Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Организационный этап. Проверка домашнего задания. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока. Работа над темой. История создания. Но посвящены ли они любви на самом деле?. Образ Беликова



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Организационный этап

Выяснение отсутствующих, причины.

Приветствуют.

2. Проверка домашнего задания

Проверка знания текста рассказа (тест).

Отвечают на вопросы теста.

       

3. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

4. Работа над темой

История создания

В 1898 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Формальной сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, – стала охота, на которую отправились “высокий, худощавый старик с длинными усами” Иван Иваныч Чимша-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, “небольшого роста, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть ли не по пояс”. Охотники рассказывают друг другу истории, причём не вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется за другой, так и возникает цикл рассказов.

В центре каждого из них стоит любовная история.

Но посвящены ли они любви на самом деле?

 

 

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Анализ рассказа

- Давайте подумаем над названием рассказа. Рассказ называется «Человек в футляре». Почему он так называется?

- Что такое «футляр»?

(Коробка, чехол для хранения различных предметов)

Образ Беликова

- Давайте найдем в тексте внешние проявления футляра в жизни главного героя рассказа Беликова (работа с книгой).

- Каким человеком предстает перед нами Беликов?















- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

- Зачем этот футляр нужен Беликову?

- Только ли о внешнем стремлении отгородиться от жизни идет речь в рассказе?

- Как связана тема футляра с профессией Беликова?



- Вспомните и расскажите, как Беликов вёл себя. Каковы особенности его поведения? (пересказ)





- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:















Что значит «страх» перед жизнью? Чего боится Беликов?

а вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.





(Это его способ отгородиться от жизни)







(Беликов – учитель греческого языка – мертвого, на котором никто не говорит. Это тоже один из его способов отгородиться от действительной жизни)

Беликов выступал на педсоветах: ":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"

"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".

-"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".

(Страх перед жизнью, перед каким-либо изменением, страх провиниться в чьих-то глазах, вызвать недовольство

Беликов у Чехова — это живое олицетворение законов, любых ограничений, которые накладываются на человека даже не столько обществом, сколько самим человеком.

Он прячется в «футляр» из чувства самосохранения, ему уютно только в собственном идеальном мире, внешний мир его не только пугает, но он ему не нужен).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.