|
|||
Полимерно-композиционные материалы (ПКМ).7. Полимерно-композиционные материалы (ПКМ). 7.1 Гибридная (по материалу) конструкция пролетного строения На основании теоретических исследований, проведенных при сотрудничестве НИЛ «Мосты» СГУПСа и компании ООО «Опора», была разработана новая гибридная конструкция пролетного строения. Данная конструкция представляет собой стеклопластиковые решетчатые фермы, объединенные поверху железобетонной плитой, включенной с фермами в совместную работу.
Комплекс экспериментальных исследований пролетного строения, выполненный в НИЛ «Мосты», позволил обосновать возможность и целесообразность применения данной конструкции в качестве пролетных строений как пешеходных, так и автодорожных мостов. На основании этих исследований проектной компанией ООО «Сибирские проекты» (г. Новосибирск) при сотрудничестве с НИЛ «Мосты» в 2013 г. был разработан проект гибридного по материалу пролетного строения полной длиной 18 м с габаритом проезда Г-4,5 и двумя тротуарами шириной по 0,75 м под современную автодорожную нагрузку А14 и Н14. Этот проект получил положительное заключение государственной экспертизы и был принят к реализации. При содействии областной администрации в качестве объекта для реализации экспериментального пролетного строения был выбран аварийный мост через р. Пашенку на автодороге V категории с. Красный Яр – с Сосновка в Новосибирском районе. Строительство, включая сборку и монтаж пролетного строения, выполняла строительная организация ООО «Опора» (г. Новосибирск), проектные работы – ООО «Сибирские проекты» совместно с НИЛ «Мосты». Научное сопровождение проектных и строительных работ выполняли сотрудники НИЛ «Мосты» СГУПСа.
По окончании строительно-монтажных работ сотрудниками НИЛ «Мосты» были проведены предсдаточные испытания моста. Выполненные статические и динамические испытания показали удовлетворительное соответствие фактической работы гибридного пролетного строения расчетным предпосылкам, заложенным при проектировании конструкции, и подтвердили возможность применения композитов в автодорожных мостах. По итогам испытаний было установлено, что мостовой переход может эксплуатироваться проектными нагрузками (А14 и Н14) без ограничений массы и скорости.
С целью анализа работы экспериментального пролетного строения в реальных условиях эксплуатации и дальнейшего совершенствования конструкции на основании полученных результатов сотрудниками НИЛ «Мосты» был разработан проект мониторинга технического состояния моста с контролем напряженно-деформированного состояния конструкций. В настоящее время техническое состояние моста можно оценить как хорошее, пропуск проектной нагрузки обеспечивается без ограничений, проведение ремонтных работ не требуется.
Углепластики, применяемые для усиления, представляют собой полимерные композиционные материалы на основе углеродного волокна. Их модуль упругости составляет не менее 230 ГПа, что сопоставимо с модулем упругости стали, а прочность при растяжении на порядок выше. Конструкция усиления из ПКМ не портит архитектурные показатели сооружения, не изменяет габаритные размеры конструкции, а ее весом, в масштабе веса пролетного строения, можно пренебречь. Технология монтажа системы усиления из ПКМ позволяет снизить временные и финансовые затраты по сравнению с традиционными способами. Наклеивание углепластиков выполняется на зачищенную поверхность усиленного элемента и не требует разборки защитного слоя бетона, бурения отверстий, установки закладных деталей и прочих трудоемких работ. В СГУПСе разработан ряд нормативных документов в области усиления железобетонных конструкций композиционными материалами, среди которых стандарты организаций для ООО «БАСФ Строительные системы» и ГКУ НСО ТУАД, технический регламент для ХК «Композит», руководство для ОАО «РЖД», предложения в СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы». Кроме того, в СГУПСе разработан государственный сметный норматив на выполнение работ по усилению. К настоящему моменту силами сотрудников СГУПСа разработаны проекты усиления и выполнены работы на железнодорожном путепроводе, десяти автодорожных мостах, семи объектах промышленно-гражданского назначения (жилых домах, торговом центре, гостинице).
|
|||
|