. Упорством на творчество не повлияешь, а сила творчества сама

собой рождает упорство.

 

 

На каждом шагу услышишь:

- Неужели вы в самом деле верите в воспитание? А наследственность? А гены? Вы что, не

читали? Вот если у человека не в порядке с хромосомами, ну там, лишняя, что ли, или не

хватает одной, то он становится преступником. Не читали?

Знакомая мне женщина, искусствовед высокой квалификации, прекрасный знаток

Возрождения, купила в киоске бланки объявлений и развесила их по городу: меняется.

Разъезжается со своей двенадцатилетней дочерью, не может с ней жить под одной

крышей, потому что у дочери плохие гены, у нее гены отца.

На свои гены никто не жалуется, только на чужие.

На самом деле наукой не доказано, что в человеке "все от генов". Два крупных

американских университета еще в тридцатые годы провели исследования по одной

методике, и обе группы ученых пришли к решительным и однозначным выводам. Один

университет со всей очевидностью доказал, что все в человеке зависит от

наследственности, другой университет с такой же убедительностью подтвердил, что все

зависит от среды, окружения, воспитания.

Да так оно и есть.

Януш Корчак, напомню, говорил, что никто не вырастит из ста детей сто идеальных

людей. Всегда будет какой-то разброс в качествах. Значит, все от природы?

С другой стороны, отдайте трудного мальчишку вместе с его дурными генами в руки

хорошего воспитателя, в хороший детский коллектив, и он очень скоро станет другим

человеком, я видел это много раз.

Значит, все от воспитания?

Это противоречие так и надо принимать - как противоречие. Снова мы сталкиваемся с

характернейшей особенностью воспитания: оно все состоит из противоречий, которые и

нельзя, и не надо приводить к одному знаменателю.

Посмотрите на любого человека, вглядитесь в него, особенно если это чужой - ну, скажем,

в трамвае или троллейбусе, - вглядитесь, и вы ясно увидите перед собой чисто природное

существо. В нем все от природы, каждая черточка, каждое движение. И в то же время,

вспомнив знакомых, вы непременно разделите их на хорошо воспитанных людей и на

плохо воспитанных, на развитых и неразвитых.

В человеке все, решительно все - в том числе и ум, и воля - от природы. И в человеке все,

решительно все - от воспитания.

Все от природы и все от воспитания. Это позволяет нам не думать о генах, поскольку мы

все равно ничего с ними не можем поделать. Будем заниматься своей работой, будем

верить в великие возможности воспитания, потому что от этой веры зависит судьба

ребенка.

 

 

С одной стороны, простейшая педагогическая наука, которая все укладывает в одну фразу:

"А дать ему как следует, чтобы знал!"

С другой - бесконечные сложности и противоречия.

Что делать? Выбирайте, читатель!

Да вот он, наш ребенок: 

у него есть природные потребности и дарования; 

у него есть творческая сила и сила воли, определяющие его характер; 

у него есть душа, сердце, есть душевные силы - вера, надежда и любовь, определяющие его

темперамент; 

у него есть дух, есть духовная сила стремления к добру, правде и красоте; 

у него физическая сила и умственная; представление о мире и о себе; 

у него есть ценности, развившиеся из потребностей, и есть способности, развившиеся из

дарований.

Мир предстоит перед ним как правда и творчество, как постоянное сотворение живой

правды, и в нем самом живет творческая воля к правде, он поддерживает ее и возвращает

ее миру своей справедливостью, своим трудом - так происходит процесс

правдообращения, основа воспитания.

Можно даже представить себе педагогическую модель личности:

МИР

(правда, творчество)

ПОТРЕБНОСТИ      ДАРОВАНИЯ

СЕРДЦЕ - ДУХ - РАЗУМ

ЦЕННОСТИ      СПОСОБНОСТИ

МИР

(правда, творчество)

В каждой "клеточке" нашего внутреннего мира, в каждом нашем желании, в каждой

мысли, в каждом чувстве, в каждой крупице веры и надежды содержится все это, потому

что личность едина, в ней нет границ, перегородок, мембран. Это все один внутренний

мир, развернутый по оси "нужда - цель". Нужда поднимается из глубины организма, цели

определяются духом.

В верхней строке - потребности и дарования, природный материал, с которым

воспитатель имеет дело.

В нижней строке - результат воспитания, ценности человека и его способности. Двумя

этими словами можно определить личную и общественную значимость любого человека.

А средняя строка - "сердце, дух, разум" - рабочая часть личности, главная наша забота.

Научимся, воспитывая, трудиться душой, умом и духом, научим такому труду ребенка - и

сложится в человеке человек, и все будет хорошо. Просто замечательно все будет!

 

 

КНИГА III. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕК.

 

Глава I. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕНИЕМ.

 

 

Днем мы несколько раз ссорились с Матвеем. То он баловался, когда мама помогала ему

одеваться, то ему вздумалось подобрать валявшийся на улице старый трамвайный билет:

- Ты же знаешь, что я люблю билетики! Он мне нужен!

Но вечером, когда пришло время укладываться спать, мне захотелось похвалить его, и я

сказал:

- Матвей, ты себя сегодня очень хорошо вел. - От этих своих слов я почувствовал прилив

нежности к мальчику и неожиданно для себя добавил: - Я тебя очень люблю.

- И я тебя очень люблю, - быстро, с воодушевлением откликнулся в темноте Матвей. - Я с

тобой даже дружу.

Великий человек наш Матвей.

 

 

Первая глава книги была о родителях, вторая - о детях, третья, как и обещано, о третьем

слагаемом воспитания - отношениях между родителями и детьми.

Очень многие люди на вопрос о том, что нужно для хорошего воспитания, отвечают не

задумываясь:

- Как - что? Контакт! Нужен контакт с детьми!

И я, когда начинал книгу, тоже так думал, пока меня не спросили однажды:

- А что такое контакт?

Выяснилось, что ответить на вопрос не так просто. Кто понимает это слово без

объяснения, не нуждается в советах по воспитанию, а кому надо объяснять - тому и

объяснения не помогают.

Трудные дети - те, у кого нет душевных контактов со взрослыми.

Трудные родители - те, кто не умеет и не хочет устанавливать такие контакты, не ищет

общего языка с детьми, а добивается, чтобы ребенок хорошо учился и хорошо себя вел

только потому, что "сколько раз тебе говорить?".

К сожалению, не все люди достаточно эмоциональны, чтобы чувствовать, есть ли у них

контакт с ребенком, и не все в таком контакте нуждаются; иные прекрасно обходятся без

общей тайны с ребенком - и тут уж ничем не поможешь. Остается сказать лишь одно:

старайтесь... Вся эта книжка, все эти длинные обсуждения и объяснения лишь для одного:

чтобы помочь читателю понять себя, понять условия воспитания, понять своего ребенка,

принять его, увидеть, что возможно в воспитании, а что невозможно, - и почувствовать

необходимость в контакте с детьми. Вся эта книжка, от первой страницы до последней,

служит объяснением единственного слова "контакт". Короче не объяснишь.

Многие дети вырастают вне контакта с родителями. Это в общем-то и не всегда страшно.

Просто у них другие воспитатели: учителя или сверстники.

Но если мы чувствуем хоть малую ответственность за детей, если мы хотим воспитать их,

то нужен контакт с детьми, что бы ни означало это слово.

Воспитание без контакта совершенно невозможно.

Душевный контакт с ребенком - первая и последняя проверка, как идет воспитание. Есть

контакт - все идет хорошо и будет хорошо; нет контакта - ничего нельзя предсказать. Как

получится, так и получится. Воспитание в этом случае зависит не от нас, а от многих

житейских обстоятельств, от других людей. Чтобы не держать в уме все сложности

воспитания, можно, как по компасу, вести корабль, направляя его на душевный контакт, и

немедленно менять курс, если контакт разлаживается.

Опять то же самое: возможное и невозможное... Вы чувствуете, что вы правы, вы говорите

правильно, вы требуете все, что нужно, вы и в самом деле совершенно и абсолютно правы

- но все же это не имеет никакого значения, если нет контакта с ребенком. Все пустое,

формальное, все цели недостижимы.

Умеем устанавливать контакт, сохраняя самые высокие свои принципы, - замечательно.

Не умеем - приходится снижать планку, уступать; иногда едва-едва на поверхности

держишься. Лишь бы сохранялся контакт, лишь бы не разрыв, не развод с детьми, не

война! В воспитании все лучше, чем война с собственными детьми.

Будет контакт - есть надежда, что будет все. Не будет контакта - надеяться не на что.

 

 

Юноша-десятиклассник жаловался мне:

- Ну что такое? Шестнадцать лет живем с родителями под одной крышей и никак общего

языка найти не можем!

Все наши затруднения с детьми можно описать как неумение найти общий язык. Не

понимает нас ребенок! "Я тебе сколько раз говорила - не ломай игрушки, они денег

стоят!" А когда ребенок ленится, то: "Говоришь, говоришь тебе, а ты все свое. Сначала

сделай уроки, потом пойдешь во двор. Неужели тебе не понятно?"

В русском языке на этот случай есть огромное количество устойчивых оборотов, что

свидетельствует об остроте и всеобщности проблемы:

- Ты что - не слышишь?

- Ты что - глухой? Оглох?

- Я кому говорю?

- Я что - стенке говорю?

- Я тебе говорю или нет?

- Я тебе, кажется, русским языком говорю!

- Ты что, русского языка не понимаешь?

- Сколько раз тебе говорить?

- Сколько тебе повторять?

- Мне надоело повторять тебе одно и то же!

- Тебе что - сто раз повторить нужно?

- Ты что молчишь?

- Ты что - язык проглотил?

И вправду - как будто глухой! Как будто русского языка не понимает!

Когда студентов-педагогов после первой практики в школе спросили, что им было

труднее всего, восемьдесят (!) процентов из них ответили: "Найти общий язык с детьми".

Казалось бы, этому и должен быть посвящен учебник педагогики; но в нем говорится:

"Надо, чтобы был общий язык..." - и все.

Нам кажется, что дети нас действительно не слышат, и надо повторить, надо сказать в

третий раз, да прикрикнуть - вот и услышит, вот и поймет, и все будет хорошо. Но многое

из того, что мы говорим ребенку, до него никогда не дойдет, потому что мы не на том

языке говорим.

Общий язык - это не язык команды и послушания, это язык желаний. Общий язык - это

общие желания. Это язык веры. Язык надежды. Язык любви.

Дети больше нас нуждаются в общении со взрослыми. Пока разум не развит, душа

занимает во внутреннем мире гораздо больше места, почти все "пространство" психики;

но одно из главных свойств души состоит в том, что она жаждет общения, и не с

человеком общения, а именно с душой другого человека, с чужой душой. Без общения

детская душа не развивается, она не может ни любить, ни верить, ни надеяться - она

хиреет.

Пушкинский Фауст, который "с жизни взял возможну дань" и не видит толку ни в

глубоком знании, ни в славе, ни в мирской чести, все же признает:

Но есть

Прямое благо: сочетанье

Двух душ...

"Прямое", действительное, единственное благо!

И в речи нашей, вслушаемся: "живут душа в душу", "задушевный разговор", "поговорим по

душам". После такой встречи "душа очистилась", "душа омылась", "на душе легче стало",

"душа успокоилась". О человеке, который понимает меня, говорят, что "он заглянул мне в

душу", "понял мою душу", "душевный человек". Душевный не тот, кто видит меня

насквозь, кто "лезет в душу", нет, тот, кто душой к душе моей прикасается. Чувства,

отражающие силу желаний, выражения чувств - главное средство общения с ребенком,

подростком, и даже взрослые не понимают слова, за которым нет чувства. Первый

проблеск чувства - это внимание. Общаться - значит пробуждать чувство, привлекать

внимание.

Общаться с детьми - не значит болтать с ними, разговаривать, отвечать на их вопросы, что

тоже важно. Но общаться - это нечто другое. Попробуем наконец приблизиться к

пониманию этого непередаваемого в словах состояния - "сочетание двух душ".

 

 

Детьми приходится управлять, и мы должны учить их, передавать им некий опыт нашей

жизни. Но мы иногда думаем, будто управлять и учить - это и значит воспитывать.

Вспомним: "Я учила тебя хорошему!"

Глагол "воспитывать" скрывается в себе, объединяет три разных действия: управлять,

учить и общаться. Мы должны управлять детьми, пока они маленькие, мы должны учить

их, но довольно часто мы этим и ограничиваемся, оставляя в стороне, опуская самое

важное педагогическое действие - общение. И можно понять, отчего мы склонны

опускать общение, - оно несовместимо с управлением и учением!

Для учения необходимо, чтобы учитель превосходил учащегося в знаниях или опыте. Для



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.